Расчетно-нормативные затраты на оказание государственных услуг, выполнение работ
В соответствии с Бюджетным кодексом государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями. Государственное (муниципальное) задание содержит требования к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ. Данная статья посвящена определению нормативных затрат на выполнение государственного задания бюджетными учреждениями.
Государственное задание
Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного задания на оказание ими государственных услуг (выполнение работ) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - государственное задание) утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1065 (далее - Постановление Правительства РФ N 1065).
Государственное задание устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания одной государственной услуги (выполнения одной работы). Форма государственного задания приведена в Постановлении Правительства РФ N 1065 (приложение 1).
Государственное задание может содержать требования к оказанию нескольких государственных услуг (выполнению нескольких работ). В этом случае оно может включать несколько разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).
Государственное задание формируется в срок не позднее одного месяца после официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Государственное задание формируется на основе перечня государственных услуг (работ). В свою очередь, перечень государственных услуг (работ) утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Перечень утверждается ежегодно до 1 мая по форме, приведенной в приложении 2 к Постановлению Правительства РФ N 1065.
В настоящее время рядом министерств и ведомств разработан перечень государственных услуг. Так, Приказом ФМС РФ от 14.10.2009 N 241 утвержден Перечень государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) Федеральной миграционной службой.
В перечень государственных услуг (работ) для федеральных органов исполнительной власти включаются государственные услуги (работы), в отношении которых утверждены административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг (работ)).
Обратите внимание! Утвержденный перечень государственных услуг (работ) размещается на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти в сети Интернет (п. 4 Постановления Правительства РФ N 1065).
Государственное задание формируется:
- для федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, - федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решением (поручением) Президента РФ или Правительства РФ;
- для федеральных служб и федеральных агентств - федеральными министерствами, в ведении которых находятся эти службы и агентства;
- для федеральных государственных бюджетных учреждений - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых они находятся.
Государственные задания и отчеты об исполнении государственных заданий размещаются на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти (главного распорядителя средств федерального бюджета) в сети Интернет.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным государственным бюджетным учреждением осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета с учетом:
- расчетно-нормативных затрат на оказание соответствующих государственных услуг;
- расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федерального государственного бюджетного учреждения.
Порядок определения указанных затрат утверждается главным распорядителем средств по согласованию с Минфином и Минэкономразвития ежегодно до 1 мая.
Методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 22.10.2009 N 105н (далее - Методические рекомендации).
Нормативные затраты определяются для конкретного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного бюджетного учреждения) расчетным путем. Порядок определения затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений (далее - Порядок) утверждается соответственно федеральным органом исполнительной власти (главным распорядителем средств федерального бюджета).
Порядок утверждается либо для каждой государственной услуги (вида работ), либо единый по всем государственным услугам (работам), оказываемым (выполняемым) федеральным органом исполнительной власти и (или) находящимися в его ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями. В последнем случае Порядок может включать несколько разделов, каждый из которых должен содержать порядок определения расчетно-нормативных затрат для одной государственной услуги (работы).
Проект Порядка утверждается федеральным органом исполнительной власти (главным распорядителем средств федерального бюджета) после согласования с Минфином и Минэкономразвития. В целях согласования проекта соответствующего Порядка в указанные органы направляются исходные данные и результаты расчетов объема расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений. Указанные затраты не должны превышать объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств на соответствующие цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета (бюджетной росписью главного распорядителя средств федерального бюджета) на соответствующий финансовый год и плановый период. Проект Порядка составляется по форме согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям.
Порядок должен содержать методику пересчета нормативов затрат в очередном финансовом году и плановом периоде.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- объем финансового обеспечения выполнения государственного задания;
- расчетно-нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги;
- расчетно-нормативные затраты на выполнение j-го вида работ;
- расчетно-нормативные затраты на содержание имущества.
Нормативы затрат на оказание единицы государственной услуги могут определяться:
1) отдельно по каждому федеральному государственному бюджетному учреждению (территориальному органу федерального органа исполнительной власти);
2) по группе федеральных государственных бюджетных учреждений (территориальных органов федерального органа исполнительной власти);
3) с использованием корректирующих коэффициентов.
Способ определения нормативов устанавливает федеральный орган исполнительной власти (главный распорядитель средств федерального бюджета).
При использовании средних значений по группе федеральных государственных бюджетных учреждений норматив затрат на оказание единицы государственной услуги на очередной финансовый год рассчитывается как отношение суммы нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги по всем учреждениям, входящим в группу, на их количество. Этим же способом определяется норматив затрат на оказание единицы государственной услуги, если федеральным органом исполнительной власти принято решение о формировании государственных заданий для его территориальных органов.
