Предложения Минфина по улучшению налогового климата
Постоянные перемены в налоговом законодательстве вынуждают операторов связи, как и других налогоплательщиков, внимательно отслеживать грядущие изменения уже на стадии рассмотрения того или иного законопроекта. Если копнуть глубже, то можно обнаружить документ, являющийся отправной точкой всех предстоящих новшеств, - Основные направления налоговой политики на 2011 год и 2012-2013 года, которые одобрены Правительством РФ в конце мая этого года. Познакомим читателя с тем, что ожидает налогоплательщиков в недалеком будущем.
Каковы основные ориентиры налоговой политики?
Основным приоритетом налоговой политики финансового ведомства является решение задач в области бюджетного планирования, так как данный документ подготовлен в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Коммерческим организациям Основные направления налоговой политики позволяют сориентироваться в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности в РФ.
Как говорится в документе, предлагаемые меры направлены против негативных эффектов экономического кризиса, на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы. За сложной формулировкой стоит обеспокоенность чиновников тем, что в долгосрочной перспективе достигнутый уровень налоговой нагрузки в РФ может оказаться ниже экономически оправданного уровня. Это означает, что нагрузка на налогоплательщиков может увеличиться, но мы не будем спешить с выводами, обо всем по порядку.
В налоговом законодательстве предлагают проработать следующее:
- расчеты с бюджетом по налогам (НДС, налогу на прибыль, имущественным налогам, в том числе будущему налогу на недвижимость);
- расчеты с внебюджетными фондами (страховые взносы в ФСС, ФОМС, ПФР);
- налоговые преференции для компаний, работающих в сфере инновационных технологий или эксплуатирующих энергоэффективное оборудование;
- введение нового субъекта налоговых правоотношений - консолидированной группы налогоплательщиков;
- налоговое администрирование налогоплательщиков.
Рассмотрим отдельные из предлагаемых финансовым ведомством инициатив, а начнем с наиболее острого для многих организаций вопроса: быть или не быть повышению тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды? Хотя основные направления налоговой политики не имеют прямого отношения к данному вопросу, финансисты не обошли стороной эту актуальную тему.
Тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды
Первоначально тариф взносов планируется поднять уже в следующем 2011 году с 26 до 34%, однако Правительство РФ намерено найти резервы для того, чтобы сделать рост фискальной нагрузки в 2011 году более плавным. Поэтому наряду с внесением изменений в НК РФ предлагается рассмотреть возможность корректировки законодательства в части регулирования страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Финансовое ведомство подготовило положения, касающиеся инструментов поддержки инновационного сектора, для данного сектора ставки страховых взносов в ближайшее время практически останутся неизменными за счет финансирования недополученных внебюджетными фондами доходов из резерва федерального бюджета. Операторам связи, не попадающим в группу льготников инновационного сектора, не следует пока терять надежды на плавный рост страховых взносов во внебюджетные фонды.
Налоговая политика в инновационной сфере
Поддержка инноваций в России с помощью инструментов налоговой политики должна быть реализована, считают в Минфине, по двум направлениям: стимулирование предложения инноваций и поддержка спроса на инновации. Последнее имеет отношение и к предприятиям связи, которые используют все самые современные технологии в сфере связи и массовых коммуникаций. Государство намерено создавать стимулы для модернизации и потребления инноваций и научных разработок. При этом целью налоговой политики должно стать устранение имеющихся препятствий для модернизации и инновационной деятельности как с точки зрения величины налоговых обязательств, так и с точки зрения сложности их исполнения.
Для достижения этих целей предлагается решить проблемы налогового учета результатов НИОКР. В настоящее время неопределенность порядка налогового учета таких расходов в тех или иных спорных нестандартных ситуациях во многом компенсируется разъяснениями финансового ведомства. Однако письма не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения, поэтому возникают споры, которые решаются в судебном порядке. Для устранения перечисленных недостатков предлагается закрепить такой порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий и должен исключить различия в порядке учета в расходах затрат на НИОКР для различных видов работ.
Целесообразно также определить в НК РФ перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизация оборудования и др.), относимых к расходам на НИОКР. Этот вопрос представляется особенно актуальным в связи с предоставлением возможности с 1 января 2009 года применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством РФ. Предоставление налоговой субсидии по таким расходам без четкого определения перечня их статей (возможно, с установлением предельной величины расходов по отдельным статьям) может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части общепроизводственных и общехозяйственных расходов (косвенных затрат) к расходам на НИОКР, что, в свою очередь, приведет к дискредитации самой льготы.
