Правовой статус бюджетных образовательных учреждений изменится
Федеральный закон N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) принят 08.05.2010, в соответствии с ним кардинально меняются принципы функционирования бюджетных учреждений. Иными словами, предлагается изменить правовое положение бюджетных образовательных учреждений, действующих на сегодняшний день, путем создания на их основе казенных, бюджетных и автономных учреждений. Бюджетным учреждениям, созданным после 2011 года (далее - новые бюджетные учреждения), согласно данному закону предоставят больше самостоятельности. В этой статье мы приведем особенности правового статуса новых бюджетных учреждений и казенных учреждений, как нового типа госучреждений. Также определим, из каких этапов будет состоять процесс реализации Федерального закона N 83-ФЗ, как будут функционировать бюджетные учреждения в переходный период.
Федеральный закон N 83-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением отдельных его положений, которые начнут действовать в иные сроки. Как уже было сказано, с этой даты все бюджетные учреждения образования должны приобрести статус казенных, бюджетных или автономных.
Поскольку перевод образовательных учреждений в автономные осуществлялся уже давно на основании Закона об автономных учреждениях*(1), в данной статье на них мы останавливаться не будем, а более подробно рассмотрим особенности новых типов государственных учреждений: казенных и новых бюджетных.
Правовой статус казенных и новых бюджетных учреждений
Приведем в таблице сравнение правового статуса казенных и новых бюджетных учреждений.
Показатели для сравнения | Казенные учреждения | Новые бюджетные учреждения |
Определение | Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (ст. 6 БК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ (далее - БК РФ)) | Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в редакции Федерального закона N 83-ФЗ (далее - Закон о некоммерческих организациях) |
Финансовое обеспечение | Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ). Порядок составления и ведения бюджетных смет устанавливает Минфин (ст. 165 БК РФ) | Финансовое обеспечение выполнения государственного задания новым бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Другими словами, с 2011 года изменится механизм финансирования бюджетных учреждений, то есть будет осуществлен переход со сметного финансирования к выделению субсидий на выполнение госздания* |
Лицевые счета | Для учета операций по исполнению бюджета казенными учреждениями открываются лицевые счета в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (ст. 220.1, п. 4 ст. 161 БК РФ) | Лицевые счета новым бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством РФ, открываются и ведутся в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) (п. 1 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ). Здесь также важно отметить, что с 2011 года лицевые счета новых бюджетных учреждений обнуляться не будут. Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета, используются в очередном финансовом году на те же цели |
Собственник имущества | Собственником имущества казенного учреждения являются Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (п. 1 ст. 161 БК РФ) | Собственником имущества нового бюджетного учреждения по-прежнему остаются Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (п. 9 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях) |
Право распоряжения имуществом | Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ (далее - ГК РФ)) | Новое бюджетное учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества (п. 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 3 ст. 298 ГК РФ). При этом право самостоятельного распоряжения движимым имуществом возникает с момента утверждения перечней особо ценного движимого имущества. До этого момента во всех случаях требуется согласие учредителя (п. 5 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ) |
Осуществление деятельности, приносящей доход | Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, если такое право предусмотрено в его учредительных документах. При этом доходы, полученные казенным учреждением от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ) | Новое бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение нового бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Иными словами, полученные учреждением доходы не являются доходами бюджета, остаются в его распоряжении и направляются на достижение целей, ради которых это учреждение создано |
Ответственность по обязательствам | Главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (казенных учреждений) (п. 12.1 ст. 158 БК РФ) | Новое бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Субсидиарная ответственность государства по обязательствам бюджетного учреждения с 2011 года отменяется. При этом если правоотношение с участием бюджетного учреждения возникло до 1 января 2011 года, то государство продолжает нести субсидиарную ответственность по всем обязательствам, вытекающим из такого правоотношения (п. 9 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ) |
Бухгалтерский учет | По мнению автора, казенные учреждения при ведении бухгалтерского учета будут руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н и действующей в 2011 году | Согласно ст. 165 БК РФ порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях устанавливает Минфин. Планируется, что новые бюджетные учреждения будут вести бухгалтерский учет по упрощенному бюджетному плану счетов. Необходимые изменения готовятся специалистами Минфина |
