Аттестация рабочих мест: актуальные вопросы
Вот уже почти два года (вступил в силу с 1 января 2008 г.) действует новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 31.08.07 г. N 569, далее - Порядок). Между тем многие предприниматели до сих пор либо не знают о его существовании, либо о новом порядке проведения оценки условий труда на рабочих местах.
Вместе с тем Порядок регулирует вопросы деятельности всех работодателей (юридических и физических лиц), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Одним из обязательных элементов охраны труда является аттестация рабочих мест.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, как уже существующие (каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка), так и вновь организованные рабочие места после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка). Новый документ оценки условий труда на рабочих местах предусматривает не только аттестацию, но и переаттестацию рабочих мест (п. 6 Порядка проведения аттестации рабочих мест) в следующих случаях:
после замены производственного оборудования;
изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;
при выявлении нарушений, установленного Порядком, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.
Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.
Аттестацию и переаттестацию допускается проводить как собственными силами работодателя, так и с привлечением третьих лиц - аттестующих организаций, привлекаемых для аттестации рабочих мест по условиям труда. В любом случае для проведения аттестации необходимо создавать и утверждать аттестационную комиссию во главе с председателем, определять сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест (п. 9 Порядка).
Мероприятия и процедуры, выполнение которых возложены на аттестационную комиссию, перечислены в ст. 11 Порядка.
Особенностью аттестации рабочих мест является необходимость оценки вредных и (или) опасных производственных факторов не просто на рабочих местах, а на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах, которая проводится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). В п. 12 Порядка определено, что следует понимать под предполагаемыми аналогичными и аналогичными рабочими местами.
Порядок аттестации рабочих мест предусматривает оценку состояния условий труда не только стационарных, но и нестационарных рабочих мест (п. 14 Порядка).
В Порядке прописана процедура проведения гигиенической оценки условий труда (инструментальных измерений вредных факторов), оценки травмобезопасности (проверки оборудования, зданий, помещений, оснастки и т.п.) и обеспеченности работников СИЗ. Процедура завершается оценкой фактического состояния условий труда на рабочем месте: по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса; по классу условий труда по травмобезопасности; по обеспеченности работников СИЗ.
Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет (п. 8 Порядка).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего перечень документов, предусмотренных в п. 45 Порядка.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель в соответствии с п. 46 Порядка должен направить перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к Порядку, в территориальный орган Роструда.
Многочисленные требования трудового законодательства в сфере охраны труда непросто выполнять даже крупным организациям, а субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям и вовсе приходится трудно. Поэтому естественным является вопрос многих работодателей: зачем нужна аттестация рабочих мест по условиям труда?
Законодательно предусмотрено, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:
1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными СИЗ;
Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены постановлением Минздравсоцразвития России от 1.10.08 г. N 541н. Для отдельных отраслей существуют свои типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
Приказом Минздравсоцразвития России от 27.01.10 г. N 28н внесены изменения в межотраслевые правила обеспечения работников спецодеждой и нормы выдачи средств индивидуальной защиты. Установлено, что в случае, если работник, занятый на вредных работах, отказывается от выполнения трудовых обязанностей из-за невыдачи ему спецодежды, работодатель обязан оплатить ему простой. Также изменены правила ведения электронной формы карточки по учету выдачи средств индивидуальной защиты.
Приказом Минздравсоцразвития России от 9.12.09 г. N 970н утверждены типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты работникам нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, строительной отрасли, лесного, энергетического и жилищно-коммунального хозяйства, а также связи, транспорта, флота и др.;
5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Пунктом 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего: приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости); перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению N 1 к Порядку проведения аттестации рабочих; копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения); карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку проведения аттестации рабочих с протоколами измерений и оценок условий труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям N 6 и 7 к Порядку проведения аттестации рабочих; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению N 8 к Порядку проведения аттестации рабочих; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 9 к Порядку проведения аттестации рабочих; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
Теоретически собрать указанный пакет документов, конечно, можно, а вот практически сложно, а для некоторых организаций практически невозможно в связи с отсутствием трудовых резервов.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к Порядку проведения аттестации рабочих, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Роструда).
И. Голикова,
аудитор
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71