Льгота для энергоэффективного оборудования
Вступление в силу Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности*(1) создало возможность для классификации оборудования в зависимости от его энергетической эффективности. По мере развития системы такой классификации можно освободить от уплаты налога на имущество технологическое оборудование с высокими классами энергоэффективности*(2) сроком на три года с момента ввода его в эксплуатацию.
Возникает необходимость определения видов оборудования, относящегося к энергоэффективному, то есть установления критериев, позволяющих объективно сформулировать требования к такому оборудованию в процессе постоянного развития инновационных технологий. Нужно учитывать и то, что налог на имущество является региональным налогом, введение дополнительных федеральных льгот может быть компенсировано отменой иных, применяемых в настоящее время налоговых льгот.
Проект по консолидированным группам компаний
Финансовое ведомство, исходя из зарубежной практики, предлагает ввести положение в НК РФ о новом участнике налоговых правоотношений - консолидированной группе налогоплательщиков, а также установить особый порядок исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп.
Консолидированной группой налогоплательщиков предусматривается признавать добровольное объединение налогоплательщиков на основе договора в целях консолидации обязанностей по уплате налога на прибыль организаций. При этом в состав группы включаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской компании на основании критерия в виде доли участия.
Лицо, ответственное за исполнение консолидированных обязанностей группы, исполняет обязанности группы по подаче деклараций, уплате налогов, представляет группу при проведении мероприятий налогового контроля и т.п. Консолидированная группа налогоплательщиков составляет единую налоговую декларацию, отражающую сведения о расчетной базе, определенной в целом по группе, а также о налоговой базе каждого участника группы. Консолидированная расчетная база при этом рассчитывается путем суммирования по установленным правилам налоговой базы по налогу на прибыль всех организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков. В частности, при определении консолидированной расчетной базы по налогу на прибыль организаций для участников консолидированной группы в этот показатель не включаются доходы и расходы по операциям между организациями-участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Также не учитываются прибыли и убытки от операций между организациями-участниками консолидированной группы налогоплательщиков. В этом есть свой плюс, касающийся расчетов с бюджетом в рамках консолидированной группы налогоплательщиков. Сумма налога на прибыль организаций такого консолидированного налогоплательщика будет распределяться между бюджетами так же, как в настоящее время распределяется сумма налога в отношении обособленных подразделений. Законопроект о введении в НК РФ консолидированной группы налогоплательщиков уже разработан и скоро поступит на рассмотрение, мы постараемся обязательно его прокомментировать в ближайших номерах журнала.
Минимизация прибыли убытками
Неспроста реорганизации в Налоговом кодексе все больше и больше уделяется внимания: пробелов в вопросе налогообложения реорганизации достаточно. По причине их наличия, например, предоставляется возможность минимизации налогообложения путем переноса на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на ведение неэффективного бизнеса без последующего развития.
На практике это происходит так. Прибыльная организация присоединяет к себе убыточную компанию, после чего всю полученную прибыль направляет на погашение убытков своего нового подразделения. Чтобы такую налоговую схему ухода от налогообложения пресечь, с 2011 года чиновники планируют установить особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых лиц. Таких ограничений вполне достаточно для того, чтобы у фирм отпала охота минимизировать прибыль и присоединять к себе убыточные предприятия.
Контроль за трансфертными ценами
В сфере связи трансфертные цены в том или ином виде применяются отдельными крупными компаниями. Трансфертная цена - это внутрифирменная, не предаваемая широкой огласке цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между подразделениями в разных странах. Контролировать начисление налогов по сделкам с трансфертными ценами очень сложно, учитывая тот факт, что продавец и покупатель могут применять различные налоговые режимы и уплачивать совершенно разные налоги.
В Минфине считают, что совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения является одним из важнейших направлений развития законодательства. При осуществлении налогового контроля одной из основных задач налоговых органов является недопущение потерь бюджетной системы РФ от использования трансфертных цен. Такой контроль предполагается производить преимущественно в отношении налогоплательщиков, признаваемых крупнейшими, а также крупных операций и сделок, потери от которых для бюджета могут быть существенными.
Амортизационные перемены
Реформа начисления амортизации пока не завершена. В настоящее время состав амортизационных групп зиждется на сроке службы того или иного объекта основных средств. Определение сроков службы отдельных активов является непростой задачей. Ведь для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, которые оказывают влияние на начисление амортизации, в частности темпы развития технологий, заставляющие обновлять основные средства до истечения срока их службы. Правительство РФ вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли. В результате этих поправок сроки полезного использования объектов основных средств перестали быть обоснованными, что нарушает один из принципов признания налоговых расходов.
Также необходимость проведения реформы начисления амортизации объясняется тем, что использование нелинейного метода начисления амортизации в целях исчисления налога на прибыль организаций в настоящее время сдерживается сохраняющимися различиями в подходах к учету основных средств в бухгалтерском и налоговом учете. В частности, пообъектный учет основных средств и определение их балансовой стоимости, несмотря на использование нелинейного метода начисления амортизации, в налоговом учете необходимы исходя из требований к ведению бухгалтерского учета. В этой связи подходы к ведению бухгалтерского и налогового учета будут скорректированы таким образом, чтобы обеспечить единообразие.
Еще одним направлением налоговой политики является проработка порядка применения повышающих коэффициентов, которые позволяют ускорить признание в расходах по налогу на прибыль организаций затрат на приобретение амортизируемых основных средств. С учетом принятых решений о единовременном списании от 10 до 30% первоначальной стоимости в расходы (амортизационная премия) нужно привести результаты анализа практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации для того, чтобы определиться с их дальнейшим использованием. Речь идет о применении повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, а так же являющихся предметом договора финансовой аренды. Пока не ясно, что планируют сделать чиновники: увеличить или уменьшить повышающие коэффициенты или же вообще отказаться от их использования (как это было сделано с понижающим коэффициентом, применяемым к дорогостоящим легковым авто и микроавтобусам).
Минфин планирует проработать эти вопросы, признавая, что для пересмотра подходов к классификации основных средств на группы и к определению норм амортизации для данных групп понадобятся годы. Налогоплательщики пока еще могут считать амортизацию по действующим правилам налогообложения.
Условия налогового администрирования
Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой - сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.
Совершенствование налогового администрирования не исчерпывается изменениями законодательства, оно требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, появления реальной ответственности налоговых органов за принимаемые решения. Согласитесь, даже при самом передовом законодательстве налоговое администрирование будет далеко от эффективного, если основной задачей налогового органа будет пополнение бюджета любой ценой, притом что ответственность за окончательное решение вопросов о правомерности доначисления налогов перекладывается на судебную систему, а издержки налогоплательщиков вообще не принимаются во внимание.
Новыми инструментами налогового администрирования можно считать:
- переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, включая уплату налогов и сборов с использованием электронных платежных средств, внедрение системы электронных счетов-фактур, передачу документов в электронном виде банкам;
- снижение периодичности и сроков проведения проверок;
- внедрение так называемого "единого окна" постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам, что является очередным шагом в совершенствовании порядка учета налогоплательщиков;
- повышение уровня обслуживания налогоплательщиков, включая добросовестное исполнение инспекторами обязанностей по информированию налогоплательщиков о способах исполнения налоговых норм, отсутствие очередей, удобные часы работы инспекций.
Недоработки по процентам
Изменения в правила "процентного" налогообложения вносятся постоянно, но в итоге все принятые меры, считают в Минфине, недостаточно эффективны. С одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.
Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, исходя из критерия их сопоставимости. Напомним, это является одним из способов налогового учета процентов. Нужно разработать правила установления сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми. Вопрос об определении рыночного уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, доходы по которым не являются поступлениями от реализации товаров (работ, услуг), нужно решать без применения положений ст. 40 НК РФ. Они имеют отношение лишь к ценам реализации товаров (работ, услуг) и распространяются на указанные финансовые операции.
Во-вторых, следует изменить показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций (данный способ используется по выбору налогоплательщика). В настоящее время по долговым обязательствам, оформленным в рублях, в качестве такого показателя применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным в иностранной валюте, используется фиксированная ставка в размере 15% годовых.
Дело в том, что ставка рефинансирования, являясь инструментом денежно-кредитной политики, не всегда отражает сложившийся в экономике средний уровень процентной ставки. Проще говоря, в отдельные периоды ставка рефинансирования может быть намного выше или ниже средней процентной ставки по обязательствам в российских рублях, что может создавать нежелательные искажения:
- приводящие к излишнему ужесточению законодательства для плательщиков;
- предоставляющие избыточные возможности для учета процентов в расходах.
Есть проблемы по долговым обязательствам в иностранной валюте. Средняя процентная ставка может различаться не только в разные периоды времени, но и определяется валютой, в которой оформлен кредит (заем). Фиксированный размер предельной величины процентов не учитывает эти факторы и ставит под сомнение правомерность отнесения процентов на расходы без дополнительных проверок.
