Отражение в бухгалтерском учете поступления медикаментов в бюджетных учреждениях здравоохранения
Нормативное регулирование учета поступления медикаментов
Бухгалтерский учет поступления медикаментов в бюджетных учреждениях здравоохранения зависит от порядка заключения договора поставки с поставщиком и особенностей первичного учета поступления медикаментов.
Бухгалтерский учета поступления медикаментов в бюджетных учреждениях регулируется нормативными документами, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Перечень основных документов,
регулирующих бухгалтерский учет поступления медикаментов
Наименование | Реквизиты | Формы первичных документов |
Федеральный закон "О лекарственных средствах" | от 22.06.1998 N 86-ФЗ | |
Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" Вступает в силу с 1 сентября 2010 года | от 12.04.2010 N 61-ФЗ | |
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" | от 21.07.2005 N 94-ФЗ | |
Приказ Минфина России "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" | от 30.12.2008 N 148н | |
Письмо Минфина России | от 12.10.2009 N 02-06-07/4765 | |
Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (утв. Минздравсоцразвития России) | Ст. 20 "Учет медикаментов и перевязочных средств" | |
Постановление Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" | от 30.10.1997 N 71а | Форма М-11 "Требование-накладная" |
Приказ Минздрава СССР "Об утверждении Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР" | от 02.06.1987 N 747 | 6-МЗ "Книга регистрации счетов поставщиков" |
Приказ Минздрава СССР "Об утверждении специализированных форм первичного бухгалтерского учета для учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР" | от 30.12.1987 N 1337 | 1-МЗ "Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету"; 7-МЗ "Книга учета протаксированных накладных (требований)"; 8-МЗ "Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов"; 11-МЗ "Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении"; 2-МЗ "Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету" |
Приказ Минздрава СССР "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений" | от 08.01.1988 N 14 | АП-20 "Акт о порче товарно-материальных ценностей" и другие формы АП |
Приказ Минздрава России "Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения" | от 13.11.1996 N 377 |
Организация поставок медикаментов в бюджетные учреждения здравоохранения
В настоящее время поставки медикаментов в бюджетные учреждения здравоохранения осуществляются на основе заключаемого государственного или муниципального контракта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
При этом поставки медикаментов могут быть организованы следующими способами (рис. 1 и 2).
/---------------\
|Территориальный|
| ФОМС |
\---------------/
/------------\ /-------------------\ /---------------\ /-----------------\
| Поставщик |-|Государственный или|-| Департамент |-| Бюджетное |
|медикаментов| |муниципальный заказ| |здравоохранения| | медицинское |
\------------/ \-------------------/ \---------------/ | учреждение |
\-----------------/
Рис. 1. Организация поставки медикаментов централизованной закупкой
/------------\/------------------------------------\ /-------------------\
| Поставщик ||Договор поставки|Государственный или|-| Медицинское |
|медикаментов|| |муниципальный заказ| | учреждение |
\------------/\------------------------------------/ | (бюджетное или |
| коммерческое) |
\-------------------/
Рис. 2. Организация поставки медикаментов напрямую от поставщика
Уполномоченный орган - государственный заказчик, которому делегированы полномочия по заключению контрактов (например, Департаментом здравоохранения), размещает заказ на закупку материальных ценностей в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, путем проведения торгов в виде открытых аукционов в электронной форме. Следует отметить, что перечень медикаментов, включаемых в заказ на централизованную закупку, определяется на основе территориальной программы государственных гарантий по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.
Закупка медикаментов может быть осуществлена и самим бюджетным учреждением здравоохранения, которое самостоятельно размещает заказ.
С победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок заключается государственный или муниципальный контракт, под которым понимается договор, заключенный уполномоченным органом - государственным заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на поставку материальных ценностей.
Бухгалтерский учет операций по снабжению учреждений здравоохранения медикаментами
Бухгалтерский учет операций по централизованному снабжению медикаментами осуществляется в соответствии с нормами Инструкции по бюджетному учету и письмом Минфина России от 12.10.2009 N 02-06-07/4765 (см. табл. 1).
