Электронное правительство-2010: современные технологии для бухгалтера
26-27 апреля 2010 года в Москве прошла 5-я международная конференция "Современные технологии государственного управления. Электронное правительство-2010". На конференции 2010 года особое внимание было уделено государственной политике в области формирования электронного правительства в России, а также успешному опыту по информатизации и оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Государственная политика в области электронного правительства
Текущее положение дел и перспективы внедрения электронного правительства (ЭП) в России стали главными темами для обсуждения в рамках пленарного заседания. Илья Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию комитета по информационной политике, технологиям и связи Государственной Думы РФ, перечислил пять компонентов, составляющих понятие "электронное правительство". Это внутренний электронный документооборот, межведомственный электронный документооборот, государственные услуги по линии федерация - регион - муниципалитет, госуслуги для юридических лиц и госуслуги для граждан.
Самым наглядным результатом действенности электронного правительства является последний пункт - оказание государственных услуг гражданам. Однако ответственные организации, в том числе Минсвязи, предпочитают отчитываться по количеству единиц поставленной компьютерной техники, внедренного ПО в различных ведомствах и т.д.
Илья Пономарев рассказал историю федеральной целевой программы "Электронная Россия", которая началась в 2001 году, но так и не была толком реализована, несмотря на немалые выделенные средства, а в начале 2009 года оказалась раскритикованной главой государства. В сентябре 2009 года была выпущена новая редакция этой программы, а чуть ранее - в августе того же года - компания "Ростелеком" назначена официальным оператором проекта, которая без конкурсов и тендеров будет исполнять все работы. В декабре прошлого года, как и планировалось, начал свою работу портал gosuslugi.ru, который заменил предыдущий проект - ОГИЦ (Общественный государственный информационный центр), выполненный НИИ "Восход" по заказу Минкомсвязи. К слову, ОГИЦ сегодня представляет собой два этажа, забитых дорогой аппаратурой, которая простаивает. Портал "госуслуги", в отличие от своего предшественника, находится в работоспособном состоянии. Что касается положения дел с ФЦП сегодня, по словам Ильи Пономарева, проблем хватает. В частности, межведомственная координация, мягко говоря, недостаточна, совет главных конструкторов ФЦП нерепрезентативен, единые стандарты отсутствуют, нормативно-правовая поддержка не реализована. Сорваны сроки подготовки правовых актов Правительства, ключевая система предоставления госуслуг населению в электронном виде - система электронного документооборота - пока находится вне закона.
Устарело концептуальное понимание "электронного правительства". То есть руководители проекта хотят проанализировать работу всех ведомств, чтобы оптимизировать их бизнес-процессы. Естественно, эта работа вызывает огромное сопротивление со стороны ведомств, не желающих раскрывать свою "кухню". Хотя эта проблема не только российская, она общемировая.
Если один полюс - это создание электронного правительства, другой полюс - граждане, для которых создается возможность пользования госуслугами в электронном виде. Александр Айгистов, генеральный директор Российского агентства развития информационного общества, отметил, что в нашей стране порядка 70 млн. человек не владеют компьютерной грамотой, а значит, воспользоваться электронными услугами не могут (по данным ВЦИОМ - 50 миллионов). Это также серьезная проблема, решить которую не просто. Требуются и компьютерные классы, работающие как на платной, так и на бесплатной основе, рекламные кампании, разъяснительная работа.
Препятствия на пути внедрения электронного правительства
О состоянии процесса информатизации российского здравоохранения участники конференции узнали из доклада Михаила Эльянова, президента Ассоциации развития медицинских информационных технологий, который рассказал на конференции о проблемах информатизации российского здравоохранения. По его словам, денег в отрасль на ИТ выделяется много. Однако вопрос в их использовании. В настоящее время 50% компьютеров в медучреждениях используются в бухгалтерии, отделе кадров, регистратуре (это данные по Москве). Только 15% - для решения медицинских задач. Остальные 35% - для ОМС. Растет количество компьютеров, которые применяются попросту в качестве пишущих машинок.