В целях исправления перечисленных недостатков предлагается использовать иные показатели для установления предельной величины налоговых процентов. В ближайшее время в качестве подобного индикатора для процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, предлагается применять, как это ни странно, ставку рефинансирования Банка России.
В-третьих, не дают покоя чиновникам беспроцентные займы, предоставляемые нередко дружественными компаниями. Указывая на получение доходов как на обязательный признак предпринимательской деятельности, чиновники считают необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, векселей, кредитов.
Как видим, планов по изменению "процентного" налогообложения достаточно, операторам связи нужно следить за их реализацией, так как многие компании приобретают товары с привлечением кредитных ресурсов и расходы на уплату процентов являются существенными при расчете налоговых обязательств.
Платежи по лицензионным (сублицензионным) договорам
В настоящее время в НК РФ прописан порядок учета расходов по лицензионным договорам на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и баз данных, в части сублицензионных договоров на приобретение указанных прав нет указаний. Между тем многие компании покупают программный продукт именно на условиях сублицензионных договоров, когда программный продукт предлагает и обслуживает представитель разработчика продукта. Организации мало уделяют этому моменту внимания, между тем ревизоры могут повернуть в свою сторону пробел в налогообложении расходов по сублицензионным договорам. Тогда отстаивать расходы организации придется в судебном порядке, апеллируя к тому, что к сублицензионному договору применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре, расходы по которому организация вправе учесть при налогообложении прибыли.
В этой ситуации чиновники предлагают в ближайшем будущем уточнить соответствующие нормы НК РФ так, чтобы указанные расходы при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения учитывались при налогообложении. При этом нужно оставить два действующих варианта: суммы единовременного платежа по лицензионным (сублицензионным) договорам могут приниматься для целей налогообложения единовременно либо равными долями в течение срока действия договора по выбору налогоплательщика, который должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.
Налог на добавленную стоимость
В рамках работы по улучшению инвестиционного климата в РФ основные усилия в ближайшее время будут направлены на урегулирование порядка возмещения НДС с тем, чтобы контроль за правомерностью возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков, а также на создание стимулов для инновационной активности российских организаций. Делаются следующие небезынтересные для налогоплательщиков предложения:
- оформление счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов при предоставлении скидок (кстати, арбитражная практика свидетельствует в пользу такого подхода, см., например, Постановление ФАС ДВО от 26.06.2009 N 03-2636/2009, Определение ВАС РФ от 24.02.2010 N ВАС-10748/09);
- установление порядка восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету, по СМР, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения СМР при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости в случае дальнейшего использования этих объектов для осуществления операций, не подлежащих налогообложению;
- закрепление на законодательном уровне, а не разъяснениями Минфина отсутствия необходимости восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации (чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий);
- конкретизация в НК РФ порядка начисления (вычета) при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах;
- в целях приведения норм НК РФ и международных соглашений, предусматривающих льготный порядок обложения НДС реализации товаров (работ, услуг) международным организациям и их представительствам, осуществляющим деятельность на территории РФ, следует установить нулевую ставку НДС в отношении данных операций. Приходится констатировать, что у операторов связи все наоборот: применяемая ими нулевая налоговая ставка в отношении дипломатических иностранных представительств отменена, при оказании услуг связи таким представительствам используется традиционная налоговая ставка.
Налог на недвижимость
Об этом говорят уже давно. Для того чтобы ввести данный налог, нужно основательно подготовить нормативную базу. В частности, для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Уже принят федеральный закон *(3), регулирующий отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Между тем многие вопросы остаются за кадром: определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. До сих пор нет требований к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, нет порядка утверждения результатов кадастровой оценки и урегулирования возможных споров.
Помимо этого, для введения налога на недвижимость необходимы разработка и принятие таких документов, как методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, методика проведения работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
После включения в НК РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех регионах, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Мы не будем описывать все, что нужно для введения налога. Скажем лишь, что все необходимые работы в этом направлении планируется завершить до 2012 года, поэтому у собственников еще есть время.
На этом фоне заметим, что в рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 годах будет продолжена работа по сокращению установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, что, безусловно, не добавляет оптимизма налогоплательщикам.
* * *
Итак, планов у финансового ведомства по совершенствованию действующей налоговой системы предостаточно, к чему они в конечном итоге приведут, покажет время. Что ж, будем следить за всеми предстоящими изменениями в налоговом законодательстве и пополнять свои знания.
М.А. Потехина,
эксперт журнала "Услуги связи: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
*(2) По аналогии с уже существующей возможностью применения повышающего коэффициента 2 при начислении амортизации на объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность.
*(3) Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"