Комментарий к Приказу Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"
Новые правила
Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с ФСС России введены Правила финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Указанные правила были утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н и вступили в силу 4 апреля 2010 года (дата публикации в "Российской газете" - 24 марта 2010 года).
Одновременно утратил силу приказ Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 N 43н "Об утверждении Правил финансирования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", а также вносивший в него изменения приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2009 N 573н.
Новые правила финансирования предупредительных мер в некоторой части повторяют ранее действовавший порядок. Однако есть и существенные изменения. Остановимся на них подробнее.
Расширен перечень предупредительных мер, финансируемых за счет страховых взносов
Помимо ранее установленных случаев финансовому обеспечению в 2010 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) подлежат следующие расходы*(1) страхователей:
1) на обучение охране труда следующих категорий работников (подп. "в" п. 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер, утв. приказом N 64н):
- руководители организаций малого предпринимательства;
- работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда;
- руководители (в т.ч. руководители структурных подразделений) бюджетных учреждений;
- руководители и специалисты служб охраны труда организаций;
- члены комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
2) на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (подп. "е" п. 2 Правил, утв. приказом N 64н);
3) на приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров) при проведении предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров - для страхователей, работники которых заняты на подземных работах, а также работах, связанных с движением транспорта (подп. "з" п. 2 Правил, утв. приказом N 64н);
4) на приобретение приборов контроля режима труда и отдыха водителей (тахографов) - для страхователей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки (подп. "и" п. 2 Правил, утв. приказом N 64н);
5) на реализацию мероприятий по приведению уровней шума и вибрации и уровней излучений (помимо уровней запыленности и загазованности воздуха) на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (подп. "б" п. 2 Правил, утв. приказом N 64н).
Расширен перечень оснований, в соответствии с которыми финансируется приобретение СИЗ
Подпункт "г" п. 2 Правил, утв. приказом N 64н, регулирует приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии как с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (далее - Типовые нормы), так и с предложениями по улучшению обеспеченности СИЗ, указанными в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, оформленном по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Кроме того, из текста абзаца о приобретении СИЗ исключено слово "сертифицированной". Из этого следует, что за счет страховых взносов могут приобретаться и несертифицированные спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (только если указанные СИЗ не подлежат обязательной сертификации). Это косвенно следует и из подп. "г" ч. 3 п. 4 Правил, утв. приказом N 64н.
Изменены сроки обращения в орган ФСС России с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер
Согласно п. 4 Правил, утвержденных приказом N 64н, страхователи могут обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в исполнительный орган ФСС России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года. Ранее был установлен другой срок - 15 сентября.
Откорректирован перечень документов, прилагаемых к заявлению о финансовом обеспечении предупредительных мер
Как и прежде, к заявлению прилагается план финансового обеспечения в текущем календарном году предупредительных мер с указанием суммы финансирования.
Согласно новым Правилам этот план должен составляться с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест (подп. "а" ч. 2 п. 4 Правил, утв. приказом N 64н).
План финансового обеспечения должен быть составлен по форме, приведенной в приложении к Правилам, утв. приказом N 64н.
К заявлению также нужно приложить копию плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест (ранее требовался план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ).
Обратите внимание: в 2010 году не нужно представлять в орган ФСС России копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте РФ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Это положение из Правил исключено.
Вместе с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер дополнительно представляются документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения соответствующих предупредительных мер, проводимых страхователями. Перечень предупредительных мер и соответствующие документы (предусмотренные п. 4 Правил, утв. приказом N 64н) представлены в таблице (см. с. 35).
Согласно п. 5 Правил, утв. приказом N 64н, не допускается требовать предоставления иных документов (копий документов), помимо указанных в п. 4 названных Правил.
Установлены требования к документам, которые прилагаются к заявлению
Введено положение, согласно которому копии всех представляемых в орган ФСС России документов должны быть заверены печатью работодателя (п. 5 Правил, утв. приказом N 64н). Если страхователь представил в орган ФСС России неполный комплект документов, заявление к рассмотрению не принимается. Однако при этом страхователь вправе повторно, но не позднее установленного срока (т.е. до 1 августа текущего года) обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС России по месту своей регистрации с приложением полного комплекта документов. В 2009 году, если представлялся неполный перечень документов, территориальный орган ФСС России (согласно п. 8 отмененных правил, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2009 N 573н) должен был отказать в финансировании предупредительных мер.