В бюджетном учете операции по централизованному снабжению медикаментами отражаются корреспонденцией счетов с применением забалансовых счетов:
02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение";
22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".
В письме Минфина России от 12.10.2009 N 02-06-07/4765 также разъяснено, какие коды бюджетной классификации указываются с 1-го по 17-й разряд счета бюджетного учета:
КРБ1 - код расходов по бюджетной классификации Российской Федерации, по которому принимается и оплачивается бюджетное обязательство по государственному контракту, заключенному в рамках реализации правового акта высшего органа исполнительной власти;
КРБ2 - код классификации расходов бюджета, содержащий код целевой статьи расходов, предусмотренных по централизованной закупке согласно закону о бюджете и правовому акту;
КДБ3 - код доходов по бюджетной классификации Российской Федерации XXX 1 17 05000 00 0000 180 "Прочие неналоговые доходы" соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;
КДБ4 - код доходов по бюджетной классификации Российской Федерации XXX 2 02 09000 00 0000 151 "Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы" соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
КДБ5 - код доходов по бюджетной классификации Российской Федерации XXX 2 07 00000 00 0000 180 "Прочие безвозмездные поступления" соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку записи в бюджетом учете должны производиться при наличии документа-основания, письмом Минфина России от 12.10.2009 N 02-06-07/4765 рекомендовано бюджетным учреждениям операции по передаче (получению) объектов имущества, приобретенного по централизованным закупкам, отражать в бюджетном учете согласно соответствующим образом оформленному извещению (ф. 0504805) и прилагаемым к данным объектам актам приема-передачи имущества (по объектными описями передаваемого имущества в разрезе грузополучателей), подписанным обеими сторонами консолидированных расчетов. Причем записи в учете должны производиться на дату подписания акта принимающей стороной.
Обязательства по расчетам за поставки материальных ценностей для учреждений-грузополучателей, находящихся как на одном бюджете, так и на разных бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, возложены на уполномоченный орган в виде государственного заказчика по заключению контракта на централизованное обеспечение материальными ценностями.
В учете уполномоченного органа - государственного заказчика бухгалтерские записи по поступлению материальных ценностей, осуществленному в порядке централизованных закупок, зависят от условий договора (контракта).
Согласно п. 267 Инструкции по бюджетному учету в случае, если по договору (контракту) предусматривается исполнение централизованной поставки в пользу учреждений-грузополучателей, в учете уполномоченного органа на основании оправдательных документов (счетов, накладных и т.д.) должна быть произведена следующая запись:
Дебет 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов"
Кредит 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".
Если условиями договоров (контрактов) предусматривается исполнение поставки в пользу заказчика с дальнейшей передачей материальных ценностей в пользу грузополучателя, то в учете заказчика операции по расчетам с поставщиками материальных ценностей должны сопровождаться записями, представленными в табл. 2.
Таблица 2
Типовые бухгалтерские записи по расчетам с поставщиком у государственного заказчика
Содержание операции | Первичный документ | Бухгалтерские записи в учете государственного заказчика | |
Дебет | Кредит | ||
Отражено перечисление аванса за поставку материальных ценностей на основании государственного контракта | Платежное поручение, приложение к выписке из лицевого счета | КРБ1 120619560 КРБ1 120622560 | КРБ1 130405310 КРБ1 130405340 |
Отражено принятие денежных обязательств в объеме произведенных поставок | Документ, предусмотренный государственным контрактом, подтверждающий исполнение условий контракта по поставке | КРБ1 1106001310 КРБ1 110604340 | КРБ1 130219730 КРБ1 130222730 |
Произведен зачет ранее перечисленного авансового платежа | Справка (ф. 0504833) | КРБ1 130219830 | КРБ1 120619660 КРБ1 120622660 |
Отражена окончательная оплата поставщику за произведенную поставку | Платежное поручение, приложение к выписке из лицевого счета | КРБ1 130219830 КРБ1 130233830 | КРБ1 130405310 КРБ1 130405340 |
На бухгалтерские записи по поступлению материальных ценностей в порядке централизованного снабжения у учреждений-грузополучателей условия договора (контракта) не влияют.
