Платная деятельность лабораторий судебной экспертизы Минюста
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. Порядок расходования указанных средств определен Приказом Минюста РФ от 12.04.2010 N 86*(1). Об основных положениях данного документа расскажем в статье.
Нормативное регулирование платной деятельности
В соответствии с Положением о лабораториях судебной экспертизы и центральных лабораториях судебной экспертизы системы Минюста РФ, утвержденным Приказом Минюста РФ от 17.01.1995 N 19-01-7-95 (далее - Положение), лаборатории судебной экспертизы и центральные лаборатории судебной экспертизы являются государственными учреждениями, выполняющими экспертные исследования для судов и правоохранительных органов. В своей деятельности они руководствуются федеральным законодательством, настоящим Положением, приказами Минюста и иными нормативными актами данного министерства (п. 1 Положения).
Основные задачи лабораторий изложены в п. 6 Положения:
- производство экспертиз по заданиям судов, органов дознания и предварительного следствия;
- производство экспертиз по поручениям нотариусов, других должностных лиц, наделенных правом назначения судебных экспертиз;
- участие в разработке и совершенствовании методик и методов экспертных исследований.
В соответствии с возложенными на них задачами лаборатории (п. 8 Положения):
- используют методические материалы, рекомендованные к внедрению соответствующими научно-методическими советами или ученым советом Российского федерального центра судебной экспертизы;
- обобщают и анализируют практику экспертной работы; сотрудничают с экспертными учреждениями (службами) других министерств и ведомств, а также с научными организациями и учебными заведениями; изучают достижения зарубежной науки и практики в области судебной экспертизы;
- могут привлекать на договорной основе для участия в исследованиях, проводимых лабораториями, специалистов учреждений (служб) других министерств и ведомств РФ.
Центральные лаборатории судебной экспертизы наряду с указанными выше функциями (п. 9 Положения):
- осуществляют производство наиболее сложных первичных и повторных экспертиз, которые не могут быть выполнены в лабораториях, входящих в регион деятельности данной центральной лаборатории;
- присваивают и подтверждают квалификации судебного эксперта специалистам центральной лаборатории и курируемых ею лабораторий в порядке, установленном Минюстом;
- оказывают курируемым лабораториям методическую помощь в экспертной и научно-исследовательской работе, координируют ее в пределах своего региона, а также содействуют внедрению научных разработок, рекомендованных в установленном порядке к использованию;
- представляют в Минюст предложения в проекты республиканских планов рецензирования экспертных заключений, подготовки экспертов центральной лаборатории и курируемых ею лабораторий.
Пунктом 7 Положения определено, что лаборатории могут выполнять по договорам с юридическими и физическими лицами платные исследования с использованием методов, применяемых в экспертных учреждениях, а также проводить на договорной основе экспертизы и другую работу, соответствующую их профилю, для судов, органов следствия и экспертных учреждений зарубежных государств.
Средства, полученные за выполнение платных исследований, направляются на оплату труда и материальное поощрение сотрудников, развитие материально-технической базы, хозяйственные нужды, решение социальных вопросов коллектива соответствующей лаборатории.
Расчет стоимости платной услуги на экспертное исследование
В соответствии с п. 15 Положения цена платных экспертиз и исследований определяется разрабатываемыми в лабораториях калькуляциями, включающими затраты на производство этих экспертиз и исследований.
При расчете стоимости конкретной судебной экспертизы по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях следует умножать стоимость экспертного часа на количество часов, затрачиваемых на судебную экспертизу данного вида и данной сложности, в соответствии с Приказом Минюста РФ от 22.06.2006 N 241*(2). Стоимость экспертного часа устанавливается на каждый финансовый год распоряжением Минюста, на 2009 год она утверждена Распоряжением Минюста РФ от 06.05.2009 N 1250-р*(3).
Некоторые нормативы затрат в качестве ознакомительного материала мы приводим в таблице.
Роды (виды) судебных экспертиз | Затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов) в зависимости от категории ее сложности (1, 2, 3, 4) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Почерковедческая | 23 | 51 | 136 | 328 |
Автороведческая | 23 | 54 | 136 | 328 |
Техническая экспертиза документов: - реквизитов документов; - материалов документов | 30 40 | 64 82 | 136 164 | 328 328 |
Фототехническая | 32 | 64 | 136 | 328 |
Портретная | 32 | 64 | 136 | 328 |
Взрывотехническая: - взрывчатых веществ, продуктов и следов их взрыва; - боеприпасов, взрывных устройств и следов их взрыва; - порохов, пиротехнических составов и следов их сгорания | 40 40 40 | 82 82 82 | 164 164 164 | 246 246 246 |
Оружия и следов выстрела: - огнестрельного оружия и патронов к нему; - следов и обстоятельств выстрела; - холодного оружия | 27 27 16 | 54 54 46 | 110 110 96 | 246 246 246 |
Маркировочных обозначений | 16 | 46 | 110 | 246 |
Пожарно-техническая | 32 | 54 | 110 | 328 |
Бухгалтерская | 40 | 82 | 164 | 492 |
Финансово-экономическая | 40 | 82 | 164 | 492 |
Лингвистическая | 23 | 54 | 136 | 328 |
Кроме основных затрат стоимость судебной экспертизы может быть увеличена на соответствующую сумму дополнительных затрат по организации, материально-техническому обеспечению производства экспертизы, выплат установленных налогов и других обязательных платежей.
