1. Войдя во все подробности нынешнего положения Академии Художеств, нашел я, что она по нижеследующим причинам в рассуждении переменившихся обстоятельств во многом отошла от намерения, с каким она была основана для общего блага Российской Империи; большое число малолетных детей, принимаемых без разбора в воспитательное ее Училище, прежде нежели развернулась влиянная природою господствующая к Наукам, или к Художествам, или к мастерствам склонность, отягощается вдруг многими и трудными понятиями в разборе разных букв иностранных языков, когда те дети не знают еще собственного своего языка, и в то же время начинают обучать их рисованию, часто против склонности их, от чего при самом начале учение показывается им горестью, и делается отвращение, рождается душевная унылость и может произойти со временем порча в нравственном и в физическом поведении таковых молодых людей: ибо хотя бы кто родился с великою способностью к одному которому-нибудь из трех знатнейших Художеств, но тот его дух от трудов, летам его несоразмерных, в самом зародыше умолкнет. Следовательно надлежит Надзирателям юношеского воспитания брать все возможные меры для облегчения памяти детской, дабы мозговые жилки не пришли в расслабление в молодых еще летах.
Довольно того, чтоб малолетние дети обучались Российскому языку и закону Божиему: а чрез знание сего последнего достигнуть и до науки добронравия. Между тем дать им в руки карандаш и бумагу, вместо игрушки, и примечать, к чему более стремится желание их; а после таких замечаний, должно вести их постепенно к цели Академической; паче же всего возбуждать в них охоту к рисованию, без чего не только Художником, но и ремесленником хорошим быть не можно; а в котором откроется природная неспособность, такового можно обучать низким мастерствам, ежели того пожелает сам: иначе, отдавать назад родителям, или родственникам его.
Не хулю я учение иностранных языков; они полезны, но не в первых возрастах: да и в последних должно преподавать юношам сие учение по желанию их, а не по принуждению. В рассуждении книг Мифологических, Иконологических и других, сим подобных, которые потребны для Художеств, они писаны очень коротко, и Академия может платить переводчику, и напечатавши, раздавать ученикам: так что для сих знаний особливых профессоров не надобно иметь Академии, потому, что воспитанники достигнут до оных знаний из одного чтения.
2. Более 30 лет уже приметно стало, что от Академии Художеств желаемого успеха невидать, хотя появились прямые и великого духа Российские Художники, оказавшие свои дарования; но цену им не многие знали, и сии розы, от терний зависти, либо невежества, заглохли; притом же признаться должно, что таковых Художников было не много; а причина сему та, что мы взялись неосторожно за воспитание несходственное со нравами национальными: не узнавши склонности молодого человека, отец назначает его к Художеству, ради единого куска хлеба, и отдает его на руки Учителей, в школу основанную на Монаршей щедроте, не испытавши сил его и без всякого приготовления к учению Академическому. Академия Художеств есть Училище, основанное для спознания трех знатнейших Художеств: Живописи, Скульптуры и Архитектуры; а познание сие требует не только предварительные многие знания, но и природную к сему самому склонность. Из сего следует, что Академия не может быть вместе, и школою высоких Художеств, требующих расцветшего уже ума, и Училищем воспитательным, где дается первое образование пребывающему еще в темной ночке уму, на что потребны в Надзирателях скромность, кротость, благонравие и добродетель; ибо в самых младчайших летах полезнее и нужнее всего благорастворение солнца правды, любви к Богу, к Государю и к ближнему своему: на сих твердых столпах основано блаженство для духа, души и тела; на них основывается прямое воспитание лучше всех наставлений Французских. Тогда, смею сказать, будут выходить из Академии хорошие Художники, полезные искусством своим мастера, добронравные граждане, кроткие сыны отечества своего, напоенные с молодых лет духом повиновения, без которого нигде не бывает единодушия, ни согласия, и никакое начальство благоуспешным быть не может.
Заключаю сие примечание таковым моим мнением, чтоб впредь не принимать малолетных в Академию Художеств; но отворить сие Училище для всякого желающего спознать Художества; а как учение сие должно быть свободное, то допускать до него одних только свободных мальчиков, совершенно выученных Российской грамоте: и когда они довольное время походят в Академические классы в определенные часы, и успехами своими, соединенными с добронравием, откроют явную охоту и склонность, тогда, а не прежде, принимать таковых на содержание Академическое и определить их прямо к тому Художеству, к которому открылась врожденная склонность. Однако не запрещается Гг. Профессорам обучать, в своих покоях, а не в Академических классах, кого они пожелают, ибо из сего выходит общественная польза.
3. Из благонравных и кротких воспитанников можно выбрать в Смотрители над десятками учеников, под названием Сеньоров: то есть, старших, или кондукторов, то есть вожатых; и оные десятники, примечая за всеми поступками своего десятка, отнесутся к Г. Инспектору; а во время учения по своему классу, оставляя учеников на попечение очередного или дежурного Профессора, или Адъюнкта, продолжают свое учение; за таковое их смотрение Академия может положить тем десятникам денежное награждение, особливо если они станут обучать грамоте и писанию мальчиков своего десятка по часам; а ту сумму хранить в казне до выпуска их, дабы при сем случае, до приискания себе места, могли они прокормиться без труда.
4. Для лучшего успеха, Профессорам должно быть всякий день в своих классах в часы учения; ибо когда Учитель не работает сам в классе, тогда ученик не может примениться к приемам Учителя, не видит, как рука его действует молотом или владеет кистью; эстампы, гипсы и картины суть учителя немые, горячат идею; но без деятельного учения, должен мальчик доходить до искусства ощупью, и наконец хорошему образцу выйдет из него холодной подражатель, но не будет он никогда мастером своего Художества: ибо никакого великого духа в себе чувствовать не станет без руководства и не будет даже знать, какой Академии держаться ему в рассуждении колеров; а с разных картин списывая копии, не будет никогда хорошим оригиналистом. Следует из сего, что все Профессора и другие разных именований Учителя и мастера Художеств, пользующиеся Академическим жалованием, должны работу свою, какая бы она ни была, то есть собственная, или заказная, партикулярная или казенная, делать в Академическом классе с таковою же свободой, как в своей комнате: сие будет тем полезнее для воспитанников, что будет тогда кому поправлять их в рисунке и давать им мысли; сие было разумно заведено при начатии Академии; а оные господа могут учреждать между собой очередь для ежедневного смотрения над всеми Академическими классами, и выбрать себе помощников для поправления слабых; ныне же те из воспитанников, которые под именем помощников имеют смотрение в классах, занимаются только своим присмотром, и не могут усовершаться в знании своем; а через учреждение вышепомянутого порядка, сами не будут терять своего времени, и мысли каждого должны более изощряться; особливо когда ученики будут близко своих Профессоров, успехи их виднее будут, нежели когда сидят они 4 и 5 часов сряду перед оригиналом, который говорит только глазам, но уму никакого наставления, в неопытности его дать не может.
5. Около 55 лет тому, как на содержание Академии определено Монаршею щедротою по 60.000 рублей в год, с той надеждой, что Академия собственными доходами сделает со временем не малое приращение своею экономиею оной ежегодно получаемой сумме; но времена переменились, цены всех жизненных припасов и всего того, что необходимо нужно для Академии, знатно возвысились, так, что по нынешней дороговизне, платят втрое, либо вчетверо дороже против того времени, как оная Академия Высочайше учреждена; доходов же никаких важных Академия не приобрела, потому что никаких к тому пособий не имеет; а хотя при самом начале, по причине неполного числа учеников, в течение первых 15 лет оставалось в экономии ее более 80.000 рублей; но оные деньги потом употреблены были на строение Академическое; потому что Высочайше ассигнованная на то сумма в рассуждении военных обстоятельств, не была сполна отпускаема; Академия же по сие время осталась на той самой сумме, какая с начала учреждения ее в 1764 году на содержание была определена; почему прежняя сумма становится недостаточной, и Академия, требующая великих поправок в своем строении не может долго держаться в таком положении, в каком она находится ныне: ибо надлежит во многих местах переменить балки и потолки, станки и оконничные переплеты, пришедшие в ветхость от давнего времени и угрожающие опасностью; притом настоящая церковь не отделана; о чем представлено еще в прошлом году с надлежащими сметами от Академии в Правительствующий Сенат.
