Сфера государственных наград как объект
конституционно-правового регулирования
Очерчены правотворческие полномочия Российской Федерации, субъектов РФ в сфере государственных наград. Показаны отличия государственных наград от наград органов государственной власти.
К числу государственных наград в Российской Федерации относят государственные награды Российской Федерации и государственные награды субъектов РФ. Двухуровневая система государственных наград отражает федеративную форму государственного устройства. Согласно п. "с" ст. 71 Конституции РФ государственные награды и почетные звания Российской Федерации находятся в ведении РФ. Государственные награды субъектов РФ - в исключительном ведении субъектов РФ. Так, именно к ведению Свердловской области соответствующие отношения относит Устав Свердловской области. По п. "з" ст. 31 учреждение наград, установление почетных и специальных званий, премий и стипендий Свердловской области относится к компетенции Законодательного Собрания Свердловской области.
Государственные награды следует отличать от наград органов государства. Для их разграничения существенны следующие вопросы: кто является субъектом принятия решения о награждении, от чьего имени учреждается награда и осуществляется правовое регулирование соответствующих отношений, каков уровень оценки заслуг награждаемого?
На основании п. "б" ст. 89 Конституции РФ Президент РФ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания. Таким образом, субъект принятия решения о награждении государственными наградами РФ - Президент РФ. Решение о награждении наградами субъектов РФ принимает высшее должностное лицо субъекта РФ. Так, в Свердловской области Губернатор Свердловской области принимает решение о награждении лица в форме указа*(1). Субъект принятия решения о награждении наградой органа государства - орган, учредивший награду. Решение органа власти о награждении принимается им коллегиально, либо его руководителем единолично, либо уполномоченным структурным подразделением данного органа коллегиально. Например, решение о награждении памятным нагрудным знаком Центральной избирательной комиссии РФ принимается коллегиально членами ЦИК РФ и оформляется постановлением*(2). Примерами ведомственных наград являются: медаль "За отличие в службе в органах наркоконтроля" I, II и III степени (учреждена Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков*(3)); медаль П.А. Столыпина I, II степени (учреждена Правительством РФ*(4)); Почетная грамота Законодательного Собрания Свердловской области*(5).
Учреждение государственных наград и иное правовое регулирование отношений по поводу государственных наград осуществляется высшими органами государственной власти*(6) в процессе обеспечения верховной власти многонационального народа России и от его имени, в отношении государственных наград субъектов РФ - органами государственной власти субъекта РФ в процессе выражения воли части народа, т.е. граждан, проживающих на территории субъекта РФ.
Использование данного критерия разграничения государственных наград и наград органов государства - установление субъекта, от чьего имени учреждается награда, - заслуживает особого внимания в случае, если приходится разграничивать государственные награды и награды, учрежденные, прежде всего, Президентом РФ*(7). В отношении обеих групп наград право решения вопроса о награждении принадлежит Президенту РФ, однако решение о награждении государственными наградами он принимает, выступая как гарант прав и свобод человека и гражданина, от имени многонационального народа России, а решение о награждении наградами Президента РФ - от своего имени и в целях реализации собственной компетенции.
Награды органов государства учреждаются для поощрения за творчество, инициативу; удостаивания почетом работников определенной профессиональной сферы за высокие достижения, содействие в решении государственных задач, возложенных на этот орган государства или систему органов соответствующей отрасли профессиональной деятельности; стимулирования повышения качества и эффективности исполнения профессиональных обязанностей, развития профессиональной сферы; популяризации и пропаганды профессионального опыта и высокой профессиональной подготовки в конкретной области.
