Возмещение и декларирование НДС
Вопросы налогообложения налогом на добавленную стоимость по праву можно назвать самыми востребованными среди бухгалтеров, работающих как с учетом и отчетностью российских, так и с учетом и отчетностью иностранных организаций. Вот и сегодня, мы обратились к Советнику отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Лозовой Анне Николаевне с вопросами о возмещении НДС, а также необходимости сдачи деклараций по НДС иностранными представительствами.
С какого момента следует отсчитывать три года, отведенные пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекс РФ на возмещение НДС, в случае заявления к вычету НДС с экспорта, подтвержденного позже, чем на 180-й день с момента отгрузки за рубеж - с окончания периода, в котором состоялась отгрузка на экспорт, или периода сбора документов?
В течение 180 дней с момента отгрузки на экспорт нужно собрать пакет подтверждающих это документов. В ином случае на 181-й день следует начислить НДС по ставке 18 или 10 процентов. Если экспорт подтвержден позже, то возникает право на нулевую ставку налога. Исчисленный ранее с экспорта НДС заявляют к вычету в декларации за тот налоговый период, в котором были собраны все необходимые документы. В соответствии с пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ, налог подлежит возмещению лишь если заявлен в декларации, поданной в течение трех лет с окончания соответствующего отчетного периода. На наш взгляд, соответствующим следует считать период сбора документов. Не имея на 181-й день полного пакета документов, экспортер начислил НДС по ставке 18 или 10 процентов и уменьшил его на "входной" налог, и, тем самым, закрыл свои расчеты с бюджетом по этой экспортной поставке. Если в дальнейшем он получит все необходимые документы (срок для этого НК РФ не ограничивает), то это уже будет новая история. По этой причине отсчет трех лет на возмещение, установленных пунктом 2 статьи 173 НК РФ начнется с окончания периода получения документов, в котором ранее исчисленный по экспорту налог подлежит вычету. Если по какой-то причине вычет в этом квартале не будет заявлен, то это можно будет сделать позже в течение трех лет путем подачи уточненной декларации. Например, отгрузка на экспорт была в 2006 году. Недостающая в пакете документов выписка банка пришла только в мае 2010 года. Значит, исчисленный с этой отгрузки НДС нужно отражать к вычету в декларации за II квартал 2010 года. Налогоплательщики, которые сразу этого не сделали, вправе подать уточненную декларацию за этот квартал до 1 июля 2013 года.
Московское представительство (далее - Представительство) бельгийской компании (далее - Компания) осуществляет на территории Российской Федерации вспомогательную деятельность, не приводящую к образованию "постоянного представительства" в смысле статьи 5 "Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 июня 1995 года)" и статьи 306 главы 25 Налогового кодекса РФ. Компания состоит на учете в одной из межрайонных налоговых инспекций города Москвы по месту нахождения Представительства в связи с осуществлением им вспомогательной деятельности. Представительство и Компания не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также другие операции, признаваемые объектом налогообложения операции, приведенные в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Компания не воспользовалась правом постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НДС ввиду отсутствия объекта налогообложения, а у Представительства - статуса "постоянного". Возникает ли у Представительства обязанность представления налоговой декларации по НДС согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ?
Постановка на учет в налоговых органах организаций и физических лиц в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее - Кодекс).
Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным Кодексом. При этом постановка на учет в налоговом органе организаций осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
В настоящее время особенности учета в налоговых органах иностранных организаций установлены приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124.
Таким образом, если подразделение иностранной организации состоит на учете в налоговом органе оно признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, и, соответственно, обязано представлять в налоговый орган декларации по этому налогу. При этом согласно пункту 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, при отсутствии у налогоплательщика операций, подлежащих отражению в разделах 2-7 и приложениях к разделу 3 декларации в порядке, установленном пунктом 3 данного Порядка, декларация по налогу на добавленную стоимость не представляется и налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. N 62н. Данным Порядком установлено, что лица, признаваемые налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, не осуществляющие операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющие по этим налогам объектов налогообложения, представляют в налоговые органы единую (упрощенную) налоговую декларацию по данным налогам.
Таким образом, в случае отсутствия операций, подлежащих отражению в декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, в налоговые органы следует представлять единую упрощенную налоговую декларацию, утвержденную приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. N 62н.
А.Н. Лозовая,
советник отдела косвенных налогов Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.