В письме Минфина России от 12.10.2009 N 02-06-07/4765 определены особенности отражения в бюджетном учете учреждения-грузополучателя операций с имуществом, полученным от поставщика, в зависимости от условий его поступления (табл. 3).
Таблица 3
Типовые бухгалтерские записи по поступлению материальных ценностей
Содержание операции | Первичный документ | Бюджетное учреждение здравоохранения | |
Дебет | Кредит | ||
Принято имущество грузополучателем на условиях ответственного хранения | Документ, подтверждающий поставку | 02 увеличение стоимости материальных ценностей, принятых на ответственное хранение | |
Принято имущество грузополучателем на условиях безвозмездного пользования с дальнейшим закреплением имущества на праве оперативного управления | Документ, подтверждающий поставку | КРБ2 110500340 | КДБ3 140101180 |
Принято имущество грузополучателем на условиях пользования имущества на праве безвозмездного пользования, которое должно быть подтверждено отдельным распорядительным актом уполномоченного органа | Документ, подтверждающий поставку | 22 увеличение стоимости материальных ценностей, полученных по централизованному снабжению | |
Принято решение о безвозмездном пользовании грузополучателем имуществом, полученным по централизованным закупкам | Решение уполномоченного органа о праве пользования имуществом | КРБ2 110500340 | КДБ3 140101180 |
В приложении к письму Минфина России от 12.10.2009 N 02-06-07/4765 приведены проводки, которыми оформляются операции как по расчетам, связанным с передачей имущества, так и по передаче самого имущества:
между уполномоченным органом и учреждением, ему подведомственным (внутриведомственные расчеты);
между уполномоченными органами одного бюджета (межведомственные расчеты);
между уполномоченным органом и учреждением, ему не подведомственным (межведомственные расчеты);
между уполномоченными органами разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные расчеты).
В данном письме также указано, какими записями следует сопровождать передачу имущества с закреплением на праве оперативного управления.
Причем финансовым ведомством предусмотрены проводки по отражению в учете вышеуказанных операций у передающей и принимающей сторон.
Так, в табл. 4 представлены типовые бухгалтерские записи у принимающей стороны (у бюджетного учреждения-грузополучателя) по отражению расчетов по передаче имущества в зависимости от условий поступления имущества.
Таблица 4
Типовые бухгалтерские записи по отражению расчетов по передаче имущества у принимающей стороны (у бюджетного учреждения-грузополучателя)
Содержание операции | Первичный документ | Дебет | Кредит |
Расчеты между уполномоченными органами одного бюджета (межведомственные расчеты) | Извещение (ф. 0504805) с приложением Акта приема-передачи имущества (подписанного передающей и принимающей сторонами) на дату подписания Акта передающей стороной | - | - |
Расчеты между уполномоченными органами разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные расчеты) | - | - | |
Расчеты между уполномоченным органом и учреждением, ему подведомственным (внутриведомственные расчеты) | КРБ 110604340 | КРБ 130404340 22 уменьшение стоимости материальных ценностей, полученных по централизованному снабжению | |
Расчеты между уполномоченным органом и учреждением, ему не подведомственным в рамках межведомственных расчетов | КРБ 110604340 | КДБ 140101180 22 уменьшение стоимости материальных ценностей, полученных по централизованному снабжению |
Одновременно в зависимости от условий поступления имущества в учете бюджетного учреждения должны быть произведены соответствующие записи (табл. 5).
Таблица 5
Типовые бухгалтерские записи по передаче имущества у принимающей стороны (бюджетного учреждения-грузополучателя)
Содержание операции | Первичный документ | Дебет | Кредит |
Получение имущества федеральным бюджетным учреждением с закреплением на праве оперативного управления: | |||
в части полученных объектов имущества, находящихся на ответственном хранении | Извещение (ф. 0504805) с приложением Акта приема-передачи имущества (подписанного передающей и принимающей сторонами) | 02 уменьшение стоимости материальных ценностей, принятых на ответственное хранение | |
в части полученных материальных запасов, находящихся на праве пользования | Красное сторно КРБ 110500340 | Красное сторно КДБ 140101180 22 уменьшение стоимости материальных ценностей, полученных по централизованному снабжению | |
Получение имущества бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации (муниципального образования): | |||
в части имущества, находящегося на ответственном хранении | Извещение (ф. 0504805) с приложением Акта приема-передачи имущества (подписанного передающей и принимающей сторонами) | 02 уменьшение стоимости материальных ценностей, принятых на ответственное хранение | |
в части полученных материальных запасов, находящихся в учреждении с правом пользования | Красное сторно КРБ 110500340 | Красное сторно КДБ 140101180 22 уменьшение стоимости материальных ценностей, полученных по централизованному снабжению | |
Принятие к учету материальных запасов | КРБ 1105ХХ340 | КРБ 110604440 |
Бухгалтерский учет поставки медикаментов напрямую в бюджетное учреждение здравоохранения от поставщика регулируется нормами Инструкции по бюджетному учету и Отраслевыми особенностями бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (табл. 6).
Таблица 6
Типовые бухгалтерские записи по отражению прямого поступления медикаментов от поставщика
Содержание операции | Первичный документ | Дебет | Кредит |
Приняты от поставщика медикаменты | Государственный контракт, документ, подтверждающий поставку (накладная), другие сопроводительные документы | 1 105 01 340 | 1 302 22 730 |
Формирование фактической стоимости медикаментов, поступивших в учреждение в рамках программ ОМС | 2 106 04 340 | 2 401 01 180 2 302 05 730 2 302 09 730 | |
Принятие к учету медикаментов, полученных в рамках программ обязательного медицинского страхования | 2 105 01 340 | 2 401 01 180 | |
Принятие к учету медикаментов, поступивших в рамках программ обязательного медицинского страхования | 2 105 01 340 | 2 106 04 440 | |
Приняты от поставщика медикаменты, приобретенные в рамках предпринимательской деятельности | Государственный контракт, документ, подтверждающий поставку (накладная), другие сопроводительные документы | 2 105 01 340 | 2 302 22 730 |
На практике могут возникнуть и другие ситуации по поступлению в учреждение здравоохранения медикаментов, например их получение безвозмездно, изготовление самим учреждением (табл. 7), а также по использованию медикаментов, назначенных лечащим врачом, которые приобретены за плату пациентом стационарного отделения.
Таблица 7
Бухгалтерские записи по учету изготовления медикаментов для последующей реализации
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Формирование фактической стоимости изготавливаемых медикаментов (п. 76 Инструкции по бюджетному учету) | 1 (2) 10604340 | 1 (2) 105440 1 (2) 104410 1 (2) 302730 1 (2) 303730 |
Принятие к учету изготовленных медикаментов (п. 60 Инструкции по бюджетному учету) в рамках бюджетной деятельности | 1 105 01 340 | 1 106 04 440 |
Принятие к учету изготовленных медикаментов (п. 60 Инструкции по бюджетному учету) в рамках целевых средств на реализацию программы обязательного мед. страхования | 2 105 01 340 | 2 106 04 440 |
Принятие к учету медикаментов, изготовленных для реализации в рамках приносящей доход деятельности | 2 105 07 340 | 2 106 04 440 |
Учет медикаментов, приобретенных пациентом учреждения здравоохранения
Ситуация по приобретению медикаментов самим пациентом требует отдельного анализа. Для квалификации данной ситуации необходимо выяснить, на какой основе оказывается медицинская помощь пациенту: на платной или бесплатной основе в рамках обязательного медицинского страхования.
