Приложение N 6
"Здоровье 21" стратегический план охраны и укрепления здоровья в Ступинском районе Московской области
Предисловие
Сегодня очевидно, что система здравоохранения располагает лишь ограниченным влиянием на здоровье. В большей степени общественное здоровье зависит от уровня доходов и качества жилья, наличия работы и уровня образования, состояния окружающей среды и благоустройства мест обитания. Другими словами - здоровье определяется условиями повседневной жизни и зависит от того, что делается и какие решения принимаются во всех сферах жизни общества. Из этого следует, что улучшить здоровье людей можно лишь целенаправленно скоординировав усилия многих ведомств и организаций, чья деятельность оказывает влияние на здоровье.
Принимая в 2003 году Концепцию долгосрочной политики охраны и укрепления здоровья Ступинского района "Здоровье 21", администрация Ступинского района берет обязательство разработать межведомственный стратегический план по улучшению общественного здоровья. План, который объединяет и координирует деятельность в интересах здоровья многих ведомств и организаций района, помогает увидеть в целом - что же делается для улучшения здоровья в районе.
План рассчитан на 8 лет. В случае успешной его реализации можно ожидать, что здоровье населения района будет неуклонно улучшаться, о чем будет свидетельствовать как объективные показатели здоровья, так и самооценка его жителями района.
Часть 1
Обоснование плана
Стратегический план охраны и укрепления здоровья подготовлен в развитие концепции "Ступинский район - Здоровье 21". Разделяя политику "Здоровье для всех в XXI веке" Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, Стратегический план подтверждает приверженность ее социальным и этическим принципам:
- здоровье является неотъемлемым правом человека;
- возможности для формирования, сохранения и укрепления здоровья должны быть равными для людей;
- все должны участвовать в работе по улучшению здоровья.
Главная цель, определенная в Концепции - улучшение общественного здоровья в Ступинском районе.
Для эффективной реализации Концепция "Ступинский район - Здоровье 21", основывается на следующих принципах:
- быть межведомственным;
- иметь профилактическую направленность;
- быть нацеленным на решение приоритетных проблем.
Долгосрочное межведомственное партнерство в интересах здоровья определено как: стратегия улучшения здоровья в Ступинском районе. Именно взаимодействие и сотрудничество различных ведомств и общественных организаций призвано обеспечить согласованные действия по охране и укреплению общественного здоровья. Наиболее экономичный пут; поддержания здоровья - профилактический.
Финансовые затраты на осуществление программ предупреждения заболеваний неизмеримо ниже затрат на лечебную помощь и лекарственное обеспечение, на социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов. Расширение профилактики заболеваний и обеспечение доступной качественной медицинской помощи будет иметь решающее значение для снижения болезней.
Анализ состояния здоровья населения Ступинского района позволяет выделить проблемы, оказывающие влияние на снижение средней продолжительности жизни, что повлияло на выбор приоритетных межведомственных направлений деятельности на ближайшие годы.
Для достижения главной цели стратегического плана - улучшения состояния общественного здоровья в Ступинском районе - приоритетными определены следующие направления:
- укрепление здоровья женщин и детей; профилактика сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний;
- снижение числа травм, несчастных случаев и отравлений;
- улучшение среды обитания; профилактика наркомании и алкоголизма;
- ВИЧ-инфекции, туберкулеза и заболеваний передающихся половым путем;
- борьба со стрессом, депрессией и профилактика психических заболеваний;
- улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей.
Выбор приоритетов основан на необходимости улучшения здоровья и качества жизни людей, снижения распространенности факторов риска и сокращения болезней, являющихся основными причины смертности, заболеваемости, инвалидности. Решающее значение для снижения бремени болезней будет иметь расширение профилактики заболеваний и обеспечение доступности качественной медицинской помощи. Кроме того, общими целями политики охраны и укрепления здоровья в районе определены уменьшение неравенства в уровне здоровья жителей, относящихся к разным социальным группам, живущим в городе и на селе, а так же улучшение здоровья трудоспособного населения.
При подготовке планов действий в развитие данного стратегического плана охраны и укрепления здоровья необходимо, исходя из выделенных приоритетных направлений, планировать деятельность с учетом "составляющих" влияния на здоровье:
- Индивидуальные привычки и образ жизни, влияющие на здоровье.
- Психологический климат в обществе: отношения между людьми, помощь друг другу в трудной ситуации.
- Условия жизни, работы, досуга, занятий спортом, доступность качественной медицинской помощи.
- Социально-экономические условия в районе, уровень культуры, состояние окружающей среды.
Приоритетные направления деятельности стратегического плана
Здоровье женщин и детей до 7 лет | Здоровье детей и молодежи (7-17 лет) | Здоровье трудоспособного населения | Здоровье в пожилом возрасте |
Формирование здорового образа жизни | |||
Укрепление здоровья женщин и детей | Создание условий самореализации в молодежных и спортивных клубах | Профилактика болезней сердечно сосудистой системы. Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний | |
Профилактика алкоголизма и наркомании. Профилактика ВИЧ-инфекции, туберкулеза и заболеваний, передающихся половым путем | Улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей | ||
Снижение травматизма, количества несчастных случаев и отравлений | |||
Улучшение состояния среды обитания | |||
Борьба со стрессом, депрессией и профилактика психических заболеваний |
Часть 2
1. Укрепление здоровья женщин и детей до 7 лет
В настоящее время в районе действуют комплексные программы, утвержденные постановлениями Главы района от 14.07.2000 г. N 1563-п "Дети Ступинского района на 2001-2005 годы" и от 13.11.2000 г. N 2606-п "О программе реализации семенной политики Ступинском районе на 2001-2005 гг.".
Основные задачи программ:
- совершенствование системы социальных гарантий и социальной защиты семьи, материнства и детства;
- снижение младенческой и материнской смертности;
- снижение числа абортов;
- повышение эффективности работы по профилактике детской инвалидности;
- улучшение возможностей для комплексной психолого-педагогической и социальна реабилитации детей-инвалидов, обеспечение детей-инвалидов техническими средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
- обеспечение детей раннего возраста специальным питанием в соответствии физиологическими потребностями;
- совершенствование работы службы планирования семьи, оснащение службы в соответствии современными требованиями;
- разработка дополнительных мер поддержки семьи, материнства и детства;
- подготовка молодежи к семейной жизни;
- повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению воспитанию и развитию детей;
- разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, ответственности в воспитании детей, здорового образа жизни;
- подготовка кадров, работающих в области охраны здоровья женщин и детей.
Реализация программ позволит:
- совершенствовать организацию и качество акушерско-гинекологической помощи;
- снизить младенческую смертность, детскую инвалидность, не допустить материнскую смертность;
- укрепить материально-техническую базу педиатрической и акушерско-гинекологической служб;
- обеспечить детей раннего возраста полноценным питанием;
- снизить воздействие на детей, беременных женщин и кормящих матерей неблагополучные факторов экологической обстановки;
- увеличить число детей, охваченных организованными формами отдыха;
- создать условия для интеграции в общество детей-инвалидов, детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
- создать условия для снижения числа безнадзорных детей.
Перечень ведомств, участвующих в решении данной проблемы:
- Управление здравоохранения.
- Управление образования.
- Комитет социальной защиты населения.
- Отдел по делам молодежи.
- Отдел культуры.
- Отдел по физической культуре и спорту.
- Средства массовой информации.
- Лига молодых матерей Подмосковья.
2. Профилактика болезней сердечно-сосудистой системы. Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний
Цель: сокращение потерь здоровья в результате неинфекционных заболеваний (в соответствии с задачей 8 политики охраны и укрепления здоровья в Ступинском районе и рекомендациями стратегии ЕРБ ВОЗ "Здоровье для всех в XXI веке").
К 2010 году снизить инвалидность и смертность от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний у лиц до 60 лет; улучшить качество жизни лиц с хроническими заболеваниями. Для этого необходимо:
- сократить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний у людей до 60 лет;
- сократить смертность от онкологических заболеваний у людей до 60 лет.
