Составляем бизнес-план для турагентства
Подписчики обращаются в редакцию с различными вопросами. Сегодня мы решили уделить внимание настоятельным просьбам и рассмотреть составление бизнес-плана начинающей турфирмой. Тема приобретает особую актуальность в свете выхода Приказа Минэкономразвития РФ от 26.05.2010 N 207, которым утверждены критерии оценки бизнес-плана экспертным советом по туристско-рекреационным особым экономическим зонам. Автор статьи предлагает ознакомиться с новым документом и заодно набросать бизнес-план своей турфирмы.
Каковы критерии оценки бизнес-плана экспертами?
Приказ Минэкономразвития РФ от 26.05.2010 N 207 уже опубликован, вступил в силу. Он поможет оценить бизнес-план не только резидентам особой экономической зоны, но и другим участникам рынка туриндустрии. В документе выделено несколько основных критериев оценки бизнес-плана, остановимся на главных моментах.
Во-первых, виды деятельности, предусмотренные бизнес-планом проекта, должны быть разрешенными видами деятельности в туристско-рекреационной особой экономической зоне (ОЭЗ). Безусловно, это требование напрямую касается резидентов ОЭЗ, которые занимаются только тем, что установлено соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности (п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ). Туристско-рекреационная деятельность включает в себя строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристскую деятельность и разработку месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других лечебных ресурсов, их добычу и использование. Тем турфирмам, которые не собираются перебираться в ОЭЗ, при составлении бизнес-плана можно порекомендовать ориентироваться на те виды деятельности, которые перечислены в их учредительных и регистрационных документах.
Во-вторых, бизнес-план для работы в особой экономической зоне предусматривает реализацию определенного проекта. Он должен отвечать целям создания особых экономических зон (развитие туризма и санаторно-курортной сферы), не вступать в противоречие с утвержденным планом перспективного развития ОЭЗ. Экспертный совет дает оценку степени финансовой устойчивости проекта, предусмотренного бизнес-планом. В частности, анализируется возможность его финансирования как из собственных, так и заемных средств, сопоставляются условия предоставления заявленных средств (сроки, объемы и процентные ставки). И, конечно же, оценивается срок окупаемости проекта, предусмотренного бизнес-планом. Чем больше этот срок, тем менее привлекателен для инвесторов проект, что справедливо как для ОЭЗ, так и для иных мест ведения туристического и гостиничного бизнеса. Таким образом, при разработке бизнес-плана необходим проект, главной целью которого является определение времени окупаемости сделанных вложений. У владельцев турагентств не так много денег и времени на развитие бизнеса, поэтому резонно, если проект для них окупится в ближайшие 1-2 года. Если этого не произойдет, то, значит, проект не оправдал себя, а в бизнес-плане, видимо, было учтено не все.
В-третьих, в документе говорится о наличии необходимой для обеспечения туристско-рекреационной деятельности инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры особой экономической зоны с учетом существующей загрузки мощностей. Понятно, что турагентство может обойтись без инфраструктуры, это нужно учесть при составлении бизнес-плана гостиницам и отелям. То же самое можно сказать о земельном участке, а точнее, о критерии, по которому оценивается инвестиционная составляющая бизнес-плана. О праве на землю нужно беспокоиться отельерам, которые решили заняться строительством гостиничного комплекса. Для турагентств вполне подойдет арендованная недвижимость, главное, чтобы туристам и клиентам было удобно добираться до турфирмы.
В-четвертых, в бизнес-плане оценивается уровень проработки маркетинговой стратегии, а также делается анализ рынка сбыта, конкурентных преимуществ и механизма продвижения туристских продуктов и сопутствующих услуг в этой сфере. Маркетинговая политика непростой, но необходимый документ при составлении бизнес-плана турфирмы. Без рекламы в этом бизнесе просто не обойтись, поэтому в бюджете следует предусмотреть расходы на различные виды рекламы: на оплату каталогов и брошюр, проспектов о местах отдыха, выпуск писем-продаж будущим клиентам о горящих путевках, рекламу в СМИ и иные виды рекламы. В маркетинговой политике следует обозначить только используемые фирмой виды рекламы с учетом их предполагаемой эффективности.