Причины положения дел таковы. Во-первых, медики зачастую не знают, зачем им нужны компьютеры, и не хотят ими пользоваться. Во-вторых, заказчик (государство) не знает, что он хочет получить в результате компьютеризации и информатизации отрасли. Сначала в приказном порядке медучреждениям навязывается типовое ПО, потом такое указание отменяется, так как оказывается, что каждому медучреждению требуется нечто отличное от типового.
Михаил Эльянов подчеркнул, что медицинских автоматизированных систем сегодня выпускается очень много (по каталогу - 693), но нет стандартов, поэтому они напоминают конструктор "Лего", но с плохо сопрягаемыми модулями из-за отсутствия протоколов сопряжения. По словам Михаила Эльянова, Минздравсоцразвития должен заниматься формированием системы требований, а не рекомендовать к использованию ту или иную конкретную систему. К слову, в 2009 году Минздравсоцразвития произвел госзакупок на 400 млн. рублей. Куда все ушло - не понятно.
Готовность информационно-технологической инфраструктуры
Что необходимо понимать под "типовым решением" для ЭП и что госзаказчикам нужно требовать от разработчиков и поставщиков типовых решений? Ответы на эти вопросы участники мероприятия получили от Евгения Захаровича Зиндера, президента Фонда поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами (Фонда ФОСТАС).
Евгений Зиндер отметил, что вопрос применения типовых решений обсуждался ранее довольно широко, но за последние два года "все ушло в песок". Без ответа остался вопрос, нужно ли создавать решения в регионах за счет собственных средств, а затем их тиражировать. В этом случае остается не ясным, как такие системы потом сопровождать.
По его словам, типизацию нужно создавать специально, но необходимо определить ее разумную степень, чтобы это не привело к излишнему усложнению систем. Типовое решение должно быть адаптируемо к конкретным регионам. Важно, что существует стандарт ISO/IEC 12207:2008, определяющий стадии жизненного цикла ПО. Это полезно для создания типового решения.
Вычисления как средство повышения эффективности электронных правительств России были подробно рассмотрены Владимиром Ивановичем Дрожжиновым, председателем правления АНО "Центр компетенции по электронному правительству".
На конференции были представлены лучшие региональные и муниципальные проекты по внедрению ИКТ-решений для оказания государственных услуг в электронном виде. Особый интерес участники мероприятия проявили к выступлению Бастрыкина Сергея Николаевича, начальника Управления информатизации Администрации Тамбовской области. Он подробно рассказал об организации портала государственных услуг, центра телефонного обслуживания граждан, развитии корпоративной телефонии, создании многофункционального центра, организации единой точки доступа в Интернет и пр. Современные технологии государственного управления, применяемые в Брянской области, были отражены в докладе Федора Юрьевича Лозбинева, начальника Управления информационных технологий Администрации Брянской области.
Своими мнениями и опытом также поделились Циперман Григорий Наумович, НИЦ, ФГУП НИИ Восход, Чугунов Андрей Владимирович, Центр технологий электронного правительства СПбГУ ИТМО, НП ПРИОР Северо-Запад, д-р Алексей Брудно, G2C проект "Поддержка электронного правительства в РФ", Представительство Европейской комиссии в России, Туликов Алексей Викторович, РАРИО, и Иванов Петр Федорович, ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр".
О результатах автоматизации многофункционального центра МФЦ г. Гурьевска рассказал Евгений Юрьевич Дуров, заместитель начальника Управления делами Администрации Гурьевского муниципального района. С опытом развития технологии "Электронный муниципалитет" выступил Николай Юрьевич Сдобняков, начальник управления информационных ресурсов и технологий Администрации города Твери и Тверской области.
Конференция завершилась оживленной дискуссией по вопросу управления эффективностью применения ИТ в программах развития информационного общества и электронного правительства.
Я. Шишкина
"Налоговый учет для бухгалтера", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru