Алкогольная продукция: сопроводительные документы и необходимая информация для посетителей
При проверках контролирующие органы большое внимание уделяют документам на сырье и товары. Особое внимание - алкогольной продукции, реализуемой предприятиями общественного питания. Какие требования предъявляются к документам по данному виду товаров? Какова ответственность за нарушение установленных правил? Всегда ли претензии контролирующих органов обоснованны, и можно ли найти поддержку в суде? Ответы на эти и другие вопросы - в настоящей статье.
Общие требования
Продажа отдельных видов товаров осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 55*(1) (далее - Правила продажи).
Так, согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателей информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Такая информация должна содержать:
- наименование товара;
- наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей;
- обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
- сведения об основных потребительских свойствах;
- правила и условия эффективного и безопасного использования;
- гарантийный срок (если он установлен);
- срок службы или срок годности (если они установлены), а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
- цену и условия приобретения.
Также при продаже товаров в силу п. 12 Правил продажи продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров определенным условиям путем их маркировки в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
- сертификат или декларация о соответствии;
- копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим его;
- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия и наименование органа, выдавшего его, срок его действия, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Требования к алкогольной продукции
Особенность продажи алкогольной продукции регламентированы гл. XIX Правил продажи. Кроме информации, приведенной в п. 11-12 данных правил, в документах на алкогольную продукцию в силу п. 138 Правил продажи должны содержаться сведения:
- о пищевой ценности, объеме в потребительской таре, дате, месте изготовления и розлива;
- о противопоказаниях к ее применению;
- о наименованиях входящих в ее состав ингредиентов, в том числе пищевых добавок, ГМО (при их наличии), а также о содержании в ней вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов.
На продаваемую алкогольную продукцию у продавца должны быть следующие сопроводительные документы (п. 139 Правил продажи):
- товарно-транспортная накладная (ТТН) (форма N 1-Т *(2))
- копия справки, прилагаемой к ГТД для импортируемой алкогольной продукции по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872;
- копия справки, прилагаемой к ТТН на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории РФ. Форма и правила ее заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864. Обратим внимание, что Постановлением Правительства РФ от 16.06.2010 N 444 внесены изменения в Постановление N 864*(3). В форму справки добавлена информация по декларации о соответствии, номере и дате подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота алкогольной продукции.
Аналогичный перечень документов установлен в п. 1 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ. Перед реализацией алкогольной продукции продавец в обязательном порядке должен проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и его изготовителе (поставщике) (п. 140 Правил продажи). В общепите, в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование, объем в таре, цена за весь объем в таре, а также за 0,1 или 0,05 л (п. 141 Правил продажи). По требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общепита алкогольной продукции.
Ответственность
В соответствии с п. 2 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов считается продукцией, находящейся в незаконном обороте. Однако должное внимание контролирующих органов уделяется не только наличию или отсутствию документов, но и правильности их оформления. Так, согласно п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к ТТН (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих утвержденным законом требованиям, влечет наложение штрафа с конфискацией алкогольной продукцией (должностным лицам - от 4 000 до 5 000 руб., юридическим лицам - от 40 000 до 50 000 руб.).
За нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции должностным лицам устанавливается штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб., юридическим - от 30 000 до 40 000 руб. (п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ). Кроме штрафа возможна конфискация алкогольной продукции.
Так, например, отсутствие у предприятия общепита товарно-транспортных накладных на момент проверки, по мнению судей ФАС ДВО (Постановление от 05.03.2009 N Ф03-619/2009), является нарушением правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и представляет угрозу безопасности покупателей, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения норм и правил оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Непредставление контролирующему органу во время проведения проверки данных документов при наличии их и последующем представлении при рассмотрении материалов административного дела - квалифицирующий признак, отличающий правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, от состава административного правонарушения, предусмотренного п. 2 этой же статьи (постановления ФАС ДВО от 28.08.2009 N Ф03-4184/2009, ФАС УО от 13.05.2009 N Ф09-3005/09-С1).
Последующее представление документов (на следующий день), по мнению арбитров, не является основанием для признания данного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку п. 12, 139 Правил продажи закреплена обязанность продавца иметь в торговой точке документы на продаваемую продукцию и представлять их по первому требованию покупателю или контролирующему органу (Постановление ФАС ЗСО от 17.05.2010 N А75-11664/2009). Хотя справедливости ради отметим, что тот же суд в Постановлении от 27.04.2010 N А75-10954/2009 в аналогичной ситуации признал правонарушение малозначительным.
Если предприятие не проверит перед продажей алкоголь по внешним признакам (на наличие осадка), его также могут привлечь к административной ответственности на основании п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Как указывают арбитры, осадок выявляется путем визуального осмотра содержимого бутылки и не требует дополнительных исследований (Постановление ФАС ЗСО от 11.02.2010 N А70-7585/2009). Заметим, что есть примеры, когда некоторые "погрешности" в оформлении документов судьи признавали малозначительным нарушением и отменяли наказание в виде штрафа, назначенного контролирующим органом.
Недочеты, признаваемые судьями несущественными
Ненадлежащее оформление справок к ТТН и ГТД. В деле, рассмотренном Президиумом ВАС (Постановление от 19.02.2008 N 13646/07), в качестве объективной стороны административного правонарушения Обществу было вменено ненадлежащее оформление правой части раздела "Б" справки к ТТН.
За данное нарушение налоговый орган привлек Общество к ответственности по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Однако суд первой инстанции признал решение контролирующего органа незаконным и отменил на том основании, что правонарушение неправильно квалифицировано и привлекать к ответственности следовало по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось, а кассационная с выводами суда первой инстанции не согласилась и встала на сторону налоговиков, сделав вывод, что привлекать к ответственности необходимо было по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Президиум ВАС не поддержал ни тех, ни других, отметив, что административная ответственность по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ наступает при розничной продаже алкогольной продукции без справки к ТТН, а она у Общества имеется. Один лишь факт ненадлежащего оформления правой части раздела "Б" справки к ТТН не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и в связи с этим не образует состава правонарушения как по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, так и по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, поскольку ответственность по данному пункту наступает за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, кроме перечисленных в п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. При этом инспекцией не доказано и судами не установлено, что Обществом допущено нарушение иных правил продажи алкогольной продукции. В результате привлечение налогоплательщика к ответственности было признано незаконным. Руководствуясь выводами Президиума ВАС, аналогичные решения позже стали принимать и судьи нижестоящих инстанций (см. Постановление ФАС МО от 01.04.2009 N КА-А40/2208-09).
Такие же выводы Президиум ВАС озвучил и в отношении справок к ГТД: один лишь факт ненадлежащего оформления Обществом правой части раздела "Б" справки к грузовой таможенной декларации не образует состава административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (Постановление от 17.02.2009 N 9506/08). Арбитражные суды к данной позиции присоединились, добавив также, что ненадлежащее оформление раздела "Б" справки к ГТД не образует состава правонарушения, предусмотренного и п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (постановления ФАС ПО от 21.07.2009 N А57-1486/2009, ФАС ДВО от 16.07.2009 N Ф03-3336/2009, ФАС МО от 05.05.2009 N КА-А41/3614-09).
Отсутствует ценник, но сведения есть в меню. Суд отклонил доводы инспекции о том, что цена на алкогольную продукцию, реализуемую в местах общественного питания, должна быть указана как в меню, так и на ценнике товара, находящегося в розничной продаже, и отменил решение о привлечении к ответственности по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (Постановление ФАС УО от 24.02.2010 N Ф09-926/10-С1).
Прейскурант цен. В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 N А56-73352/2009 было признано доказанным правонарушение в части указания в прейскуранте на два вида алкогольной продукции цены за 1 л, в то время как объем тары этих напитков был 0,5 и 0,7 л соответственно. Однако, руководствуясь Постановлением Пленума ВАС РФ от 26.06.2004 N 4, арбитры признали его малозначительным и наказание в виде штрафа отменили.
Проверочная закупка налоговым органом. В деле, рассмотренном в Постановлении ФАС ВСО от 11.02.2010 N А19-13403/09, сотрудником налоговой инспекции лично осуществлена проверочная закупка одной бутылки водки в целях проведения мероприятий налогового контроля. При этом проверочная закупка в силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" относится к оперативно-розыскным мероприятиям. Такие мероприятия проводятся только по основаниям, установленным ст. 7 указанного закона (например, наличие возбужденного уголовного дела). Более того, согласно ст. 13 Федерального закона N 144-ФЗ проводить оперативно-розыскные мероприятия налоговые органы не вправе.
Исходя из этого судьи сделали вывод, что инспекцией неправомерно проведена проверочная закупка товара. А поскольку в соответствии с п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается, арбитры привлечение Общества к ответственности в отношении данного эпизода признали незаконным.
* * *
Итак, мы выяснили, какие документы должны быть у предприятия общественного питания на реализуемую им алкогольную продукцию, а также что документы, подтверждающие легальность ее оборота, должны находиться непосредственно в заведении питания для того, чтобы посетители и, соответственно, контролирующие органы имели возможность с ними ознакомиться. Если предприятие представит необходимые документы не в день проведения проверки, а позже (например, на следующий день), это не убережет его от ответственности в виде штрафа. К некоторым недочетам в документах судьи относятся лояльно, и можно попытаться обратиться в суд с просьбой отмены штрафных санкций.
В.А. Кузнецова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров...".
*(2) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78.
*(3) Документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"