В-пятых, Минэкономразвития предлагает резидентам ОЭЗ обращать внимание на достижение положительного социально-экономического эффекта, связанного с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом. Это и создание (сохранение) рабочих мест, и увеличение объема реализации туристских продуктов и услуг в регионе, на территории которого создана ОЭЗ, и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. Турагентства, конечно же, работают не в таких масштабах, но они тоже могут внести свой вклад в развитие турбизнеса в своем регионе. При разработке бизнес-плана турагентство может учесть рассмотренные критерии оценки бизнес-плана экспертным советом по туристско-рекреационным зонам, но делать это нужно с учетом своей специфики работы и масштабов агентской деятельности.
Что такое бизнес-план?
Цель бизнес-плана турагентства состоит в определении ключевых финансовых, экономических и маркетинговых параметров создания успешной фирмы в сфере туризма. С позиций бухгалтера бизнес-план можно охарактеризовать как документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования деятельности организации. Он является тем документом, который помогает исполнять запланированные целевые программы (планы). Бизнес-план в профессиональных кругах называют по-разному: кто-то - бюджетом коммерческой организации, кто-то - финансовым планом, такое название, нужно заметить, больше подходит для небольших турфирм.
В бизнес-плане условно можно выделить вступительную, содержательную и оформляющую (заключительную) части. Во вступительной части указываются основные реквизиты (наименование организации, единицы измерения показателей, включаемых в план, отчетный год и т.д.). Например, на начальном этапе своего развития фирма представляет собой небольшую туристическую компанию (ООО), занимающуюся реализацией турпродуктов и экскурсий по посредническим договорам, заключенным с туроператорами. С момента создания турфирма подает заявление на применение "упрощенки" с объектом налогообложения "доходы". Основными показателями деятельности фирмы являются количество реализованных турпродуктов (услуг), выручка в виде комиссии, полученная от продаж, понесенные расходы и полученная фирмой прибыль, показывающая результат деятельности компании в отчетном периоде, на который составляется бизнес-план.
Содержательная часть, как правило, оформляется в виде таблицы, в которой указываются наименование направлений расходования средств и соответствующих им доходов, а также конкретные суммы денежных средств. Заключительная (оформляющая) часть формы бизнес-плана содержит подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за отраженные в смете данные. К таким лицам относятся руководитель, работник планово-финансовой отдела (бухгалтерии) или иное уполномоченное лицо, а также непосредственно сам исполнитель документа, ниже указывается дата подписания (подготовки) сметы. После того, как бизнес-план составлен, он представляется на утверждение, при этом не лишним будет то, если к нему могут прилагаться обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании бизнес-плана. После утверждения бизнес-план по праву становится внутренним документом компании, обязательным к применению.
Основная часть бизнес-плана
Для бухгалтера главная часть такого документа включает стоимостные и количественные показатели, с которыми ему приходится работать. Для этого как нельзя лучше подойдут данные учета и бухгалтерской отчетности, но у вновь создаваемых компаний их попросту еще нет. Как выйти из такой ситуации? Есть несколько вариантов.
Можно привлечь специалистов со стороны, у которых есть информация о конкурентах, а также воспользоваться собственными наработками, позволяющими выбрать начинающей турфирме стратегию на ближайшую перспективу. Если организаторы (учредители) турфирмы надеются на свои силы, то им тоже можно поинтересоваться отчетными данными о прибыли турфирм, работающих в этом же регионе в аналогичных условиях. Если таких данных нет, то можно прикинуть расчетным путем планируемые показатели деятельности.
Выделим основные данные, которые могут использоваться при составлении бизнес-плана турфирмы: средняя стоимость путевки - долл./чел. (тыс. руб.); агентская комиссия - в процентах от стоимости реализуемых путевок; количество менеджеров по продажам туров; плановое количество клиентов в год; площадь арендуемого помещения - кв. м; арендная ставка - тыс. руб./кв. м/г.; среднегодовой рекламный бюджет - тыс. руб.; режим работы - ежедневно, без выходных, с выходными; источник финансирования - проценты собственных и заемных средств (в процентах годовых). По сути, эти показатели формируют доходы и расходы турфирмы в плановом периоде.
