О вопросах исчисления государственной пошлины
В этом году глава 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ подверглась многочисленным изменениям. В частности, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ*(1) (далее - Закон N 374-ФЗ), с 29 января 2010 года произошло повышение в два раза размера государственной пошлины, взимаемой по всем основаниям в соответствии с данной главой. К тому же увеличился список юридически значимых действий, за которые госпошлина не взимается, равно, как и добавлены основания, за которые госпошлина, наоборот, теперь взимается.
Вносит изменения в положения о государственной пошлине и Федеральный закон от 05.04.2010 N 41-ФЗ (далее - Закон), вступивший в силу с 7 мая 2010 года. И хотя вносимых им изменений не так много по сравнению с Законом N 374-ФЗ, но они являются, несомненно, благоприятными для плательщиков пошлины в плане снижения размера госпошлины по некоторым основаниям. На вносимых им изменениях, касающихся государственной пошлины, мы и остановимся подробно в рамках данной статьи.
Категория лиц, имеющих право оценивать транспортные средства в целях исчисления госпошлины нотариусами
Из положений статьи 333.25 Налогового кодекса РФ следует, что за совершение нотариальных действий по удостоверению договоров, подлежащих оценке, уплачивается государственная пошлина (подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ). При исчислении госпошлины принимается сумма договора, указанная сторонами. Плательщик госпошлины для исчисления ее размера представляет документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой, либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами), осуществляющими оценку, или специалистами-оценщиками (экспертами). При этом нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ его оценки) в целях исчисления госпошлины и требовать от плательщика документа, подтверждающего стоимость имущества (способ оценки).
Относительно круга лиц, имеющих право оценивать стоимость транспортных средств, необходимо отметить, что согласно внесенным Законом изменениям в подпункт 7 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ, с 7 мая 2010 года стоимость транспортных средств в целях исчисления госпошлины за совершение нотариальных действий может определяться (подп. 7 п. 1 ст. 333.25 НК РФ в ред. Закона):
- организациями, осуществляющими оценку транспортных средств;
- специалистами-оценщиками (экспертами);
- судебно-экспертными учреждениями органа юстиции.
Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах
При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - госпошлина теперь уплачивается в размере 7000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей (абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ в ред. Закона). С 7 мая 2010 года вступило в силу положение, согласно которому повышен предел суммы цены иска, принимаемый при расчете госпошлины (ранее он составлял 100 000 руб.). Так, к примеру, если цена иска составляет 250 000 рублей, то при подаче искового заявления госпошлина подлежит уплате в размере 8000 рублей (7000 руб. + 2% х (250 000 руб. - 200 000 руб.)).
Рассчитаем размер госпошлины при аналогичной сумме иска, исходя из положений абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до принятия Закона, то есть госпошлина - 7000 руб. + 2% суммы, превышающей 100 000 рублей.
В этом случае размер госпошлины составил бы 10 000 рублей (7000 руб. + 2% х (250 000 руб. - 100 000 руб.)).
Обратите внимание: цена иска определяется истцом, а в случае, если он неправильно указал цену иска - арбитражным судом (подп. 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).
Также при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения истца в арбитражный суд и принятия искового заявления к производству уплаченная госпошлина возврату не подлежит (абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).
Госпошлина за выдачу свидетельства о госрегистрации актов гражданского состояния
Еще одно дополнение (вносимое п. 11 ст. 1 Закона) в статью 333.27 Налогового кодекса РФ порадует плательщиков ввиду того, что отменена госпошлина в отношении выдачи свидетельства о госрегистрации актов гражданского состояния, пересылаемых в соответствии с международными договорами, а также на основании запросов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации (новый п. 2.1 ст. 333.27 НК РФ).
Госпошлина за госрегистрацию лекарственных препаратов
С 1 сентября 2010 года вступает в силу новая статья 333.32.1 Налогового кодекса РФ, дополненная пунктом 14 Закона, в которой установлены размеры госпошлины за совершение действий при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов.
При этом необходимо отметить, что в настоящее время государственная пошлина взимается за госрегистрацию лекарственных средств в размере 4000 рублей (подп. 15 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Данный подпункт утрачивает силу с 1 сентября 2010 года. Именно с этого момента вступает в силу новая статья, устанавливающая размер госпошлины за совершение действий уполномоченного федерального органа при осуществлении госрегистрации лекарственных препаратов, по видам осуществляемых действий, в частности, за:
- внесение изменений в состав лекарственного препарата;
- внесение изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата;
- проведение экспертизы качества лекарственного средства;
- выдачу разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата и др.
Размеры госпошлины за данные действия очень значительны: они исчисляются десятками и даже сотнями тысяч рублей.
Госпошлина за госрегистрацию прав на недвижимое имущество
Отметим, что дополнен подпунктом 22.1 пункт 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, устанавливающий размер госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда (ПИФа).
До 7 мая 2010 года при решении вопроса об уплате госпошлины за госрегистрацию прав общей долевой собственности (сделки по отчуждению объекта недвижимого имущества или перехода права на объект недвижимости по такой сделке) владельцев инвестиционных паев руководствовались подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, согласно которому за госрегистрацию таких действий госпошлина уплачивалась:
- физическими лицами в размере 1000 рублей;
- организациями - 15 000 рублей.
Включение в отдельную норму размера госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимость, находящуюся в составе паевого инвестиционного фонда, продиктовано тем, что возникала неоднозначность понимания действующих норм законодательства по вопросам уплаты госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимое имущество, находящееся в составе ПИФа. Говорили об этом и финансисты в письме от 18.02.2010 N 03-05-04-03/07.
А суть проблемы такова. Применительно к госрегистрации прав на недвижимость, находящуюся в составе ПИФа, она проводится не позднее, чем в месячный срок со дня подачи заявления и необходимых для госрегистрации документов (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, далее - Закон N 122-ФЗ).
Таким образом, срок государственной регистрации недвижимого имущества может быть продлен до двух месяцев, в течение которых владельцы инвестиционных паев имеют возможность свободно распоряжаться ими, продавая и покупая на биржевом и внебиржевом рынке. При этом учет прав на инвестиционные паи осуществляется как на лицевых счетах в реестре владельцев инвестиционных паев, так и на счетах номинальных держателей.
В связи с этим определение владельцев паев на момент осуществления данной регистрации управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд, становится затруднительным.
Помимо этого, заявление о госрегистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, ограничения этого права или сделок с данным имуществом, представляется управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится ПИФ (п. 4 ст. 24 Закона N 122-ФЗ). А в ЕГРП (Едином государственном реестре прав) указывается, что собственниками объекта недвижимого имущества являются владельцы инвестиционных паев соответствующего ПИФа.
На основании данных положений финансисты при определении размера госпошлины за:
- госрегистрацию права общей долевой собственности (возникновение права) владельцев инвестиционных паев;
- госрегистрацию сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества и (или) перехода права на объект недвижимости по такой сделке, собственниками которого являются владельцы инвестиционных паев, от имени которых действует управляющая компания; ссылались на подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.
В связи с этим подготовлено данное дополнение (подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в ред. Закона), устанавливающее единый размер госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда. Размер такой пошлины составляет 15 000 рублей вне зависимости от плательщика.
Е.М. Юдахина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, июль 2010 г.
-----------------------------------------------------------------------
*(1) Комментарии специалиста по данному вопросу опубликованы в "НА", 2010, N , стр. 124-125.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.