Думается, что государственные награды учреждаются в целях поощрения заслуг, которые обоснованно предполагают гораздо более высокую оценку со стороны общества и государства. В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ*(8), государственные награды являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. Основной смысл учреждения государственных наград РФ - поощрение граждан за деятельность, направленную на обеспечение благополучия, процветания и безопасности России, что отвечает приоритетам развития российской государственности и соответствует конституционно значимым целям. Государственные награды опосредуют признание общественностью и государством неординарных (возможно, беспрецедентных) заслуг лица перед государством в целом или его субъектами. Эти заслуги могут быть выражены в предельно высоких психофизических затратах лица, благодаря которым была обеспечена значительная для общества и государства польза; в осуществлении гражданского, служебного долга с риском для собственной жизни и здоровья; в исключительно высоком профессионализме и безупречном исполнении своего профессионального долга на протяжении значительного периода, или в тяжелых климатических условиях, или в условиях стихийного бедствия и т.п.
Вопрос разграничения государственных наград и наград органов государства требует дальнейшего исследования. Это направление исследования имеет существенное значение для уяснения природы правового регулирования общественных отношений в данной сфере.
Основа отношений в сфере государственных наград - осуществление верховной государственной власти народа в форме представительной демократии. Многонациональный народ России как носитель суверенитета и единственный источник власти в стране воплощает свою верховную волю в сфере государственных наград посредством деятельности высших органов государственной власти РФ, высших органов государственной власти субъектов РФ, в компетенцию которых входит учреждение видов государственных наград РФ и субъектов РФ, порядка наградного производства и его осуществления.
В свете изложенного представляется очевидным вывод о том, что отношения в сфере государственных наград являются объектом конституционно-правового регулирования, нормирование их - конституционно-правовым институтом, а отношения в сфере наград органов государства - объектом по преимуществу административно-правового регулирования, опирающегося на конституционно-правовое регулирование.
Ориентиром для дальнейшего исследования отношений в сфере государственных наград как объекта собственно конституционно-правового регулирования, разграничения последнего с административно-правовым и иным публично-правовым регулированием в сфере наград может служить положение о том, что "конституционное право регулирует отношения верховной государственной власти не только с помощью средств общего нормирования (ценности, цели, принципы), как оно это делает применительно к иным общественным отношениям, но и с помощью методов детальной регламентации, не передоверяя данную задачу другим отраслям права"*(9). Необходимо подвергнуть тщательному анализу законодательство РФ и субъектов РФ с точки зрения выявления соотношения способов правового регулирования в сфере государственных наград, структуры конституционно-правовых отношений в сфере государственных наград и характеристики его элементов (объект, субъект, содержание), исследования юридических фактов и фактических составов, установления мер публичного принуждения, изучения процессуального правового регулирования рассматриваемых конституционно-правовых отношений и др.
Е.В. Сердобинцева,
преподаватель УрГЮА (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О наградах, почетных званиях Свердловской области и наградах высших органов государственной власти Свердловской области: Закон Свердловской области от 19 апреля 1999 г. N 5-ОЗ // Обл. газ. 1999. 21 апр.
*(2) О памятном нагрудном знаке Центральной избирательной комиссии РФ: Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 31 октября 2008 г. N 136/1994-5 // Вестн. ЦИК РФ. 2008. N 11.
*(3) О ведомственных наградах: Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 28 июня 2005 г. N 203, изданный в соответствии с указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков" // Рос. газ. 2004. 31 июля.
*(4) О медали Столыпина П.А.: Постановление Правительства РФ от 26 мая 2008 г. N 388 // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2570.
*(5) Об установлении Почетной грамоты Законодательного Собрания Свердловской области: Постановление Областной Думы и палаты представителей Законодательного Собрания Свердловской области от 20 октября 2005 г. N 51-СПП // Обл. газ. 2005. 28 окт.
*(6) Учреждение и основной массив правового регулирования осуществляется Президентом РФ. Правительство РФ только регулирует сопутствующее государственной награде единовременное материальное поощрение.
*(7) О почетной грамоте Президента Российской Федерации и благодарности Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 апреля 2008 г. N 487 // СЗ РФ. 2008. N 16. Ст. 1673.
*(8) О государственных наградах Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 // Рос. газ. 1994. 10 марта.
*(9) Кокотов А.Н. Конституционное право России: курс лекций. М., 2007. С. 4-5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сфера государственных наград как объект конституционно-правового регулирования
Автор
Е.В. Сердобинцева - преподаватель УрГЮА (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", 2009, N 5