Стоимость конкретного экспертного исследования для граждан и юридических лиц определяется договором.
Заключение договора на платные услуги
Договор о проведении исследования является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется их оплатить.
Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать следующие сведения о заказчике и исполнителе:
- вид заказываемого исследования;
- форма и сроки его проведения;
- поставленные на разрешение эксперта вопросы;
- стоимость оказываемых услуг;
- последствия его невыполнения одной из сторон и др.
Следует отметить, что, хотя непосредственным исполнителем оказания судебно-экспертных услуг является конкретный эксперт, субъектом договора может быть только экспертное учреждение.
В интересах заказчика целесообразно включение в договор положений о том, что исполнитель обязан:
- применить при выполнении услуги все установленные методики и имеющиеся в распоряжении экспертно-криминалистического подразделения органа внутренних дел технические средства для правильного и научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов, относящихся к компетенции эксперта (специалиста), при этом эксперт (специалист) самостоятельно определяет методы и способы исполнения задания заказчика;
- оформить результаты исследования документально (поскольку стороны в силу ст. 421 ГК РФ вправе определять условия договора по своему усмотрению, обязанности исполнителя могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и представление заказчику результата действий исполнителя);
- возвратить представленные на исследование объекты, за исключением объектов, которые были повреждены или израсходованы с согласия заказчика при проведении исследования (ряд методик предполагает полное уничтожение объекта в результате проведения исследования).
Включение указанных условий позволит предотвратить возможные разногласия сторон, которые могут возникнуть в процессе исполнения обязательства.
Порядок расходования средств от оказания платных услуг судебно-экспертными лабораториями
Как было отмечено выше, Порядок расходования государственными судебно-экспертными учреждениями Минюста РФ средств от производства судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях и от проведения на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц (далее - Порядок) утвержден Приказом Минюста РФ от 12.04.2010 N 86.
В соответствии с п. 3 Порядка поступления от оказания платных услуг лабораторий указываются в доходной части смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности, согласованных с Минюстом в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н.
Средства, полученные лабораториями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. После перечисления в установленном порядке соответствующих налогов оставшиеся суммы доходов расходуются на основании отдельной сметы, утвержденной Минюстом, используются на осуществление приносящей доход деятельности на (п. 4 Порядка):
- развитие новых родов и видов судебной экспертизы и проведение научных исследований по теоретическим и практическим проблемам государственной судебно-экспертной деятельности, создание и совершенствование методов и методик производства судебных экспертиз;
- создание, апробацию и внедрение новых научно-методических разработок по судебной экспертизе;
- подготовку и повышение квалификации работников учреждений;
- издание методических и справочно-информационных материалов по судебной экспертизе;
- приобретение и соответствующую проверку специального оборудования;
- приобретение иных основных средств;
- привлечение специалистов экспертных, научных и образовательных учреждений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ к выполнению научных исследований в области судебной экспертизы;
- выплаты стимулирующего характера работникам учреждений;
- оплату расходов на содержание зданий, благоустройство территории;
- текущий и капитальный ремонт помещений;
- оплату труда внештатных работников учреждений;
- оплату командировочных расходов работников учреждений;
- оплату членских взносов в международных организациях.
Обратите внимание! Средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях.
Бухгалтерский учет операций от осуществления приносящей доход деятельности
Руководствуясь п. 232 Инструкции N 148н*(4) признание доходов в бюджетном учете осуществляется по методу начисления. При отражении выручки, полученной от оказания платных услуг учреждениями, в учете появляются доходы и дебиторская задолженность, отражаемые на счетах:
- 2 205 03 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг";
- 2 401 01 100 "Доходы учреждения".
Для отражения выручки от реализации работ, услуг текущего периода применяется счет 2 401 01 130 "Доходы от оказания платных услуг".
Представим типовые бухгалтерские записи по отражению выручки от оказания платных услуг на экспертное исследование в таблице.