Уточнен порядок принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в нем
Уточнено, что сроки принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении исчисляются в рабочих днях (п. 6 Правил, утв. приказом N 64н).
Исключено положение, согласно которому страхователям, подавшим неполный комплект документов, отказывалось в финансовом обеспечении предупредительных мер. В этом году им предоставляется возможность повторно представить заявление уже с полным комплектом документов.
Согласно еще одному дополнению, внесенному в Правила, исполнительный орган ФСС России принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, если у страхователя имеются пени и (или) штрафы, не погашенные на день подачи заявления в исполнительный орган ФСС России по месту его регистрации.
Как и прежде, будет отказано в финансовом обеспечении предупредительных мер, если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, или представленные им документы содержат недостоверную информацию (п. 8 Правил, утв. приказом N 64н).
Следует обратить внимание на еще одно новое положение: согласно п. 8 Правил, утв. приказом N 64н, отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям (кроме указанных в этом пункте) не допускается.
Появилась неясность в представлении отчетности
Как и прежде, страхователи должны вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в исполнительный орган ФСС России отчет об их использовании (п. 10 Правил, утвержденных приказом N 64н). Однако теперь в п. 10 нет указания на то, что такой отчет должен представляться в форме и порядке, утверждаемых Фондом социального страхования РФ.
Какова должна быть форма этого отчета, пока (на момент подготовки этой статьи в печать) не разъяснено.
Таблица
Перечень предупредительных мер, финансируемых в 2010 году за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
N п/п | Финансируемые мероприятия | Документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер | Основание |
1 | Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда | 1) копия приказа организации о создании аттестационной комиссии для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; 2) копия договора с аттестующей организацией о проведении работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (при его наличии) с приложением калькуляции стоимости проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда; 3) копия аттестата (свидетельства) аккредитации, выданного измерительной лаборатории, привлекаемой страхователем или аттестующей организацией для проведения работ по измерению параметров вредных и (или) опасных факторов производственной среды при аттестации рабочих мест по условиям труда (с указанием области аккредитации) | Подпункт "а" п. 2, подп. "а" ч. 3 п. 4 Правил финансового обеспечения предупредительных мер, утв. приказом N 64н |
2 | Реализация мероприятий по приведению в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда на рабочих местах следующих показателей: уровней запыленности и загазованности воздуха; уровней шума и вибрации; уровней излучений | 1) копии документов, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; 2) копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ с целью приведения уровней запыленности, загазованности воздуха, шума, вибрации и излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. При подтверждении расходов страхователь представляет документы, содержащие результаты повторных измерений уровней запыленности, загазованности воздуха, шума, вибрации и всех видов излучений на рабочих местах, проведенных аккредитованной измерительной лабораторией или аттестующей организацией. Примечание: В случае поэтапного проведения работ с целью приведения уровней запыленности, загазованности, шума, вибрации и излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда результаты повторных измерений представляются на заключительном этапе | Подпункт "б" п. 2, подп. "б" ч. 3 п. 4 Правил, утв. приказом N 64н |
3 | Обучение охране труда следующих категорий работников: руководителей организаций малого предпринимательства; работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда; руководителей (в т.ч. руководителей структурных подразделений) бюджетных учреждений; руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда; уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов | 1) список работников, направляемых на обучение охране труда. Одновременно представляются документы, подтверждающие принадлежность указанных в них работников к той или иной категории работников, имеющих право проходить обучение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний: в случае включения в списки руководителей организаций малого предпринимательства и работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда: - копии приказов о назначении на должность руководителей организаций малого предпринимательства; - копии приказов о возложении на работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек) обязанностей специалиста по охране труда; в случае включения в списки руководителей (в т.