"Иллюзии превосходства" (интервью с Ю. Рубцовым, президентом группы Score, управляющим отелем Score)
В журнале "Управление персоналом" однажды прозвучала такая фраза: "Лидер всегда знает, что он хочет". Нет, лидер - это тот, который знает, чего хотят люди, которые идут с ним. Это гораздо более важно. Есть люди, которые знают, чего они хотят, но их мало волнуют желания людей, идущих за ними. Такие лидеры никогда не бывают успешными. Намного важнее знать то, что хотят люди.
Не все лидеры одиноки. Одиноки большинство из них. Происходит это по одной простой причине: они занимают позицию извне, то есть позицию воздействия, а не взаимодействия по отношению к подчиненным. Они всегда оторваны от них, дистанцированы, поэтому и одиноки. Некоторые говорят, что лидеры обладают повышенной энергетикой и поэтому не могут найти себе равных, интересующих их партнеров. Это не так. Одиночество всегда связано с тем, что лидеры себя чувствуют несколько выше по отношению к остальным, поэтому им кажется, что у них более высокая энергетика, но это иллюзия. К сожалению, лидеры, которые чувствуют себя одинокими, остаются одинокими и в семье, она редко для них является тылом. Потому что семья - это маленькая социальная модель. Она копирует и отражает все, что происходит в бизнесе.
Бессознательная мудрость
В последние годы мне очень интересно работать с мировоззрением людей. Мне кажется, я сумел перевести философские мировоззренческие категории на уровень простых механизмов, с помощью которых можно получать результаты. Вообще, я больше и больше подхожу к выводу, что успех людей полностью зависит от их мировоззрения. В основе всего лежит мировоззрение. В основе того, успешно или не успешно государство, предприятие или семья, лежит мировоззрение людей, которые составляют социальное сообщество.
Вспомните, какими вы были в детстве - любопытство ребенка очень сильно отличается от любопытства взрослых. Любопытство вообще появляется, когда люди дают волю своим иллюзиям. В детские годы внутри нас нет тормозов, которые мешают нашему любопытству. Как только мы становимся взрослыми, наши интересы приобретают узконаправленный характер. Есть зоны, в которые мы уже не разрешаем себе заглянуть, полюбопытствовать. Это можно сравнить и с тем, что в детстве мы умеем мечтать без всяких границ, а будучи взрослыми, очень многие разучиваются это делать. Да, мы загоняем себя в клетку и живем в ней во взрослом состоянии, думая, что мы свободны.
Я не могу похвастаться, что я идеальный человек, но если я делаю что-то, что меня уводит от успеха, я это осознаю. Существует очень много признаков, говорящих об этом. Но, прежде всего, это то, что на самом деле говорит нам наш внутренний голос, который всегда нас предупреждает. Умение его слушать - это то, что называется интуицией. Есть единицы людей, которые обладают этим даром с детства. Думаю, что есть еще часть людей, которая приобретает это качество с годами. А многие люди проживают свою жизнь, так и не научившись это делать.
Принципы Юрия Рубцова:
- Лидер - это не тот, кто всегда знает, чего он хочет, а тот, кто знает, чего хотят люди, которые идут с ним.
- Весь современный менеджмент выстроен поперек человеческой природы.
- Бизнес раскрывает талант и интеллект людей, но именно тогда, когда люди работают не на прибыль.
- Бизнес - это самая потрясающая игра, которую придумало человечество.
- Человек по-настоящему предан тогда, когда он предан не вам, а вашему делу.
Темперамент радиофизика
Я ведь не философ, в прошлом - даже радиофизик, поэтому для меня любые категории должны быть четко и понятно определены. Для меня в понятие "мировоззрение" входит несколько составляющих. Во-первых, это ценности - то, что для нас важно. Во-вторых, это наши верования, наши убеждения - то, во что мы верим сегодня. И в-третьих, это наши предрассудки, наши привычки. Поменять ценности практически невозможно, поэтому здесь остается только одно - окружать себя людьми, разделяющими ваши ценности. То, во что люди верят, они верят именно сегодня, поэтому данную составляющую можно менять. И этим должны заниматься менеджеры в компании, должны заниматься семьи, потому что то, во что мы верим, часто является нашим ограничением. Наши убеждения - это те рамки, в которые мы себя заталкиваем на протяжении своей жизни. И большая проблема в том, что мировоззрение человека неосознаваемо самим человеком. Большинство людей не осознают свои ценности, не осознают то, во что верят. Люди не осознают свои привычки, предрассудки и поэтому в большой степени являются как бы зомби самого себя. Поэтому для того, чтобы менять человека, надо помочь ему осознать, какое у него мировоззрение. Но это непростое занятие. Темперамент не относится к мировоззрению. Это всего-навсего внешнее проявление. Оптимист человек либо пессимист - это структура мышления, позитивного или негативного. Оно вырабатывается в течение жизни под чьим-то влиянием. Если вы осознаете, что у вас негативное мышление, вы в состоянии его поменять, причем достаточно быстро. Самое главное - осознать и принять это. Большинство людей с негативным мышлением не признаются в том, что у них негативное мышление, как алкоголик никогда не признается, что он злоупотребляет алкоголем. Проблема в том, что это все на бессознательном уровне.
В бессознательном и состоит наша мудрость, 95% наших возможностей. И в лучшем случае не более 5% лежит в нашем сознании. Тот же менеджер чаще всего принимает решение, делая первоначально собственную оценку и затем задумываясь о том, как его оценят извне, поэтому, как правило, результат этой оценки - не самые лучшие управленческие решения. Менеджер очень редко умеет слушаться собственного "я". Это действительно серьезная проблема в бизнесе, которая сегодня вылезает, и в менеджменте, и в маркетинге в полный рост.
Весь современный менеджмент выстроен поперек человеческой природы, и в этом проблема, скорее, менеджмента. Весь мир это уже осознал, и во многих странах, особенно в бизнесе, люди уже задумываются над тем, что с этим делать. То есть менеджмент на сегодняшний день показывает свою несостоятельность во всех его проявлениях. И самая главная причина этого в том, что менеджмент основан на указаниях. Менеджмент во всем мире: в политике, в общественных организациях, в бизнесе - это менеджмент директивный, выстроенный на воздействиях. Ключевое понятие сегодня в менеджменте - воздействие, а указание - это яркое проявление воздействия. Гораздо более правильная стратегия - взаимодействие.
Талант играть
Когда-то для меня главной ценностью было создание пространства для стоящего бизнеса. Моя мечта заключалась в создании сообщества в бизнесе, где люди играли бы в эту игру - бизнес - с увлечением, не ради получения прибыли. Там, где бизнесмен работает на прибыль, бизнес на самом деле со временем просто исчезает, уходит. Я считаю, что бизнес - это самая потрясающая игра, которую придумало человечество. Бизнес раскрывает талант и интеллект людей, но именно тогда, когда люди работают не на прибыль. Прибыль - это всего-навсего следствие проявления их талантов. Но когда они начинают работать на нее, они забывают про свои таланты.
Прошло время, пришел кризис, и сегодня я хорошо понимаю, что в России правильный рыночный бизнес уходит в прошлое. Такова жизнь, и в ближайшие годы он вряд ли будет возрождаться. Это достаточно пессимистично, но это реальность, от которой уходить не стоит. Поэтому я уже не мечтаю создать пространственно стоящий бизнес, как говорится, "отмечталось". Я не вижу такой возможности, по крайней мере, в ближайшие лет пять. Но мне бы хотелось продолжать создавать пространственно стоящих людей с их настоящими чувствами, настоящими отношениями.
Например, я в жизни много раз попадал в капкан "демонстрации преданности". Человек по-настоящему предан тогда, когда он предан не вам, а вашему делу. Только в такую преданность можно верить. А когда он демонстрирует свою преданность лично вам, а это всем нравится, очень часто попадаешь в эту ловушку. За ней стоят личные сиюминутные интересы данного человека, ничего более. И никакой на самом деле глубокой лояльности, преданности вам, как генеральному директору, в этом нет. Поэтому я научился ценить в этой жизни людей, которые не заглядывают мне подобострастно в глаза и пытаются "подать тапочки", а которые сами знают и находят то, что им надо сделать. Мне бы понравилось, когда людям не нужно было бы напоминать о работе, когда они не изображали бы бурную деятельность в моменты моего появления в офисе, чтобы просто создать видимость, как будто работают, как делают это многие наши работники.
Я до сих пор не научился в достаточной степени хвалить людей, а они нуждаются в этом. Это очень важно делать каждый день, потому что есть элементарная статистика. Если вы подошли к сотруднику, когда он делает свою работу хорошо, похвалили, похлопали по плечу, сказали: "Молодец!", его производительность повысится намного ощутимей, чем когда вы выпишете ему премию по результатам работы.
Это так, но как-то за суетой не всегда удается сказать это простое доброе слово. Я считаю, что людей надо хвалить с утра до вечера. Их надо "ловить" на хорошем. Такое отношение многое значит для каждого человека, неважно, лидер он или нет.
Хотя с похвалами нужно очень тонко чувствовать грань. В моей практике уже были такие ошибки, когда мы брали молодых людей и перехваливали их. Мы выращивали у них совершенно неадекватные амбиции, и результаты были плохими. Перехваливать надо, но чуть-чуть.
Критиковать мне тоже не всегда удается правильно, хотя я стараюсь. Первое правило. Когда я недоволен человеком, я стараюсь никогда не высказывать это сразу. По крайней мере, подождать до следующего дня, когда "буря" эмоций уляжется и все придет в норму. Во-вторых, с годами приходит понимание того, что все, что происходит с людьми вокруг тебя, это проблема не людей, а твоя проблема, поэтому критиковать в первую очередь надо себя. Сегодня мне это удается часто, я достаточно спокойно понимаю, что они тут ни при чем, промахнулся я сам. Но 10 лет назад я мог сорваться, и на сотрудников, и на близких.
Для меня успех - это некая планка, превзойдя которую, человек начинает получать удовольствие от жизни во всем. Сначала он работает, набирает опыт, зарабатывает деньги, строит коттеджи для себя, для семьи, делает карьеру. И в какой-то момент человек уже обретает это чувство непреходящего удовольствия: на работе, дома, с друзьями. Немногим это удается, но есть такие люди: и бизнесмены, и не имеющие отношения к бизнесу. И последних, наверное, даже больше. Потому что все равно бизнес - это некое обременение. Успех заразителен. И по-настоящему успешные люди вдохновляют других людей на успех.
Справка
Юрий Рубцов, президент группы Score, управляющий отелем Score. Родился в 1949 году. Окончил Горьковский государственный университет по специальности "радиофизик" в 1971 году, в 1981-м - аспирантуру МВТУ им. Баумана по специальности "эргономика". Прошел подготовку в Шведском институте менеджмента IFL.
С 2003 года - директор и заместитель директоров ряда компаний, входящих в группу Score. Президент консалтинговой группы Score. Член совета директоров Татфондбанка с 2007 года, независимый директор, председатель Комитета по кадрам и вознаграждениям совета директоров. Кандидат технических наук.
В соавторстве с Клаусом Кобьелла опубликовал книгу "Я - АО. Я сам за себя в ответе, или Путь обретения вдохновения, эффективности и уникальности". Автор ежегодного издания "Камасутра бизнеса".
Беседовала
М. Сипатова,
Нижний Новгород
Редактировала
А. Асанова
"Управление персоналом", N 14, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.