"С родственниками нужно договариваться у нотариуса" (интервью с В. Саяпиным, генеральным директором ЗАО "Международный Центр Делового Сотрудничества")
Одиночество - это философская категория. Человек может быть одинок в толпе, а может быть не одинок в пустыне. Лично я не чувствую себя одиноким человеком. У меня есть семья, есть партнеры по бизнесу. Друзья дают мне поддержку, совет, понимание. Разве что... Знаете, я часто вынужден общаться с людьми, которые не являются профессионалами. Я трачу на них свое время и силы. И это ужасно неинтересно.
В восьмидесятые я служил в Туркестанском военном округе. У меня был солдат Сергей Янкин. Я написал письмо его маме и рассказал, что служит он хорошо, достойно выполняет боевые задачи, и сказал спасибо за воспитание сына. Тогда мне ответила его сестра. Завязалась переписка. Узнав о том, что семья гордится им, Сергей стал одним из лучших бойцов подразделения. Отслужив, он вернулся домой живым и здоровым, имеет боевые награды. Думаю, несмотря на тяжелейшие обстоятельства, у него осталось теплое отношение к Вооруженным силам, своим товарищам, командирам. Хотя это было больше 20 лет назад, и я был старше своих ребят всего на несколько лет, такого подхода к людям я стараюсь придерживаться до сих пор.
Целевая критика
Я очень люблю хвалить своих подчиненных. Когда человек достигает результата, это означает, что мы вместе выполнили задачу и можем двигаться вперед. Хвалить обязательно нужно и индивидуально, и публично, чтобы об этом знали все, вплоть до семьи сотрудника. Но поощрение, конечно, должно быть абсолютно заслужено. Тогда даже простое слово имеет огромное значение, которое иногда важнее любых премиальных.
Принципы Вадима Саяпина:
- Когда человек достигает результата, это означает, что мы вместе выполнили задачу и можем двигаться вперед.
- Сколько бы ты ни знал, всегда повторяй себе: "Я невежда".
- Если человек не выполняет свои задачи, значит это моя ошибка, в первую очередь, в подборе исполнителя.
- У любой критики должна быть цель.
- При слове "нет" всегда нужно подсказать выход из ситуации.
- Если сотрудник просто перерос и дальше ему некуда двигаться, тогда надо отпустить его в другую компанию.
Если же человек не выполняет свои задачи, значит это моя ошибка, в первую очередь, в подборе исполнителя. Либо в оценке обстановки, куда входит и оценка людей, либо в принятии решения, либо в постановке задачи, либо в отсутствии контроля над ее выполнением, или же я не обеспечил моральный, материальный или технический ресурсы для выполнения задачи. Это простейший подход, его знают все руководители, однако далеко не все используют. Зачем критиковать сотрудника, если некачественно выполненная работа - это, по сути, не его вина? Значит, ему надо дать задачу, которая будет по силам. И потом у любой критики должна быть цель. Для чего мы критикуем? Чтобы воспитать человека? Подхлестнуть? В назидание другим? Чтобы выпустить пар?
Конечно, руководитель может быть спокоен как айсберг или эмоционален как вулкан. Многое зависит от темперамента. Мне лично предпочтительнее рассудительная критика с небольшой эмоциональной составляющей, так как я вышел из довольно агрессивной среды, и мой тип управления, если не авторитарный, то довольно жесткий. При этом я прекрасно понимаю, что есть руководители, которым, критикуя сотрудника, нужно просто снять напряжение, поскольку эмоциональные нагрузки, связанные с управлением, достаточно серьезные. Некоторые люди без этого не могут работать.
Я невежда
Мой отец всегда мне говорил: "Сколько бы ты ни знал, всегда повторяй себе: "Я невежда". Это дает дополнительный стимул к самосовершенствованию, самообразованию. Человек должен вести себя ровно так, чтобы его адекватно оценивали, то есть быть самим собой. Если кто-то переоценил и вы в это поверили, то быть беде.
Адекватность в поведении - это основной принцип. Поэтому и говорить нет нужно так, чтобы человек с пониманием принимал отказ. У меня есть принцип: со всеми нужно договариваться, с друзьями - письменно, а с родственниками - письменно, нотариально заверив и пройдя через суд. Чем ближе человек, тем тверже надо говорить нет. Любые проволочки, попытки смягчить ситуацию, не задеть, не ранить, оттянуть отказ - это боль для человека, это состояние неопределенности и подвешенности, которое лишает человека права выбора и угнетает его. Но при слове "нет" всегда нужно подсказать выход из ситуации.
Просто так отказать очень легко. Это не требует никаких усилий - ни душевных, ни интеллектуальных.
Важно добиться от подчиненных верности - это верность компании, любовь к своему делу, лояльность к начальству. Определить ее довольно просто. Если у человека есть огонек в глазах, если он с желанием идет на работу и выполняет ее качественно, это означает, что он верен компании. Бывает, конечно, что этот огонек в глазах так и не появился и сотрудник не смог реализоваться в работе. Значит, надо искать проблему в самом себе. Почему ему не стало интересно? Чего ему не хватает? Если сотрудник просто перерос и дальше ему некуда двигаться, тогда надо отпустить его в другую компанию, чтобы он мог расти дальше и развиваться. Но сначала лучше снять напряжение, поговорить по-человечески, объяснить, что к нему относятся с пониманием.
Справка
Вадим Саяпин, генеральный директор ЗАО "Международный Центр Делового Сотрудничества".
Беседовала
А. Петрова,
Санкт-Петербург
"Управление персоналом", N 14, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.