Некоторые актуальные проблемы удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей
В статье доцента кафедры гражданского права и процесса Саратовского юридического института МВД России, кандидата юридических наук Ю.Б. Сафоновой проанализированы вопросы легитимности удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей с некоторых видов доходов военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и приравненных к ним категорий лиц, предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.
Несовершеннолетние дети являются наиболее незащищенной категорией граждан в нашей стране. Президент РФ Д.А. Медведев неоднократно обращал внимание Правительства РФ, а также должностных лиц к проблемам их правовой и социальной защиты. На законодательном уровне закреплено право несовершеннолетних детей на получение алиментного обеспечения со всех видов заработка, дохода обязанных к уплате лиц*(1). Перечень видов зарплаты и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841"О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей".
В Перечне (приложение к названному постановлению) указано, что удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников таможенной системы, а именно - с оклада по штатной должности, оклада по воинскому (специальному) званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер (подп. "б" п. 3 Перечня).
При увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц выплачиваются единовременное пособие и ежемесячные социальные пособия. Согласно подпункту "в" п. 3 названного Перечня удержание производится в том числе с единовременного, ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, с Государственной противопожарной службы (подп. "в" п. 3 Перечня).
Полагаем, что удержание алиментов с единовременного пособия при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц являются неправомерными, поскольку основываются на нормативных правовых актах, применяемых с нарушением законодательства. Поясним свою позицию*(2).
В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие "выходное пособие". Общепринято, что выходное пособие при увольнении - это единовременная выплата работнику, увольняемому по невиновному основанию, предназначенная для обеспечения материальной поддержки при увольнении. Отметим, что данное единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других, приравненных к ним, категорий лиц по своему правовому статусу является разновидностью выходного пособия при увольнении, поскольку полностью отвечает требованиям, предъявляемым к данной выплате.
В соответствии с частью 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство. Нормативно-правовая база государственных пособий и гарантий социальной защиты претерпевает изменения. Так, с 2003 г. Правительство РФ обозначило перечень видов доходов населения, имеющих целевой компенсационный характер, связанных с социальными льготами. Выходное пособие при расторжении трудового договора и единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц - это компенсационная выплата, связанная с увольнением, т.е. для дальнейшего устройства в жизни безработного гражданина*(3), именно поэтому, следуя указаниям законов, взыскание с данной выплаты алиментного содержания несовершеннолетним гражданам недопустимо.
Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и другие приравненные к ним категории лиц, уволенные со службы - лица, имеющее персональное право на получение государственной социальной помощи в соответствии законодательством в связи с прекращением действия контракта о прохождении службы. Иными словами, гражданин, относящийся к данной категории лиц, по окончании службы получает социальную льготу на себя, т.е. государственную благотворительность, которая носит целевой характер.
Следует также отметить, что в положенных случаях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим приравненным к ним категориям лиц производится выплата ежемесячного социального пособия (в случае отсутствия права на пенсию) - это ежемесячная гарантированная выплата, аналогичная заработной плате.
Обе выплаты являются видом социального обеспечения, однако если вторая может быть причислена к виду дохода, имеющего постоянный характер, с которого могут удерживаться алименты, то первая - это единовременная социальная льгота, идентичная выходному пособию, а значит, с нее не могут удерживаться алименты.
В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1991 г. N 1897-1 "О единой системе оплаты труда работников правоохранительных органов в РСФСР" судьям, выбывшим из состава суда по достижении предельного возраста пребывания в должности или в результате неспособности по состоянию здоровья длительное время исполнять свои обязанности, выплачивается выходное пособие в размере годового жалования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры выплачивается выходное пособие.
Вместе с тем в целях материальной поддержки согласно постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при увольнении со службы единовременно выплачивается пособие.
Аналогичная выплата производится военнослужащим федеральных органов государственной охраны при увольнении с военной службы (приказ Федеральной службы охраны от 1 ноября 2005 г. N 427 "Об утверждении Инструкции о выплате военнослужащим федеральных органов государственной охраны единовременного пособия при увольнении с военной службы, а также ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию после увольнения с военной службы"), сотрудникам, увольняемым со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (приказ Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 10 декабря 2004 г. N 370 "Об утверждении Инструкции о выплате единовременного пособия сотрудникам, увольняемым со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"), военнослужащим органов Федеральной службы безопасности и пограничных войск при увольнении с военной службы (приказ ФСБ России от 29 октября 2003 г. N 687 "О порядке выплаты денежного довольствия и единовременного пособия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности при увольнении с военной службы").
Вызывает сомнение возможность применения различных требований к удержанию алиментов с выходного пособия и единовременного пособия при увольнении федеральных государственных служащих соответствующей основному закону страны, так как юридическое равенство всех перед законом должно устанавливаться независимо от должностного положения (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).
Обращаясь к анализу сущности и целевого назначения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, отметим, что это специфическая форма заработной платы. Вместе с тем единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц не может входить в состав заработка, поскольку не обусловлено системой оплаты труда, что следует из норм раздела 6 Трудового кодекса РФ. Следовательно, в соответствии с нормами трудового законодательства единовременное пособие при увольнении, выплачиваемое сотрудникам органов внутренних дел, не может являться видом денежного довольствия.
