В каком порядке должен быть организован складской учет вещевого имущества в учреждениях системы МВД?
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). В частности, порядок вещевого обеспечения сотрудников ОВД определен Постановлением Правительства РФ N 789*(1) и Приказом МВД РФ N 1250*(2). Однако данными нормативными актами не прописан порядок организации учета вещевого имущества на складе.
По мнению автора, если на федеральном уровне в отношении какого либо силового ведомства не разработан нормативный акт (например, по складскому учету вещевого имущества), учреждения, подведомственные такому ведомству, могут разработать свое положение, согласовав его с главным распорядителем и утвердив в учетной политике.
Предлагаем рассмотреть несколько других ведомственных документов, которые регламентируют складской учет вещевого имущества и которые могут сориентировать, в каком направлении он должен осуществляться.
ФСКН
Приказом ФСКН РФ от 11.02.2005 N 37 утверждено Положение о порядке вещевого обеспечения сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - Положение N 37). Согласно п. 31 данного положения все вещевое имущество независимо от источников поступления и способов его приобретения подлежит учету в подразделениях материально-технического обеспечения. Рассмотрим это положение.
Организация учета. Учет вещевого имущества в подразделениях материально-технического обеспечения органов наркоконтроля организуется начальником данного подразделения. Он же совместно с лицом, ведущим учет, несет ответственность за правильное оформление, ведение и хранение учетных документов. Учет ведется в количественном выражении.
Прием вещевого имущества. Начальник (заведующий, кладовщик) склада после приема и оприходования имущества обязан передать приходные документы в подразделение материально-технического обеспечения. Затем информация о приеме вещевого имущества направляется в Управление материально-технического обеспечения Департамента тылового обеспечения ФСКН*(3) (далее - Управление МТО). При несоответствии фактического количества и качества материальных средств данным сопроводительных документов, а также при их отсутствии составляются и направляются акты приема установленной формы.
Отпуск вещевого имущества. Основанием для отпуска вещевого имущества являются (п. 36 Положения N 37):
- со складов Управления МТО - наряды, накладные и раздаточные ведомости, выписываемые Управлением МТО;
- со складов подразделений материально-технического обеспечения территориальных органов (организаций) ФСКН (далее - подразделения МТО) - накладные и раздаточные ведомости, выписываемые их подразделениями МТО.
Вещевое имущество, выданное сотрудникам, списывается с учета склада подразделения МТО прямым расходом (за исключением инвентарного имущества) и записывается в карточки учета материальных средств личного пользования (ее форма приведена в приложении 5 к Положению N 37).
Сдача сотрудниками инвентарного вещевого имущества на склад должна оформляться накладными, а массовая сдача - сдаточными ведомостями.
При выписке в течение дня большого количества приходных и расходных документов записи в книгах и карточках учета разрешается производить по сводным ведомостям, которые составляются в одном экземпляре отдельно на приходные и расходные документы и подписываются лицом, ведущим учет.
Передача вещевого имущества из одного органа наркоконтроля в другой, а также сдача имущества на склады Управления МТО производится по нарядам или накладным по указанию Управления МТО.
Учреждения Минюста
Особенности ведения учета и отчетности вещевого имущества в учреждениях и органах Минюста прописаны в разд. 5 Положения об обеспечении форменной одеждой работников центрального аппарата, органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, имеющих классные чины, утвержденного Приказом Минюста РФ от 19.12.2001 N 335 (далее - Положение N 335).
Учет форменной одежды заключается в законном оформлении оправдательными документами, правильных и своевременных записях в книгах и карточках учета всех операций по движению и качественному состоянию вещевого имущества, поступающего на обеспечение органов.
Учитывается вся форменная одежда независимо от источников поступления и способов приобретения. Учет организует непосредственно руководитель территориального органа Минюста, и осуществляет уполномоченное должностное лицо, ведущее учет в количественном и стоимостном выражении.
Контроль за поступлением и оприходованием вещевого имущества производится руководителем территориального органа Минюста.
Документальное оформление складского учета. Учет вещевого имущества в территориальных органах Минюста ведется по установленным формам, которые приведены в приложении к Положению N 335.
При использовании программного обеспечения допускается ведение учетных регистров на иных формах при соблюдении и наличии всех необходимых показателей, присутствующих в данных формах.
Учет форменной одежды, а также тканей и готовых предметов форменной одежды работников, которые учитываются по книге учета, у уполномоченного должностного лица территориального органа Минюста ведется в целом за орган и отдельно по подразделениям в книге учета.
На складе территориального органа Минюста учет вещевого имущества ведется в карточках учета. При небольшом движении вещевого имущества разрешается вместо карточек учета вести на складах книгу учета вещевого имущества.
Учет вещевого имущества в подразделениях (объектах) территориального органа Минюста ведется в книге учета.
В книгах и карточках учета на первое число отчетной даты, а также при инвентаризации и передаче должности материально ответственными лицами выводятся остатки вещевого имущества.
Книги учета ведутся до полного их использования. Карточки учета вещевого имущества, как правило, ведутся в течение года.
Сверка основного учета ответственного должностного лица с учетом склада и подразделений производится не реже одного раза в квартал, о чем в книгах (карточках) учета производятся соответствующие отметки.
Поступление вещевого имущества. Получение предметов форменной одежды производится уполномоченным должностным лицом территориального органа Минюста по предъявлении им доверенности.
Имущество на склад территориального органа Минюста принимается только на основании сопроводительных документов (актов приема, нарядов, накладных, сдаточных ведомостей). При этом материально ответственное лицо приходует поступившее имущество по фактически принятому количеству и качеству, определяемому по явным признакам, затем оно обязано передать приходные документы ответственному должностному лицу территориального органа Минюста.
У ответственного должностного лица территориального органа Минюста поступившее имущество приходуется по книгам (карточкам) учета в количестве, указанном в представленных документах. Выявленные излишки приходуются по книгам (карточкам) основного учета.
Недостачи и потери вещевого имущества, выявленные при поступлении грузов от поставщиков (грузоотправителей), зафиксированные в акте приема, списываются по книгам (карточкам) основного учета и записываются в книгу учета претензий и судебно-арбитражных дел.
Недостачи и потери, выявленные при получении вещевого имущества через приемщиков территориальных органов Минюста (то есть когда эти приемщики получили вещевое имущество, но не сдали по количеству и качеству, указанным в документах), учитываются в книге учета недостач и потерь материальных средств.
Решение о внесении недостач и потерь, выявленных при приеме грузов от поставщиков (грузоотправителей) и приемщиков, в книгу учета недостач и потерь принимается руководителем территориального органа Минюста на основании материалов служебного расследования.
Закупленные по безналичному (наличному) расчету предметы форменной одежды принимаются и приходуются по накладным, выписываемым в хозяйственном подразделении территориального органа Минюста на основании оплаченных счетов (товарных чеков).
Выбытие со склада имущества. Основанием для отпуска форменной одежды являются:
- со склада Департамента материально-технического обеспечения - разнарядки и наряды, утверждаемые Департаментом материально-технического обеспечения Минюста;
- со склада хозяйственного подразделения территориального органа Минюста - накладные, выписываемые ответственными должностными лицами.
Накладные на отпуск (прием) имущества со склада территориального органа Минюста в свои структурные подразделения и наоборот выписываются в двух экземплярах: один экземпляр накладной с отметками об отпущенном (принятом) имуществе выдается на руки получателю (сдатчику), по другому материально ответственное лицо списывает (приходует) имущество по книге (карточке) учета и сдает его ответственному должностному лицу по книге регистрации учетных документов.
Выдача работникам форменной одежды со склада территориального органа Минюста производится по накладным, а при массовой выдаче - по раздаточным ведомостям. Накладные выписываются в одном экземпляре и выдаются под расписку в книге регистрации учетных документов.
Форменная одежда, выданная работникам, записывается в карточку учета материальных средств личного пользования, а по книгам (карточкам) основного учета материальных средств - списывается прямым расходом.
При выписке в течение дня большого количества приходных и расходных документов записи в книгах и карточках учета разрешается производить по сводным ведомостям.
Сводные документы составляются в одном экземпляре отдельно на приходные и расходные документы и подписываются лицами, осуществляющими контроль за обеспечением форменной одеждой и ведущими учет.
Передача вещевого имущества. Передача форменной одежды из одного структурного подразделения территориального органа Минюста в другое в пределах соответствующего территориального органа министерства производится по распоряжению руководителя территориального органа. Передача оформляется накладными, выписываемыми ответственным должностным лицом территориального органа Минюста в трех экземплярах: первый остается у ответственного должностного лица, второй - у лица, сдающего вещевое имущество, третий - у лица, принимающего имущество.
Передача форменной одежды из одного территориального органа Минюста в другой производится по нарядам или указаниям вышестоящего довольствующего органа.
При передаче форменной одежды из одного территориального органа Минюста в другой оформляется накладная в трех экземплярах (по одному экземпляру территориальным органам Минюста и один вышестоящему довольствующему органу).
Материально ответственное лицо (начальник склада, заведующий складом, кладовщик) делает отметку во всех экземплярах накладных о количестве и категории выданного имущества, проставляет дату выдачи и передает накладную под роспись получателю имущества (сдатчику, сопровождающему), после чего списывает имущество в расход по книге (карточкам) учета и передает все экземпляры накладной ответственному должностному лицу территориального органа Минюста. Экземпляры накладных, передаваемые представителю принимающего территориального органа Минюста и выписываемые для отправления в довольствующий орган, заверяются штампом "для внутренних хозяйственных документов" территориального органа, отпустившего вещевое имущество.
О. Заболонкова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 августа 2010 г.
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 N 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы".
*(2) Приказ МВД РФ от 30.12.2007 N 1250 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 789".
*(3) Вещевое обеспечение территориальных органов (организаций) ФСКН осуществляется подразделениями материально-технического обеспечения этих органов ФСКН - Управлением материально-технического обеспечения Департамента тылового обеспечения ФСКН.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"