Содержание операции | Дебет счета | Кредит счета | Основание |
Начислены доходы от оказания платных услуг текущего отчетного периода | 2 205 03 560 | 2 401 01 130 | Пункт 151 Инструкции N 148н |
Поступили денежные средства на лицевой счет по внебюджетной деятельности | 2 201 01 510 | 2 205 03 660 | |
Оплачены физическими лицами в кассу учреждения стоимость услуги | 2 201 04 510 | 2 205 03 660 | |
Сданы на лицевой счет ОФК полученные от физических лиц платежи за оказанные услуги | 2 210 03 560 | 2 201 04 610 | Пункт 181 Инструкции N 148н |
Зачислены наличные денежные средства на счет ОФК | 2 201 01 510 | 2 210 03 660 |
Затраты по платным услугам собираются по дебету счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)". Учет расходов по соответствующим статьям бюджетной классификации обеспечивается ведением аналитического учета в многографной карточке в разрезе видов (кодов) затрат по каждому виду производимой продукции, оказываемой услуге или выполняемой работе. Таким образом, в бюджетном учете формируется фактическая себестоимость готовой продукции, работ, услуг в разрезе статей КОСГУ. Порядок формирования в бюджетном учете себестоимости платных услуг учреждения приведен в таблице.
Содержание операции | Дебет счета | Кредит счета | Основание |
Переданы в эксплуатацию основные средства, приобретенные в рамках приносящей доход деятельности, стоимостью до 3 000 руб. за единицу | 2 106 04 340 (271 КОСГУ) | 2 101 00 410 | Пункт 22 Инструкции N 148н |
Отражаем основные средства стоимостью до 3 000 руб. за единицу на забалансовом счете* | |||
Начислена амортизация по основным средствам стоимостью свыше 3 000 руб. за единицу | 2 106 04 340 (271 КОСГУ) | 2 104 00 410 | |
Списана на затраты стоимость материалов | 2 106 04 340 (271 КОСГУ) | 2 105 00 440 | Пункт 66 Инструкции N 148н |
Начислена заработная плата экспертам, оказывающим платные услуги | 2 106 04 340 (211 КОСГУ) | 2 302 01 730 | Пункт 199 Инструкции N 148н |
Начислены страховые взносы на заработную плату | 2 106 04 340 (213 КОСГУ) | 2 303 02 730 2 303 06 730 2 303 07 730 2 303 08 730 2 303 10 730 2 303 11 730 | Пункт 203 Инструкции N 148н |
Списаны на затраты услуги сторонних организаций, используемые в платной деятельности | 2 106 04 340 | 2 302 00 730 | Пункт 199 Инструкции N 148н |
Списана на финансовый результат сформированная фактическая себестоимость сданных заказчику платных услуг | 2 401 01 130 | 2 106 04 340 | Пункт 233 Инструкции N 148н |
* Объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда, введенные в эксплуатацию, подлежат отражению на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации" до момента их списания или выбытия по иным основаниям. |
Налогообложение платных услуг
Налог на добавленную стоимость. В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Таким образом, операции от оказания платных услуг лабораторий попадают под обложение НДС. Для операций по реализации услуг п. 3 ст. 164 НК РФ предусмотрена ставка в размере 18%.
Учреждения имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превысила 2 млн. руб. (ст. 145 НК РФ).
Налогоплательщики, использующие это право, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение:
- выписку из бухгалтерского баланса;
- выписку из книги продаж;
- копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Налог на прибыль. Бюджетные учреждения с доходов, полученных от оказания платных услуг, обязаны уплатить налог на прибыль (ст. 246 НК РФ). Налоговая база определяется как разница между полученной суммой дохода по приносящей доход деятельности (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением этой деятельности (ст. 321.1 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 02.04.2010 N 03-03-06/4/37).
При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль учреждение вправе уменьшить доходы на величину амортизационных отчислений по основным средствам, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ). При отнесении имущества к амортизируемому для целей обложения налогом на прибыль налогоплательщикам следует руководствоваться правилами, установленными ст. 256-259.3 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым считается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Ставка по налогу на прибыль с 1 января 2009 года установлена в размере 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
С. Валова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минюста РФ от 12.04.2010 N 86 "Об утверждении Порядка расходования государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации средств от производства судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях и от проведения на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц".
*(2) Приказ Минюста РФ от 22.06.2006 N 241 "Об утверждении Норм затрат времени производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и Методических рекомендаций по их применению".
*(3) Распоряжение Минюста РФ от 06.05.2009 N 1250-р "Об установлении стоимости экспертного часа в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста РФ при производстве судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях, а также при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц на 2009 год".
*(4) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"