С выручкой определиться несложно. Для этого нужно прикинуть, сколько турпродуктов будет продано в отчетном периоде и по какой цене. Все направления вряд ли удастся подсчитать, но можно выбрать самые популярные у клиентов турпродукты. Например, за год планируется продать 350 путевок в Турцию и 300 в Египет. Их средняя стоимость составляет 24 000 руб. (800 долл.) и 27 000 руб. (900 долл.). Планируемая выручка составит 16 500 000 руб., из них комиссия турфирмы - 1 650 000 руб. (10%) (без НДС).
Запланируем расходы турагентства. На начальном этапе предполагается ввести в штат двух сотрудников с заработной платой 15 000 руб. и 25 000 руб. Премия будет выплачиваться по результатам работы компании за отчетный период. На оргтехнику будет потрачено в общей сложности 50 000 руб., расходы на рекламу - 50 000 руб., на аренду помещения под офис - 420 000 руб., затраты на составление бизнес-плана - 4 000 руб., канцтовары - 2 000 руб. К этим расходам нужно добавить взносы в пенсионный фонд - 67 200 руб. ((15 000 + 25 000) руб. x 14% x 12 мес.). Заложим в бюджет расходов на начальной стадии бонусы клиентам - 80 000 руб. При этом данные бонусы в учете и при налогообложении будут уменьшать фактическую выручку от реализации турпродуктов и агентское вознаграждение, в бизнес-плане их целесообразно в целях наглядности выделить в отдельную статью расходов. Налоговые платежи будут складываться из суммы единого налога с агентской комиссией - 94 200 руб. ((1 650 000 - 80 000) руб. x 6%). Систематизируем доходы и расходы в таблице, чтобы рассчитать прибыль и рентабельность бизнес-плана.
Наименование показателя | Стоимостная оценка |
Планируемые доходы турагентства | |
Агентская комиссия, полученная от реализации турпродуктов | 1 650 000 |
Планируемые расходы турагентства | |
Аренда помещения | 420 000 |
Зарплата сотрудников | 480 000 |
Взносы с заработной платы | 67 200 |
Реклама деятельности турагентства | 50 000 |
Оргтехника и канцтовары | 52 000 |
Затраты на составление бизнес-плана | 4 000 |
Бонусы клиентам | 80 000 |
Налог | 94 200 |
Предполагаемая прибыль турагентства | |
Чистая прибыль после налогообложения | 402 600 |
Рентабельность деятельности турфирмы | 32% |
Как видим, данный проект получился прибыльным, хотя может показаться, что завышена выручка, с которой считается агентская комиссия, и занижены расходы. Да, в этом есть резон с учетом того факта, что в кризисный и послекризисный период доходы турагентств снизились по сравнению с докризисным уровнем. Поэтому автор намеренно привел пример бюджета турфирмы, который нужно проработать: снизить размер ожидаемых доходов, увеличить размер бонусов туристам, подсчитать лучше затраты на рекламу и иные расходы. Тогда бизнес-план будет ближе к реальности, а значит, принесет пользу турфирме.
Скажем несколько слов о прибыли. В начале деятельности расходы турфирмы превосходят ее доходы, поэтому понадобится время, чтобы выйти на уровень безубыточности. Для того чтобы определить этот момент, следует разделить все доходы и расходы по месяцам, тогда будет видно, в какой момент у турфирмы появится прибыль и когда она перекроет полученные ранее на этапе становления убытки. В отличие от бюджетных учреждений, которые работают по смете, в отношении поступлений коммерческих организаций нет ограничений по срокам, формам и условиям использования. Турагентство может направить прибыль на выплату премии сотрудникам или на развитие бизнеса, при этом сделать это можно в следующем году с учетом прибыли при составлении бизнес-плана на следующий период в качестве начального остатка полученных доходов.
Можно ли изменить бизнес-план турфирмы?
Исходя из того, что по своей сути бизнес-план является плановым, а не фактическим документом, чтобы внести в него поправки, нужны веские основания, а не простое изменение текущих доходов и расходов. Для турфирм корректировка бизнес-плана возможна при кардинальном изменении реализуемых турпродуктов, например если фирма переходит с внутреннего рынка на внешний. В таком случае исходя из ожидаемых доходов фирме нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в бюджет по итогам года. Туристическая организация может изменить основную часть бизнес-плана не только в количественном отношении, но и в качественном: когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой.
