Статус объектов, олицетворяющих конституционную систему государственности
Статья посвящена объектам конституционно-правового регулирования, которые олицетворяют конституционную систему государственности. Автор анализирует теоретические представления о государственных праздниках, государственных символах, государственной столице.
1. Исходные положения
В статье рассматриваются объекты государственно-правовых отношений*(1), относящиеся к духовной действительности, олицетворяющие конституционную систему государственности. В число таких объектов входят, в частности, государственные столица, символы, праздники и траур, награды, язык, присяга, церемонии, способы увековечения выдающихся в истории государства лиц и событий. Этот перечень не исчерпывающий. Если считать, что "единство культуры покоится на общем языке ее символики"*(2), то все названные объекты образуют символическую систему, характерную для определенной государственной культуры.
Несмотря на разнообразие, эти объекты вместе образуют уникальную общность: они выражают духовное начало государственности, открывают глубокие смыслы ее становления и существования; утверждают эстетику государственных институтов; имеют целью возвышение личности, общества, государства; выполняют особые функции (укрепление государственности, воспитание патриотизма, формирование политической и гражданской позиции, уважительного отношения к истории и традициям государства).
Изучение указанных объектов конституционно-правовой наукой в отрыве от творческого начала в их возникновении, ценностного начала в их содержании, эмоционального начала в их восприятии не может быть достаточным и обеспечить необходимую убедительность.
Исходя из того, что "основной вопрос любой идеологии - оправдание настоящего через призму прошлого и будущего, связь времен и поколений в осмысленное целое, легитимность государства, объяснение его структур, решений, воспитание духа гражданственности, любви к Родине у элиты и подвластных"*(3), объекты, олицетворяющие конституционную систему государственности, выступают доминантами государственной идеологии, идентифицируют государственно-организованную общность. Поэтому их статус обязательно отражается в конституциях государств (как правило, в главе, устанавливающей основы устройства государства), что во многом обеспечивает их стабильность. При этом уважение и признание народом государства объектов, олицетворяющих государственность, не могут быть объяснены одной лишь их конституализацией, не до конца поддаются рациональному осмыслению, не отличаются безусловной однозначностью, непостоянны, изменчивы, интуитивны.
В рамках одной статьи не представляется возможным рассмотреть в отдельности каждый из названных объектов, поэтому остановимся подробнее на проблематике российских федеральных государственных праздников, символов и столицы.
2. Статус российских федеральных государственных праздников, символов и столицы
Федеральные государственные праздники
Праздники - специфическая форма человеческого бытия, противоположность будням, некая середина между реальной жизнью и вымыслом, способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы. В самом общем смысле под государственным праздником следует понимать день торжеств, который установлен уполномоченным органом государства в пределах его компетенции в честь или в память какого-либо выдающегося для государства события.
Именно в дни государственных праздников в обществе остро ощущаются тенденции к противопоставлению разных умонастроений, намерений, к инакомыслию по отношению к принятым в государстве нормам. Эти процессы не всегда проявляются в позитивных формах, есть примеры, когда они оборачиваются кровопролитием и гибелью людей.
Признаки государственных праздников:
официальный характер (перечень праздников и правила праздничного порядка устанавливаются нормативными правовыми актами; организация обеспечивается органами государственной власти; сопровождаются проведением публичных мероприятий, церемониями; обязательно информирование о предстоящем дне государственного праздника и освещение государственных праздничных мероприятий государственными средствами массовой информации; бюджетное финансирование);
специфичные функции в конституционной системе государственности (например, в условиях многонационального государства государственные праздники способствуют терпимости к этнокультурным различиям);
особый общественно-политический характер (ко дню государственного праздника могут быть приурочены решения государственной власти, установлены запреты на какие-либо действия; по случаю государственного праздника осуществляются многообразные стимулирующие действия различных органов и организаций);
государственные гарантии празднования - совокупность условий, обеспечивающих возможность участвовать в государственном празднике (например, день государственного праздника устанавливается как нерабочий день - один из видов времени отдыха; органы государства обеспечивают безопасность личности, охрану общественного порядка при проведении праздничных торжеств).
В Конституции РФ отсутствуют конкретные предписания о государственных праздниках. Если говорить о некоторой идеальной конституционной модели, то следовало бы отметить, что государственные праздники находятся в ведении Российской Федерации, определить, к компетенции какого федерального органа государственной власти относится установление их дней, закрепить перечень государственных праздников.
На современном этапе государственными праздниками являются следующие дни: День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня)*(4), всенародный праздник - День Победы (9 мая)*(5), День Государственного флага РФ (22 августа)*(6).
