Отпуск по уходу за ребенком
Законодательством РФ о труде установлено право работника на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК РФ). На период такого отпуска за ним сохраняется место работы (должность). В указанные три года работнику полагаются также выплаты по государственному социальному страхованию и компенсационные. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами:
от 29.12.06 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Порядок же компенсационных выплат определен указом Президента РФ от 30.05.94 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
В общем случае за первые 70 календарных дней после родов молодой маме полагается пособие по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ, п. 1 ст. 10 закона N 255-ФЗ). Оно на момент родов застрахованной женщине уже выплачено.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Одновременно молодая мама может претендовать и на ежемесячную компенсационную выплату. Период ее выплаты более продолжителен - со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Примечание. Не исключена вероятность, что первоначально пособие по беременности и родам было рассчитано для общего случая, родилось же двое либо более детей. При таком варианте также необходим пересчет выплаченной суммы пособия. К доплате за 40 календарных дней (110 - 70), приходящихся на послеродовой период, добавляется еще и разница между размером пособия за 14 календарных дней (84 - 70) и суммой, выплаченной работнику за две недели, предшествующие моменту ухода женщины в отпуск по беременности и родам, где 84 и 110 - количество календарных дней отпуска по беременности и родам до и после родов при рождении двух или более детей (ст. 255 ТК РФ, п. 1 ст. 10 закона N 255-ФЗ).
Отметим, что право на отпуск по уходу за ребенком и на указанные пособие и компенсационную выплату имеет не только мама ребенка, но и другие родственники (отец ребенка, бабушка, дедушка), которые фактически осуществляют уход за ребенком и подлежат обязательному социальному страхованию (абз. 2 ст. 256 ТК РФ, п. 1 ст. 13 закона N 81-ФЗ, п. 1, 2 ст. 2, п. 1 ст. 11.1 закона N 255-ФЗ, подп. "а" п. 11 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.94 N 1206, далее - порядок выплаты компенсации).
На выплате пособия по беременности и родам останавливаться в статье не будем, поскольку, как было сказано выше, на момент рождения ребенка оно уже выплачено. Возможен, конечно, и его пересчет в сторону увеличения, если произошло осложнение при родах. Доплата в этом случае должна быть осуществлена за 16 календарных дней (86 - 70), где 86 - количество календарных дней продолжительности указанного отпуска после родов в случае их осложнения (ст. 255 ТК РФ, п. 1 ст. 10 закона N 255-ФЗ).
Ежемесячное пособие
Как было сказано выше, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления данного отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет. В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (п. 1 и 4 ст. 11.1 закона N 255-ФЗ).
Сразу же заметим, что если сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком превышает размер пособия по беременности и родам, то женщина, имеющая право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать:
либо пособие по беременности и родам,
либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам (п. 3 ст. 11.1 закона N 255-ФЗ, абз. 12 ст. 13 закона N 81-ФЗ).
Возможна и обратная ситуация. Если во время нахождения застрахованного лица в отпуске по уходу за ребенком наступает отпуск по беременности и родам, то женщина опять же вправе выбрать одно из двух причитающихся ей в этот период пособий: пособие по беременности и родам или пособие по уходу за ребенком (п. 3 ст. 10 закона N 255-ФЗ). Таким образом, женщине, которая имеет право на получение пособия по нескольким основаниям, надлежит выбрать одно из них, которое она будет получать, поскольку одновременно два этих вида пособий не выплачиваются.
Пример 1
Н.Н. Галкина находится в отпуске по уходу за ребенком. У нее появляется основание на отпуск по беременности и родам. Работодателю ею направлено заявление о выплате пособия по беременности и родам.
Работодателем издается приказ о предоставлении Н.Н. Галкиной отпуска по беременности и родам и одновременно аннулируется приказ о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
На основании этих двух распорядительных документов бухгалтерия:
осуществляет расчет пособия по беременности и родам и выплачивает причитающуюся застрахованному лицу сумму, а также прекращает выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Среди лиц, которым может выплачиваться ежемесячное пособие по уходу за ребенком и компенсационная выплата, указаны и опекуны, но нет среди них приемных родителей. И объясняется это различным их правовым статусом, установленным законодательством РФ. Для приемных родителей и опекунов предусмотрены разные виды государственной поддержки, поскольку опекуны исполняют обязанности по опеке, как правило, безвозмездно, приемные же родители исполняют свои обязанности по договору за вознаграждение. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ.
Примечание. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством (подп. 5 п. 1 ст. 1.4 закона N 255-ФЗ). Условия, размеры и порядок обеспечения пособием по уходу за ребенком застрахованных лиц в 2010 году определяются упомянутым законом N 255-ФЗ.
Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций (решение Верховного суда РФ от 13.01.09 N ГКПИ08-2132). Поэтому лицам, которые осуществляют уход за приемным ребенком, в отличие от опекунов указанное пособие не назначается (п. 4 Разъяснений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утв. совместным приказом Минздравсоцразвития России и ФСС России от 16.04.08 N 177н/91).
Алгоритм расчета
Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет рассчитывается исходя из среднего заработка (п. 1 ст. 11.2 закона N 255-ФЗ, абз. 3 ст. 15 закона N 81-ФЗ). Средний заработок (доход) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком исчисляется в том же порядке, что и при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (п. 1, 2 ст. 14 закона N 255-ФЗ, ст. 5.1 закона N 81-ФЗ).
С 1 января 2010 года средний заработок рассчитывается исходя из всех выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС России в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (п. 2 ст. 14 закона N 255-ФЗ, п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.07 N 375, далее - положение по исчислению пособий). При расчете среднего заработка не учитываются суммы, указанные в статье 9 закона N 212-ФЗ.
При определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключаются отдельные периоды, а также начисленные за эти периоды суммы. К числу таковых отнесены в том числе ежегодный оплачиваемый отпуск, дни временной нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам (п. 8 положения по исчислению пособий).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается работнику в размере 40% среднего заработка (п. 1 ст. 11.2 закона N 255-ФЗ, абз. 3 ст. 15 закона N 81-ФЗ).
Для исчисления суммы пособия используется показатель среднего дневного заработка. Он определяется путем деления суммы заработка за 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска, на число календарных дней, которые приходятся на этот период и за которые учитывается заработок (п. 3 ст. 14 закона N 255-ФЗ).
Средний заработок застрахованного лица определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число календарных дней - 30,4 (п. 5.1 ст. 14 закона N 255-ФЗ, п. 23 положения по исчислению пособий, абз. 7 п. 5 Разъяснений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утв. совместным приказом Минздравсоцразвития России и ФСС России от 13.04.07 N 270/106).
При этом размер среднего заработка, исходя из которого исчисляется рассматриваемое пособие, в текущем году ограничен. Так, средний заработок не может превышать сумму, определяемую как частное от деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России на 12 (п. 5.1 ст. 14 закона N 255-ФЗ). Предельная же величина базы для начисления страховых взносов в ФСС России в 2010 году составляет 415 000 руб. В последующие годы указанная величина подлежит индексации (п. 4 и 5 ст. 8 закона N 212-ФЗ).
Таким образом, максимальный размер среднего заработка для расчета пособия по уходу за ребенком в текущем году - 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12). А это, в свою очередь, приводит к ограничению сверху суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Максимальная его величина за полный календарный месяц - 13 833,33 руб. (34 583,33 руб. х 40%).
В части рассматриваемого пособия существует и ограничение снизу. Минимальный размер пособия не может быть менее проиндексированных с 2007 года:
1 500 руб. - при уходе за первым ребенком и
3 000 руб. - при уходе за вторым ребенком и последующими детьми.
За прошедшие три года минимальные размеры индексировались четыре раза.
В I полугодии 2008 года применялись размеры пособий, проиндексированные на коэффициент 1,085 (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.07 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", письмо ФСС России от 05.03.08 N 02-18/07-1931).
Во II полугодии 2008 года проиндексированные ранее размеры пособий дополнительно увеличились с учетом коэффициента 1,0185 (п. 2.1 ст. 11 закона N 198-ФЗ).
С 1 января 2009 года к размерам пособий, действовавшим во второй половине 2008 года, применяется еще один коэффициент - 1,13 (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.08 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", письмо ФСС России от 11.12.08 N 02-18/ 07-12222).
С первого же января текущего года к размерам пособий, действовавшим в 2009 году, применяется коэффициент 1,10 (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.12.09 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", письмо ФСС России от 10.12.09 N 02-10/07-12722). Таким образом, в 2010 году минимальный размер пособия не может быть менее: 2060,41 руб. (1500 руб. х 1,085 х 1,0185 х 1,13 х 1,10) - при уходе за первым ребенком и 4120,82 руб. (3000 руб. х 1,085 х 1,0185 х 1,13 х 1,10) - при уходе за вторым и последующими детьми.
В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, предельные размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов (абз. 5 ст. 15 закона N 81-ФЗ).
При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца рассматриваемое ежемесячное пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода (п. 5.2 ст. 14 закона N 255-ФЗ, п. 47 Порядка назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09 N 1012н, далее - порядок выплаты пособий).
Пример 2
М.П. Жадан написала заявление на отпуск по уходу за ребенком с 10 июня 2010 года (ребенок родился 31 марта текущего года). С 21 января по 9 июня работница находилась в отпуске по беременности и родам, с 3 по 30 августа 2009 года (28 календарных дней) - в ежегодном оплачиваемом отпуске, с 9 по 18 ноября (10 календарных дней) и с 15 по 21 декабря (7 календарных дней) она была на больничном.
Данные по начисленным ей доходам, с которых в 2009 году начислялся ЕСН в ФСС России, а в текущем - страховые взносы в этот государственный внебюджетный фонд, приведены (без учета начисленных отпускных и пособий по временной нетрудоспособности и беременности и родам) в таблице.
Расчетным периодом при определении размера пособия по уходу за ребенком является период с 1 июня 2009 года по 31 мая 2010 года.
За этот период Жадан за выполнение трудовых обязанностей было начислено 251 603,53 руб. (25 000,00 + 51 250,00 + 1190,48 + 25 000,00 + 42 916,67 + 15 000,00 + 19 565,22 + 71 681,16).
Количество календарных дней, которые приходятся на этот период и за которые учитывается заработок, - 189 дн. (365 - 28 - 10 - 7 - 131), где 131 - количество календарных дней нахождения в отпуске по беременности и родам, приходящихся на расчетный период (с 21 января по 31 мая).
Исходя из этого размеры:
среднего дневного заработка - 1331,24 руб./дн. (251 603,53 руб. / 189 дн.);
среднемесячного заработка - 40 469,56 руб. (1331,24 руб./дн. х 30,4 дн.).
2009 год | 2010 год | |||||||
июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | |
Доход | 25 000,00 | 51 250,00 | 1190,48 | 25 000,00 | 42 916,67 | 15 000,00 | 19 565,22 | 71 681,16 |
Количество КД | 30 | 31 | 3 | 30 | 31 | 20 | 24 | 20 |
Рассчитанный средний заработок превышает установленное ограничение (40 469,56 > 34 583,33). Поэтому для расчета пособия используется максимальный установленный размер 34 583,33 руб. С учетом этого размер пособия за полный календарный месяц в текущем году - 13 833,33 руб. (34 583,33 руб. х 40%).
Поскольку отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Жадан с 10 июня, то сумма пособия за этот месяц составит 9883,33 руб. (13 833,33 руб. : 30 дн. х 21 дн.).
Пособие по уходу за ребенком не подлежит обложению НДФЛ на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ. Следовательно, работнице надлежит выплатить сумму в исчисленном размере пособия.
Пособия по обязательному социальному страхованию, в том числе и рассматриваемое, не подлежат обложению страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 9 закона N 212-ФЗ).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком полностью выплачивается за счет средств ФСС России (п. 1 ст. 3 закона N 255-ФЗ). Поэтому на сумму выплаченного пособия уменьшается величина страховых взносов, начисленных в ФСС России (п. 2 ст. 15 закона N 212-ФЗ, п. 1 и 2 ст. 4.6 закона N 255-ФЗ).
Примечание. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому (абз. 3 ст. 256 ТК РФ, п. 2 ст. 11.1 закона N 255-ФЗ, абз. 9 ст. 13 закона N 81-ФЗ).
В бухгалтерском учете начисление и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком в июне сопровождается следующими записями:
Дебет 69-1 субсчет (вт. пор.) "СВ, связанные с материнством" Кредит 70
- 9883,33 руб. - начислено ежемесячное пособие по уходу за ребенком за июнь;
- 9883,33 руб. - выплачено пособие по уходу за ребенком.
Эти же проводки повторяются и в период с июля по декабрь текущего года при показателе 13 833,33 руб.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком Жадан надлежит выплачивать по 30 сентября 2011 года, если работница сама не пожелает ранее выйти на работу.
В следующем же году должна быть проиндексирована предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Если коэффициент индексации (Кин) превзойдет 1,17 (40 469,56 : 34 583,33), то при определении размера пособия необходимо будет использовать сумму среднемесячного заработка - 40 469,56 руб. И тогда сумма ежемесячного пособия возрастет до 16 187,82 руб. (40 469,56 руб. х 40%). В противном же случае для расчета будет браться максимальный установленный размер - 415 000 руб. х Кин : 12, где Кин < 1,17.
При превышении суммой среднего заработка максимального установленного размера работодатель может произвести выплату пособия, рассчитанного по тому же алгоритму 40%, но от среднего заработка. Возможен и другой вариант выплаты пособия, например в размере среднего заработка. В любом случае сумма превышения облагается страховыми взносами по государственным видам обязательного страхования, поскольку она под действие подпункта 1 пункта 1 статьи 9 закона N 212-ФЗ не подпадает. Отметим, что условие о выплате пособия в большем размере, чем установлено законодательством РФ, должно быть отражено в трудовом и (или) коллективном договоре или локальном нормативном акте.
Пример 3
Несколько изменим условие примера 2: коллективным договором организации установлено, что пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% фактического среднего заработка застрахованного лица. Жадан родилась в 1983 году.
Сумма ежемесячного пособия за полный календарный месяц составит 16 187,82 руб. (40 469,56 руб. х 40%), в июне же Жадан полагается 11 331,48 руб. (16 187,82 руб. : 30 дн. х 21 дн.). В соответствии же с законодательством РФ застрахованному лицу полагается за полный календарный месяц 13 833,33 руб., за июнь - 9883,33 руб. (см. пример 2). Следовательно, страховыми взносами облагаются части пособий:
1638,14 руб. (11 331,48 - 9883,33) - в июне;
2354,49 руб. (16 187,82 - 13 833,33) - в остальные месяцы текущего года.
На указанные суммы необходимо начислить страховые взносы по государственным видам обязательного страхования. В июне таковыми суммами окажутся:
230,74 руб. (1638,14 руб. х 14%) - в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии;
98,89 руб. (1638,14 руб. х 6%) - в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
47,80 руб. (1638,14 руб. х 2,9%) - в ФСС России;
18,13 руб. (1638,14 руб. х 1,1%) - в ФФОМС;
32,96 руб. (1638,14 руб. х 2,0%) - в ТФОМС.
В остальные месяцы 2010 года дополнительные начисления страховых взносов составят:
329,63 руб. (2354,49 руб. х 14%) - в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии;
141,27 руб. (2354,49 руб. х 6%) - в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
68,28 руб. (2354,49 руб. х 2,9%) - в ФСС России;
25,90 руб. (2354,49 руб. х 1,1%) - в ФФОМС;
47,09 руб. (2354,49 руб. х 2,0%) - в ТФОМС.
Превышающие части пособия - 1638,14 руб. и 2354,49 руб. - включаются в доход Жадан при исчислении НДФЛ. Поэтому выплате подлежат:
11 117,22 руб. (11 331,48 руб. - 1638,14 руб. х 13%) - в июне;
15 881,74 руб. (16 187,82 руб. - 2354,49 руб. х 13%) - в остальные месяцы текущего года.
К расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ (п. 7 ст. 255 НК РФ).
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).
Хотя превышающие суммы и предусмотрены коллективным договором, но отнести их в приведенные выше группы расходов вряд ли удастся, поскольку они не предусмотрены законодательством РФ и непосредственно не связаны с режимом работы. Налоговики, скорее всего, отнесут их к аналогичным расходам, произведенным в пользу работников, наряду с оплатой путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий и т.д. А такие расходы в силу пункта 29 статьи 270 НК РФ не учитываются при исчислении налога на прибыль.
Суммы же страховых взносов, независимо от того, с каких доходов они начислены (учитываемых в расходах при исчислении налога на прибыль или не включаемых в них), уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 11.02.10 N 03-03-05/25).
Примечание. Если застрахованным лицом заключены трудовые договоры с несколькими работодателями, то пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается только одним из них. При этом указанному лицу необходимо представить справку с другого места работы о неполучении рассматриваемого пособия (п. 2 и 7 ст. 13 закона N 255-ФЗ).
Таким образом, по итогам I полугодия 2010 года в бухгалтерском учете организации возникнет постоянная разница - 1638,14 руб., поскольку эта сумма участвует в формировании бухгалтерской прибыли (убытка) отчетного периода, но не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов. И это обязывает организацию начислить постоянное налоговое обязательство (п. 4 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина России от 19.11.02 N 114н):
Дебет 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство (актив)" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 329,63 руб. (1638,14 руб. х 20%) - начислено постоянное налоговое обязательство. По итогам 9 месяцев и 2010 года организации необходимо будет доначислить в качестве постоянного налогового обязательства еще по 1412,69 руб. (2354,49 руб./мес. х 3 мес. х 20%).
Документальное оформление
Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком является решение работодателя о предоставлении работнику отпуска по уходу за ребёнком (подп. "а" п. 57 порядка выплаты пособий).
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком представляются документы, указанные в пункте 6 статьи 13 закона N 255-ФЗ. В частности, застрахованным лицом представляются:
- заявление о назначении пособия;
- свидетельство о рождении (усыновлении) ребёнка, за которым осуществляется уход, и его копия;
- свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребёнка (детей) и его копия;
- справка с места работы (учёбы, службы) второго родителя о неиспользовании им отпуска по уходу за ребёнком и неполучении рассматриваемого ежемесячного пособия.
Если же указанный родитель не работает (не учится, не служит), то представляется справка из органов социальной защиты населения по месту его жительства о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.
Примечание. Решение о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком работодателю надлежит принять не позднее 10 дней с момента получения заявления о назначении пособия со всеми необходимыми документами (п. 58 порядка выплаты пособий).
Застрахованному лицу надлежит обратиться к работодателю за оформлением пособия не позднее шести месяцев со дня достижения ребёнком возраста полутора лет (п. 2.1 ст. 12 закона N 255-ФЗ). Однако пособие может быть назначено и по истечении указанного срока. В этом случае решение о назначении пособия принимает территориальный орган ФСС России при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием (п. 3 ст. 12 закона N 255-ФЗ). К уважительным причинам относятся, в частности, переезд на новое место жительства в другой населённый пункт, смена места пребывания, повреждение здоровья или смерть близкого родственника (п. 3, 5 Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребёнком, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.07 N 74).
Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (п. 8 ст. 13, п. 1 ст. 15 закона N 255-ФЗ, п. 51 порядка выплаты пособий). Первую же выплату пособия желательно осуществить в день ближайшей выдачи заработной платы.
Вполне возможно, что мать ребёнка, получающая ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, не сможет осуществлять уход за ребёнком в связи со своей болезнью. В этом случае право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком может реализовать другой член семьи, фактически осуществляющий уход за ребёнком в этот период. Следовательно, право на назначение и выплату пособия по уходу за ребёнком может переходить от одного члена семьи к другому в зависимости от того, кто из них фактически осуществляет уход за ребёнком.
Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребёнком отцу ребёнка, дедушке, бабушке или другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребёнком в период болезни матери, осуществляется по правилам, установленным порядком выплаты пособий.