Вносимые в бизнес-план изменения, так же как и сам план, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Кстати, руководитель не всегда обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет организации, однако на нем лежит контроль за его исполнением. Поэтому вносимые поправки следует оформить отдельным приказом и подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности турфирмы. Если изменения не существенны, то в бизнес-плане можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, которые нужно учесть при составлении бизнес-плана на следующий период.
Затраты на разработку бизнес-плана
С позиции бухгалтерского учета затраты на бизнес-планирование можно рассматривать как расходы будущих периодов. Ведь, по сути, этот документ нацелен на перспективу и содержит технико-экономические характеристики, прогнозы сбыта и потребности в финансировании турфирмы. Порой эффект от распределения расходов во времени может быть небольшой, особенно когда затраты составляют относительно маленькие суммы и относятся они к непродолжительному периоду времени (в пределах года). Тогда бухгалтер, руководствуясь профессиональным суждением, может принять решение о единовременном учете затрат на составление бизнес-плана при условии, что разница в способах учета находится в пределах принятого в организации уровня существенности.
Напоминаем, бизнес-план - это плановый документ, указанные в нем доходы и расходы не нужно отражать в бухгалтерском учете (хотя можно это попытаться сделать в управленческом учете фирмы). Затраты на разработку бизнес-плана можно считать фактическими расходами, информация о них поступает к бухгалтеру сразу, поэтому он может показать их в учете. Направление списания данных затрат зависит от того, для каких целей предназначается бизнес-план. Как правило, он отражает оперативное планирование деятельности, то есть его можно считать управленческим документом и списывать затраты по его разработке на счет учета общехозяйственных расходов.
Важный момент. На этапе создания фирмы услуги по составлению бизнес-плана могут быть оплачены за счет собственных средств организаторов (будущих сотрудников). В дальнейшем эти расходы нужно компенсировать, самый простой способ - посредством расчетов с подотчетными лицами (или в ходе осуществления расчетов по прочим операциям с персоналом), тогда расходы будут учтены на дату составления авансового отчета.
Пример
Затраты на разработку бизнес-плана турфирмы составили 4 тыс. руб. Это плата сторонней организации за мониторинг рынка туристских услуг в регионе. Сам бизнес-план, на основании предоставленных данных, составлен сотрудниками турфирмы в рамках их должностных обязанностей, и отдельная плата за документ не предусмотрена. В итоге расходы на разработку плана включают только оплату услуг сторонней организации, поделившейся с турфирмой информацией.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены расходы на составление бизнес-плана на дату оформления авансового отчета | 4 000 | ||
Компенсированы затраты подотчетного лица (работника) | 4 000 |
С позиции налогообложения для учета расходов нужно определиться с основанием, по которому они уменьшают налоговую базу. Для целей налогообложения прибыли расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями предусмотрены пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ. Значит, затраты на составление бизнес-плана можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Турфирмы, применяющие "упрощенку", могут учесть рассматриваемые расходы как затраты на подготовку и освоение направлений туристической деятельности (пп. 21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Для "спецрежимников" не важно, на какую перспективу составлен бизнес-план, они учитывают расходы кассовым методом, то есть на дату оплаты в полном объеме. Те турагентства, которые в силу тех или иных причин не могут воспользоваться преимуществами "упрощенки", при расчете налога на прибыль могут учесть расходы единовременно или равномерно (в зависимости от того, на какую перспективу составлен бизнес-план). Здесь нужно иметь в виду, что коммерческое планирование на перспективу - это уже деятельность в новом направлении, временно не приносящая дохода. Поэтому единовременное списание сумм, израсходованных на далеко идущие бизнес-планы, представляется рискованным. Отдельными экспертами предлагается отражать затраты на бизнес-план в составе НМА, но автор не разделяет такое мнение. Бизнес-план - это не результат интеллектуальной деятельности, хотя его содержание и составляет коммерческую тайну. Больше это напоминает финансово-управленческий документ, затраты на разработку которого могут учитываться в периоде получения доходов или единовременно. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике турфирмы для целей налогообложения.
* * *
Итак, в статье приведены основные тезисы и рекомендации, которые пригодятся начинающим и опытным турфирмам при составлении бизнес-плана. Подход к составлению этого документа должен быть творческим: можно пересмотреть структуру, дополнить документ необходимыми данными, внести новшества. В любом случае нельзя экономить время на планировании, ведь грамотно планируя, вы сбережете его больше.
М.А. Потехина,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"