Современные проблемы оплаты труда в российской экономике
Вывод экономики страны на рельсы устойчивого развития связан прежде всего с развитием производства. Решение этой проблемы зависит от уровня заинтересованности непосредственного работника в высокопроизводительном труде на основе обеспечения органической зависимости размеров дохода от фактического личного трудового вклада, доли его участия в собственности, а также от конечных результатов работы предприятия и достижения макроэкономических показателей.
Однако в экономической литературе, научных исследованиях и особенно в публикациях последних лет иногда преобладает односторонний подход к анализу проблем формирования доходов работника. В условиях перехода к рынку и его развития чаще заостряют и критикуют лишь одну сторону этого сложного вопроса - низкий уровень доходов населения. При этом приводятся соответствующие сопоставления с индустриально развитыми странами. Вместе с тем данная проблема носит двойственный характер. С одной стороны, доходы работника - это источник удовлетворения его потребностей, повышения качества жизни. Но с другой - это и средство развития производства, которое "работает" за счет тесной взаимосвязи размеров доходов работников с количеством и качеством их труда и результативностью производства. Обеспечить эту взаимосвязь на практике - значит сделать доходы работников и механизм их формирования мощным стимулом общественного прогресса.
Пока в организации материального стимулирования не удается решить эту проблему. Размеры так называемых традиционных (заработной платы, премий, доплат, надбавок) и новых видов доходов работников, появившихся в связи с развитием многообразия форм собственности, современных методов хозяйствования и с переходом к рыночным отношениям (доходов от собственности, дивидендов от акций, пособий, выплат, компенсации и т.д.), слабо зависят от результатов их работы, итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и эффективности общественного производства.
В частности, за последние годы в значительной мере утратила свою стимулирующую роль заработная плата, которая является основной частью совокупного дохода работника. В существующих формах она не заинтересовывает работников в росте качества продукции, экономии ресурсов, максимальной реализации своих потенциальных физических и интеллектуальных способностей, а трудовые коллективы - в использовании внутренних резервов производства. Это положение обусловлено слабой взаимосвязью уровня оплаты труда с его результативностью, уравнительностью в распределении, необоснованностью в дифференциации доходов от трудовой деятельности рабочих и специалистов, работников разной квалификации. Заработная плата и ее изменения реагируют в большей мере только на динамику цен и практически далеко не всегда связаны с производственными показателями.
Традиционно действующая тарифная система и ключевые элементы ее организации в виде гарантированных ставок и должностных окладов пришли в противоречие с новыми рыночными условиями хозяйствования и не только не выполняют стимулирующую роль в повышении результативности труда и производства, но и сдерживают эти процессы. Различного рода премии, доплаты и надбавки превратились, по сути, в механическую прибавку к тарифным ставкам и окладам, не связанную, как правило, с результатами трудовой и производственной деятельности.
Дополнительным импульсом заинтересованности работников в высокоэффективном труде может и должна стать интеграция распределения по труду и собственности. Однако неотработанность в настоящее время механизма распределения по собственности ведет к деформации структуры общего дохода работника. В значительной мере падает стимулирующая роль номинальных и реальных доходов работников в результате негативных последствий, связанных с инфляцией, ростом цен на товары и услуги, распространением "теневых" зарплат и т.д., а также недостатков в организации финансово-кредитной и особенно налоговой системы.
Все это требует научного поиска и обоснований современных методологических подходов к формированию и реализации новой политики доходов населения, в обеспечении взаимозависимости заработной платы работника и его личного трудового вклада, конечных результатов работы предприятия и результативности общественного производства. На этой основе, используя передовой отечественный и зарубежный опыт, необходимы разработки нестандартных, действенных систем стимулирования, способных на практике заинтересовать человека в высокопроизводительной работе, гармонизации личных, коллективных и общественных интересов, эффективном сочетании распределения по труду и собственности, и гибко реагировать на инфляционные и другие негативные процессы, имеющие место в условиях рыночных отношений, что в конечном счете призвано способствовать развитию производства и повышению уровня жизни населения.
Оплата труда - не только средство для воспроизводства работников, но и мощный ресурс развития экономики и экономического роста - увеличения объемов производства, роста ВРП, удвоения ВВП и т.д.; ключевое значение оплата труда имеет в решении приоритетных социальных проблем.
Основные проблемы в оплате труда и стратегия их решения в современной России
Это один из центральных вопросов. Ниже приводится перечень наиболее острых, по мнению автора, проблем в оплате труда, формулируются задачи, некоторые механизмы их решения.
1. Низкая воспроизводственная функция оплаты труда (МРОТ составляет примерно 60% от физического ПМ, 20% бедных и т.д.).
Задачи:
- увеличение МРОТ до ПМ;
- обоснование механизма формирования ФОТ как конкретной доли (50-70%) от доходов предприятий;
- разработка положения об оплате труда в отраслях бюджетной сферы (взамен ETC).
Решения:
- подготовка соответствующего раздела Концепции государственной социальной политики;
- реализация статей ТК РФ;
- подготовка Концепции федерального законопроекта "Оплата труда в Российской Федерации".
2. Вялая стимулирующая функция оплаты труда (50% работников не в полной мере реализуют свой потенциал).
Задачи:
- обоснование первостепенной роли организации оплаты труда;
- формирование банка современных мотивационных моделей, форм и систем оплаты труда.
Решения:
- подготовка соответствующего раздела Концепции государственной и социальной политики;
- подготовка Концепции федерального законопроекта "Оплата труда в Российской Федерации".
3. Задержки с выплатой заработной платы (от месяца до года).
Задача:
- не допускать несвоевременных выплат заработной платы, рассматривая это явление как ЧП.
Решения:
- подготовка соответствующего раздела Концепции государственной и социальной политики;
- реализация соответствующих статей ТК РФ;
- пункты в коллективных договорах и т.д.
4. Низкая доля зарплаты в общем доходе работника (менее 60% без учета "теневой" зарплаты) и ВВП (на уровне 30%).
Задачи:
- регулирование структуры доходов работников, не допускающее доли зарплаты ниже 60-70% (зарубежные стандарты);
- повышение размеров оплаты труда, включая МРОТ.
Решения:
- подготовка соответствующего раздела Концепции государственной и социальной политики;
- подготовка Концепции федерального законопроекта "Оплата труда в Российской Федерации".
5. Необоснованно высокая дифференциация оплаты труда - 1:30 (в зависимости прежде всего от формы собственности, отраслевой принадлежности организации и региональных особенностей).
Задача:
- обеспечение равной оплаты за равный труд в процессе ее регулирования на корпоративном, региональном и федеральном уровнях (опыт Швеции - "солидарная" заработная плата, Японии - 1:3 и др. стран).
Решение:
- соответствующие нормы в положениях об оплате труда на предприятиях, решениях РТК, федеральном законопроекте "Оплата труда в Российской Федерации".
6. Дисбаланс интересов наемных работников и работодателей по вопросам начисления и распределения заработной платы.
Задача:
- гармонизация интересов субъектов социального партнерства, включая государство, в процессе формирования ФОТ предприятий и начисления заработной платы.
Решение:
- обоснование механизмов формирования ФОТ и современных моделей оплаты труда, учитывающих квалификацию и фактическую результативность труда персонала, конечные результаты работы предприятий ("плавающие оклады", ВСО-ТэРКа и др.).
7. Отсутствие банка современных мотивационных форм, систем и моделей оплаты труда для предприятий реального сектора экономики.
Задачи:
- обоснование методик разработки и внедрения новых эффективных систем мотивации труда, в том числе ВСОТэРКа;
- формирование банка зарубежных и отечественных моделей оплаты труда.
Решение:
- соответствующие статьи в федеральном законопроекте "Оплата труда в Российской Федерации". Уточнение и дополнение некоторых статей ТК РФ.
8. Слабая зависимость оплаты труда работников бюджетной сферы от фактической результативности их труда.
Задача:
- разработка отраслевых систем оплаты труда (взамен ETC) с использованием "вилок" соотношений в оплате труда разного качества.
Решение:
- соответствующие статьи в федеральном законопроекте "Оплата труда в Российской Федерации", уточнение и дополнение некоторых статей ТК РФ.
9. Отсутствие зависимости размеров вознаграждения государственных служащих, руководителей органов власти и управления от конечных результатов их работы.
Задача:
- разработка механизмов взаимосвязи размеров вознаграждения руководителей властных структур с конечными результатами их деятельности.
Решение:
- подготовка специального Указа Президента РФ или соответствующих статей в федеральном законопроекте "Оплата труда в Российской Федерации".
10. Поверхностное определение (понимание) сущности и содержания заработной платы и оплаты труда (вознаграждение за труд - в законах, учебниках и т.д.).
Задача:
Показать реальную суть оплаты труда как цены рабочей силы и основной части фонда жизненных средств работника, зависящей от количества и качества его труда и конечных результатов работы организации.
Решение:
- обоснование необходимости приводить в законах, учебной литературе не только правовые аспекты понимания заработной платы, но и ее социально-экономические свойства.
Н. Волгин,
доктор экономических наук
"Нормирование и оплата труда в строительстве", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15424 от 9 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru