Гранты: учет расходов
Гранты - особый вид денежных средств, имеющих целевую направленность. В статье рассмотрены понятие гранта, порядок и особенности его выделения за счет средств федерального бюджета посредством Минобороны и МВД. Также приведена примерная форма сметы расходов, отражающая распределение денежных средств, получаемых в виде грантов, и рассмотрены вопросы налогового и бухгалтерского учета грантов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов. Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам (п. 10 Закона о науке). Получатели грантов распоряжаются ими согласно законодательству РФ, а в случае их использования на территории иностранного государства - в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются. На сегодняшний день имеется ряд нормативных актов, предусматривающих выделение грантов за счет средств федерального бюджета посредством Минобороны и МВД. Познакомимся с ними поближе.
Министерство обороны
Приказом Министра обороны РФ от 21.06.2008 N 347 утверждено Временное положение о порядке выделения грантов Министерства обороны РФ на проведение военно-технических научных исследований (далее - Приказ N 347, Временное положение о выделении грантов). Этим приказом учреждены пять ежегодно выделяемых грантов Минобороны на проведение военно-технических научных исследований для привлечения научных коллективов государственных академий наук, других научных организаций, образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников и студентов к проведению исследований по актуальным направлениям в области обеспечения обороноспособности РФ.
Решение вопросов выделения грантов и использования полученных при этом результатов вменено Совету по грантам Минобороны на проведение военно-технических научных исследований (далее - Совет по грантам) (п. 2 Временного положения о выделении грантов). Гранты выделяются на срок до двух лет для проведения военно-технических научных исследований. Размер гранта определяется исходя из актуальности проблемы, уровня новизны предложений, расходов на проведение военно-технических научных исследований (в соответствии со сметой расходов) с учетом суммы средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Министерству обороны.
Выделение грантов осуществляется на конкурсной основе (п. 4 Временного положения о выделении грантов). Решение об организации конкурса принимается Советом по грантам после утверждения министром обороны перечня направлений военно-технических научных исследований, проводимых за счет грантов. Непосредственная организация конкурсов осуществляется военно-техническим комитетом. Конкурс проводится в два этапа. Первый этап состоит в проверке конкурсной комиссией заявок на соответствие условиям конкурса, допуске заявок к участию в конкурсе и их регистрации, а также предварительной экспертизе содержательной части проектов всех допущенных к конкурсу заявок. Второй этап предусматривает рассмотрение результатов предварительной экспертизы заявок, отобранных конкурсной комиссией, на заседании Совета по грантам и выбор победителей.
Министерство внутренних дел
Указом Президента РФ от 30.05.2009 N 609 в целях разработки и внедрения инновационных образовательных программ в образовательных учреждениях системы МВД постановлено учредить на 2009-2011 годы десять ежегодно выделяемых грантов для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы МВД.
Порядок присуждения на конкурсной основе грантов для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы МВД РФ утвержден Приказом МВД РФ от 28.08.2009 N 668 (далее - Порядок присуждения грантов). Из пункта 2 данного порядка следует, что гранты присуждаются по результатам ежегодного конкурса. Для организации проведения конкурсов приказом МВД создается Совет по грантам для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы МВД. Решения об организации конкурса и установлении предельного срока представления заявок на участие в нем принимаются МВД по представлению Совета по грантам (п. 4 Порядка присуждения грантов).
Информация о сроках проведения конкурса, в том числе о предельном сроке представления заявок на участие в конкурсе, и необходимых для участия в конкурсе документах не позднее чем за месяц до срока окончания приема заявок на участие направляется Советом по грантам в образовательные учреждения системы МВД, а также размещается на официальном сайте МВД. Поступившая в образовательные учреждения системы МВД информация о проведении конкурса доводится до личного состава образовательного учреждения.
Для участия в конкурсе соискатели грантов подают заявки установленного образца (п. 7 Порядка присуждения грантов). Конкурс проводится в два этапа (п. 9 Порядка присуждения грантов). Первый этап конкурса состоит в проверке Советом по грантам заявок на соответствие условиям конкурса, допуске заявок к участию в конкурсе и их регистрации, а также предварительной оценке допущенных к конкурсу заявок. На втором этапе производится рассмотрение результатов предварительной оценки заявок, отобранных Советом по грантам, на заседании и выбор победителей.
При необходимости Совет по грантам может запрашивать у соискателей дополнительные материалы, а также привлекать к оценке представленных материалов подразделения системы МВД, в компетенции которых находятся рассматриваемые вопросы (п. 12 Порядка присуждения грантов). Победители конкурса определяются Советом по грантам. Решение Совета по грантам о победителях является основанием для заключения договоров об условиях использования гранта с участниками конкурсов (п. 14 Порядка присуждения грантов). Договор об условиях использования гранта заключается между МВД и образовательным учреждением системы МВД в течение десяти рабочих дней с момента принятия решения Советом по грантам. Указанный договор от лица МВД подписывается председателем Совета по грантам на основании доверенности от МВД, а от лица образовательного учреждения системы МВД - представителем творческого коллектива этого учреждения на основании доверенности от образовательного учреждения системы МВД.
Обратите внимание! Грант может быть использован только на цели, указанные в заявке на участие в конкурсе (п. 16 Порядка присуждения грантов).
Государственный контракт на закупку материальных ценностей
Для выполнения работ, на которые выделен грант, могут потребоваться материальные ценности (например, специальное оборудование). Их закупка производится в соответствии с нормами Федерального закона РФ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзакупках). Данный документ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - размещение заказов), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Порядок заключения государственного контакта мы рассматривать не будем, так как не ставим перед собой такой цели. Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что к контракту составляются приложения, в которых могут быть указаны:
- тема научных исследований (техническое задание): цель, задачи и исходные данные для проведения работы, основные требования к ее выполнению и так далее;
- план работ, в котором отражается наименование этапов и указывается, чем они заканчиваются, то есть то, что получается в результате прохождения этапа, срок выполнения и объем финансирования по каждому этапу;
- смета расходов на проведение научных исследований. Примерную форму сметы приведем ниже.
Смета расходов по гранту для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы МВД, выделяемому за счет средств федерального бюджета на 2010 год
Коды | |
Министерство | |
Раздел | |
Подраздел | |
Целевая статья | |
Вид расходов | |
Предметная статья | |
Единица измерения | Рубли |
Объем финансирования | |
Направления использования гранта: | Объем финансируемых расходов |
- оплата труда | |
- начисления на оплату труда | |
- приобретение предметов снабжения и расходных материалов | |
- спецоборудование для научных (экспериментальных) работ | |
- командировки и служебные разъезды | |
- оплата услуг связи | |
- оплата коммунальных услуг | |
- оплата услуг сторонних организаций | |
- оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря | |
- прочие текущие расходы | |
Итого расходов | |
От исполнителя: | От грантодателя: |
Налог на прибыль
Рассмотрим учет налога на прибыль с сумм полученных грантов. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитывается. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. Средства, полученные в виде грантов, являются средствами целевого финансирования.
В целях гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
1) гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ*(1), на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
2) гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании гранта.
Из вышеизложенного следует, что не освобождаются от налогообложения гранты, рассматриваемые как безвозмездно полученные средства (в том числе денежные), имеющие целевую направленность, предоставленные:
- не входящими в указанный перечень иностранными, международными организациями и объединениями;
- на не указанные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ цели;
- на условиях, не определенных грантодателем;
- без представления грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Такие гранты учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Получается, что гранты, предоставляемые за счет средств федерального бюджета Минобороны, подлежат обложению налогом на прибыль.
Организация, получившая грант, не учитываемый при формировании налоговой базы, заполняет отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 05.05.2008 N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения". Грантам присвоен код 010.
Бухгалтерский учет
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н, выплата грантов отражается по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ. В бухгалтерском учете отражение расходов по перечислению грантов победителям конкурса отражается записью:
- на сумму начисленных расходов:
Дебет счета 1 401 01 290 "Прочие расходы"
Кредит счета 1 302 18 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим расхода"
- на сумму перечисления средств:
Дебет счета 1 302 18 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расхода"
Кредит счета 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам"
Операция по получению грантов отражается начислением доходов. В бухгалтерском учете грантополучатель делает следующую запись (п. 149 Инструкции N 148н*(2)):
Дебет счетов 2 205 05 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"; 2 205 06 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств", 2 205 07 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от международных финансовых организаций", 2 205 10 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Кредит счетов 2 401 01 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ", 2 401 01 152 "Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств", 2 401 01 153 "Доходы от поступлений от международных финансовых организаций", 2 401 01 180 "Прочие доходы".
Рассмотрим на примере отражение операций по получению гранта и его расходованию у учреждения-грантополучателя.
Пример
Учреждению-грантополучателю на лицевой счет от МВД поступили средства гранта для поддержки инновационных образовательных программ творческого коллектива в сумме 767 280 руб. Согласно утвержденной смете расход осуществлялся по следующим видам расходов в полном объеме:
- оплата труда - 440 000 руб.;
- начисления на оплату труда - 115 280 руб. (26,2%);
- оплата услуг сторонних организаций - 120 000 руб.;
- приобретение материалов - 62 000 руб.;
- оплата услуг связи - 30 000 руб.
Указанные в примере операции в бухгалтерском учете отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислен доход, полученный в виде грантов | 2 205 10 560 | 2 401 01 180 | 767 280 |
Поступили денежные средства на лицевой счет | 2 201 01 510 | 2 205 10 660 | 767 280 |
Начислены расходы по оплате труда специалистов | 2 106 04 340 | 2 302 01 730 | 440 000 |
Отражены начисления на оплату труда: | |||
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 2 106 04 340 | 2 303 02 730 | 12 760 |
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве | 2 106 04 340 | 2 303 06 730 | 880 |
- на обязательное социальное страхование в ФФОМС | 2 106 04 340 | 2 303 07 730 | 8 800 |
- на обязательное социальное страхование в ТФОМС | 2 106 04 340 | 2 303 08 730 | 4 840 |
- на обязательное социальное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии | 2 106 04 340 | 2 303 10 730 | 61 600 |
- на обязательное социальное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии | 2 106 04 340 | 2 303 10 730 | 26 400 |
Начислены расходы по оплате прочих услуг, оказываемых соисполнителями - сторонними организациями | 2 106 04 340 | 2 302 09 730 | 120 000 |
Приняты к учету материалы, приобретенные для выполнения работ по гранту | 2 105 06 340 | 2 302 22 730 | 62 000 |
Списаны использованные в работе материалы | 2 106 04 240 | 2 105 06 440 | 62 000 |
Отражены расходы по оплате услуг связи | 2 106 04 340 | 2 302 04 730 | 30 000 |
Списана сумма произведенных расходов в конце года на финансовый результат | 2 401 01 180 | 2 106 04 440 | 767 280 |
Т. Сильвестрова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На сегодняшний день действует Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.
*(2) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"