Норма части 2 ст. 7 Конституции РФ устанавливает охрану труда и здоровья людей, определяет государственные пособия и иные гарантии социальной защиты. По аналогии с требованиями статей 1 и 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категориям лиц и выходное пособие прочим категориям работников в Российской Федерации - это оказание государственной социальной помощи в виде денежной выплаты (социального пособия).
В соответствии с частью 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" произведено совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти, согласно которой утверждена Федеральная служба государственной статистики, руководство которой осуществляет Правительство РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики" основной функцией данной службы является разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы. Исполнительная власть утвердила, что единовременное пособие при увольнении со службы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц - это социальная льгота, и уравняла статус выходного пособия при расторжении трудового договора обычного работника и единовременных пособий при увольнении военнослужащих и сотрудников.
Правительство РФ через свои федеральные органы исполнительной власти - Минфин России и Росстат реализовало статью 38 БК РФ "Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств", обеспечив выполнение части 2 ст. 7 Конституции РФ. С 1 января 2003 г. установлено, что единовременное пособие при увольнении со службы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц является отдельной статьей расходов федерального бюджета и не входит в статью расходов, выделенных на денежное довольствие федеральных государственных служащих.
Обращает на себя внимание тот факт, что выходное пособие и единовременное пособие при увольнении - гарантированные выплаты, производимые конкретному человеку в ходе реализации его личных социальных прав и не могут быть делимыми.
Таким образом, можно сделать вывод, что в нарушение статей 17 (ч. 1 и 3), 18, 19 (ч. 2), 45 (ч. 1) и 55 (ч. 2) Конституции РФ военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и приравненные к ним ограничены в предоставлении им законных прав и свобод гражданина и их достойной реализации. Подпункт "в" п. 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841, устанавливающий, что удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в части, касающейся единовременного пособия при увольнении:
- в соответствии с частью 1 ст. 17 и частью 2 ст. 55 Конституции РФ нарушает право военнослужащего и сотрудника органов внутренних дел на получение социальных льгот, обусловленных спецификой службы, в полном объеме;
- в соответствии с частью 3 ст. 17 и статьей 18 Конституции РФ искажает смысл применения других законов исполнительной власти по предоставлению прав другим гражданам;
- в нарушение части 2 ст. 19 Конституции РФ предоставляет права военнослужащему и сотруднику органов внутренних дел в меньшей мере по отношению к приравненной к ним категории должностных лиц;
- не обеспечена гарантированная государственная защита социальных прав военнослужащих и сотрудников внутренних дел в нарушение части 1 ст. 45 Конституции РФ, поскольку единовременное пособие при увольнении со службы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц не является видом денежного довольствия.
Помимо этого подпункт "в" п. 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, указывает, что Правительством РФ в нарушении требований пункта "б" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ не обеспечена единая финансовая политика в области регулирования прав и свобод человека и гражданина, также в нарушении пункта "е" ч. 1 ст. 114 Основного закона не осуществлены меры по обеспечению законности, равных прав и свобод граждан. Вследствие этого считаем целесообразным признать подпункт "в" п. 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, устанавливающий, что удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в части, касающейся единовременного пособия при увольнении, нарушающим конституционные права граждан и подлежащим исключению из названного Перечня.
Резюмируя сказанное, полагаем необходимым обратить внимание законодателя на существующие противоречия и неточности в ряде нормативных правовых актов, трудности правоприменения, что в конечном счете ставит граждан в неравное положение по отношению друг к другу, затрудняет правореализацию, создает "правовые вакуумы", устранить которые можно путем приведения названных законов и подзаконных актов в соответствие друг другу и Основному закону нашей страны - Конституции РФ.
Библиография
Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ г. "О государственной социальной помощи".
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям".
Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей".
Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики".
Приказ ФСБ России от 29 октября 2003 г. N 687 "О порядке выплаты денежного довольствия и единовременного пособия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности при увольнении с военной службы".
Приказ ФСКН России от 10 декабря 2004 г. N 370 "Об утверждении Инструкции о выплате единовременного пособия сотрудникам, увольняемым со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Приказ ФСО России от 1 ноября 2005 г. N 427 "Об утверждении Инструкции о выплате военнослужащим федеральных органов государственной охраны единовременного пособия при увольнении с военной службы, а также ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию после увольнения с военной службы".
Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 ноября 1991 г. N 1897-1"О единой системе оплаты труда работников правоохранительных органов в РСФСР".
Ю.Б. Сафонова,
доцент кафедры гражданского права и процесса
Саратовского юридического института МВД России,
кандидат юридических наук, подполковник милиции
"Адвокат", N 7, июль 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно статье 82 Семейного кодекса РФ виды заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определяются Правительством РФ.
*(2) Отметим, что в ранее действующем Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в норме статьи 69 среди видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, было и выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника. Пришедший на смену данному закону Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" аналогичное правило не содержит, допуская, таким образом, обращение взыскания на данную выплату.
*(3) По этому пути идет и судебная практика. См., в частности, определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 76-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хямяляйнен Марины Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые актуальные проблемы удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей
Автор
Ю.Б. Сафонова - доцент кафедры гражданского права и процесса Саратовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, подполковник милиции
"Адвокат", 2010, N 7