На сегодняшний день оказание бесплатной медицинской помощи населению регламентируется территориальной программой государственных гарантий, применяемой в соответствующем субъекте Российской Федерации, в которой прописаны виды медицинской помощи, а также перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые должны предоставляться пациенту бесплатно во время стационарного лечения.
Следовательно, на платной основе пациент может приобретать только то лекарство, которое не входит в перечень лекарственных средств, предоставляемых бесплатно.
Медикаменты, приобретенные пациентом, являются его собственностью и в бухгалтерском учете учреждения здравоохранения не отражаются. Но если для этих медикаментов необходимо создать определенные условия для хранения, то они могут быть переданы учреждению здравоохранения на ответственное хранение. При этом в бухгалтерском учете будет применяться забалансовый счет 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение". И хотя прямого указания на использование в данном случае счета 02 Инструкция по бюджетному учету не содержит, считаем, что наряду с вещами, ценностями, деньгами и документами, находящимися при больных при их поступлении в учреждение здравоохранения, на данном счете можно учитывать и поступившие от пациентов медикаменты. В качестве первичного документа может использоваться Квитанция на прием вещей и ценностей от больного (форма 5-МЗ), форма которой утверждена приказом Минздрава СССР от 30.12.1987 N 1337 "Об утверждении специализированных форм первичного бухгалтерского учета для учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР".
Так, форма 5-МЗ применяется для учета вещей, ценностей и документов, принятых на хранение от больного, поступившего в лечебное учреждение. Бланки квитанций нумеруются типографским способом, принимаются на учет и хранятся как бланки строгой отчетности. Квитанции на прием вещей, ценностей и документов выписываются отдельно в трех экземплярах дежурной медицинской сестрой приемного отделения в присутствии больного или сопровождающего его лица. Первые экземпляры квитанций передаются вместе с вещами, ценностями и документами лицу, материально ответственному за их хранение, вторые - прилагаются к истории болезни или вручаются больному, третьи - остаются в квитанционной книжке.
Оформление поступивших в учреждение здравоохранения медикаментов
Документальное оформление поступивших в учреждение здравоохранения медикаментов от поставщиков осуществляется в соответствии с Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее - Инструкция N 747) и другими нормативными документами (табл. 1).
Порядок приемки поступающих медикаментов зависит, во-первых, от наличия аптеки в составе бюджетного учреждения здравоохранения (рис. 3), во-вторых, от канала приобретения медикамента (централизованно или напрямую от поставщика) (рис. 4), а в-третьих, от степени соответствия поступающих медикаментов по количеству и качеству.
При поступлении в аптеку лекарственных средств заведующий аптекой или уполномоченное лицо (рис. 3) проверяет соответствие количества и качества этих средств их данным, указанным в документах, правильность цен на единицу согласно действующим прейскурантам. После этого оно делает на счете поставщика надпись "Цены проверены, материальные ценности мною приняты" и ставит свою подпись.
Полученные и проверенные счета поставщиков заведующий аптекой записывает в Книгу регистрации счетов, поступивших в аптеку (ф. 6-МЗ), и передает их в бухгалтерию для оплаты.
В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (ф. 11-МЗ) с выделением в нем групп лекарственных средств в двух экземплярах, первый из которых подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию. После утверждения руководителем учреждения этот Отчет служит основанием для списания израсходованных за месяц лекарственных средств. Если аптека получает и отпускает лекарственные средства, предназначенные для клинических испытаний, исследований и научных (специальных) целей, то их стоимость указывается в Отчете по форме 11-МЗ как по приходу, так и по расходу отдельно в дополнительно вводимых для этого графах (п. 28 Инструкции по бюджетному учету).
