G8 и G20
Проблемы глобального масштаба подталкивают крупнейшие экономики мира к совместному обсуждению экономических и финансовых вопросов и выработке дальнейшей стратегии действий. В конце июня 2010 года в Канаде, практически одновременно и в одном месте, прошли очередные крупнейшие в мире саммиты - G8 и G20. Кто участвует в таких саммитах и что рассматривают на таких встречах?
История встреч "Группы восьми", G8 (от англ. Group of Еight), или "Большой восьмерки", началась в 1975 году, когда в связи с нефтяным экономическим кризисом по инициативе Франции состоялась встреча глав государств и правительств Франции, Германии (ФРГ), Италии, Великобритании, Японии и США. Годом позже к группе присоединилась Канада, превратив "Шестерку" в "Семерку". Восьмым членом G8 в 1997 году стала Россия, несколько лет перед этим участвовавшая во встречах по схеме 7+1. В последние годы кроме вышеупомянутых восьми стран в заседаниях G8 принимают участие и представители Евросоюза.
В отличие от других международных организаций G8 не имеет административной структуры, постоянной штаб-квартиры, секретариата. Председательство в "Восьмерке" меняется каждый календарный год, а встречи проходят ежегодно в стране-председателе. Нынешний саммит G8 стал 36-м по счету в истории.
В последние десятилетия резко возросло влияние бывших развивающихся стран, например, таких как Индия и Китай, на процессы в мировой экономике, и формат G8 стал слишком узким для обсуждения проблем и вопросов мирового масштаба.
В 1999 году появился новый формат встреч -"Группа двадцати", G20 (от англ. Group of Twenty Finance Ministers and Central Bank Governors), объединивший министров финансов и глав центральных банков 20 крупнейших мировых экономик: 19 стран и Евросоюза.
Странами - членами G20 являются Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония. От Евросоюза в саммитах G20 принимают участие глава Европейского центрального банка и представитель страны, председательствующей на этот момент в Евросоюзе. Кроме этого, на встречах присутствуют представители Всемирного банка и Международного валютного фонда.
Если сравнивать G8 и G20 по масштабам, то на долю восьми стран - участниц G8 приходится около 14% населения земного шара и около 60% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как в странах - участницах G20 проживает около 2/3 населения Земли и производится около 85% мирового ВВП.
В связи с масштабными экономическими и финансовыми проблемами, которые принес кризис 2008 года, саммиты G20 стали проводиться на высшем уровне с участием глав государств (членов) 2 раза в год. Но с 2011 года частоту встреч планируется сократить до 1 раза в год.
Председательствующая страна выбирается по тому же принципу ротации (сменности), что и в G8, но при этом каждый раз рассматриваются страны из различных регионов мира. Однако руководящим звеном G20 является "тройка", состоящая из бывшего, настоящего и будущего председателей, что позволяет сохранить координацию и преемственность работы и управления группой.
Какие же вопросы стоят на повестке дня встреч G8 и G20, как делятся сферы их влияния?
Несмотря на то что встречи G8 и G20 подразумевают определенную конкуренцию и еще недавно даже поднимался вопрос об упразднении "Восьмерки", на сегодня представители стран пришли к мнению о целесообразности сохранения обоих форматов. При этом в сферу G8 предлагают относить больше политические, а G20 - экономические вопросы.
На последнем, 36-м, саммите G8 в июле сего года подробно обсуждался ряд политических проблем, включая ситуацию на Ближнем Востоке, в Афганистане, Корее и Иране. Но, конечно, его участники не смогли обойти стороной и экономические вопросы, в том числе касающиеся рисков на уровне отдельных государств и контроля за дефицитом бюджетов.
По итогам встречи G20 в Торонто, также в июле этого года, ее участники сошлись на том, что к 2013 года необходимо как минимум на 50% сократить бюджетные дефициты и к 2016 году стабилизировать уровень госдолга стран. И хотя политика стимулирования экономики, заявленная на саммите в прошлом году, сменилась противоположной - по урезанию госрасходов и повышению налогов, перед странами стоит сложная задача выполнения данных стандартов с одновременным сохранением экономического роста.
Что касается предложений по увеличению финансовой стабильности экономики, то одним из них стало планируемое поэтапное повышение требований к капиталу банков. Одним из спорных вопросов стало предложение некоторых стран ввести дополнительный налог на банки.
Нововведение этого года - установление нового формата встреч: диалога министров финансов стран - участниц G20 с представителями бизнеса (по 2 представителя от каждой страны-участницы) по обсуждению глобальных экономических проблем, получившего название B20 -"Бизнес двадцатки". На нынешнем саммите Россию на B20 со стороны бизнеса представляли глава ВТБ Андрей Костин и глава совета директоров "Северстали" Алексей Мордашов.
Один из критиков работы G8 и G20 Джеффри Д. Сакс, профессор экономики и директор Института Земли при Колумбийском университете, а также главный советник Генерального секретаря ООН по вопросам Целей развития тысячелетия, достаточно резко оценил результаты работы последних саммитов, но в то же время и с надеждой высказался о дальнейшем развитии работы, особенно G20: "Согласно имеющимся расчетам приблизительная стоимость приема лидеров "Большой восьмерки" в течение 1,5 дней, а затем - лидеров "Большой двадцатки" также в течение 1,5 дней составила более 1 млрд. долл. Это, по сути, та же сумма, которую лидеры "Большой восьмерки" обязались ежегодно предоставлять беднейшим странам мира для поддержки материнского и детского здравоохранения... Но тратить так много денег и практически ничего не достичь в плане конкретных результатов и соблюдения ответственности - это просто катастрофа.
Любые будущие обещания "Большой двадцатки" должны сопровождаться четкими и прозрачными обязательствами для каждой страны: что и когда она сделает... Каждое обещание "Большой двадцатки" должно содержать план конкретных действий и обязательств каждой страны, а также общие обязательства всей группы.
В этом году "Большая двадцатка" еще раз встретится в Южной Корее - в успешной стране, в которой еще 50 лет назад царила бедность и голод. Южная Корея понимает крайнюю важность планов глобального развития, а также потребности беднейших стран мира. Будем надеяться на то, что Южная Корея преуспеет в качестве следующей принимающей страны..."
К недостаткам как G8, так и G20 можно отнести "декларативный" характер их решений. В отличие от той же ООН эти группы не представляют все страны мира, а соответственно решения, принятые на саммитах, нельзя назвать легитимными. Кроме того, на сегодня в мире отсутствуют эффективные механизмы по реализации и контролю за выполнением соглашений, касающихся многих стран и глобальных процессов, а исполнение некоторых решений остается на усмотрение каждой страны в отдельности.
Е.Р. Богатова,
к.э.н.,
генеральный директор группы компаний "Русское золото",
председатель Контрольно-ревизионной комиссии РСПП
"В курсе правового дела", N 15, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"