Комментарий к Федеральному закону от 07.04.2010 N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Либерализация законодательства
Власти Российской Федерации в последнее время активно проводят политику либерализации законодательства об экономических преступлениях, руководствуясь европейским принципом: за экономическое преступление - экономическое наказание, т.е. штраф. Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 60-ФЗ) призван усилить уголовно-правовую защиту предпринимателей в сфере экономической деятельности. Документ вносит поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также в законы о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в страну, о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Целью изменений является гуманизация уголовного законодательства, прежде всего по вопросам уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, поскольку гл. 22 УК РФ с соответствующим названием содержит недостатки, ослабляющие уголовно-правовую защиту отношений в сфере предпринимательской деятельности, и в то же время страдает избыточной криминализацией. Разработчики поправок уверены, что изменения законодательства будут способствовать развитию бизнеса в России.
В соответствии со ст. 6 Закона N 60-ФЗ он вступил в силу со дня официального опубликования ("Российская газета" от 9 апреля 2010 года).
Нарушение лицензионных требований исключено из ст. 171 и 172 УК РФ
Статьи 171 "Незаконное предпринимательство" и 172 "Незаконная банковская деятельность" УК РФ содержали ответственность за нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее крупный ущерб.
Неопределенность этой законодательной формулировки по отношению к действиям предпринимателей и банкиров приводила к более широкому ее толкованию, а в ряде случаев и вовсе открывала возможность для злоупотреблений.
В связи с этим указанная формулировка из обеих статей исключена, поэтому можно говорить, что отменена и уголовная ответственность за нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее крупный ущерб.
Увеличена ответственность чиновников за создание препятствия бизнесу
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Ограничения этих прав возможны лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса РФ), и посвящены конкретным видам предпринимательской и иной деятельности. Как правило, это имеет место при нарушении действующих нормативных актов и правил, установленных в учредительных документах предпринимателей, а также при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств.
Изменения, внесенные в ст. 169 УК РФ, направлены на усиление ответственности должностных лиц, препятствующих законной предпринимательской или иной деятельности. Увеличена в 2,5 раза (с 200 до 500 тыс. руб.) верхняя граница штрафа, который может быть применен к нарушителям за подобные действия (п. 1 ст. 169 УК РФ).
Под препятствиями в данной статье понимается:
- неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации. Уклонение от регистрации - это бездействие должностных лиц, затягивающих и (или) не выполняющих без оснований в установленный срок соответствующие действия - осуществление государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, например, посредством требования представить документы, не предусмотренные законом, или незаконного продления сроков регистрации. Основания для отказа в регистрации предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": если не представлены необходимые для государственной регистрации документы или представлены в ненадлежащий регистрирующий орган; если юридическое лицо находится в процессе ликвидации; если не утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью;
- неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи. Одним из основных нормативных актов, устанавливающих порядок и виды лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Отказ в выдаче лицензии может быть правомерным, только если это предусмотрено, например, ч. 3 ст. 9 данного закона в случаях наличия в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствия соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в государственной регистрации или выдаче лицензии в иных случаях является неправомерным (например, по мотивам нецелесообразности или на основании величины объема продукции, планируемой для производства соискателем лицензии, и др.);
- ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Аналогичные действия, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, будут наказываться лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет (ранее - до пяти лет) со штрафом в размере до 250 тыс. руб. (ранее - до 80 тыс. руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев (ранее - до 12 месяцев), либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ранее - до двух лет).
Повышены пределы крупного и особо крупного размеров ущерба
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в шесть раз был увеличен размер крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям.
Аналогично комментируемым законом в шесть раз увеличены размеры крупного и особо крупного ущерба от экономических преступлений (за исключением тех, которые регулируются ст. 174, 174.1, 178, 185-185.4, 193, 194, 198, 199 и 199.1 УК РФ). Теперь этот размер ущерба, дохода либо задолженности составляет 1,5 млн. и 6 млн. руб. соответственно (вместо 250 тыс. и 1 млн. руб. ранее). Таким образом, значительное количество деяний уже не будут квалифицироваться как уголовные преступления. Соответствующие изменения внесены в примечания к ст. 169 УК РФ.
Новый закон меняет размеры крупного и особо крупного нарушения законодательства, при которых наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). Крупным размером теперь считается сумма свыше 3 млн. руб. (ранее - от 500 тыс. руб.), особо крупным - от 36 млн. руб. (ранее - свыше 1,5 млн. руб.).
В статье 193 УК РФ установлено, что уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте наступает, если сумма невозвращенных средств превышает 30 млн. руб. (ранее - 5 млн. руб.).
Ответственности за лжепредпринимательство больше нет
Под лжепредпринимательством в ст. 173 УК РФ понималось создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Данная статья на практике не применялась. Это связано с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества
Еще одной важной корректировкой, внесенной в законодательство, является уточнение трактовки ст. 174.1 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления".
Никто не спорит, бороться с легализацией преступных доходов необходимо, ведь Россия является участницей соответствующих международных конвенций. Однако на практике положения данной статьи применялись неоправданно широко. В тексте статьи отсутствовало указание на цель придания преступно нажитым доходам правомерного вида. В результате обвиняемому, например, в незаконном предпринимательстве в случае совершения им любой покупки тут же дополнительно инкриминировалась "легализация".