Все сии недостатки к содержанию и к поправке Академии Художеств принуждают меня, по должности на меня положенной, представить об оных Вашему Императорскому Величеству и просить о Всемилостивейшем воззрении на оные, дабы Императорская Академия Художеств, подкрепляемая Монаршею десницею, могла избегнуть того низпадения, которое кажется для нее неизбежным.
Хотя щедрота Царская имеет разные каналы, коими может оживотворить Академию, позвольте, Всемилостивейший Государь предложить Высочайшему рассмотрению мысль, от которой могла бы воспоследовать великая польза для Академии, если бы она заслужила монаршее Вашего Императорского Величества внимание, именно: Академия Художеств имеет позади здания своего довольно земли, чтоб на ней выстроить несколько домов для отдачи внаем, из которого могла бы она иметь доход для своего содержания; но сего сделать сама собою она не в силах, а все бы возможно было, если бы Вашему Императорскому Величеству благоугодно было Всемилостивейше указать Вспомогательному Банку, да даст Академии Художеств в заем на 10 лет без процентов облигациями достаточную сумму как на новую постройку, так и на старые поправки, с тем, что по истечении тех 10 лет, Академия уплачивать станет из дохода найма, и выплатя весь капитал и за 10-летние проценты в Банк, Академия стала бы пользоваться беспрепятственно и вечно теми своими доходами, не имея нужды утруждать более казну Государеву, для своего содержания, особливо когда бы Государь Император повелел как картины, так и эстампы, бюсты, бронзы и другие художественные вещи, привозимые на биржу из чужих земель, оценять Академии с доходом ей несколька копеек, с рубля оценки. Россия имела бы через то такую выгоду, что публика перестала бы платить безмерную цену, как она часто платит за такие вещи вдесятеро больше, нежели они стоят, обогащая через то иностранцев, которые вывозят лишние деньги из России; пока покупщик разоряется, покупая по неумению своему часто копию за оригинал, между тем Академия могла бы приращать сама более художников и добрых сограждан в отечестве нашем, особливо если бы одобрением Монаршим вошло в обычай отдавать казенные работы Российским художникам, под присмотром Академическим, а не иностранцам, отнимающим у Россиян не только хлеб, но и самый случай показать свое усердие и искусство: ибо число тех не только велико в России, но они же живут в ней и предпринимают всякую работу без ведома Академического, не бывши ею экзаменованы и не получивши от нее ни аттестата, ни привилегии; через что они притесняют национальных мастеров и мало-помалу отнимают доверенность публики к Императорским Академистам. От сего родилось другое злоупотребление: именно, такое, что и природные художники Российские, вошедши только в преддверие Художества и не совершивши учения своего, поспешают занимать без экзамена места, в которых следовало бы быть художникам, апробованным Академией и в прожектах своих относящимся к ней на рассмотрение; ибо не только планы дворов, что строятся в городе, но и оценка разных в нем домов, должны зависеть от Императорской Российской Академии Художеств.
6. В числе экономических выгод, Академия, осмотря и очистя реку против своего здания у пристани, намеревается сделать тоню и отдать ее в наймы, с выговором какой-либо части для воспитанников, которые чрез то будут пользоваться свежей пищей, а наем денежной имеет быть употреблен на заведение небольших кладовых, где Академия должна иметь всегда запас карандаша, бумаги, алебастра и всего нужного в Художествах, также леса для столярных починок полов, скамеек, оконничных переплетов и для поклажи многих слесарных надобностей.
Не излишне бы было Академии иметь у себя собственных своих мастеровых людей, как то: башмачников, портных, плотников, столяров, печников, трубочистов; в сии ремесла можно отдавать неспособных к высоким Художествам учеников, но желанию их; а жены таковых ремесленников могли бы за умеренную годовую плату исправлять должность швей, прачки, и делать все починки около белья и платья ученического; ибо то худое хозяйство, когда всякую мелочь отдавать делать на сторону, либо на подряд.
7. Желательно, чтоб Академия могла довести свои доходы до того, чтоб ежегодно употреблять некоторую сумму денег на покупку эстампов, картин и книг, нужных для Художеств, также и на платеж Переводчикам; есть в руках частных людей переводы с книг полезных для Художеств, но те переводы остаются у них в рукописях, потому что частные люди не могут приступить к гравировке потребных к тем сочинениям многочисленных фигур; в числе тех рукописей упомяну здесь о Краткой Витрусиевой архитектуре о параллели древней и новой Архитектуры, о Иконологии и проч.; но Академия на выписывание и на покупку книг, картин, инструментов, эстампов, статуй и других надобностей ни какой суммы положенной не имеет. Был у ней мармор, назначенный на разные поделки и выписанной из-за моря с коштом; но и тот взят у нее Именем Вашего Императорского Величества; а сего мармора с другими Академическими поделками для казны было на 14.000 рублей, что в экономической сумме Академической, по нынешним ее обстоятельствам, составляет чувствительный недостаток.
В таком недостатке своем, Академия с благодарной радостью примет дар Монарший, если благоугодно будет Вашему Императорскому Величеству повелеть обракованные картины с эстампами, которых есть великое число в Дворцовых кладовых, не стоющее того, чтоб украшать Царские чертоги, да отдадутся Академии Художеств, где они могут служить еще с величайшей пользой для воспитанников.
8. Академия Художеств, имея нужду в Почетных Членах и в почетных любителях художеств, которые не только бы имели знание о художествах вообще, но могли бы самым делом представить способы к приведению оных в большее совершенство, следователь но были бы патриоты, заступники и покровители; намеривается просить Августейших Особ в доме Императорском и пригласить из числа знатнейших вельмож Российских; на что осмеливается она просить Высочайшего соизволения Вашего Императорского Величества.
Высочайшая резолюция на оные пункты:
На 1, 2, 3 и 4 пункты, касающиеся до приема в Академическое училище малолетных детей и порядка преподавания им учения, смотря по различиям и склонностям их, выбора из них в смотрители над десятками, кротких учеников сениоров или кондукторов и смотрения за ними Профессоров, Государь Император соизволяет.
На 5. Относительно выстройки позади Академического здания домов для отдачи в наем, а равно о потребном новом построении и поправлению ветхостей в Академии, то об оном, во-первых нужно знать, сколько все то будет стоить; предполагаемую оценку привозимых из чужих земель картин и прочих художественных вещей и сбор за оную дохода, Государь Император одобряет, а о оценке строющихся в городе домов, Академия имеет снестись с городом, как по части до нее касающейся.
На 6. О заведении на реке тони, равно о имении мастеровых людей, как то: башмачников, портных и прочих из неспособных к высоким художествам учеников, также Высочайше поведено снестись наперед с городом.
На 7. Относительно ж отдачи Академии Художеств, для употребления в пользу воспитанников, обракованных картин с эстампами, находящихся в Дворцовых кладовых: то сие, Его Императорское Величество за нужное не находит, а Высочайше дозволяет, для обучения воспитанников, в пользу их снимать копии с оригинальных картин и эстампов, в галереях Императорских находящихся.
На 8. О Почетных Членах и почетных любителях художеств, прислать для сведения список, кого именно Академия избирает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Высочайшая резолюция от 27 мая 1799 г. на примечания Вице-Президента Академии Художеств Баженова "Об устройстве Академии Художеств. Примечания о Императорской Академии трех знатнейших Художеств"
Извлечение из книги Законодательство императора Павла I (составитель, автор предисловия и биографического очерка Томсинов В.А.). - "Зерцало", 2008 г.