Для прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком на период, когда мать ребёнка фактически не осуществляет уход за ним в связи с болезнью, ей необходимо подать соответствующее заявление по месту назначения рассматриваемого ежемесячного пособия. Если же женщина находится в отпуске по уходу за ребёнком, то ею также подаётся и заявление о прерывании отпуска по уходу за ребёнком.
Указанные заявления могут быть приняты от другого члена семьи при представлении им документа, удостоверяющего личность и родство, если по состоянию здоровья или по другим причинам мать ребёнка не может представить их лично.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком другими застрахованными лицами представляются документы:
- заявление о назначении пособия;
- свидетельство о рождении (усыновлении) ребёнка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребёнком опеки;
- свидетельство о рождении предыдущего ребёнка (детей) либо документ об усыновлении предыдущего ребёнка (детей) и его копия;
- документ, подтверждающий совместное проживание на территории РФ ребёнка с лицом, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, -
а также справка с места работы (учёбы, службы) матери ребёнка о неиспользовании ею указанного отпуска и о неполучении пособия по уходу за ребёнком.
Если мать ребёнка относится к категории лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, то необходима справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.
Компенсационная выплата
Как было сказано выше, согласно указу Президента РФ N 1110 в случае нахождения сотрудника в отпуске по уходу за ребёнком работодатель должен осуществлять ежемесячно компенсационную выплату. На момент выхода указа N 1110 компенсационная выплата составляла 50% МРОТ, с 1 января 2001 года её сумма - 50 руб. (подп. "б" п. 5 указа Президента РФ от 08.02.01 N 136). При этом её размер за прошедшие без малого десять лет не пересматривался.
В местностях, в которых установлены районные коэффициенты, ежемесячная компенсация выплачивается с учётом этих коэффициентов (п. 21 порядка выплаты компенсации).
Её назначение и выплата осуществляются в соответствии с порядком выплаты компенсации. Выплата компенсации производится за счёт средств работодателя, направляемых на оплату труда работников (п. 20 порядка выплаты компенсации). Если компенсацию выплачивает бюджетное учреждение, то расходы финансируются за счёт бюджетных средств.
Верховный суд РФ в своё время указал, что ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб. входит в число установленных федеральным законодательством гарантий в связи с материнством и выполняет одну из важнейших функций - частичной компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящегося в отпуске по уходу за ребёнком. Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счёт средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.
Примечание. В случае если на момент обращения за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребёнком справка с места работы матери отсутствует, то до её представления справка может быть заменена копиями заявлений матери о прекращении выплаты ей пособия и о прерывании отпуска по уходу за ребёнком, которые должны быть заверены по месту их подачи (по месту работы матери или в органе социальной защиты населения) (п. 42 порядка выплаты пособий).
При этом высшие судьи констатировали, что общество имеет гражданские права и несёт обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых федеральными законами. К таковым обязанностям относится не только уплата налогов, но и соблюдение установленных нормативными правовыми актами гарантий и компенсаций работникам (ст. 49 ГК РФ). В связи с этим действующий пункт 20 порядка выплаты компенсации не нарушает права организации как юридического лица и не приводит к отчуждению его имущества (определение Президиума ВС РФ от 24.12.03 N 56пв-03).
Следовательно, если работодателю представлены документы, необходимые для назначения рассматриваемой компенсации, то он не вправе отказать в её выплате.
Примечание. Отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет обычно предоставляется заявителю на весь период сразу (без дележа на два - до полутора лет и от полутора до трёх лет). Из приведённого выше условия по назначению компенсационной выплаты следует, что лицу, фактически осуществляющему уход за ребёнком, полагается:
- ежемесячное пособие по уходу за ребёнком и компенсационная выплата в период, пока ребёнку не исполнится полтора года;
- исключительно ежемесячная компенсационная выплата в следующие полтора года - до исполнения ребёнку трёх лет.
Получать ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб., как и ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, помимо матери может отец, бабушка, дедушка, другое лицо, фактически осуществляющее уход за ребёнком, состоящее в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм (п. 1 указа N 1110). Другие родственники ребёнка (кроме матери) могут воспользоваться правом на получение компенсации, если мать не использует отпуск по уходу за ребёнком, вышла на работу и не получает рассматриваемую компенсацию.