Новая редакция статьи вводит обязательный признак легализации: ее целью должно быть "придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами". Кроме того, само наказание за легализацию заметно смягчено: сроки заключения снижаются с 5-15 до 3-10 лет.
Законом также внесены изменения в ст. 174 УК РФ, предусматривающую ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. В частности, повышен с 1 до 6 млн. руб. крупный размер совершенных финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, за которые предусмотрено наказание.
Заключение под стражу
Закон также вносит ряд изменений в УПК РФ. В частности, запрещен досудебный арест по экономическим статьям, а сам перечень этих статей расширен: в список входит более 30 статей.
Так, заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, связанных с мошенничеством, присвоением или растратой, причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, если они совершены в сфере предпринимательской деятельности.
Не может быть заключено под стражу также лицо, подозреваемое или обвиняемое в незаконном предпринимательстве; производстве, приобретении, хранении, перевозке или сбыте немаркированных товаров и продукции; незаконной банковской деятельности; легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем; легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; незаконном получении кредита; злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности; недопущении, ограничении или устранении конкуренции; незаконном использовании товарного знака; нарушении правил изготовления и использования государственных пробирных клейм; незаконном получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну; злоупотреблении при эмиссии ценных бумаг; злостном уклонении от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; нарушении порядка учета прав на ценные бумаги; манипулировании ценами на рынке ценных бумаг; воспрепятствовании осуществлению или незаконном ограничении прав владельцев ценных бумаг; невозвращении на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; незаконном обороте драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; нарушении правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней; невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте; уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица; неправомерных действиях при банкротстве; преднамеренном банкротстве; фиктивном банкротстве.
Данные нормы будут применяться только при отсутствии следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. В противном случае подозреваемые или обвиняемые в данных преступлениях могут быть заключены под стражу.
В настоящее время аналогичные нормы действуют для лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, неисполнением обязанностей налогового агента, сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание.
Иными словами, заключение под стражу (арест) допускается только в исключительных случаях при наличии определенных ст. 108 УПК РФ обстоятельств в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не являющихся "общеуголовными", в основном в сфере экономики. Такие лица, оставаясь на свободе до вынесения приговора, не представляют большой опасности для общества.
Вместе с тем введена возможность ограничения прав гражданина на выезд из страны, если он в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда. Соответствующие изменения внесены в подп. 3 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Сейчас такое ограничение действует только в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления либо привлеченного в качестве обвиняемого.
Данные меры, по мнению экспертов, помогут разгрузить тюрьмы от излишнего бремени содержания "экономических" преступников, сохранить их социальную ориентацию и в конечном итоге снизить преступность.
С 25 августа вступила в силу инструкция Министерства юстиции РФ о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Инструкция утверждена приказом от 20.05.2009 N 142. Она позволяет отбывать наказание на воле, искупить вину общественными работами. Осужденного могут также посадить под домашний арест или запретить занимать ему определенные должности.
Свобода в обмен на залог
В новой редакции ст. 106 УПК РФ "Залог" расширяется применение залога и устанавливается его минимальный размер.
В частности, установлено, что по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести минимальный размер залога не может быть менее 100 тыс. руб., а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее 500 тыс. руб. Ранее законодательство не устанавливало каких-либо денежных планок залога для обвиняемых.
Деньги, являющиеся предметом залога, вносятся на депозитный счет соответствующего суда или органа, в производстве которого находится уголовное дело. О принятии залога этим судом или органом составляется протокол, его копия вручается залогодателю.
Залог не обязательно должен взиматься в виде денег. Их эквивалентом могут стать недвижимость и движимое имущество в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций.
Имущество, на которое в силу Гражданского процессуального кодекса РФ не может быть обращено взыскание, не принимается в качестве залога. Так, в качестве залога не может приниматься жилое помещение или его часть, которая находится в собственности залогодателя, если это единственное жилье для него и его семьи.
В новом законе также не указана максимальная сумма залога. Очевидно, его вид и размер будет определять суд с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого или его материального положения.
Залог в качестве меры пресечения может использоваться в любой момент производства по уголовному делу. Ходатайство о применении залога подается в суд по месту производства предварительного расследования и обязательно для рассмотрения судом наряду с ходатайством (если оно поступит) следователя, дознавателя об избрании в отношении того же подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения.
Определяются условия принятия в залог недвижимого и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций.
Принятие в залог недвижимости должно фиксироваться в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).
В Федеральный закон от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также внесены изменения.
Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о госрегистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в ЕГРП или принятия решения об отказе в госрегистрации прав в орган, осуществляющий госрегистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрете совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества, либо об избрании в качестве меры пресечения залога, госрегистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета, возврата залога залогодателю или до решения вопроса об обращении залога в доход государства в порядке, установленном законодательством.
Уточняется, что государственная регистрация объектов недвижимого имущества и залога, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, проводится на основании копий вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество, направленных в органы, осуществляющие госрегистрацию прав, судебными органами. Регистрация проводится без заявления правообладателя.
Государственная регистрация объектов недвижимого имущества, а также залога как меры пресечения проводится без уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 28 Закона N 122-ФЗ в редакции Закона N 60-ФЗ).
В.Ю. Никитина,
руководитель экспертного совета
Ассоциации развития бизнеса России
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1