* Стоит отметить, что государственные задания в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. Например, согласно базисному плану 7 классу для географии, истории, литературы и физики отведено по 2 урока в неделю, для русского и иностранного языка - по 3, для математики - по 5 и т.д. Соответственно, на проведение указанного объема учебных часов и будут предоставляться субсидии из бюджета. Что касается уроков сверх госзадания (базисного учебного плана), то они будут платными. К примеру, если родители захотят, чтоб их дети изучали физику в объеме более 2 уроков в неделю (3 или 4), то эти уроки будут предоставлены на платной основе во внеурочное время и не в ущерб выполнению госздания. Таким образом, государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объеме. |
Анализируя приведенную сравнительную таблицу, можно сделать следующий вывод. По своей сути казенные образовательные учреждения будут функционировать в том же правовом статусе, в каком существуют ныне действующие бюджетные учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Стоит отметить: если права казенных учреждений по сравнению с действующими бюджетными учреждениями минимизированы, то права новых бюджетных учреждений, наоборот, расширены.
Целью создания последних является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг и их качества. Для этого новым бюджетным учреждениям дается больше свободы и самостоятельности в плане распоряжения имуществом, закрепленным за ними, и использования доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Причем собственники (учредители) новых бюджетных учреждений не несут ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Оно самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.
Основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ. Переходный период
В соответствии с п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ решения о том, какие учреждения будут казенными, а какие останутся в статусе бюджетных, принимают федеральные органы исполнительной власти (в отношении федеральных учреждений), субъекты РФ (в отношении учреждений субъектов РФ), муниципальные образования (в отношении учреждений муниципальных образований).
Стоит отметить, что образовательные учреждения не входят в перечень федеральных, определенный пп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ, для которых предусмотрен автоматический перевод в статус казенных.
Согласно п. 13 ст. 33 данного закона процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно: устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012. При этом ряд подготовительных мероприятий по реализации ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ планируется провести уже в 2010 году. Приведем в таблице основные этапы реализации указанного закона, установленные его п. 1, 2 ст. 31.
Основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ
Название мероприятия | Сроки исполнения |
На федеральном уровне | |
Утверждение Правительством РФ перечней казенных учреждений, которые создаются путем изменения типа бюджетных учреждений | 01.10.2010 |
Утверждение перечней недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на эти цели | 01.01.2011 |
Принятие федеральными органами исполнительной власти решений об отнесении движимого имущества федеральных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу | 01.03.2011 |
Представление федеральными органами государственной власти в Федеральное казначейство утвержденных перечней бюджетных и казенных учреждений | 01.11.2010 |
Внесение изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений | 01.06.2011 |
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований | |
Принятие законов субъектов РФ, нормативных правовых актов местного самоуправления, устанавливающих особенности переходного периода в субъекте РФ (муниципалитете), в том числе: - дату, начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта РФ (местный бюджет) доходов, полученных казенными учреждениями субъекта РФ (муниципальными казенными учреждениями) от платных услуг; - форму финансового обеспечения бюджетных учреждений (бюджетная смета или субсидия на выполнение государственного задания); - порядок и направления использования учреждениями доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности | 01.12.2010 |
Принятие нормативных правовых актов, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действовавших на дату принятия этих актов, с указанием в них перечня казенных учреждений | 01.12.2010 |
Утверждение перечней недвижимого имущества подведомственных учреждений, закрепленного за ними учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, в целях расчета субсидий | 01.01.2011 |
Принятие решений об отнесении движимого имущества бюджетного учреждения к особо ценному движимому имуществу | 01.03.2011 |
Внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений | 01.12.2011 |
Дополнительно органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо разработать следующие нормативно-правовые акты об:
- установлении порядка определения платы за оказание бюджетным учреждением государственных услуг (выполнение работ) (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
- утверждении условий и порядка формирования государственного задания и порядка финансового обеспечения выполнения этого задания бюджетными учреждениями (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
- установлении порядка определения видов особо ценного движимого имущества в отношении бюджетных учреждений (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
- определении перечня особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
- определении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
- определении порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
- установлении порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
- установлении порядка предоставления бюджетных инвестиций бюджетным учреждениям (п. 5 ст. 79 БК РФ);
- установлении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений (п. 1 ст. 221 БК РФ);
- установлении порядка открытия и ведения лицевых счетов бюджетным учреждениям в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) и порядка проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) (п. 3, 6 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
- установлении порядка учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих взыскание на средства бюджетных учреждений, и иных документов, связанных с их исполнением (пп. 10 п. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
- установлении порядка санкционирования расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии (п. 16 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
- определении порядка взыскания в бюджет неиспользованных в текущем финансовом году остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям (п. 18, 19 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению его учредительных документов (п. 1 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому следует отметить, что при изменении типа государственного (муниципального) учреждения не придется:
- производить переназначение руководителя и иных работников учреждения (п. 7 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ);
- перезакреплять имущество при создании казенного учреждения. Имущество признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения (п. 10 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ);
- переоформлять лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению при переводе его в статус казенного. Действие таких документов не прекращается (п. 12 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ).
Также Федеральным законом N 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений:
- бюджетные учреждения остаются получателями бюджетных средств (пп. 1 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
- бюджетные и казенные учреждения вправе использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от приносящей доход деятельности (пп. 4 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ). Доходы казенных учреждений, поступающие от приносящей доход деятельности, зачисляются в бюджет начиная с даты, установленной законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, но не позднее 01.01.2012 (пп. 2 п. 16 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
- финансовый орган субъекта РФ, муниципального образования вправе принимать решение об осуществлении операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, находящимися на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства РФ и обслуживаемых без взимания платы (пп. 7 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
- заключение и оплата федеральным бюджетным учреждением или федеральным казенным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доходы деятельности (пп. 5 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).
К сведению. На переходный период законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления могут устанавливаться особенности исполнения бюджета субъекта РФ, местного бюджета в части доведения лимитов бюджетных обязательств соответственно бюджетным учреждениям субъекта РФ или муниципальным бюджетным учреждениям, являющимся получателями бюджетных средств (п. 17 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).
С 2011 года изменится налогообложение бюджетных и казенных учреждений
Налог на добавленную стоимость. Федеральным законом N 83-ФЗ внесены изменения в ст. 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" НК РФ. Как и прежде, при предоставлении в аренду на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом если раньше данная норма касалась операций по сдаче имущества в аренду только органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, то с 2011 года такая норма распространится еще и в отношении операций по сдаче в аренду имущества казенными учреждениями. Налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В таком случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ).
Налог на прибыль. Статья 321.1 НК РФ, определяющая в настоящее время особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями в целях исчисления налога на прибыль, с 2011 года отменяется (п. 5 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ). Это означает, что в отношении бюджетных учреждений нормы гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ распространятся в общеустановленном порядке, как и для остальных организаций, исчисляющих и уплачивающих налог на прибыль.
При этом с 2011 года налогом на прибыль не будут облагаться доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в определенном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, признаваемых средствами целевого финансирования; в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. "а" п. 2 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).
Обратите внимание! Применять единый сельскохозяйственный налог, а также упрощенную систему налогообложения казенные и новые бюджетные учреждения не вправе (п. 7, 8 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).
Также не будут учитываться при исчислении налога на прибыль расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 3 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).
Ю. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор книги "Годовой отчет бюджетных
организаций образования - 2010"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"