Указанная компенсационная выплата назначается и выплачивается с начала отпуска по уходу за ребёнком и может выплачиваться работникам, находящимся в данном отпуске до достижения ребёнком возраста трёх лет (абз. 3 п. 1 указа N 1110, п. 11, 15 порядка выплаты компенсации). Со следующего же дня выплата компенсации прекращается.
Как было сказано выше, лицо, осуществляющее фактический уход за ребёнком и находящееся в отпуске по его уходу, сохраняет право на получение соответствующего пособия, если оно работает на условиях неполного рабочего времени или на дому. Данное положение распространяется и на выплату компенсации.
По желанию матери (лица, осуществляющего уход) отпуск по уходу за ребёнком можно:
- прервать досрочно;
- временно прервать (и не один раз), а затем вновь оформить на необходимое время, но в пределах общего периода до момента достижения ребёнком возраста трёх лет.
В случае завершения отпуска по уходу за ребёнком выплата ежемесячной компенсации прекращается.
Начало и завершение отпуска по уходу за ребёнком в большинстве случаев не совпадают с первым и последним днём календарного месяца. Ни в указе N 1110, ни в порядке выплаты компенсации специальной нормы по её расчёту для этих случаев не существует. Специалисты же Минтруда России в своё время рекомендовали определять размер компенсационной выплаты в таких месяцах пропорционально количеству календарных дней, в которые осуществляется уход за ребёнком.
Как и в случае с пособием по уходу за ребёнком, лицу, находящемуся в трудовых отношениях с несколькими работодателями, компенсационная выплата назначается и выплачивается только одним из них. И обычно это происходит по основному месту работы.
Обратиться за назначением и выплатой ежемесячной компенсации необходимо не позднее шести месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
При обращении в указанный срок выплата назначается со дня предоставления отпуска. Если же обращение произошло позже указанного срока, то компенсация за истекшее время выплачивается, но только за шесть месяцев, предшествующих дню подачи заявления о её назначении (п. 15 порядка выплаты компенсации).
Формой же обращения является заявление лица, осуществляющего уход за ребёнком, об оформлении рассматриваемой компенсации. На основании этого заявления работодатель издаёт распорядительный документ о назначении работнику компенсационной выплаты. Причём выпустить его надлежит в 10-дневный срок со дня поступления заявления.
Заявление работника с копиями данного приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком являются теми необходимыми документами, которые подтверждают правомерность осуществления ежемесячной компенсационной выплаты. И они потребуются в целях налогообложения.
Так, указанные ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.:
- производимые лицам, состоящим в трудовых отношениях с организацией и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет;
- назначаемые со дня предоставления указанного отпуска и
- осуществляемые за счёт средств, направленных на оплату труда, -
по мнению Минфина России, следует учитывать в составе налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со статьёй 255 НК РФ (письма от 15.09.09 N 03-03-06/4/78, от 16.05.06 N 03-03-04/1/451).
До начала текущего года компенсационная выплата лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им трёхлетнего возраста, не подлежала обложению ЕСН. При этом московские налоговики ссылались на норму подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ (письмо УФНС по г. Москве от 13.03.06 N 21-11/19687). В преамбуле этого подпункта говорилось об освобождении от налогообложения всех видов компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ). Исходя из этого вполне логично отнесение фискалами рассматриваемой компенсационной выплаты к необлагаемым доходам. Но дальше шла расшифровка этих выплат - всего 9 позиций. Отнесение к какой-нибудь из них компенсационной выплаты по уходу за ребёнком, на наш взгляд, не столь уж и корректно. Но оставим такое прочтение указанной нормы на совести налоговиков, тем более что оно было в пользу налогоплательщиков.