Корректирующие коэффициенты должны учитывать особенности бюджетных учреждений (территориальных органов федерального органа исполнительной власти). Например, место нахождения, статус муниципального образования, на территории которого расположено бюджетное учреждение, его обеспеченность инженерной инфраструктурой, вид бюджетного учреждения, категорийность по качеству оказываемых государственных услуг и другие критерии. При их применении необходимо указывать виды коэффициентов и способы их расчета.
При определении норматива затрат на первый и второй год планового периода в расчетах необходимо использовать корректирующие коэффициенты на соответствующий финансовый год.
Расчетно-нормативные затраты на оказание государственной услуги определяются по формуле:
, где:
- норматив затрат на оказание единицы i-й государственной услуги федерального органа исполнительной власти и (или) федерального государственного бюджетного учреждения на соответствующий финансовый год;
- объем (количество единиц) оказания i-й государственной услуги.
Норматив затрат на оказание единицы i-й государственной услуги федерального органа исполнительной власти и (или) федерального государственного бюджетного учреждения на соответствующий финансовый год определяется по формуле:
, где:
- норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- норматив затрат на приобретение расходных материалов;
- норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использование имущества (за исключением условно-постоянных затрат на содержание имущества);
- норматив затрат на общехозяйственные нужды.
Норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда включает в себя норматив затрат на оплату труда и начисления, определяемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 583*(1). При расчете данного норматива учитываются затраты на оплату труда только тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании соответствующей государственной услуги. Вспомогательный, технический, административно-управленческий персонал в данном случае не учитывается.
Норматив затрат на приобретение расходных материалов включает в себя затраты на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги. При этом материалы могут выделяться по видам, типам.
Норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества, рекомендуется определять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на оказание единицы государственной услуги, а также затрат на содержание движимого имущества с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения. Указанный норматив затрат может включать в себя:
- норматив затрат на холодное водоснабжение и водоотведение;
- норматив затрат на горячее водоснабжение;
- норматив затрат на отопление;
- норматив затрат на электроснабжение;
- норматив затрат на содержание движимого имущества (в том числе затраты на техническое обслуживание, приобретение расходных материалов, не отнесенные к нормативу затрат на приобретение расходных материалов, потребление иных ресурсов в случае существенной величины данных затрат в общем объеме затрат на потребление электрической энергии, водоснабжения и других ресурсов, затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, другие затраты по решению главного распорядителя).
Норматив затрат на общехозяйственные нужды может включать в себя:
- норматив затрат на приобретение услуг связи (в том числе затраты на внутригородскую, междугороднюю, международную связь);
- норматив затрат на приобретение транспортных услуг;
- норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда для вспомогательного, технического, административно-управленческого и т.п. персонала;
- прочие нормативы затрат, влияющие на стоимость оказания государственной услуги (в том числе нормативы затрат, имеющие отраслевой характер).
Обратите внимание! По решению федерального органа исполнительной власти (главного распорядителя средств федерального бюджета) некоторые наиболее существенные нормативы затрат (например, на связь, транспорт) могут быть выделены в отдельные нормативы.
Методы определения норматива затрат на оказание единицы государственной услуги
Для расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги могут использоваться следующие методы:
- нормативный;
- структурный;
- экспертный.
Расчет норматива затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда проводится только нормативным методом.
Нормативный метод
Суть нормативного метода расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги заключается в нахождении произведения двух величин - стоимости (тарифа) затрат и их количества (единиц).
Так, норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитывается как произведение средней стоимости единицы рабочего времени персонала, занятого в оказании государственной услуги, на количество единиц времени, необходимых для оказания единицы государственной услуги.
Норматив затрат на приобретение расходных материалов рассчитывается как произведение стоимости расходных материалов на их количество, необходимое для оказания единицы государственной услуги.
Норматив затрат на коммунальные услуги и иных затрат, связанных с использованием имущества, рассчитывается как произведение норматива потребления коммунальных услуг на размер тарифа коммунальных услуг, установленный на соответствующий финансовый год.
Норматив затрат на общехозяйственные нужды рассчитывается как произведение стоимости приобретенных в соответствующем финансовом году услуг на их количество, необходимое для оказания единицы государственной услуги.
Структурный метод
Структурный метод определения затрат на оказание единицы государственной услуги используется в случае невозможности использования нормативного метода. Он основан на распределении расходов (за исключением условно-постоянных затрат на содержание имущества) между государственными услугами пропорционально затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда по каждой государственной услуге.
Затраты на приобретение расходных материалов, затраты на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества, затраты на общехозяйственные нужды распределяются между государственными услугами пропорционально (в том числе с применением поправочных коэффициентов для разных типов затрат) затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда.
Результаты расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги, проведенного структурным методом, рекомендуется представлять в виде таблицы по форме согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям.