Отдельного внимания заслуживает вопрос о Дне Конституции Российской Федерации (12 декабря). В политической практике утвердилось мнение, что этот день не входит в число государственных праздников, так как он исключен из числа нерабочих праздничных дней, предусмотренных в Трудовом кодексе РФ.
Обратимся к истории вопроса. Согласно указу Президента РФ от 19 сентября 1994 г. N 1926 "О Дне Конституции Российской Федерации"*(7) День принятия Конституции РФ установлен как государственный праздник. Данный указ сегодня не признан утратившим силу и не отменен.
В соответствии с указом Президента РФ от 9 декабря 1994 г. N 2167 "О нерабочем дне - 12 декабря"*(8) этот день был установлен как нерабочий впредь до принятия федерального закона. С 2004 г. в связи с изменением ст. 112 Трудового кодекса РФ*(9) День Конституции РФ в числе нерабочих праздничных дней не предусмотрен.
Позднее Федеральным законом от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах Российской Федерации" День Конституции РФ был закреплен в перечне памятных дат.
Соответственно, сегодня День принятия Конституции РФ имеет статус, с одной стороны, государственного праздника, а с другой - памятной даты.
Вообще говоря, ситуация, когда в качестве основополагающего законодательного акта в отношении праздников рассматривается Трудовой кодекс РФ, неверна, ведь праздники отмечают не только субъекты отношений, регулируемых трудовым правом. Поэтому в России необходим федеральный закон о государственных праздниках, где должны быть отражены следующие аспекты: определение государственного праздника; принципы (законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, открытый и мирный характер, интернационализм, добровольность участия в публичных мероприятиях, проводимых во время праздника, гласность в освещении праздничных торжеств, ответственность органов государственной власти за обеспечение организации и проведения государственных праздников); цели (сохранение исторически сложившегося государственного единства, формирование общественного мнения, содействие интеллектуальному, духовному и нравственному развитию личности, укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов, развитие и расширение международного сотрудничества РФ в интересах дальнейшей интеграции страны в систему мировых политических связей); основы государственной политики в этой сфере, в том числе общие условия организации праздников, их проведения, ответственность за неуважение к ним.
Государственные символы Российской Федерации
Слово "символ" (гр. symboloN - знак) - "предмет или действие, служащее условным знаком чего-нибудь, выражающее, означающее какое-нибудь понятие, идею"*(10). Символика, будучи концентрированным выражением духа, силы и памяти народа, выполняет функции объединения, коммуникации, управления, организации понятийных структур и даже создания иллюзий*(11).
Сообразно этимологии слова "символ" в самом общем смысле под государственным символом можно понимать объект, который установлен уполномоченным органом государства в пределах его компетенции для выражения в овеществленной форме государственного суверенитета.
Сегодня в России отсутствует легальное определение государственного символа.
Конституция Российской Федерации не называет само понятие "государственные символы", но закрепляет в ч. 1 ст. 70: "Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом". Федеральные конституционные законы о государственных символах при определении символов используют выражение "официальный государственный символ", в котором слово "официальный" выглядит лишним, поскольку такой характер государственного символа презюмируется. В Российской Федерации обеспечение единой государственной политики в области символики возложено на Геральдический совет при Президенте РФ*(12). Название этого органа не вполне точно отражает его компетенцию, поскольку слово "геральдика" в переводе с новолатинского означает "описание гербов и их истории"*(13), точнее было бы название "Совет по символике при Президенте РФ".
Обеспечение единой политики в вопросах символики невозможно без соответствующего федерального законодательного регулирования. В настоящее время Геральдическим советом при Президенте РФ ведется работа по подготовке проекта федерального закона "О территориальной символике в Российской Федерации"*(14). Поддерживая идею конкретизации законодательного регулирования в вопросах символики, считаем, что необходим федеральный закон, который бы устанавливал общие принципы регулирования общественных отношений в сфере всей официальной и иной символики в России. В числе конкретных вопросов, требующих неотложного решения, - необходимость законодательного закрепления значения цветов Государственного флага РФ.
Столица Российской Федерации
В культурно-историческом плане столица воплощает центр территории по признаку высокого уровня развития в какой-либо области жизнедеятельности: промышленности, ремесла, науки, оружейного дела, природных ресурсов, торговли, искусства и т.п.
В государственно-правовом смысле столица - главный город государства. С образом столицы неразрывно связан образ государства в сознании людей. В конституциях многих государств устанавливается конкретный город, который является столицей, а также уточняется, каким актом утверждается ее статус*(15).
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ столица Российской Федерации - город Москва. Статус столицы определяется федеральным законом. В Уставе Москвы отражены особенности осуществления городом функций столицы.