ч. руководителей структурных подразделений) бюджетных учреждений - копии трудовых книжек или копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и должностных лиц бюджетных учреждений; в случае включения в списки руководителей и специалистов служб охраны труда организаций - копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; в случае включения в списки членов комитетов (комиссии) по охране труда - копии приказов работодателя об утверждении состава комитета (комиссии) по охране труда; в случае включения в списки уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - выписки из протоколов решений профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов о назначении уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда; 2) справка о средней численности работников малого предприятия за прошедший календарный год; 3) копия договора с обучающей организацией о выполнении работ (оказании услуг) по организации и проведению обучения работников охране труда; 4) копия лицензии обучающей организации на оказание образовательных услуг, выданной в порядке, установленном Правительством РФ; 5) копия приказа о направлении работников на обучение охране труда с отрывом от производства; 6) копия программы обучения, утвержденной в установленном порядке | Подпункт "в" п. 2, подп. "в" ч. 3 п. 4 Правил, утв. приказом N 64н |
4 | Приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением соответствующих СИЗ*: специальной одежды; специальной обуви; других средств индивидуальной защиты; смывающих и (или) обезвреживающих средств | 1) перечень приобретаемых СИЗ с указанием: профессий (должностей) работников; норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт Типовых норм; их количества; стоимости; 2) протокол оценки обеспеченности работников СИЗ; 3) копии сертификатов соответствия - для СИЗ, подлежащих обязательной сертификации | Подпункт "г" п. 2, подп. "г" ч. 3 п. 4 Правил, утв. приказом N 64н |
5 | Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами | 1) заключительный акт медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников (далее - заключительный акт); 2) списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте; 3) копия лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации; 4) копии договоров (счетов) на приобретение путевок; 5) калькуляция стоимости путевок | Подпункт "д" п. 2, подп. "д" ч. 3 п. 4 Правил, утв. приказом N 64н |
6 | Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами | 1) список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) в текущем календарном году, согласованный с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2) копия договора с медицинской организацией на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников; 3) копия лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников | Подпункт "е" п. 2, подп. "е" ч. 3 п. 4 Правил, утв. приказом N 64н |
7 | Обеспечение работников лечебнопрофилактическим питанием (далее - ЛПП), для которых указанное питание предусмотрено Перечнем от 16.02.2009 N 46н** | 1) перечень работников, которым выдается ЛПП, с указанием их профессий (должностей) и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт Перечня от 16.02.2009 N 46н; 2) номер рациона ЛПП; 3) график занятости работников, имеющих право на получение ЛПП; 4) копии документов о фактически отработанном работниками времени в особо вредных условиях труда; 5) копии постатейных смет расходов, запланированных страхователем на обеспечение работников ЛПП на планируемый период; 6) копии договоров страхователя с организациями общественного питания, если выдача ЛПП производилась не в подразделениях страхователя; 7) копии документов, подтверждающих затраты страхователя на обеспечение работников ЛПП | Подпункт "ж" п. 2, подп. "ж" ч. 3 п. 4 Правил, утв. приказом N 64н |
8 | Приобретение алкотестеров (приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя) для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров - для страхователей, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта | 1) копия лицензии на осуществление страхователем соответствующего вида деятельности; 2) копия приказа об организации и проведении предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников; 3) копии счетов на оплату приобретенных алкотестеров | Подпункт "з" п. 2, подп. "з" ч. 3 п. 4 Правил, утв. приказом N 64н |
9 | Приобретение приборов контроля режима труда и отдыха водителей (тахографов) - для страхователей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки | 1) копия лицензии на осуществление страхователем соответствующего вида деятельности; 2) перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, с указанием государственного регистрационного номера, даты выпуска, сведений о прохождении заявленным транспортным средством последнего технического осмотра; 3) копии паспортов транспортного средства; 4) копия свидетельства о регистрации транспортного средства в органах ГИБДД; 5) копии счетов на оплату приобретенных тахографов | Подпункт "и" п. 2, подп. "и" ч. 3 п. 4 Правил, утв. приказом N 64н |
* Перечисленные средства приобретаются страхователем в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ или с предложениями по улучшению обеспеченности СИЗ, указанными в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, оформленном по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (подп. "г" п. 2 Правил, утв. приказом N 64н). ** Полное наименование документа - Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н. |
Е.А. Котко,
ведущий эксперт Ассоциации
бухгалтеров, аудиторов и консультантов
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 6, июнь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полный перечень предупредительных мер, финансируемых в 2010 году за счет страховых взносов, приведен в таблице (см. на с. 35).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1