Оскорбление через интернет
В практике по делам о защите чести, достоинства личности и деловой репутации остается еще много неразрешенных вопросов.
Сайты в сети Интернет не отнесены к средствам массовой информации. Поэтому доказать, что распространенные через Интернет сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и (или) деловую репутацию, распространены в средствах массовой информации, с каждым разом становится все труднее.
Гарантии защиты прав
В Российской Федерации на основе Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в ст. 1 которой предусмотрено, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства", был создан основополагающий документ - Декларация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (утв. Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г.), положения которой были включены и в текст Конституции.
Конституционным правом человека и гражданина в Российской Федерации является право на защиту частной жизни, доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации (ст. 21, ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).
Основным нормативным актом, непосредственно регулирующим порядок и способы защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина является Гражданский кодекс РФ. Вопросам защиты права гражданина на защиту частной жизни, доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации посвящен ряд норм Гражданского кодекса РФ (ст. 150, 152), а также Закона РФ "О средствах массовой информации" (ст. 43, 44). Законодатель предусмотрел не только сами способы защиты, восстановления прав, меры по реабилитации, но и способы возмещения вреда, причиненного нарушением прав человека и гражданина - возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ) и компенсацию морально вреда (ст. 151, 1099-1101 ГК РФ).
Все требования нормативных актов, регламентирующих порядок защиты доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации, нашли свое отражение в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ N 3 от 24 февраля 2005 г. и N 10 от 20 декабря 1994 г.).
Вместе с тем при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации возникает много вопросов. Во-первых, исходя из требований ст. 152 ГК РФ, Пленум ВС РФ в п. 7 постановления N 3 от 24 февраля 2005 г. "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" (далее - Постановление) указывает, что при рассмотрении гражданских дел данной категории в судах полежат доказыванию:
- факт распространения ответчиком сведений об истце;
- порочащий характер этих сведений;
- несоответствие этих сведений действительности.
В соответствии с абзацем 2 п. 7 Постановления "под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам". Таким образом, можно сделать вывод, что при наличии у гражданина-истца возможности зафиксировать, например, при помощи аудио- или видеотехники факт нанесения оскорблений со стороны ответчика, которые наносились без присутствия посторонних лиц (третьих лиц) - свидетелей, не является оскорблением, а является выражением собственного мнения ответчика в отношении истца, которому нанесены оскорбления. При рассмотрении данного вопроса Верховный Суд РФ исходит из требования ст. 29 Конституции РФ, устанавливающей:
"1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".
Фиксация оскорблений с помощью третьих лиц
В этой связи необходимо разобраться, что является оскорблением, а что - выражением собственного мнения. Правильным будет считать, что если ответчик, беседуя с истцом приватно, сообщил последнему о том, что он крайне не доволен поведением истца в той или иной ситуации, или не может ему больше доверять по той или иной причине, или считает действия истца неэтичными, неправомерными и т.д., то подобные высказывания - суждения обобщенного характера - действительно можно было бы без сомнений отнести к разряду выражения собственного мнения ответчика. Если же от истца, прибегает к уничижительным выражениям и сравнениям, использует ненормативную лексику, пытаясь причинить душевную боль, в издевательской, циничной форме отзывается об истце, его личностных и (или) деловых качествах, то в подобном случае имеет место нанесение оскорблений, а не выражение собственного мнения. Таким образом, ответчик нарушает требование ч. 3 ст. 17 Конституции РФ "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц", а также требования ст. 23, 24 Конституции.
Многие сотовые компании и владельцы сайтов в Интернете практикуют такие услуги или виды связи, как голосовые сообщения, письма вслух, передачу голоса посредством программы и системы Skype, видеоконференций или голосовых чатов в реальном времени. При прослушивании этих голосовых и видеосообщений, содержащих оскорбительные выражения в адрес истца, не всегда удается избежать распространения оскорбительных сведений, т.е. исключить возможность того, что их услышат третьи лица. А при фиксировании этих, по мнению истца, неправомерных действий ответчика для последующего использования аудио- или видеозаписей в суде в качестве доказательств - и подавно.
Например, истцу на сотовый телефон поступает оскорбительное, по его мнению, голосовое сообщение, которое он может прослушать лишь ограниченное количество раз и в течение нескольких дней. Не каждый гражданин имеет и носит при себе по нескольку сотовых телефонов или диктофон и держит их постоянно при себе. Таким образом, истец может прибегнуть к помощи третьего лица в целях использования технических средств, принадлежащих третьему лицу, для фиксирования оскорблений со стороны ответчика на диктофон, сотовый телефон или видеокамеру. Следовательно, в известность о нанесении оскорблений истцу ставится третье лицо и, по сути, самим истцом. Однако необходимо учесть требование абзаца 2 п. 7 Постановления о том, что ответчик обязан принять достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы оскорбления не стали известными третьим лицам. Следовательно, ответчик, пользуясь подобными услугами и средствами связи в целях нанесения оскорблений истцу, дабы не нарушать требований закона, избежать привлечения к ответственности, должен предусмотреть и предположить, что его действия станут известными третьим лицам при фиксировании (производстве аудио, видеозаписи) истцом по объективным причинам, не зависящим от воли истца.
Как видно из Постановления, подобные случаи в нем не предусматриваются и не рассматриваются.
Ответственность за нанесение оскорблений
Не рассмотрено и не предусматривается судебной практикой и то, что с точки зрения этики и справедливости за сам факт нанесения оскорблений ответчик должен нести ответственность и должен быть наказан в гражданско-правовом и (или) уголовно-правовом порядке, так как оскорбительные, циничные, ненормативные выражения ответчика в адрес истца не являются выражением обобщенного или конкретизированного собственного мнения ответчика по поводу поведения истца или его личностных качеств, а направлены на причинение истцу нравственных страданий, наносятся ответчиком умышленно. Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 7 Постановления, ответчик может нести ответственность за оскорбления лишь в том случае, если сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, распространенные ответчиком, становятся известными третьему лицу (лицам). Такой подход является неверным еще и потому, что сам факт нанесения оскорблений истцу - распространение в отношении истца или сообщение истцу лично сведений, не соответствующих действительности, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию в циничной, издевательской форме и манере даже приватно, а тем более при использовании ответчиком ненормативной лексики в адрес истца, - уже должен рассматриваться как правонарушение. И при наличии у истца доказательств нанесения ему оскорблений ответчиком (аудиозаписи, видеозаписи, письма ответчика оскорбительного содержания в адрес истца) ответчик должен нести ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, без каких-либо оговорок по поводу информированности третьих лиц о нанесенных истцу оскорблениях или оправданий.
Верховный Суд РФ в п. 7 Постановления устанавливает правило, в соответствии с которым истец вправе защищать свои права лишь в случае, когда сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию человека и гражданина, стали известны именно постороннему лицу - третьему лицу. В то же время в Постановлении указано на то обстоятельство, что подобные сведения являются распространенными ответчиком в том случае, когда они стали известны хотя бы одному лицу, при этом не уточняется, кому конкретно должны стать известны подобные сведения - самому истцу или третьему лицу (лицам). Таким образом, прослеживается противоречие в суждениях Верхового Суда РФ по данному вопросу в одном и том же пункте Постановления.
Является ли Интернет СМИ?
Распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и (или) деловую репутацию, посредством сети Интернет также является отдельной темой для обсуждения. Сайты в сети Интернет, исходя из требований законодательства разных стран, в том числе и Российской Федерации, не отнесены к средствам массовой информации.
Закон РФ "О средствах массовой информации" и Юридическое заключение кафедры ЮНЕСКО по вопросу о правовой природе сайтов в сети Интернет, полномочия которой определены Соглашением между Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Институтом международного права и экономики имени А.С. Грибоедова об учреждении кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности (подписано в Париже 12 июня 1998 г. и в Москве 1 июля 1998 г.), не рассматривают сайты в сети Интернет, имеющие информационную направленность, в качестве средств массовой информации, за исключением сайтов, зарегистрированных в добровольном порядке в качестве средств массовой информации в соответствующих государственных органах.
Правонарушители, пользуясь пробелами в законодательстве разных стран, размещают на сайтах в сети Интернет массу сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию граждан. Примеров тому масса. Исходя из того, что Интернетом пользуются миллиарды людей по всему миру, а также учитывая информационную направленность подавляющего большинства сайтов, можно смело утверждать, что большинство сайтов в сети Интернет все же являются средствами массовой информации и обращены к неограниченному кругу лиц (пользователей), в том числе и граждан РФ.
В судебной практике России немало примеров, когда сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и (или) деловую репутацию, распространенные (размещенные) на сайтах в сети Интернет, признавались сведениями, распространенными в средствах массовой информации. Но доказать, что эти сведения, распространенные через Интернет, распространены в средствах массовой информации, с каждым днем и с каждым разом становится все труднее. Бездействие и позиция невмешательства правительств и законодательных органов различных государств создают для правонарушителей иллюзию безнаказанности за размещение на сайтах неправдивой, оскорбительной и клеветнической информации.
Без признания сайтов сети Интернет, имеющих информационную направленность, средствами массовой информации, регулирования их деятельности посредством нормативных актов по вопросам размещения на этих сайтах информации о частной жизни физических лиц и их личностных качествах, а также без устранения приведенных выше противоречий в законодательстве РФ и судебной практике невозможно будет в полной мере реализовывать в России права гражданина на защиту своего доброго имени, своей чести, достоинства и деловой репутации, так как из-за неурегулированности данного вопроса и пробелов в законодательстве при рассмотрении подобных дел в судах будет оставаться много спорных и неразрешенных вопросов.
Примечание. Понятия "честь", "достоинство", "деловая репутация" определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.
Примечание. Честь - это объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
Примечание. Достоинство - это внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.
Примечание. Деловая репутация - объективная категория и представляет собой сложившееся общественное мнение о качествах (достоинствах и недостатках) субъекта права, в нашем случае - физического лица в сфере делового оборота.
А. Сухих,
АП Ставропольского края,
г. Кисловодск
"Новая адвокатская газета", N 14, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.