Пример
Бюджетное учреждение оказывает три вида услуг (А, Б, В). В отчетном году затраты на оплату труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании государственных услуг, без учета вспомогательного и административно-управленческого персонала составил 600 000 руб. Затраты на оплату труда работников, принимающих участие в оказании услуги А, - 25%, Б - 45%, В - 30%. В течение года были произведены следующие затраты:
- 200 000 руб. - на приобретение расходных материалов, используемых при оказании услуг;
- 460 000 - на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с содержанием имущества;
- 140 000 - на общехозяйственные нужды.
Определение норматива затрат на оказание единицы государственной услуги структурным методом приведем в таблице.
Определение норматива затрат на оказание единицы государственной услуги бюджетного учреждения
Наименование государственной услуги | Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда | Затраты на приобретение расходных материалов | Затраты на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества | Затраты на общехозяйственные нужды | Итого затрат на государственную услугу | Объем государственной услуги | Норматив затрат на единицу оказания государственной услуги | ||||
Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | Ед. | Тыс. руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 (2 + 4 + 6 + 8) | 11 | 12 (10 x 11) |
А | 150 | 25 | 50 | 25 | 11 5 | 25 | 35 | 25 | 350 | 7 | 2 450 |
Б | 270 | 45 | 90 | 45 | 207 | 45 | 63 | 45 | 630 | 5 | 3 150 |
В | 180 | 30 | 60 | 30 | 138 | 30 | 42 | 30 | 420 | 4 | 1 680 |
Итого | 600 | 100 | 200 | 100 | 460 | 100 | 140 | 100 |
Экспертный метод
Экспертный метод определения норматива затрат на оказание единицы государственной услуги применяется в случае невозможности использования нормативного или структурного метода. Он основан на экспертной оценке доли расходов на определенные государственные услуги в общих расходах на обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти (федерального государственного бюджетного учреждения) (за исключением условно-постоянных затрат на содержание имущества). Из общих расходов на обеспечение деятельности федерального государственного бюджетного учреждения (федерального органа исполнительной власти) также могут быть исключены расходы на текущий ремонт и закупку оборудования.
При этом рекомендуется распределять затраты на четыре вида затрат:
- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- на расходные материалы;
- на коммунальные услуги и использование имущества;
- на общехозяйственные нужды.
Результаты распределения затрат представляются в виде таблицы по форме, приведенной выше.
Расчетно-нормативные затраты на выполнение работ
Напомним, что основным документом, на основании которого производится определение расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти или находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее - бюджетные учреждения) услуг и выполнение работ, а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества является Приказ Минфина РФ от 22.10.2009 N 105н, которым утверждены соответствующие Методические рекомендации. На основании последних федеральным органом исполнительной власти либо главным распорядителем средств федерального бюджета утверждается порядок определения затрат на оказание государственных услуг, выполнение работ (далее - Порядок).
Расчетно-нормативные затраты на выполнение работ определяются как сумма затрат по конкретным работам (видам работ) исходя из объемов и сложности выполняемых работ. При этом Порядком может быть предусмотрено применение следующих методов расчета норматива затрат на выполнение работы:
- нормативного;
- структурного;
- экспертного;
- сметного;
- проектного.
Два последних метода применяются в случае невозможности применения первых трех.
Сметный метод предполагает составление детализированной сметы выполняемых работ, которая согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, главным распорядителем в установленном им порядке.
В основу проектного метода могут быть положены как общая сумма затрат на реализацию выполняемых работ, так и с разбивкой по укрупненным статьям расходов. Порядок применения проектного метода также устанавливается федеральным органом исполнительной власти либо главным распорядителем.
Расчетно-нормативные затраты на содержание имущества бюджетного учреждения
В целях расчета затрат на содержание имущества бюджетного учреждения необходимо определить:
- перечень видов затрат;
- формулу для расчета;
- формулы для определения объемов затрат по каждому из видов затрат.
Расчетно-нормативные затраты на содержание имущества бюджетного учреждения планируются с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.
Методические рекомендации предлагают следующую формулу для расчета затрат бюджетного учреждения:
, где:
- расчетно-нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества РФ, закрепленного за федеральными государственными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также недвижимого имущества, находящегося у федеральных государственных бюджетных учреждений на основе договоров аренды или безвозмездного пользования (далее - затраты на содержание недвижимого имущества бюджетных учреждений);
- затраты на содержание движимого имущества;
- уплата налога на имущество и земельного налога.
Затраты на содержание движимого имущества учитываются частично, недвижимого имущества - согласно пропорциям (формулам), указанным ниже (п. 26 Методических рекомендаций).
