Имеет ли заведение питания право попросить посетителя освободить столик и покинуть помещение, если он в течение длительного времени не делает заказ?
Для ответа на этот вопрос обратимся к основным нормативным документам, регламентирующим деятельность предприятий общественного питания: Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), Правилам оказания услуг общественного питания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, а также к положениям Гражданского кодекса.
Итак, в силу п. 2 Правил оказания услуг общественного питания, Закона N 2300-1 организации независимо от организационно-правовых форм (предприниматели), оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору, заключаемому в устной форме, признаются исполнителями. В свою очередь под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель должен наглядно и доступно довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 12 Правил оказания услуг общественного питания).
Данная информация доводится посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг (п. 13 Правил оказания услуг общественного питания). При этом потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания (п. 14 Правил оказания услуг общественного питания).
Пунктом 5 названных правил определено, что исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие). Заметим, что в данном положении речь идет только о правилах поведения посетителей, которые не должны противоречить законодательству РФ.
В силу п. 16 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами. Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами РФ допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Проще говоря, договор, заключаемый предприятием общественного питания с потребителем, в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ является публичным: должен заключаться с любым, кто к такому предприятию обратился. При этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Более того отказ от заключения договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (п. 3 ст. 426 ГК РФ). И при необоснованном уклонении организацией от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: посетитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В связи с этим возникает вопрос: в какой момент будет считаться, что гражданин приобрел статус потребителя (то есть у него появилось намерение приобрести услугу общественного питания): когда он переступил порог заведения, когда он взял в руки меню или, может быть, когда сделал заказ? Ответ попытаемся найти в порядке заключения публичного договора.
Заключается такой договор посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной и признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 2 ст. 432, п. 1 ст. 433, ст. 435, 438 ГК РФ). Информацию, находящуюся в меню, прейскуранте и других подобных документах, можно считать публичной офертой в силу п. 2 ст. 437 ГК РФ: предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
По мнению автора, посетитель становится потребителем, имеющим намерение заказать услугу, тогда, когда начинает знакомиться с меню, прейскурантом, ценниками в баре и другой информацией об оказываемой услуге общественного питания. И с данного момента заведение не имеет права отказать ему в услуге. Никакими нормативными актами не регламентировано, по истечении какого времени посетитель должен сделать заказ или покинуть заведение, сколько времени он может изучать меню и после этого сделать заказ. Более того время прихода каждого посетителя в заведение питания нигде не фиксируется. Таким образом, время нахождения потребителя в предприятии общественного питания ограничивается только режимом работы исполнителя. Заметим, что аналогичным образом складывается ситуация и тогда, когда клиент заказывает всего одну чашечку кофе, а столик занимает в течение длительного времени*(1).
Если заведение питания информировано о том, что посетитель не намерен заказывать услугу общепита (например, на вопрос официанта ответил, что не собирается ничего заказывать), оно вправе полагать, что названное лицо не обращается к нему для заключения договора оказания услуг. А это значит, что предприятие не обязано совершать какие-либо встречные действия. В то же время гражданин, не имеющий намерения заказывать услугу, занимает место - пользуется его имуществом. В данном случае заведение вправе потребовать от посетителя освободить его имущество. Так, в силу ст. 304, 305 ГК РФ собственник (арендатор) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Кроме того, в результате незаконных действий посетителя по использованию столика у предприятия общепита возникают убытки в виде упущенной выгоды, поскольку оно не может получить доход от других посетителей. В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Однако нужно помнить, что предприятие общепита в случае судебных разбирательств должно быть готово доказать противоправность действий посетителя, факт и размер понесенного ущерба и причинную связь между действиями клиента и возникшими в связи с этим убытками (ст. 65 АПК РФ).
Ситуация, когда посетитель говорит, что он ждет друга, и как он подойдет, они сделают заказ, свидетельствует о том, что у него есть намерение получить услугу. Соответственно, в этом случае заведение питания отказать в услуге посетителю не имеет права.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июля 2010 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------
*(1) О том, что требование о минимальной стоимости заказа является неправомерным, поскольку нарушает право потребителя на свободный выбор товаров, работ, услуг, читайте в статье Г.Ю. Шариковой "Вопросы с позиции закона о защите прав потребителей" (N 9, 2009, стр. 62).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"