2а. Профилактика болезней сердечно-сосудистой системы
В настоящее время лечебные учреждения приступили к реализации комплексной целевой районной программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ступинском районе на 2003-2006 гг.", утвержденной постановлением главы Ступинского района от "________" N _________. Проведение широко масштабных мероприятий по профилактике артериальной гипертонии, повышение качества диагностики и лечения позволят:
- выявления лиц, склонных к заболеванию артериальной гипертонией;
- повысить эффективность гипертонией;
- создать постоянно действующую систему распространения знаний среди населения по формированию здорового образа жизни, профилактике артериальной гипертонии и атеросклероза;
- создать систему выявления лиц с повышенным артериальным давлением и высоким уровнем холестерина;
- повысить уровень диспансерного наблюдения и качества лечения больных артериальной гипертонией и атеросклерозом;
- обучить врачей современным методам профилактики и лечения артериальной гипертонии и атеросклероза.
Задачи программы:
- проведение мероприятий среди населения по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии;
- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по первичной профилактике артериальной гипертонии;
- организация единой системы диагностики, лечения, профилактики артериальной гипертензии в структуре здравоохранения Ступинского района;
- обеспечение ЛПУ современными гипертензивными лекарственными средствами;
- создание систем динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и учета больных артериальной гипертонией;
- организация неврологических реабилитационных палат для больных, перенесших инсульт;
- восстановление кабинетов медицинской профилактики и их технического оснащения;
- укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений и учреждений терапевтической и кардиологической служб;
- повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии.
Количественные цели программы:
- снижение уровня заболеваемости населения гипертоническими болезнями сердца на 8-10%;
- снижение инвалидизации в результате инсультов и инфарктов миокарда на 7-9%
- снижение смертности от инсультов и инфарктов миокарда на 6-8%;
- повышение качества и продолжительности жизни больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
2б. Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний
В настоящее время разработана районная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Ступинском районе на 2003-2006 гг.", утвержденная постановлением главы Ступинского района от "__________" N _________, включающая в себя подпрограмму "О мерах по развитию онкологической помощи населению Ступинского района".
Основные задачи подпрограммы:
- совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения: онкологических заболеваний и реабилитации больных;
- внедрение профилактических осмотров и программ скрининга больных онкологическими заболеваниями;
- разработка и внедрение эффективных мероприятий по первичной и вторичной профилактике онкологических заболеваний;
- обучение больных современным методам профилактики и лечения онкологических заболеваний.
Количественные цели программы:
- снижение общей заболеваемости и смертности населения от онкологических заболеваний на 1,5%у лиц до 60 летнего возраста на 15%;
- снижение инвалидизации больных с заболеваниями онкологического характера.
Перечень ведомств, участвующих в решении данной проблемы:
- Управление здравоохранения.
- Комитет социальной защиты.
- Отдел по труду и социальным вопросам.
- Отдел по физической культуре и спорту.
- Средства массовой информации.
- Руководители предприятий.
- Другие заинтересованные ведомства.
3. Профилактика ВИЧ-инфекции, туберкулеза и заболеваний, передающихся половым путем
Цель: снижение инфекционной заболеваемости (в соответствии с задачей 9 политики охраны; и укрепления здоровья в Ступинском районе и рекомендациями стратегии ЕРБ ВС "Здоровье для всех в XXI веке").
К 2010 году снизить заболеваемость ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезням передающимися половым путем. Для этого необходимо:
- снизить количество заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита;
- обеспечить охват прививками против туберкулеза новорожденным на 98% от подлежащих;
- организовать целевые профилактические осмотры населения с целью выявления туберкулеза;
- снизить количество заболеваний, передающихся половым путем.
3а. Профилактика ВИЧ-инфекции
В Ступинском районе с 1998 г., в соответствии с постановлением главы района от 23.09.98 г. N 511-п, выполнялась районная целевая программа "Предупреждение ВИЧ-инфекции". Реализация этой программы позволила удерживать уровни заболеваемости на одном из низких уровней в Московской области.
В настоящее время, учитывая складывающуюся неблагополучную ситуацию в Московской области, разработана подпрограмма "Неотложные меры по предупреждению распространения в Ступинском районе заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", как составная часть районной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Ступинском районе на 2003-2006 гг."
Основные задачи подпрограммы:
- организация современного уровня диагностики и лечения ВИЧ-инфекции;
- открытие лаборатории СПИД;
- совершенствование эпиднадзора за распространением ВИЧ/СПИД;
- проведение государственного контроля за профилактическими и противоэпидемическими мероприятиями;
- развитие системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции;
- открытие кабинета профилактики ВИЧ-инфекции с "телефоном доверия";
- обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунопрепаратов, биологических жидкостей;
- подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции;
- обеспечение социальной защиты ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц подвергшихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей.
Реализация данной подпрограммы позволит:
- стабилизировать эпидемиологическую обстановку по ВИЧ/СПИД и предупредить массовое распространение ВИЧ-инфекции в Ступинском районе;
- внедрить в практику лечебно-профилактических консультации на индивидуальной анонимной основе, осуществить добровольное тестирование;
- создать систему гигиенического образования и воспитания среди широких масс населения и групп риска по профилактике ВИЧ-инфекции.
Перечень ведомств, участвующих в решении проблем данного направления:
- Управление здравоохранения.
- Комитет социальной защиты населения.
- Лечебно-профилактические учреждения района.
- Центр Госсанэпиднадзора в Ступинском районе.
- Управление образования.
- Отдел по труду и социальным вопросам.
- Отдел по делам молодежи.
- Отдел внутренних дел.
- Средства массовой информации.
- "Оптималист Подмосковья".
- Лига молодых матерей Подмосковья.
3б. Профилактика туберкулеза
В Ступинском районе с 1996 года действовала районная целевая программа "Усиление: борьбы с туберкулезом", утвержденная постановлением главы района от 22.02.99 г. N 265-г; в 2003 году разработана подпрограмма в районную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Ступинском районе на 2003-2006 - "Неотложные меры борьбе с туберкулезом".
Основные задачи подпрограммы:
- укрепление и развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы;
- обеспечение охвата прививками против туберкулеза новорожденных детей на 98%;
- проведение профилактических осмотров с целью выявления туберкулеза;
- совершенствование системы эпидемиологического надзора за распространением туберкулезной инфекции;
- проведение государственного контроля за профилактическими и противоэпидемическими мероприятиями в отношении туберкулезной инфекции;
- организация своевременного лечения больных туберкулезом;
- укрепление фтизиатрической службы кадрами, подготовка медицинского персонала по вопросам предупреждения и борьбы с туберкулезом;
- распространение знаний по туберкулезу среди населения;
- проведение лечебно-профилактических мероприятий среди подозреваемых, обвиняемых больных туберкулезом в СИЗО, среди возвратившихся из ИТУ;
- усиление мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза.
Реализация данной подпрограммы позволит:
- стабилизировать эпидемиологическую обстановку ситуацию по туберкулезу;
- снизить темпы роста распространенности тяжелых форм туберкулеза до 10%;
- снизить смертность и инвалидизацию от туберкулеза до 15%;
- своевременно диагностировать и квалифицировано лечить туберкулез;
- сохранить трудоспособность больных.
Перечень ведомств, участвующих в решении проблем данного направления:
- Управление здравоохранения.
- Комитет социальной защиты населения.
- Центр Госсанэпиднадзора в Ступинском районе.
- Управление образования.
- Отдел по труду и социальным вопросам.
- Отдел внутренних дел.
- Отдел торговли.
- Лечебно-профилактические учреждения района.
- Средства массовой информации.
3в. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
Для решения данной проблемы разработана подпрограмма "О мерах по предупрежден распространения инфекций, передаваемых половым путем на 2003-2006 гг.".
Мероприятия программы:
- совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики и лечения инфекций, передаваемых половым путем;
- внедрение современных средств лечения и диагностики инфекций, передаваемых половым путем;
- развитие материально-технической базы дерматовенерологической службы;
- повышение профессиональной квалификации медицинских работников в вопросах предупреждения и борьбы с инфекциями, передаваемыми половым путем.
Реализация данной программы позволит:
- стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по данным инфекционным заболеваниям, снизить заболеваемость населения сифилисом в 3 раза, гонореей в 3 раза хламидиозом на 10%;
- совершенствовать систему эпиднадзора за распространением заболеваний, передаваемых половым путем;
- обеспечить комплексный подход к решению проблемы профилактики, диагностики и лечению инфекций, передаваемых половым путем.
Перечень ведомств, участвующих в решении проблем данного направления:
- Управление здравоохранения.
- Центр Госсанэпиднадзора в Ступинском районе.
- Управление образования.
- Отдел по труду и социальным вопросам.
- Отдел внутренних дел.
- Отдел по делам молодежи.
- Средства массовой информации.
- Оптималист Подмосковья.
- Лига молодых матерей Подмосковья.
4. Профилактика алкоголизма и наркомании
Цель: уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем и наркоманией (в соответствии с задачей 12 политики охраны и укрепления здоровья в Ступинском районе и рекомендациями стратегии ЕРБ ВОЗ "Здоровье для всех в XXI веке").
Необходимо формировать среди населения района стереотип "ответственного" потребления алкоголя не ведущего к отрицательным социальным и медицинским последствиям. Необходимо бороться с употреблением наркотических и психотропных веществ в немедицинских целях.
Для этого необходимо:
- повысить эффективность борьбы с употреблением наркотических и психотропных веществ в немедицинских целях;
- проводить лечение, реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых;
- развивать реабилитационную службу для больных алкоголизмом и наркоманией;
- пресекать незаконный оборот наркотиков;
В настоящее время в районе действует целевая программа "Профилактика и борьба с алкоголизмом и наркоманией в Ступинском районе на 2001-2005 гг.", утвержденная постановлением Главы района от 27.02.2001 г. N 421-п.
Основные задачи программы:
- борьба с употреблением наркотических и психотропных веществ в немедицинских целях;
- принятие дополнительных мер по недопущению распространения и оборота наркотических средств;
- организация системы образовательных и воспитательных мероприятий среди детей и молодежи в образовательных учреждениях по профилактике наркомании и алкоголизма;
- внедрение эффективной антиалкогольной пропаганды и борьбы с наркоманией в культурно-массовую работу и досуг молодежи;
- усиление взаимодействия между учреждениями здравоохранения и СМИ;
- укрепление органов милиции кадрами;
- создание реабилитационной службы для больных алкоголизмом и наркозависимых;
- лечение, реабилитация и ресоциализация наркозависимых;
- усиление работы с социально-неблагополучными семьями по вопросам профилактик алкоголизма и наркомании;
- организация работы по массовому вовлечению детей и молодежи в оздоровительные физкультурно-спортивные мероприятия;
- усиление борьбы с детской беспризорностью и безработицей среди молодежи.
Перечень ведомств, участвующих в реализации программы:
- Управление здравоохранения.
- Управление образования.
- Отдел внутренних дел.
- Комитет социальной защиты населения.
- Отдел по труду и социальным вопросам.
- Отдел по делам молодежи.
- Отдел по физической культуре и спорту.
- Отдел культуры.
- Средства массовой информации.
- Руководители предприятий.
- "Оптималист Подмосковья".
5. Борьба со стрессом, депрессией и профилактика психических заболеваний
Цель: улучшение психологического климата и психического здоровья (задача 6 политики охраны и укрепления здоровья населения Ступинского района).
К 2010 году сократить частоту проявлений жестокости в обществе и частоту самоубийц. Создать службу для оказания помощи людям с проблемами психического здоровья.
Для этого необходимо:
- значительно сократить распространенность проблем неблагоприятно воздействующих на психическое здоровье;
- предоставить людям возможность справляться с жизненными обстоятельствами, болезнями, вызывающими стресс и депрессию;
- уделять больше внимания вопросам укрепления и охраны психического здоровья на протяжении всей жизни особенно в отношении социально и экономически обездоленных групп;
- создать условия для жизни и работы, которые помогут людям любого возраста обрести смысл жизни, устанавливать и поддерживать социальные связи и справляться ситуациями и событиями, приводящими к стрессу и депрессии;
- подготовить медицинские кадры, социальные службы для обеспечения ранней диагностики, решение проблем охраны психического здоровья и соответствующих вмешательств;
Для решения данной задачи необходимо разработать межведомственные комплексные программы: "Профилактика и управление стрессом на 2004-2008 гг.", "Обеспечение психиатрической помощи и социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами на 2005-2010 гг.", "Клинико-организационное руководство для оказания медицинской помощи больным депрессией".
Мероприятиями данных программ должны быть:
- обеспечение улучшения психосоциального состояния людей;
- создание и развитие комплексной службы, оказывающей помощь людям с проблемами психологической адаптации, что позволит лучше справляться с жизненными ситуациями, вызывающими стресс и депрессию;
- развитие системы психологической и психотерапевтической помощи, начиная с детского возраста, особое внимание следует обратить на психотерапевтическую реабилитацию участников военных конфликтов;
- проведение подготовки семейных и участковых врачей по диагностике и коррекции депрессивных состояний, которая будет способствовать снижению частоты самоубийств;
- противодействие негативному влиянию тоталитарных и религиозных сект, позволяющее уберечь психическое здоровье людей.
Перечень ведомств, участвующих в решении данной проблемы:
- Управление здравоохранения.
- Комитет социальной защиты населения.
- Отдел внутренних дел.
- Управление образования.
- Отдел культуры.
- Отдел по делам молодежи.
- Отдел по физической культуре и спорту.
- Средства массовой информации.
- Руководители предприятий.
- Другие заинтересованные ведомства.
6. Улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей
Цель: сохранение здоровья в пожилом возрасте (в соответствии с задачей 5 политики охраны и укрепления здоровья населения Ступинского района и рекомендации стратегии ЕРБ ВОЗ "Здоровье для всех в XXI веке").
К 2010 году создать условия для поддержания уровня здоровья пожилых людей, позволяющие обслуживать себя и участвовать в жизни общества.
Для этого необходимо:
- увеличить на 10% ожидаемую продолжительность жизни и ожидаемую продолжительность жизни без инвалидности до 65 лет;
- увеличить на 20% число людей в возрасте 80 лет, обладающих таким уровнем здоровья, который позволит им сохранить независимость в домашних условиях, самоуважение и надлежащее место в обществе;
- повысить число физически активных лиц в возрасте старше 65 лет;
- уменьшить число социально изолированных пожилых людей.
В настоящее время в районе действуют комплексные программы, утвержденные постановлениями Главы района от 14.07.2000 г. N 1566-п "Старшее поколение Ступинского района на 2000-2005 гг." и от 28.05.2001 г. N 1243-п "Социальная защита населения на 2001-2005 гг.".
Основные задачи программ:
- обеспечение реализации установленных федеральным законодательством социальных гарантий, льгот и услуг;
- обеспечение медицинским обслуживанием граждан пожилого возраста: лекарственными средствами, зубопротезированием, слухопротезированием в рамках Федерального Закона "О ветеранах";
- обеспечение адаптированных рабочих мест для пожилых людей;
- адресная материальная поддержка для малоимущих инвалидов и пенсионеров;
- реализация семейной политики;
- повышение уровня жизнедеятельности инвалидов и пожилых людей, создание им условий для полноценной жизни в нашем обществе;
- разработка и реализация программ социальной защиты работников, вышедших ж пенсию;
- развитие сети учреждений социального обслуживания населения, повышение эффективности медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов;
- создание необходимых условий для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей пожилых людей;
- подготовка медицинских работников по вопросам геронтологии;
- укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений социально!": защиты и развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей.
Реализация данных программ позволит:
- улучшить социально-экономическое положение пожилых людей, укрепить их здоровье;
- увеличить продолжительность жизни до 65 лет у 20% людей;
- увеличить число лиц пожилого возраста, готовых участвовать в жизни общества;
- укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения и социального обслуживания;
- создание клубов для общения, творчества и посильного труда ветеранов, организация этих клубах профилактической и консультативной работы по вопросам здорового образа жизни людей пожилого возраста;
- подготовка специалистов-геронтологов;
- увеличение доли людей в возрасте старше 80 лет на 20%, обладающих таким уровнем здоровья, который позволяет обслуживать себя, сохраняя независимость.