В составе расчетно-нормативных затрат на содержание недвижимого имущества бюджетных учреждений (зданий, помещений, сооружений) выделяются расчетно-нормативные затраты на:
- холодное водоснабжение и водоотведение;
- горячее водоснабжение;
- потребление тепловой энергии;
- потребление электрической энергии;
- эксплуатацию систем охранной сигнализации;
- обеспечение пожарной безопасности;
- проведение текущего ремонта;
- аренду недвижимого имущества в соответствии с договором аренды;
- содержание прилегающей территории, включая вывоз мусора, сброс снега с крыш, в соответствии с утвержденными санитарными нормами и правилами.
Затраты на холодное водоснабжение и водоотведение рекомендуется определять исходя из тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение и объемов потребления холодной воды и водоотведения по формуле:
- расчетно-нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;
- тариф на холодное водоснабжение, установленный в муниципальном образовании на соответствующий год;
- объем потребления бюджетным учреждением холодной воды (в куб. м) в отчетном финансовом году;
- тариф на водоотведение, установленный в муниципальном образовании на соответствующий финансовый год;
- объем водоотведения в отчетном финансовом году;
0,3 - доля затрат на холодное водоснабжение и водоотведение в общей сумме затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества бюджетного учреждения.
Затраты на горячее водоснабжение рекомендуется определять исходя из тарифов на горячее водоснабжение и общих объемов потребления горячей воды по формуле:
- расчетно-нормативные затраты на горячее водоснабжение;
- тариф на горячее водоснабжение, установленный в муниципальном образовании на соответствующий год;
- объем потребления горячей воды (в куб. м) в отчетном финансовом году;
0,3 - доля затрат на горячее водоснабжение в общей сумме затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества федерального государственного бюджетного учреждения.
Затраты на потребление тепловой энергии рекомендуется определять исходя из тарифов на тепловую энергию и объемов потребления тепловой энергии по формуле:
- расчетно-нормативные затраты на потребление тепловой энергии;
- тариф на потребление тепловой энергии, установленный в муниципальном образовании на соответствующий год;
- объем потребления федеральным государственным бюджетным учреждением тепловой энергии (в Гкал) в отчетном финансовом году;
0,5 - доля затрат на потребление тепловой энергии в общей сумме затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества федерального государственного бюджетного учреждения.
Затраты на потребление электрической энергии рекомендуется определять исходя из тарифов на электрическую энергию и объемов потребления электрической энергии по формуле:
- расчетно-нормативные затраты на потребление электрической энергии;
- тариф на электрическую энергию, установленный в муниципальном образовании на соответствующий год;
- объем потребления бюджетным учреждением электрической энергии (кВт/ч, мВт) в отчетном финансовом году;
0,3 - доля затрат на потребление электрической энергии в общей сумме затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества бюджетного учреждения.
Затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы обеспечивать покрытие затрат, связанных с функционированием установленных в учреждении систем охранной сигнализации. Указанные затраты рекомендуется устанавливать равными расходам учреждения на оплату систем охранной сигнализации в отчетном финансовом году, скорректированным на индекс-дефлятор.
Затраты на обеспечение пожарной безопасности рекомендуется устанавливать исходя из необходимости покрытия затрат на эксплуатацию, обслуживание, технический уход, возобновление имеющихся средств и систем пожарной безопасности (системы пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения).
Затраты на проведение текущего ремонта недвижимого имущества бюджетного учреждения рекомендуется определять исходя из установленной нормы его проведения один раз в три года в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р) (Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденное Приказом Госкомархитектуры РФ от 23.11.1988 N 312). Указанные затраты рекомендуется определять по формуле:
, где
- расчетно-нормативные затраты на проведение текущего ремонта;
- средняя стоимость текущего ремонта 1 кв. м площади зданий в регионе;
S - общая площадь зданий (кв. м);
- доля (коэффициент) стоимости технических коммуникаций в общем объеме стоимости здания;
- 0,33 - коэффициент, учитывающий норму проведения текущего ремонта зданий.
Затраты на содержание прилегающей территории, включая вывоз мусора, сброс снега с крыш, в соответствии с утвержденными санитарными нормами и правилами рекомендуется устанавливать исходя из необходимости покрытия затрат, произведенных учреждением в отчетном финансовом году, умноженных на индекс-дефлятор.
При определении расчетно-нормативных затрат на содержание объектов движимого имущества бюджетного учреждения данное имущество может подразделяться по видам (например, копировально-множительная техника, офисная мебель и другие виды движимого имущества). Для каждого вида движимого имущества устанавливается перечень необходимых затрат на его содержание, среди которых выделяются:
- расходы на техническое обслуживание (в том числе транспортных средств);
- расходы на приобретение расходных материалов, не отнесенные к расходам на оказание государственной услуги;
- расходы на проведение текущего ремонта (обслуживания) объектов движимого имущества;
- расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- другие расходы по решению главного распорядителя.
По мнению автора, при расчете норматива затрат на содержание имеющегося движимого имущества можно воспользоваться данными отчетного года, скорректировав их на индекс-дефлятор.
Л. Салина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, 8, июль, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"