/--------------------------\ /--------------------------------------------------\
| Аптека или поставщик | | Поставщик |
\--------------------------/ \--------------------------------------------------/
/------------+-------------\ /-----------------------+--------------------------\
|Медикаменты | Накладные | | Медикаменты |Сопроводительные документы|
| |(требования) | \-----------------------+--------------------------/
\------------+-------------/ /--------------------------------------------------\
/--------------------------\ | Зав. аптекой или уполномоченное лицо |
| Старшие медицинские | \--------------------------------------------------/
| сестры отделений | /--------------------------------------------------\
| (кабинетов), главные | |проверяет соответствие количества и качества их с|
| (старшие) медицинские | |данными, указанными в документах, правильность цен|
| сестры амбулаторно- | |на единицу указанных материальных ценностей |
| поликлинических | \--------------------------------------------------/
| учреждений по | /--------------------------------------------------\
| доверенности ф. М-2, | | Соответствует | Не соответствует |
| М-2а | | | (недостача, излишки, |
\--------------------------/ | |порча, и бой материальных |
/--------------------------\ | | ценностей) |
| проверяют соответствие | \--------------------------------------------------/
| количества и качества | /--------------------------------------------------\
| их с данными, указанными |\ | На счете поставщика | Комиссия, созданная по |
|в документах, правильность|| | делается запись "Цены | поручению руководителя |
| цен на единицу указанных || |проверены, материальные| учреждения, осуществляет |
| материальных ценностей || | ценности мною приняты | приемку поступивших |
\--------------------------/| | (подпись)" | материальных ценностей |
/--------------------------\| \--------------------------------------------------/
| Соответствует || /--------------------------------------------------\
\--------------------------/|/-| Книга регистрации |Составляется акт о приемке|-\
/--------------------------\|| | счетов поставщиков | | |
| расписываются на всех ||| | Ф. 6-МЗ | | |
| экземплярах накладных ||| \--------------------------------------------------/ |
| (требований) |\| /--------------------------------------------------\ |
\--------------------------/ | | Бухгалтерия | |
/----------------\ | \--------------------------------------------------/ |
| Бухгалтерия | | /--------------------------------------------------\ |
\----------------/ | | Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских | |
| | запасов в денежном (суммовом) выражении |-/
\-| форма (11-МЗ) |
Учреждение не имеет аптеки \--------------------------------------------------/
Учреждение имеет аптеку
Рис. 3. Схема документооборота по приемке поступающих медикаментов в учреждениях здравоохранения
Не имеющие своих аптек бюджетные учреждения здравоохранения получают лекарственные средства из хозрасчетных аптек в размере 10-дневной текущей потребности в них в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения и заведующим аптекой. Основанием для их отпуска служат требования-накладные (ф. 0315006), которые выписываются старшей медицинской сестрой каждого отделения (кабинета) учреждения по группам лекарственных средств в четырех экземплярах, два из которых поступают в учреждение и два остаются в аптеке.
Право на получение из аптеки лекарственных средств по Доверенности (ф. М-2, М-2а) имеют:
материально ответственные лица;
старшие медицинские сестры отделений (кабинетов);
главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений.
Срок действия выданной доверенности, как правило, устанавливается не более чем на текущий квартал.
Факт получения из хозрасчетной аптеки лекарственных средств подтверждается материально ответственными лицами распиской на всех экземплярах требования-накладной, однако на руки им передается только один экземпляр. Работник аптеки расписывается в выдаче лекарственных средств. Полученные из хозрасчетной аптеки лекарственные средства хранятся в отделениях (кабинетах) учреждения здравоохранения.
Запрещается получать и хранить лекарственные средства в отделениях (кабинетах) сверх текущей потребности, а также выписывать лекарственные средства из хозрасчетной аптеки по общим накладным (требованиям) для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замену этикеток и т.д. (п. 38 Инструкции N 747).
Приемка материальных ценностей по централизованному снабжению (централизованной поставке) (рис. 4) производится в установленном порядке с обязательным отражением в первичных документах поставщика дополнительных реквизитов: полного наименования государственного (муниципального) заказчика; наименования учреждения (грузополучателя), реквизитов государственного (муниципального) контакта, договора, по которому осуществляется централизованная поставка.
Учреждение (грузополучатель) по получении от вышестоящего учреждения - заказчика Извещения (ф. 0504805) в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей следит за их прибытием и сообщает вышестоящему учреждению - заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр Извещения (ф. 0504805). В случае неполучения материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, об этом сообщается вышестоящему учреждению - заказчику для принятия мер к розыску и доставке их адресату.
/----------------------------------------------------\ /-----------------------\
| Поставщик | | Учреждение-заказчик |-\
\----------------------------------------------------/ \-----------------------/ |
/-------------------------+--------------------------\ | |
| Медикаменты |Сопроводительные документы| /-----------------------\ |
\-------------------------+--------------------------/ |Извещение (ф. 0504805) | |
|------------------------------|о поставке (2 экз.) | |
/----------------------------------------------------\ \-----------------------/ |
| Зав. аптекой или уполномоченное лицо | |
\----------------------------------------------------/ |
/----------------------------------------------------\ |
| проверяет соответствие количества и качества их с | |
| данными, указанными в документах, правильность цен | |
| на единицу указанных материальных ценностей | |
\----------------------------------------------------/ |
/----------------------------------------------------\ |
| Соответствует | Не соответствует | |
| |(недостача, излишки, порча| |
| | и бой материальных | |
| | ценностей | |
\----------------------------------------------------/ |
/----------------------------------------------------\ /-----------------------\ |
| На счете поставщика | Комиссия, созданная по | |Извещение (ф. 0504805) | |
| делается запись "Цены | поручению руководителя | |о поставке (второй | |
| проверены, материальные | учреждения, осуществляет | |экземпляр); | |
| ценности мною приняты | приемку поступивших | |акт о приемке в случае |-/
| (подпись)" | материальных ценностей | |несоответствия |
\----------------------------------------------------/ |количеству и качеству |
/----------------------------------------------------\ \-----------------------/
|Книга регистрации счетов |Составляется акт о приемке| |
| поставщиков (ф. 6-МЗ) | | |
\----------------------------------------------------/ |
/----------------------------------------------------\ |
| Бухгалтерия |---------------/
\----------------------------------------------------/
Рис. 4. Схема документооборота по приемке поступающих медикаментов в учреждениях здравоохранения при централизованной поставке
Если при приемке медикаментов обнаружена недостача, излишки, порча или бой, то приемку лекарственных средств должна осуществлять созданная по поручению руководителя учреждения комиссия в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству в установленном порядке.
В состав комиссии обязательно включаются материально ответственные лица и представитель отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.
Комиссия составляет в двух экземплярах Акт о приемке материалов (форма М-7).
После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передаются:
один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей,
другой экземпляр - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
В случае централизованной поставки медикаментов расчеты по претензиям осуществляются вышестоящим учреждением - заказчиком, которое на сумму недостачи, порчи ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии их учреждением (грузополучателем), на основании актов, поступивших от учреждения (грузополучателя), производит запись:
Дебет 030222830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит соответствующего счета аналитического учета счета 030404340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов".
В бухгалтерском учете учреждения здравоохранения (грузополучателя) при централизованной поставке на соответствующих счетах (балансовых или забалансовых) будет отражено движение фактически полученных медикаментов.
Если учреждение здравоохранения приобретает медикаменты напрямую, то оно самостоятельно осуществляет расчеты с поставщиком по претензиям. В данном случае важную роль играют условия заключенного с поставщиком контракта.
В бухгалтерском учете делается запись:
Дебет 030222830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит 010501440 "Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств" на сумму претензии.
Н.Д. Смирнова,
канд. экон. наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Костромского государственного технологического университета
"Бухучет в здравоохранении", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в здравоохранении"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru