1. Содержать себя чинно и честно, чтоб новопросвещенным никакого соблазна не было.
2. Учить Православной вере и правым догматам как возможно в краткости, применяясь деяниям Апостольским, и желающих Христианства крестить по чину Церковному, погружением или и поливанием, как то: младенцев и больных.
3. Увещевать прилежно, чтоб новопросвещенные в прежние мольбища свои не ходили, и моления и учения прежних своих учителей не слушали б.
4. Учить, чтоб не учились и не держались волшебства или чародейства и колдовства, примет счастья, встречи словесных и бессловесных животных и прочего суеверия: но призывали б токмо единого в Троице Вседержителя Бога, который точию ради милости своей подает вся потребная созданию своему во славу свою.
5. Не налагать повседневно продолжительных молений, только по четвертой заповеди Господней в великие праздники и дни воскресные, когда в церковь собираются, а повседневно поутру, восстав ото сна, и в вечеру, ложась спать, краткими молитвами молились бы; довольно б утренних и вечерних молитв солдатских, при полках читаемых, которые молитвы и перевести на Калмыцкий язык.
6. Постов с различием брашен не налагать, но учить при каких ни есть брашнах всегдашнего воздержания, а к причащению готовящихся на несколько дней алкание заповедать и сказывать, что объедение и пьянство великий грех есть.
7. Увещевать, чтоб на всякий год в определенное время при воздержании плотоугодия и при алкании по исповеди, как возможно, причащались пречистых Христовых Тайн, и чтоб к такому великому Таинству имели желание с верою и надеждою оставления всех грехов своих.
8. Больных, а наипаче в нечаянии живота, такожде увещевать к причащению хотя и в неопределенное время, и без алкания, понеже больные и без завещания не алчут.
9. О делах милосердных учить, чтоб всяк от имения своего подавал всякому неимущему брату и единоплеменному своему; а чтоб лучшим порядком сия добродетель исправлялась, советовать новопросвещенным, чтоб выбрали из своих верного человека, который бы во время собрания в церковь на молитву собирал, по образу Санкт-Петербургских и прочих Велико-Российских церквей, такое подаяние, и за ведомом самого владетеля и начальных людей раздавал по обстоятельству нужды неимущим напредь Христианам, а потом и прочим единоплеменным и иноплеменным.
10. Смотреть недреманным оком, чтоб не подошли своими прелестными сетями раскольники, а наипаче от Дона и от Кубани изменники, которые и толмачей к разговорам своим не будут требовать и увещевать новопросвещенных прилежно, чтоб разговоров о вере и чинах церковных опричь тебя, или кто впредь по указу из Синода прислан будет, ни с какими Русскими людьми, ни с Донцами, ни с Кубанцами не имели, и кто будет к ним с такими разговорами о вере и о чинах церковных подходить, сказывали б тебе, или кто впредь будет, а вам помощию их отсылать таких тлителей в прилежащие к ним Велико-Российские города к управителям с означением отсылки в Синод или Сенат.
11. Обо всех при тебе будущих действах рапортовать в Святейший Синод обстоятельно, и во всем, что сумнительно явится, требовать решения от Святейшего Синода обыкновенными доношениями с приложением мнений.
12. Данную новопросвещенному Калмыцкому Владельцу Петру Петровичу походную церковь и при ней служителей, также и школьников, туда отправленных, содержать под своею дирекциею в добром порядке, и смотреть над всеми прилежно, дабы никакого бесчиния и противных поступок ни от кого не происходило; а ежели явится кто виновен, тех и штрафовать по рассмотрению; и во всем поступать, как доброму и честному человеку принадлежит, неослабно; а прежде посланного при оной церкви Священника отпустить в Москву без задержания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция Иеромонаху Никодиму от 19 марта 1725 г. "О просвещении новокрещеных Калмыков учением Христианской веры"
Извлечение из книги Законодательство Екатерины I и Петра II (составитель и автор вступительных статей В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2009 г.