Перечень ведомств, участвующих в решении данной проблемы:
- Управление здравоохранения.
- Комитет социальной защиты населения.
- Отдел по труду и социальным вопросам.
- Отдел культуры.
- Отдел по физической культуре и спорту.
- Средства массовой информации.
- Руководители предприятий.
7. Здоровый образ жизни. Здоровье для здоровых
Цель: формирование здорового образа жизни (в соответствии с задачей 5 политики охраны и укрепления здоровья населения Ступинского района и рекомендации стратегии ЕРБ ВОЗ "Здоровье для всех в XXI веке") К 2010 году увеличить число люлек, приверженных здоровому образу жизни (здоровое питание, физическая активность, отказ от вредных привычек).
Для этого необходимо:
- формировать здоровые привычки в таких областях, как питание, физическая активность, сексуальные отношения, стимулировать отказ от вредных привычек;
- активно вовлекать население в мероприятия, укрепляющие их здоровье;
- улучшать медицинские и природоохранные аспекты жизни и труда; делать доступными полезные для здоровья и безопасные продукты питания и способствовать увеличению финансовых возможностей людей для их приобретения.
В настоящее время действуют:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 года N 1202-р "Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации до 2005 года";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2002 года N 736-р "О введение в действие Программы (Основные направления) проведения в российском обществе пропаганды здорового образа жизни на 2002-2008 гг.";
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в РФ";
- Федеральный закон "Об ограничении курения табака";
- Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Учитывая, что здоровье человека более, чем на 50% определяется образом жизни, т.е. поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения в качестве одного из приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях является формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих. Особую роль должны играть средства массовой информации. Обучение населения здоровому образу жизни должно осуществляться с помощью информационных программ, специально-адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения.
Для решения этой задачи необходимо разработать межведомственную программу "Здоровый образ жизни. Здоровье для здоровых" на 2004-2008 годы, включающую в себя следующие подпрограммы:
- "Здоровое питание" (реализация Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Целью данной подпрограммы должно быть создание в районе организационных, экономических и социальных условий, способствующих повышению качества и безопасности пищевых продуктов с целью улучшения здоровья населения района,
- "Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний".
Целями данной подпрограммы должны быть:
- профилактика заболеваний и коррекция факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста;
- разработка мер, направленных на коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые обуславливают высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы), а так же от инфекций;
- внесение изменений в структуру учреждений системы здравоохранения и развития структурных подразделений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов; центра восстановительного лечения и реабилитации, развитие института врачей общей практики и др.;
- реализация профилактических программ по заболеваниям, оказывающим существенное влияние на состояние здоровья населения (артериальная гипертония, сахарный диабет, патология щитовидной железы, а так же новообразования) во вновь образованных школах профилактики;
- совершенствование информационной системы в области профилактики.
- "Здоровье для здоровых".
Целью данной подпрограммы должно быть создание оздоровительной системы, позволяющей не допустить возникновение заболеваний у лиц, признанных здоровыми, и максимально продлить их физиологическое здоровье. Для достижения этой цели необходимо открыть кабинеты здоровья, оснащенные соответствующим оборудованием, а так же подготовить для работы в них специалистов.
Основными задачами программы "Здоровый образ жизни. Здоровье для здоровых." должны быть:
- повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни;
- обеспечение поддержки спортивно-оздоровительных учреждений для повышения их доступности большему количеству населения;
- популяризация здорового образа жизни с проведением массовых физкультурно-спортивных мероприятий и их широкой рекламой в СМИ;
- систематическое проведение городских и районных праздников здоровья;
- подготовка проведения конкурсов, кампаний, пропагандирующих ценность здоровья;
- изучение возможности производства продуктов, полезных для здоровья, на предприятиях пищевой промышленности, обеспечение их рекламы, продвижения в торговую сеть;
- разработка эффективной методологии обучения в общеобразовательных учреждениях ведению здорового образа жизни и профилактике заболеваний;
- реализация мероприятий по ограничению курения табака в целях снижения заболеваемости населения (Федеральный закон "Об ограничении курения табака");
- продолжение реализации действующих районных программ "Развитие физической культуры, спорта и туризма с Ступинском районе" на период 2001-2005 годы и "Развитие детско-юношеского спорта в Ступинском районе" на 2002-2005 годы, которые рассматривают физическую культуру и спорт, как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, гарантируют права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом;
- увеличение числа лиц, приверженных здоровому образу жизни.
Конечным результатом реализации программы "Здоровый образ жизни. Здоровье для здоровых" будет:
- снижение наиболее распространенных факторов риска на 20%;
- уменьшение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 10% (равносильно сохранению жизни ежегодно примерно 100 человекам трудоспособного возраста);
- улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых продуктов с одновременным увеличением на 25-30% числа лиц систематически занимающихся физкультурой и спортом обеспечит снижение распространенности избыточной массы тела на 20-30% и, как следствие, уменьшение заболеваемости и смертности от основных хронических неинфекционных заболевании на 10% и 5% соответственно.
Перечень ведомств, участвующих в разработке данной программы:
- Управление здравоохранения.
- Управление образования.
- Комитет социальной защиты населения.
- Отдел по делам молодежи.
- Отдел по физической культуре и спорту.
- Отдел культуры.
- Отдел торговли.
- Отдел внутренних дел.
- Центр Госсанэпиднадзора в Ступинском районе.
- Средства массовой информации.
- Руководители предприятий.
- Другие заинтересованные ведомства.
Часть 3. Механизм внедрения стратегического плана
Для успешной реализации стратегического плана создан межведомственный Координационный совет, который осуществляет координацию и управление ведомств и организаций по охране и укреплению здоровья населения;
В состав межведомственного координационного Совета входят все ведомства сопричастные к решению проблем здоровья, представители общественности и ученые, составляющие экспертную группу Совета.
Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал.
Межведомственная рабочая группа осуществляет техническую работу по подготовке и проведению заседаний межведомственного координационного Совета, разработку проектных программ по приоритетным направлениям охраны и укрепления здоровья населения изложенным в стратегическом плане, представляет их на рассмотрение в Совет и далее на утверждение главы района.
В состав межведомственной рабочей группы входят представители ведомств и общественности, входящих в межведомственный координационный Совет. Заседания межведомственной рабочей группы проводятся не реже одного раза в месяц или по отдельном; графику, утвержденному главой района для разработки конкретных программных мероприятий стратегического плана.
Основными документами, определяющими работу ведомств по охране и укреплению здоровья населения на районном уровне, является настоящий стратегический план и разработанные на его основе целевые программы (программные мероприятия), утвержденные главой района.
Предметом обсуждения заседаний межведомственного Координационного совета и межведомственной рабочей группы так же должны быть все международные проекты получившие развитие в районе.
Основными документами, определяющими работу ведомств по охране и укреплению здоровья населения на муниципальном уровне, являются:
- настоящий стратегический план;
- стратегические планы по охране и укреплению здоровья населения ведомств;
- целевые программы, разработанные на основе стратегических планов;
- годовые планы по охране и укреплению здоровья населения.
Стратегические планы и целевые программы ведомств утверждаются главой района и Советом депутатов, годовые планы - главой района.
Предметом обсуждения заседаний межведомственного Координационного совета и межведомственных рабочих групп на муниципальном уровне так же являются международные проекты, получившие развитие в районе (проекты ВОЗ "Здоровые города", "Школа укрепления здоровья" и др.).
Реализация стратегического плана по охране и укреплению здоровья населения Ступинского района будет осуществляться на основе целевых программ, разработанных согласно приоритетным направлениям, отраженным в концепции "Ступинский район - Здоровье 21" и в главе 3 настоящего стратегического плана в соответствии с графиком.
Управление немедицинскими факторами на уровне района
Часть 4. Мониторинг и оценка
Ниже приведены показатели мониторинга проблемы по задачам, так или иначе вошедшим в приоритетные направления деятельности стратегического плана. Ежегодно, используя эти показатели и индикаторы оценки задач, проводится анализ процесса и результатов деятельности по направлениям стратегического плана. Результаты анализа рассматриваются межведомственным координационным Советом, который и дает оценку ходу выполнения плана.