Аналогичная норма по освобождению компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления установлена и в законе N 212-ФЗ, подпункт 2 пункта 1 статьи 9. При этом приведены те же 9 позиций расшифровки выплачиваемой компенсации (но среди них законодатель указал и те, на которые следует начислять страховые взносы по государственным видам обязательного страхования). И логично предположить, что на сумму рассматриваемой компенсационной выплаты начислять страховые взносы не следует. Надеемся, что позиция Минздравсоцразвития России по этому вопросу будет такой же. Напомним, что право давать разъяснения по расчёту и уплате этих взносов законодатель предоставил Минздравсоцразвития России (подп. 2 п. 1 ст. 28 закона N 212-ФЗ, п. 5.13 положения о Министерстве здравоохранения и социального развития России, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 N 321).
Примечание. Поскольку ежемесячная компенсация в размере 50 руб. выплачивается в соответствии с действующим законодательством РФ, то она подпадает под действие пункта 1 статьи 217 НК РФ. Напомним, что в соответствии с этой нормой не подлежат налогообложению НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребёнком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством РФ.
Не начисляются на данную компенсацию и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 5 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 07.07.99 N 765).
Поскольку выплата компенсации производится за счёт средств, направляемых на оплату труда, то в бухгалтерском учёте расходы на выплату компенсации являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 и 8 Положения по бухгалтерскому учёту "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н). Их начисление отражается по дебету соответствующего счёта учёта затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счёта 70 "Расчёты с персоналом по оплате труда" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
- 50 руб. - начислена ежемесячная компенсационная выплата.
Выплата компенсации оформляется проводкой:
- 50 руб. - перечислена (выдана) ежемесячная компенсационная выплата.
Если работодатель решит выплачивать компенсацию в размере, превышающем 50 руб., то, как и в случае с выплатой пособия по уходу за ребёнком, сумму превышения надлежит включить:
- в налоговую базу по НДФЛ;
- в доходы, облагаемые страховыми взносами по государственным видам обязательного страхования;
- в доходы, облагаемые страховыми взносами на травматизм.
При исчислении же налога на прибыль сумма превышения не будет учтена в расходах (письмо Минфина России от 17.10.06 N 03-05-02-04/157).
Выплата ежемесячной компенсации осуществляется в сроки выплаты пособия по уходу за ребёнком, то есть в сроки, установленные для выплаты заработной платы (п. 16 порядка выплаты компенсации).
Назначенная, но своевременно не полученная компенсационная выплата может быть востребована заявителем в течение трёх лет со дня предоставления ему отпуска по уходу за ребёнком. Если же компенсация не была своевременно выплачена по вине работодателя, то она выплачивается заявителю за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (п. 19 порядка выплаты компенсации).
Не исключено, что в период отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет у женщины наступит беременность. Как было сказано выше, при выплате пособия по уходу за ребёнком ей надлежит выбрать, какое из пособий получать - пособие по беременности и родам или по уходу за ребёнком (до достижения им возраста полутора лет). Осуществлять же выбор между компенсационной выплатой и пособием по беременности и родам работнику не потребуется. Помимо экономической стороны, пособие во всех случаях превышает компенсацию, существуют и локальные акты работодателя. Им издаётся приказ о предоставлении работнику отпуска по беременности и родам, одновременно он аннулирует приказ об отпуске по уходу за ребёнком. Последний и служит основанием для прекращения выплаты рассматриваемой компенсации.
Когда же отпуск по беременности и родам закончится и начнётся отпуск по уходу за вторым ребёнком, женщине при её обращении будет выплачиваться компенсация всё в том же размере - 50 руб. Данная сумма не зависит от количества детей, за которыми она ухаживает. Если первому ребёнку ещё не исполнилось трёх лет, то матери всё равно полагается только 50 руб. Данная выплата, по мнению трудовиков, назначается не на ребёнка, а лицу, которое фактически за ним ухаживает, в целях частичной компенсации утраченного заработка.
Как было сказано выше, для назначения пособия по уходу за ребёнком и ежемесячной компенсационной выплаты работодателю необходимы соответствующие заявления от лица, которое будет непосредственно осуществлять уход за ребёнком. Исходя из этого данному лицу в заявлении на отпуск по уходу за ребёнком логично изложить просьбу по оформлению рассматриваемых пособия и компенсации, указав по каждой из них временной интервал выплаты.
Е. Петров,
ООО "Травзагот"
"Практический бухгалтерский учет", N 7, 8, июль, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455