В ст. 1 Закона РФ "О статусе столицы Российской Федерации" определяющим признаком государственной столицы названо место расположения органов. Этот критерий обоснован, так как функции культурных центров в России выполняют многие крупные города. Так, в федеративной системе России Москва и Санкт-Петербург имеют одинаковый статус - городов федерального значения, что выражает исторически сложившийся дуализм центра. Кстати, обоснование столичных функций Санкт-Петербурга нормативно выражено в ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 26 октября 2005 г. N 555-78 "О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге"*(16), в соответствии с которым 15 августа отмечается День Ладоги - первой столицы Руси, предшественницы Санкт-Петербурга (основана в 753 г.).
В современной России периодически звучат предложения о распределении столичных функций Москвы между несколькими городами для налаживания лучшего управления страной. Один из недавних примеров в данном отношении - переезд Конституционного Суда РФ из Москвы в Санкт-Петербург*(17). Постановка вопроса о рассредоточении столичных функций всегда создает различные настроения в обществе, поскольку связана с вопросами безопасности государства, стабильности деятельности всех его органов и систем, предполагает значительные финансовые затраты.
От перераспределения столичных функций нужно отличать перенос столицы - передачу функций столицы от одного города другому. Необходимость переноса столицы может возникнуть из-за перенаселенности и гипертрофированного доминирования столицы, для разрешения спора между городами, имеющими равные основания претендовать на столичный статус, ввиду военной угрозы существующей столице, из-за неудачного географического и геополитического положения столицы, для освобождения от старых традиций государственного управления и общественной жизни, для ускорения развития тех территорий, где создается новая столица, и т.п.*(18)
Вывод
Принимая во внимание сложность правового регулирования духовной сферы жизни общества*(19), можно объяснить, что в исследовании конституционно-правовой наукой объектов, олицетворяющих систему государственности, прослеживается некоторая неравномерность. Традиционно одни объекты постоянно находятся в поле зрения конституционалистов (например, государственные символы и столица рассматриваются в качестве элементов конституционно-правового статуса государства), другие (в частности, государственные церемонии и ритуалы) - в конституционных исследованиях упоминаются значительно реже.
Сегодня в России не все вопросы законодательного регулирования объектов, олицетворяющих конституционную систему государственности, разрешены, вследствие чего заложенный в них идеологический потенциал остается до конца не реализованным, что обусловливает перспективность их дальнейшего изучения в теоретическом и практическом планах.
Е.В. Сазонникова,
кандидат юридических наук, доцент Воронежского государственного университета (Воронеж)
"Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В.Н. Чебаев предложил для осмысления правовых явлений, не выступающих субъектами права, но имеющих правовое положение, применять конструкцию "статус объекта права". Это позволяет исправить ситуацию в современной правовой науке, когда понятие "статус" рассматривается исключительно как правовое положение субъекта права (Чебаев В.Н. О статусе объекта в конституционном праве // Государство и право. 2008. N 5. С. 90-94).
*(2) Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 232. Цит. по: Мисюров Д.А. Политика и символы. М., 1999. С. 14.
*(3) Азаркин Н. Национальная идеология и культурно-воспитательная функция государства // Власть. 2000. N 3. С. 34.
*(4) СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 591.
*(5) Там же. 1995. N 21. Ст. 1928; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 7. Ст. 780.
*(6) Там же. 1994. N 17. Ст. 1956.
*(7) Там же. N 22. Ст. 2466.
*(8) Рос. газ. 1994. 10 дек.
*(9) О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 27.
*(10) Большой толковый словарь русского языка. М., 2004. С. 988.
*(11) Мисюров Д.А. Указ. соч. С. 78.
*(12) СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3309; 2004. N 35. Ст. 3616.
*(13) Большой толковый словарь русского языка. С. 165.
*(14) Борисова М.М., Нужин К.В. Геральдическая служба в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 2.
*(15) Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. М., 2005. С. 295-296.
*(16) О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 26 октября 2005 г. N 555-78 (с изм. от 2 мая 2006 г., 5 февраля, 8 октября 2007 г., 20 октября, 6 ноября 2008 г., 2 февраля 2009 г.) / Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 2 нояб.; 2006. 16 мая; 2007. 13 февр.; 24 окт.; 3 нояб.; 13 нояб.; 2008. 20 нояб.; 2009. 4 февр.
*(17) СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 829. О переезде Конституционного Суда РФ из Москвы в Санкт-Петербург см.: Авакьян С.А. Конституционная нелегитимность. Опус первый: исход Конституционного Суда РФ из столицы // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 1.
*(18) URL: http://ru.wikipedia.org.
*(19) Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 222-225.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статус объектов, олицетворяющих конституционную систему государственности
Автор
Е.В. Сазонникова - кандидат юридических наук, доцент Воронежского государственного университета Воронеж)
"Российский юридический журнал", 2009, N 5