Помощь в возвращении туристов
Любая поездка, особенно за рубеж, чревата различными непредвиденными обстоятельствами, и может случиться так, что турист останется без средств к существованию и не будет иметь возможности вернуться на родину. Турфирмы страхуют предполагаемые риски, но все просчитать вряд ли можно, тем более чрезвычайные ситуации, из которых порой очень непросто выбраться. Как раз для таких случаев Правительством РФ разработан документ, который будет небезынтересен не только туристам, но и турфирмам, в чьи обязанности входит предоставление всей необходимой информации о путешествии своим клиентам. Предлагаем читателю ознакомиться с этим документом.
Право наших граждан на помощь за рубежом
Обеспечение безопасности туризма является одним из главных требований к деятельности в сфере любого туризма. Законом об основах туристской деятельности в РФ*(1) на федеральное агентство по туризму возложена обязанность по информированию туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания (например, путем опубликования сообщений в СМИ)*(2). При возникновении обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в суде расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Туристу и (или) иному пострадавшему заказчику в данном случае возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг. Есть одно небольшое но: все это можно сделать после того, как турист вернется на родину. А если такой возможности у него нет?
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" гласит, что граждане РФ, пребывающие за пределами России, находятся под ее защитой и покровительством. Дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны обеспечивать меры по защите граждан РФ и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством России и международными договорами РФ. Такой порядок как раз и реализован в Положении о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.05.2010 N 370 (далее - Положение о предоставлении помощи). Необходимость в таком документе, безусловно, есть, с этим не поспоришь, но следует выяснить, каким образом он поможет нашим гражданам, оказавшимся в безвыходном положении за рубежом.
Кому и как предоставляется помощь за границей?
Помощь в возвращении в Россию предоставляется гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ в исключительных случаях. Это ситуации, при которых возвращение в Российскую Федерацию наших граждан будет способствовать устранению непосредственной угрозы их жизни (будь то чрезвычайная ситуация или положение, политическая нестабильность в стране пребывания или иные обстоятельства, затрагивающие жизненно важные интересы туриста).
Помощь загранучреждениями предоставляется на безвозмездной основе. Расходы на предоставление помощи производятся за счет доходов, получаемых этими учреждениями от разрешенных видов деятельности (п. 1 Положения о предоставлении помощи). Для получения помощи гражданин РФ подает в загранучреждение на территории государства пребывания пакет документов, включающий:
- заявление (в отношении себя, супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей, а также иных сопровождаемых им соотечественников, законным представителем которых он является) в произвольной форме на имя руководителя загранучреждения РФ с изложением обстоятельств, в результате которых он оказался на территории государства пребывания без средств к существованию;
- документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации, или иные официальные документы, выданные компетентными органами РФ (по возможности);
- официальные документы, выданные компетентными органами и учреждениями иностранного государства пребывания и имеющие отношение к обстоятельствам обращения за помощью (по возможности).
Рассматривает заявления граждан специальная комиссия, создаваемая для этих целей в загранучреждении. Заметим, включение главного бухгалтера загранучреждения в состав комиссии обязательно, ведь именно на нем лежит контроль за расходами учреждения. При рассмотрении заявления гражданина РФ комиссия загранучреждения проводит ряд предварительных процедур (п. 6 Положения о предоставлении помощи):
- проверяет достоверность изложенных в заявлении фактов;
- выясняет обстоятельства пребывания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания);
- запрашивает при необходимости документы, относящиеся к существу вопроса (в том числе в электронной и факсимильной формах).
По итогам рассмотрения заявления соотечественника члены комиссии большинством голосов принимают решение о предоставлении помощи, о прекращении оказания помощи либо об отказе в ее предоставлении. На все процедуры комиссии дается срок, не превышающий 72 часа, приходящиеся на рабочие дни. Помощь предоставляется в форме оплаты расходов на (п. 9 Положения о предоставлении помощи):
- проживание в гостинице - в размере до 50% установленной Минфином предельной нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета*(3);
- приобретение проездных документов по минимальному тарифу до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, открытого для международного пассажирского сообщения;
- приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере до 50% установленного Правительством Российской Федерации размера суточных при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета*(4).
Предоставление помощи в форме передачи гражданину РФ наличных денежных средств не допускается, то есть перечисленные расходы оплачиваются учреждением в пользу гражданина РФ в безналичном порядке. Фактическое предоставление помощи оформляется актом, который подписывается получателем помощи и членами комиссии.
Остается добавить: чтобы у наших соотечественников не было соблазна к злоупотреблениям, в п. 10 и 11 Положения о предоставлении помощи предусмотрены ситуации, когда комиссия может отказать в помощи или принять решение о прекращении оказания помощи:
- вскрытие фактов, указывающих на сообщение заявителем заведомо ложных сведений;
- разрешение ситуации, сопряженной с непосредственной угрозой жизни заявителя;
- злоупотребление предоставленной помощью.
Как видим, все основания в отказе предоставления помощи обоснованны, но если все же решение комиссии турист посчитает предвзятым, то он может обжаловать его установленном порядке, правда, для этого ему придется найти способ, как вернуться на родину, и там подать в суд на действия работников загранучреждения РФ.
* * *
Положение о предоставлении помощи вступает в силу только через полгода после его официального опубликования, то есть в конце 2010 года. К сожалению, до этого момента российским туристам, оказавшимся в непростой ситуации, остается надеяться на собственные силы или помощь турфирм, которые не бросают своих клиентов в беде. Им также следует помнить, что принятый документ не снимает ответственность турфирм перед туристом за обеспечение безопасности туризма, он лишь помогает тем, кто оказался в безвыходной ситуации и нуждается в поддержке консульства или диппредставительства РФ.
Д.В. Дурново,
главный редактор издательства "Аюдар Пресс"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ.
*(2) Приказом Ростуризма от 19.12.2007 N 141 утвержден Административный регламент Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.
*(3) Приказ Минфина РФ от 02.08.2004 N 64н.
*(4) Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 N 812.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"