Задача 1. Солидарность и справедливость в вопросах охраны здоровья
Индикаторы оценки задачи.
Различия в показателях заболеваемости, инвалидности и смертности, т.е. ответ на вопрос, в какой степени показатели одной группы людей хуже или лучше аналогичных показателей и другой группе, анализируются по:
- социальной;
- профессиональной;
- культурной; половой;
возрастной принадлежности;
По уровню:
- образования;
- доходов;
- трудоустройства/занятости;
По географическому месту жительства:
- города;
- поселки;
- сельские округа.
Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы:
- Продолжительность предстоящей жизни (показатель ожидаемой продолжительности жизни).
- Смертность (по возрасту, полу и причинам).
- Показатели инвалидности и заболеваемости.
- Ожидаемая продолжительность здоровой жизни, годы.
- Показатели здоровья в сравнении с данными по области, другими регионами, стране в целом. другими странами.
- Доля внутреннего валового продукта (ВВП), расходуемого на здравоохранение.
- Оценка личного восприятия состояния физического здоровья, социального здоровья и поддержки, качества жизни.
- Процент официально зарегистрированных безработных среди населения трудоспособного возраста.
- Процент инвалидов трудоспособного возраста, занятых производственной деятельностью на постоянной основе.
- Число инвалидов всего, по полу и возрасту.
- Оценка качества жизни инвалидов.
- Число инвалидов, живущих в семье.
- Число инвалидов, имеющих начальное, среднее, среднее специальное, высшее образование.
- Число инвалидов III и II группы с правом работать.
- Число инвалидов I группы.
- Число инвалидов, обеспеченных изолированной жилой площадью.
- Число инвалидов, не имеющих свободы передвижения.
Структурные подразделения и его функции | Влияние на здоровье |
Управление образования | |
Приведение материальной базы ДОУ и школ в соответствие с требованиями санитарных правил и норм: | |
- помещений; | Меньше опасность травматизма, простудных заболеваний. |
- оснащение мебелью соответствующей возрасту; | Меньше заболеваний позвоночника, нарушений зрения |
- хорошее освещение; | Меньше нарушений зрения |
- приобретение установок для очистки воздуха и воды; | Меньше заболеваний органов дыхания, желудка |
Меньше заболеваний желудочно-кишечного | |
- организация питания в соответствии с физиологическими потребностями; | Общее укрепление здоровья школьников и дошкольников |
- расширение учебных и вне учебных программ занятий физкультурой и спортом; | Недопущение заболеваний социального характера |
- введение в учебные курсы программы по здоровому образу жизни, профилактики алкоголизма. наркомании, ВИЧ-инфекции; | Общее укрепление здоровья дошкольников и школьников |
- совершенствование работы по летней оздоровительной кампании с привлечением подростков к различным формам труда и отдыха; | |
Отдел по физической культуре и спорту | |
- организация и проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий; | Общее укрепление физического здоровья населения |
Управление ЖКХ | |
- своевременное обеспечением теплом; | Меньше респираторных заболеванием |
- обеспечение населения питьевой водой, соответствующей ГОСТу; | Меньше инфекционных заболеваний |
- содержание канализационных сетей в исправном состоянии; | |
- поддержание территории района в соответствии с санитарными требованиями; | Меньше инфекционных, кожных, аллергических заболеваний |
- озеленение территории района; | Меньше заболеваний органов дыхания |
- отлов безнадзорных животных; | Недопущение бешенства |
Отдел по учету и распределению жилой площади | |
- улучшение жилищных условии населения; | Меньше опасность инфекционных заболеваний, меньше стрессовых состояний |
Отдел торговли | |
- контроль за продажей на территории района качественных товаров, прежде всего продуктов питания; | Меньше опасность инфекционных заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта |
- недопущение стихийной торговли; | |
Комитет социальной защиты населения | |
- социальное обслуживание семьи, женщин и детей; - планирование семьи - медико-социальная реабилитация; - работа с малообеспеченными и многодетными семьями (материальная помощь, направление и оплата лечения в санатории, помощь в организации досуга) - уход, материальная помощь престарелым и инвалидам; | Недопущение социально-значимых болезней, уменьшение факторов риска, связанных с депрессией, стрессом, элементарными заболеваниями; улучшение качества жизни детей с ограниченными возможностями: Увеличение рождаемости, снижение числа абортов и их последствий, ВИЧ-инфекции и вензаболеваний. Снижение осложнений имеющихся болезней, восстановление психофизиологических функций, улучшение качества жизни, профилактика инвалидности. Уменьшение заболеваний, обусловленных стрессом, недостаточным питанием; лечение имеющихся заболеваний. Меньше осложнений имеющихся болезней, меньше социальных болезней. |
Отдел внутренних дел | |
- уменьшение преступности в районе - недопущение распространения наркотических средств; - предупредительно-профилактические мероприятия с антиобщественными, асоциальными элемента ми, лицами, страдающими психическими заболеваниями, туберкулезом. | Меньше заболеваний, вызываемых стрессом. Меньше заболеваний социального характера (туберкулез, ВИЧ-инфекция, ИППП и др.), профилактика алкоголизма и наркомании Меньше психических заболеваний, заболеваний социального характера, алкоголизма. |
Государственная автоинспекция | |
- контроль за ситуацией на дорогах - контроль выхлопных газов; | Меньше дорожного травматизма Меньше заболеваний раком легкого, хроническими болезнями органов дыхания |
Отдел по труду и социальным вопросам | |
- контроль за проведением профилактических мероприятий по снижению влияния вредных производственных факторов - защита работников от физических и технологических перегрузок - контроль за обеспечением лечебным питанием на предприятиях с вредными условиями труда. | Недопущение профессиональных, онкологических, аллергических заболеваний, отравлений. Меньше травматизма, депрессий, стресса, осложнений хронических заболеваний. Уменьшение желудочно-кишечных заболеваний и отравлений. |
Отдел охраны окружающей среды | |
- контроль за состоянием окружающей среды (выброс загрязненных веществ в атмосферу, радиационная обстановка, полигон ТБО, свалки, очистные сооружения и др.) | Снижение болезней органов дыхания, пищеварения, онкологических, аллергических, эндокринологических заболеваний, недопущение лучевых поражений и отравлений. |
Пожарная охрана | |
- своевременный выезд на пожары профилактическая работа. | Меньше ожогов и гибели людей. |
Центр Госсанэпиднадзора | |
- контроль за обеспечением санитарноэпидемиологического благополучия населения района; - применение санкций к нарушителям санитарного законодательства. | Уменьшение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений, заболеваний социального характера. |
Отдел культуры, отдел по делам молодежи | |
- проведение просветительной работы по профилактике алкоголизма, наркомании, заболеваний социального характера, пропаганда здорового образа жизни; - создание благоприятного психологического климата и психоэмоциональной среды, положительно влияющей на состояние здоровья. | Снижение алкоголизма, наркомании, заболеваний социального характера, уменьшение факторов риска возникновения распространенных заболеваний. Снижение заболеваний, связанных с психоэмоциональным состоянием. |
Средства массовой информации | |
- информационная поддержка профилактических программ, пропаганда здорового образа жизни. | Снижение общей заболеваемости. |
График разработки и реализации существующих и новых программ согласно приоритетным направлениям охраны и укрепления здоровья населения
N | Наименование целевых программ | Сроки реализации существующих программ | Сроки разработки новых программ | Сроки реализации новых программ |
2 | Здоровый образ жизни. Здоровье для здоровых. | - | 2003 г. | 2004-2008 |
2 | Укрепление здоровья женщин и детей. | 2001-2005 | 2005 | 2006-2010 |
3 | Профилактика болезней сердечно-сосудистой системы. | 2003-2006 | 2006 | 2007-2011 |
4 | Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний. | 2003-2006 | 2006 | 2007-2011 |
5 | Профилактика наркомании и алкоголизма. | 2001-2005 | 2005 | 2006-2010 |
6 | Профилактика: | |||
- ВИЧ-инфекции | 2003-2006 | 2006 | 2007-2011 | |
- туберкулеза | 2003-2006 | 2006 | 2007-2011 | |
- заболеваний, передающихся половым путем | 2003-2005 | 2006 | 2007-2011 | |
7 | Улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей. | 2000-2005 | 2005 | 2006-2009 |
8 | Борьба со стрессом, депрессией и профилактика психических заболеваний. | - | 2003 | 2004-2008 |
9 | Организация службы общей врачебной практики (семейный врач). | 2000-2005 | 2005 | 2006-200 |
Задача 2. Здоровое начало жизни
Индикаторы оценки задачи:
- Смертность детей грудного возраста.
- Частота беременностей у подростков.
- Материнская смертность.
- Частота искусственного прерывания беременности.
- Состояние здоровья беременных.
- Качество питания беременных.
- Социально-экономический уровень жизни, уровень образованности беременных.
- Качество и доступность предоставляемой медико-социальной помощи.
- Снижается ли заболеваемость "управляемыми" детскими инфекциями.
- Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы.
- Показатель младенческой смертности (оба пола), на 1000 живорожденных.
- Показатель неонатальной смертности на 1000 живорожденных.
- Показатель ранней неонатальной смертности на 1000 живорожденных.
- Показатель поздней неонатальной смертности на 1000 живорожденных.
- Показатель постнеонатальной смертности на 1000 живорожденных.
- Показатель мертворождаемости на 1000 родившихся с весом 500 г и более.
- Показатель перинатальной смертности на 1000 родившихся с весом 1000 г и более.
- Процент младенцев, вскармливаемых грудью в 6-недельном, 3-месячном и 6-месячном возрасте.
- Процент детей с весом, соответствующим возрасту и (или) массой тела, соответствующей росту.
- Показатель смертности детей, подростков и лиц 18-24 лет от травм, отравлений, вызванных внешними причинами; по полу и возрасту, на 100 тыс. соответствующей возрастной группы.
- Число детей, подвергшихся насилию, по полу и возрасту.
- Показатель материнской смертности от всех причин, на 100 тыс. живорожденных.
- Показатель материнской смертности вследствие абортов, на 100 тыс. живорожденных.
- Показатель материнской смертности вследствие кровотечения, на 100 тыс. живорожденных.
- Показатель материнской смертности вследствие токсикоза беременности, на 100 тыс. живорожденных.
- Показатель материнской смертности вследствие осложнений послеродового периода, на 100 тыс. живорожденных.
- Показатель материнской смертности вследствие других непосредственных акушерских причин, на 100 тыс. живорожденных.
- Показатель материнской смертности вследствие других косвенных акушерских на 100 тыс. живорожденных.
- Показатель распространенности воспалительных заболеваний тазовых органов, на 100тыс, женщин.
- Частота кесарева сечения при деторождении, на 1000 родов.
- Процент женщин, имеющих доступ к службам контрацепции, на 1000 женщин.
- Частота случаев изнасилования и попыток изнасилования, на 100 тыс. женщин.
- Число семей, состоящей из одной взрослой женщины с иждивенцами.
- Процент семей, состоящих из одной взрослой женщины с иждивенцами, среди общего числа семей.
- Число искусственных абортов всего, на 1000 живорожденных
- Число искусственных абортов в возрасте до 14 лет, на 1000 живорожденных в этом возрасте.
- Число искусственных абортов в возрасте 15-18 лет, на 1000 живорожденных в этом возрасте.
- Число искусственных абортов в возрасте 20-24 лет, на 1000 живорожденных в этом возрасте.
- Возможно использование показателей, касающихся здоровья женщин, по другим задачам.
- Число новых случаев кори.
- Число новых случаев дифтерии.
- Число новых случаев полиомиелита.
- Число новых случаев краснухи.
- Число новых случаев эпидемического паротита.
- Число случаев столбняка новорожденных.
- Заболеваемость корью, на 100 тыс. населения.
- Заболеваемость дифтерией, на 100 тыс. населения.
- Заболеваемость полиомиелитом, на 100 тыс. населения.
- Заболеваемость краснухой, на 100 тыс. населения.
- Заболеваемость эпидемическим паротитом, на 100 тыс. населения.
- Заболеваемость столбняком новорожденных, на 100 тыс. новорожденных.
Задача 3. Здоровье населения в трудоспособном возрасте
Индикаторы оценки задачи.
Динамика:
- уровня безработицы;
- среднего уровня доходов семьи;
- заболеваемости работающего населения;
- смертности людей трудоспособного возраста;
- смертности от несчастных случаев на производстве по отношению к занятому населению и разделением по полу);
- первичной инвалидности трудоспособного населения;
- числа больших и средних организаций, которые взяли на себя обязательства в отношении "Здоровья на рабочем месте";
- охвата трудоспособного населения санаторным лечением и оздоровлением;
- удельного веса рабочих мест, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам;
- числа людей трудоспособного возраста, занимающихся спортом.
Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы:
- средняя заработная плата (с разбивкой на несколько групп; по отраслям, по полу и возрасту;
- процент официально зарегистрированных безработных среди населения трудоспособного возраста;
- динамика числа взрослого трудоспособного населения;
- оценка личного восприятия состояния физического здоровья, социального здоровья и поддержки, качества жизни среди населения трудоспособного возраста;
- число занимающихся физкультурой на 1000 трудоспособного населения;
- распространение факторов риска среди населения трудоспособного возраста (по данным анкетирования);
- оценка образа жизни населения трудоспособного возраста (по данным анкетирования);
- ожидаемая продолжительность здоровой жизни среди населения трудоспособного возраста. годы;
- смертность трудоспособного населения по причинам, полу и возрасту;
- заболеваемость в трудоспособном возрасте с учетом причин, пола и возраста;
- инвалидность в трудоспособном возрасте с учетом причин, пола и возраста;
- временная нетрудоспособность и ее структура (в том числе по причинам, возрасту, полу, по отраслям);
- профессиональная заболеваемость по городам и ее структура;
- число дней нетрудоспособности в результате подтвержденных профессиональных заболеваний;
- процент рабочих, подвергающихся ежедневному воздействию шума в среднем выше 90 децибел;
- процент рабочих, подвергающихся производственному пылевому воздействию выше признанных стандартов;
- процент рабочих с повышенным риском заболевания гепатитом В;
- процент рабочих, привитых от гепатита В;
- среднее число рабочих дней, теряемое за год из-за числа производственных травм;
- число пострадавших при несчастных случаях на производстве на 1000 работающих, в т.ч. со смертельным исходом - на 100 тыс. работающих;
- число дней нетрудоспособности из-за производственных травм за год в среднем на 100 работающих;
- число дней нетрудоспособности вследствие болезней опорно-двигательного аппарата на 100 работающих;
- показатель первичного выхода на инвалидность вследствие профессиональных заболеваний, травм и отравлений, на 100 тыс. работающих;
- наличие реабилитационных отделений и кабинетов.
Задача 4. Сохранение здоровья в пожилом возрасте
Индикаторы оценки задачи.
Динамика ожидаемой продолжительности жизни и ожидаемой продолжительности жизни без инвалидности в возрасте 65 лет:
- числа людей в возрасте 80 лет, обладающих таким уровнем здоровья, который позволяет им сохранять в домашних условиях независимость, самоуважение и надлежащее место в обществе;
- числа физически активных лиц в возрасте старше 65 лет;
- числа социально изолированных пожилых людей.
Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы:
- Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет.
- Число лет жизни, потерянных в результате преждевременной смерти до 65 лет.
- Смертность с указанием пола и основной причины в возрастных группах 65 лет и 80 лет.
- Ожидаемая продолжительность жизни без инвалидности в возрасте 65 лет.
- Отдельные показатели инвалидности и заболеваемости в возрасте 65 лет злокачественными новообразованиями, психическими расстройствами (в частности старческой деменцией), болезнями костно-мышечной системы, в т.ч. опорно-двигательного аппарата, болезнями системы кровообращения, хроническими заболеваниями респираторной системы, расстройствами сенсорной системы, сахарным диабетом и т.д. на 100 тысяч населения этой группы.
- Распространенность переломов шейки бедра в возрасте 65 лет.
- Численность населения (в %), которое нуждается в лечении от депрессии в возрасте 65 лет.
- Численность населения (в %), которое, по самооценке собственного состояния здоровья. обладает хорошим уровнем в возрасте 65 лет.
Оценка связанного с уровнем здоровья качества жизни. Для этой цели можно использовать такие показатели, как:
- число дней нетрудоспособности в течение года на 1 работающего старше 65 лет, по полу и возрасту;
- процент населения старше 65 лет с длительной (более 3 месяцев) нетрудоспособностью к течение года, по полу и возрасту;
- процент населения 60 лет и старше;
- процент населения 80 лет и старше;
- частота артрита, снижения остроты зрения и слуха, деменции, бессонницы, недержания мочи, нарушения равновесия, социальной изоляции, нахождения в специализированных учреждениях лиц пожилого возраста.
Задача 5. Улучшение психологического климата и психического здоровья
Индикаторы оценки задачи:
- показатели частоты самоубийств;
- распространенность психических нарушений (таких, как шизофрения, тяжелая депрессия алкогольный психоз, психические последствия посттравматических расстройств);
- число больных с психическими нарушениями в стационарах (по состоянию на 31 декабря или в день переписи в стране);
- число больных с психическими расстройствами в стационаре, находившихся там более 36 дней;
- данные в отношение качества жизни больных с психическими нарушениями (такими, как шизофрения, тяжелая депрессия, алкогольный психоз, психические последствия посттравматических расстройств);
Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы:
- Стандартизованный коэффициент смертности от самоубийства и самоповреждения, возраста, на 100 тыс. населения.
- Показатель смертности в результате самоубийств и самоповреждений, по полу и возрасту, ни 100 тыс. населения соответствующей группы.
- Качество жизни лиц с психическими нарушениями.
- Показатель первичного выхода на инвалидность вследствие психических заболеваний, на 100 тыс. населения.
- Показатель заболеваемости неврозами и функциональными психозами, на 100 тыс. населения
- Возможно использование показателей по другим задачам.
Задача 6. Снижение потерь в результате несчастных случаев, травм и отравлении
Индикаторы оценки задачи:
- смертность от внешних причин, травм и отравлений;
- смертность в результате дорожно-транспортных происшествий;
- число травм в результате несчастных случаев на дороге, в домашних условиях:
- число травм в результате несчастных случаев на производстве;
- число случаев инвалидности в результате травм и отравлений;
- зарегистрированные случаи насилия;
- смертность от насилия (в домах и на улице).
Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы:
- Стандартизованный коэффициент смертности вследствие травм и отравлений от внешних причин, на 100 тыс. населения.
- Стандартизованный коэффициент смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения.
- Число дорожно-транспортных происшествий с травмами, на 100 тыс. населения.
- Число травмированных в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения.
- Число лиц, получивших производственные травмы, на 100 тыс. населения.
- Смертность вследствие несчастных случаев на производстве, на 100 тыс. населения.
- Число лиц, получивших травмы в быту, на 100 тыс. населения.
- Показатель смертности от травм, отравлений, вызванных внешними причинами, по полу и возрасту, на 100 тыс. населения соответствующей группы.
- Показатель смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий, по полу и возрасту, на 100 тыс. населения соответствующей группы.
- Частота выхода на инвалидность вследствие несчастного случая, на 100 тыс. населения;
- Целесообразно организовать мониторинг инвалидизации по виду несчастного случая, послужившего причиной инвалидности: на транспорте, в быту, на производстве, во время занятий спортом, на досуге, в результате бедствий и катастроф.
- Возможно использование показателей для других задач.
Задача 7. Сокращение потерь здоровья в результате неинфекционных заболеваний
Индикаторы оценки задачи:
Смертность от основных неинфекционных заболеваний (с разбивкой по полу, возрасту при наличии соответствующих данных):
- от сердечно-сосудистых заболеваний;
- от онкологических заболеваний;
- в т.ч. от рака легких;
- от диабета;
- от других заболеваний (астма, ревматизм).
Распространенность основных неинфекционных заболеваний (с разбивкой по полу, возрасту при наличии соответствующих данных):
- сердечно-сосудистые заболевания;
- астма;
- ревматизм;
- онкологические заболевания;
- диабет.
Частота осложнений при диабете
Количество выписанных из стационара с основными неинфекционными заболеваниями. Распространенность основных факторов риска в группах населения:
- высокое артериальное давление;
- высокие показатели холестерина в крови;
- низкий уровень физической активности;
- дети в возрасте до 12 лет, имеющие кариозные, выпавшие или пломбированные зубы;
- количество детей 6 лет (в %), которые не страдают кариесом.
Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы:
- Стандартизованный коэффициент смертности от болезней органов кровообращения, 0-64 г, на 100 тыс. населения этого возраста.
- Стандартизованный коэффициент смертности от болезней кровообращения, все возраста, на 100 тыс. населения.
- Стандартизованный коэффициент смертности от ишемической болезни сердца (ИБС), 0-64 г, на 100 тыс. населения этого возраста.
- Стандартизованный коэффициент смертности от ишемической болезни сердца, все возраста, на 100 тыс. населения.
- Стандартизованный коэффициент смертности от сосудистых поражений мозга, 0-64 г, на 100 тыс. населения этого возраста.
- Стандартизованный коэффициент смертности от сосудистых поражений мозга, все возраста. на 100 тыс. населения.
- Показатель смертности от болезней системы кровообращения, по полу и возрасту, на 100 тыс. населения соответствующей группы.
- Показатель смертности от ишемической болезни сердца, на 100 тыс. населения.
- Показатель смертности от цереброваскулярных болезней, на 100 тыс. населения.
- Показатель заболеваемости ишемической болезнью сердца, на 100 тыс. населения.
- Показатель заболеваемости цереброваскулярными болезнями, на 100 тыс. населения.
- Показатель инвалидности вследствие ишемической болезни сердца, на 100 тыс. населения.
- Показатель инвалидности вследствие цереброваскулярных болезней на 100 тыс. населения.
- Оценка качества жизни больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В мониторинге можно использовать показатели к задачам 16, 17, 31. Дополнительно можно использовать показатели, характеризующие факторы риска, которые можно получить при выборочном обследовании репрезентативных групп населения:
- Процент некурящих среди населения.
- Процент курящих 20 и более сигарет в день.
- Процент никогда не куривших.
- Процент бросивших курить в последние два года.
- Процент сокративших курение в последние два года.
- Процент населения с индексом массы тела (вес/рост), превышающим 3,0 , по полу и возрасту.
- Уровень холестерина в сыворотке крови, по полу и возрасту, процент.
- Уровень кровяного давления, по полу и возрасту.
- В специальной адаптации к российским условиям нуждается методика определения характера ежедневного расходования энергии лицами разного пола, возраста, социальной и экономической принадлежности (всего, в связи с активным отдыхом, вследствие интенсивных занятий физкультурой).
- Стандартизованный коэффициент смертности от злокачественных новообразований, 0-64 г, на 100 тыс. населения этого возраста.
- Стандартизованный коэффициент смертности от злокачественных новообразований, все возраста, на 100 тыс. населения.
- Стандартизованный коэффициент смертности от рака трахеи, бронхов и легких, 0-64 г, на 100 тыс. населения этого возраста.
- Стандартизованный коэффициент смертности от рака трахеи, бронхов и легких, все возраста, на 100 тыс. населения.
- Стандартизованный коэффициент смертности от рака шейки матки, 0-64 г, на 100 тыс. женщин этого возраста.
- Стандартный коэффициент смертности от рака шейки матки, все возраста, на 100 тыс. женщин этого возраста.
- Стандартизованный коэффициент смертности от рака молочной железы, 0-64 г, на 100 тыс. женщин.
- Стандартизованный коэффициент смертности от рака молочной железы, все возраста, на 100 тыс. женщин.
- Стандартизованный коэффициент смертности от злокачественных новообразований органов пищеварения, все возраста, на 100 тыс. населения.
- Стандартизованный коэффициент смертности от злокачественных новообразований органов пищеварения, 0-64 г, на 100 тыс. населения.
- Показатель смертности от злокачественных новообразований, по полу и возрасту, на 100 тыс. населения.
- Показатель смертности от злокачественных новообразований трахеи, бронхов и легких, на 100 тыс. населения.
- Показатель смертности от рака шейки матки, на 100 тыс. женщин.
- Показатель смертности от злокачественных новообразований молочной железы, по возрасту, на 100 тыс. женщин. Показатель смертности от злокачественных опухолей толстой и прямой кишки, по полу и возрасту, на 100 тыс. населения соответствующей группы.
- Заболеваемость раком шейки матки, на 100 тыс. женщин.
- Заболеваемость злокачественными новообразованиями молочной железы, на 100 тыс. женщин.
- Оценка качества жизни онкологических больных.
Задача 8. Снижение инфекционной заболеваемости заболевания, передаваемые половым путем
Индикаторы оценки задачи.
Снижается ли заболеваемость:
- туберкулезом
- заболеваниями, передаваемыми половым путем
- гепатитом С
- ВИЧ-инфекцией
Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы:
- Заболеваемость СПИДом, на 100 тыс. населения.
- Показатель смертности от СПИДа на 100 тыс. населения.
- Смертность от СПИДа (по районам и городам, по полу и возрасту).
- туберкулез, СПИД.
- Число ВИЧ-инфицированных на 100 тыс. населения данного возраста. Число ВИЧ-инфицированных на 100 тыс. населения.
- Число впервые диагностированных случаев СПИДа в течение года.
- Число лиц с диагнозом СПИДа на 100 тыс. населения данного возраста.
- Число лиц с диагнозом СПИДа на 100 тыс. населения.
- Показатель заболеваемости сифилисом по полу и возрасту на 100 тыс. населения.
- Число случаев врожденного сифилиса.
- Показатель заболеваемости трихомонозом по полу и возрасту на 100 тыс. населения.
- Показатель заболеваемости урогенитальным хламидиозом по полу и возрасту на 100 тыс. населения.
- Показатель заболеваемости гонореей по полу и возрасту на 100 тыс. населения.
- Заболеваемость туберкулезом в различных социальных группах.
- Заболеваемость туберкулезом на 100 тыс. населения.
- Показатель инвалидности вследствие туберкулеза на 100 тыс. населения.
- Кроме того учитываются показатели социально-гигиенического мониторинга.
Задача 9. Здоровая и безопасная физическая среда
Индикаторы оценки задачи:
- наличие и реализация регионального и муниципального планов по снижению неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье; внедрение экономических рычагов для сокращения потребления ресурсов и уменьшения количества отходов и загрязнения;
- динамика качества атмосферного воздуха в городских районах с учетом загрязнения от промышленных и транспортных источников; обеспечиваются ли существующие стандарты качества атмосферного воздуха;
- динамика обеспечения домов доброкачественной питьевой водой;
проводится ли оценка существующей системы удаления сточных вод (включая сбор, обработку, сброс или повторное использование); разработан ли план по ее усовершенствованию;
- внедряется ли в практику система, при которой сбор и обработка отходов проводится теми, кто их производит, при обязательном соблюдении установленных технологий переработки и сокращении объема отходов;
- осуществляется ли регулярный мониторинг окружающей среды и оценка воздействия окружающей среды на здоровье;
- обеспечивается ли свободный доступ к полученным результатам;
- повышается ли осознание жителями региона важности деятельности по защите окружающей среды и устойчивому развитию.
Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы:
- Политика по снижению неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье оценивается с точки зрения эффективности контроля и предупреждения вредных для здоровья факторов среды и обеспечения устойчивого (с экологической точки зрения) развития.
Определенное представление об эффективности контроля за оздоровлением окружающей человека среды дают:
- число техногенных аварий/катастроф в течение года;
- число пострадавших при техногенных авариях/катастрофах, в т.ч. со смертельным исходом;
- размер нанесенного ущерба техногенными авариями/катастрофами;
- состояние атмосферного воздуха;
- концентрации загрязнителей атмосферного воздуха (по отдельным веществам);
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, т.
- число часов в году со среднечасовой концентрацией взвешенных твердых частиц или сернистого ангидрида в атмосфере выше 250 ;
- число часов в году со среднечасовой концентрацией озона в атмосфере выше 200 ;
Представление о состоянии воздушного бассейна дают также:
- показатель заболеваемости респираторными заболеваниями детей, на 100 тыс. детского населения.
- процент детей родившихся с массой тела менее 2500 г.;
- показатель заболеваемости раком трахеи, бронхов и легких, на 100 тыс. населения.
- состояние водоснабжения и водоотведения (отдельно для городских и сельских районов);
Доля населения, которое:
- имеет системы водоснабжения, находящиеся на регулярном лабораторном контроле по качеству питьевой воды;
- получает доброкачественную питьевую воду, удовлетворяющую стандартам (по данным лабораторного контроля).
Доля населения:
- обеспеченного централизованным водоснабжением;
- получающих воду:
из водопроводных колонок;
из колодцев.
Доля населения, обеспеченного:
- централизованной канализацией с очистными сооружениями;
- канализацией с локальными очистными сооружениями;
- живущих в неканализованном жилом фонде;
- обеспеченных системами сбора, удаления и утилизации жидких и твердых бытовых отходов.
Доля источников водоснабжения, отвечающих требованиям стандартов:
- поверхностные;
- подземные;
- колодцы (каптаж, родники).
Удельный вес рекреационных водоемов, удовлетворяющих нормативным требованиям Статистические данные о заболеваемости и отравлениях (включая вспышки) связанных:
- с питьевой водой;
- с загрязнением продуктов питания.
Отходы:
- Общий вес муниципальных отходов, т.
- Площадь свалок, .
- Число мусоросжигающих предприятий.
- Число мусороперерабатывающих заводов.
- Кроме того, учитываются другие показатели социально-гигиенического мониторинга.
Задача 10. Уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, наркотиками табаком
Индикаторы оценки задачи:
Динамика.
- числа некурящих среди лиц старше 15 лет и тех, кто еще не достиг 15 лет;
- потребление алкоголя на душу за год;
- обращается особое внимание на тех, кому еще нет 15 лет - они вообще не должны употреблять алкоголь;
- распространения нелегального употребления психотропных препаратов и смертность, связанная с этим.
Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы:
- Процент некурящих в целом и среди различных групп населения.
- Процент никогда не куривших.
- Процент бросивших курить в последние два года.
- Процент сокративших курение в последние два года.
- Процент курящих 20 и более сигарет в день.
- Показатели потребления алкоголя (возможны различные показатели).
- Показатель дорожно-транспортных происшествий с участием лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.
- Смертность в результате некоторых заболеваний, обусловленных потреблением алкоголя.
- Смертность вследствие убийств и умышленных травм.
- Число лиц, страдающих токсикоманией и наркоманией.
- Смертность вследствие злоупотребления наркотиками и токсикомании.
- Потребление фармацевтических психотропных веществ.
- Число госпитализаций впервые выявленных наркоманов и токсикоманов.
Задача 11. Здоровые условия жизни
Индикаторы оценки задачи:
- повышается ли безопасность и качество жилищных условий;
- повышается ли уровень знаний о возможных угрозах здоровью в домашних условиях и вне дома и навыков по предупреждению несчастных случаев;
- улучшаются ли условия жизни инвалидов, ветеранов и др. уязвимых групп населения;
- динамика числа несчастных случаев в быту.
Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы:
- распределение жилой площади и числа комнат в расчете на одного человека (распределение на несколько групп по этим показателям);
- заболеваемость и смертность в результате травм, несчастных случаев и отравлений в быту;
- оценка условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья и активной жизни дома, на работе, в общественных местах для людей с ограниченными физическими возможностями; число инвалидов, не имеющих свободы передвижения.
Ю.А. Коротков,
д.м.н., профессор, зав. отделением научных основ организации
муниципального здравоохранения ФГУ ЦНИИОИИЗ Росздрава
В.П. Чуднов,
к.м.н., зам. начальника Управления здравоохранения
Ступинского муниципального района Московской области,
доцент кафедры ОВП ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимировского
"Главврач", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru