Итоги реализации налоговой политики
Налог на прибыль организаций
1. В НК РФ внесены изменения, направленные на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
Глава 25 НК РФ дополнена новой статьей, устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении операций займа ценными бумагами, в том числе по займам, срок возврата по которым не определен или определен моментом востребования. Данная статья предусматривает правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком.
Кроме того, урегулирован порядок удержания налога на прибыль организаций с доходов, перечисляемых организации-нерезиденту в рамках договора РЕПО, договора займа ценными бумагами или договора доверительного управления имуществом. Так, если сделка РЕПО или займа ценными бумагами заключается между иностранной организацией (продавец по первой части РЕПО либо заимодавец) и российской организацией (покупатель по первой части РЕПО либо заемщик) и в период, когда акции находятся у российской организации, происходит выплата дивидендов, предусмотрена норма, согласно которой российская организация признается налоговым агентом, обязанным удержать налог на дивиденды, не удержанный у источника выплаты дивидендов или удержанный не в полной сумме.
В НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Ранее НК РФ под операцией РЕПО понимал две заключаемые одновременно взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг того же выпуска в том же количестве, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим договором (договорами). Таким образом, операциями РЕПО НК РФ признавал только операции с эмиссионными ценными бумагами.
В настоящее время объектом договора РЕПО могут выступать не только эмиссионные ценные бумаги российского эмитента, но и инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет российская управляющая компания, акции или облигации иностранного эмитента и ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права в отношении ценных бумаг российского и (или) иностранного эмитента. Такие меры позволят создать дополнительный инструмент привлечения финансирования из-за рубежа.
Предусмотрена возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными признаются требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.
Еще до внесения изменений в НК РФ данная возможность была, по сути, закреплена в Письме Минфина России от 18.09.2008 г. N 03-03-06/4/63. А в Письме от 18.12.2007 г. N 03-03-05/272 Минфин уточнял, что обязательства по операции РЕПО без ее переквалификации могут быть прекращены зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств, оформлены в установленном порядке. Такой взаимозачет может быть осуществлен с использованием общепризнанных электронных систем Bloomberg, Europay, Reuters, SWIFT и др.
Уточнены правила определения рыночных цен ценных бумаг для налога на прибыль организаций. При этом срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, сокращен с 12 месяцев до 90 дней. Это связано с нестабильностью на финансовых рынках, выражающейся в значительных изменениях цен на ценные бумаги за сравнительно небольшой отрезок времени.
Внесены изменения, предусматривающие, что рыночная цена ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, с 2010 года может определяться только на основании расчетной цены ценных бумаг. При этом использование метода цены аналогичных (идентичных, однородных) ценных бумаг для определения их рыночной цены исключено из НК РФ, поскольку из-за уникальности каждой ценной бумаги невозможно применить данный критерий.
Также предусмотрено, что с 1 января 2011 г. порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Минфином России.
До утверждения данного порядка расчетная цена не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг может определяться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством РФ. Для определения расчетной цены долговых ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, может быть использована ставка рефинансирования ЦБ РФ. Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также методы оценки расчетной цены таких ценных бумаг (если оценка расчетной цены осуществляется налогоплательщиком самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике налогоплательщика.
Установлены особенности порядка налогообложения прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под клиринговой деятельностью понимается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
Кроме того, изменен механизм налогообложения прибыли по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. В частности, налогоплательщикам, осуществляющим дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, предоставлено право учитывать убытки, полученные по внебиржевым срочным сделкам, при определении основной налоговой базы по налогу на прибыль организаций; отменена текущая переоценка требований (обязательств) по финансовым инструментам срочных сделок; установлено, что премия по опционному контракту признается в составе расходов единовременно на дату осуществления расчетов по опционной премии, независимо от того, исполнен или не исполнен опционный контракт, а также независимо от вида базисного актива.
В соответствии с международной практикой налогообложения, а также в целях сближения бухгалтерского и налогового учета, из НК РФ исключен метод оценки ценных бумаг по стоимости последних приобретений (ЛИФО).
2. Уточнен порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. С 2010 года при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков - получателей дивидендов.
3. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета отменена переоценка полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте, в налоговом учете.
Ранее организации, ведущие учет доходов и расходов по методу начисления, сталкивались с проблемой, связанной с различиями ведения налогового и бухгалтерского учета порядка переоценки сумм авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте.
Так, согласно п. 9 Приказа Минфина России от 27.11.2006 г. N 154н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" суммы полученных и выданных авансов, задатков принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой указанные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету.
В то же время в налоговом учете на основании п. 8 ст. 271 НК РФ доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего дохода.
А согласно п. 10 ст. 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего расхода.
Как указывал Минфин России в Письмах от 13.04.2009 г. N 03-03-06/1/234, от 06.04.2009 г. N 03-05-05-01/22, в случае предварительной оплаты товара в иностранной валюте у организации-продавца возникает курсовая разница между оплаченной стоимостью товара по курсу ЦБ РФ на дату получения аванса и доходом от реализации, определенным по курсу ЦБ РФ на дату реализации (в части, приходящейся на предварительную оплату). В соответствии с п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ указанные курсовые разницы, учитываемые в составе внереализационных доходов (расходов), подлежат признанию на дату перехода права собственности при совершении операций с имуществом в виде валютных ценностей, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
В настоящее время доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления определяются по курсу ЦБ РФ, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).
Налог на добавленную стоимость
Установлен заявительный порядок возмещения НДС, представляющий собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей.
Кроме того, право на применение заявительного порядка возмещения НДС получили налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично.
В НК РФ были внесены изменения, устраняющие неблагоприятные последствия при незначительных нарушениях правил заполнения счетов-фактур. Так, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, более не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
Таким образом, в настоящее время неправильное указание, например, адреса, почтового индекса, ИНН, КПП организационно-правовой формы, технические ошибки в наименовании продавца или покупателя не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, если при этом остальные требования, установленные для применения налоговых вычетов, соблюдены.
В целях уточнения порядка обложения НДС операций по реализации финансовых инструментов срочных сделок установлены особенности определения налоговой базы по этому налогу для финансовых инструментов срочных сделок, заключаемых на бирже.
В качестве меры, направленной на совершенствование налогообложения операций, связанных с эксплуатацией жилого фонда, уточнен порядок применения НДС управляющими организациями и товариществами собственников жилья (ТСЖ).
Поскольку коммунальные услуги, реализуемые управляющими компаниями и ТСЖ, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, от обложения НДС не освобождены, а управляющие организации и ТСЖ являются по существу сборщиками платы за коммунальные услуги, с 1 января 2010 г. предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения коммунальных услуг, в том числе с НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, освобождено от обложения НДС.
Аналогичный порядок применения освобождения от обложения НДС установлен по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, с 1 января 2010 г. в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Акцизное налогообложение
В 2009 году были приняты изменения в НК РФ, предусматривающие ежегодную индексацию ставок акцизов в 2010-2012 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию.
Кроме того, впервые с 2005 года были индексированы ставки акциза в отношении нефтепродуктов.
Были внесены изменения и в соответствующую главу НК РФ, позволяющие предотвратить применение различных схем по уклонению от уплаты акцизов на алкогольную продукцию за счет ограничения права на налоговые вычеты в случае использования в качестве сырья при производстве крепкого алкоголя спиртосодержащей продукции вместо спирта.
Суть этих схем заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве сырья для производства такой продукции не спирт этиловый, а спиртосодержащую продукцию. При этом плательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. Таким образом, неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, являлась причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджета.
Для решения данной проблемы были внесены уточнения, предусматривающие, что при исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, на дату приобретения подакцизного товара, использованного в качестве сырья.
Налог на доходы физических лиц
В положения НК РФ, регулирующие налог на доходы физических лиц, были внесены следующие изменения.
Упрощена форма предоставления освобождения от налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Ранее при продаже такого имущества налогоплательщику предоставлялся имущественный налоговый вычет в размере доходов, полученных от продажи имущества, что, по сути, приводило к освобождению от налогообложения полученных доходов. Однако для получения такого освобождения налогоплательщики были обязаны представить налоговую декларацию, а также заявление на предоставление имущественного налогового вычета. В настоящее время указанные доходы не подлежат обложению НДФЛ.
Одновременно с этим для упрощения декларирования доходов физическими лицами в НК РФ были внесены изменения, позволяющие не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов.
Таким образом, с учетом внесенных изменений уже в 2010 году налогоплательщики, получившие доход от реализации в 2009 году имущества, которое находилось в их собственности более трех лет (например, автомобили, квартиры, иное имущество), не будут обязаны представлять налоговую декларацию.
Кроме того, в НК РФ были внесены изменения, направленные на оптимизацию порядка налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.
В частности, был уточнен перечень расходов и порядок исчисления налоговой базы физических лиц по таким операциям, в том числе по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, полученными в результате обмена (конвертации), в порядке наследования и дарения, а также по операциям, осуществляемым в пользу физического лица доверительным управляющим.
Уточнения коснулись также порядка налогообложения доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды при совершении операций с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов.
Еще одним существенным изменением стала возможность переноса на будущие периоды убытков, полученных физическими лицами в результате совершения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.
Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
Для снижения налоговой нагрузки для малого бизнеса, а также в качестве антикризисной меры были внесены изменения в НК РФ, которые привели к расширению возможностей по применению упрощенной системы налогообложения (УСН).
Так, для организаций увеличен с 15 до 45 миллионов рублей предельный размер доходов, дающих право для перехода на УСН по итогам девяти месяцев того года, в котором подается соответствующее заявление.
Размер ограничения по доходам налогоплательщиков (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей), превышение которого за налоговый период (календарный год) влечет утрату права применения упрощенной системы, увеличен начиная с итогов отчетного (налогового) периода за 2010 год с 20 до 60 миллионов рублей.
Также в 2009 году был уточнен ряд положений УСН на основе патента.
Было урегулировано противоречие, возникающее в связи с тем, что с 1 января 2009 г. действовала норма, согласно которой при применении УСН на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек. Однако при этом положение, согласно которому индивидуальный предприниматель теряет право на применение УСН на основе патента в периоде, на который был выдан патент в случае привлечения наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера), было исключено только Федеральным законом от 17.07.2009 г. N 165-ФЗ.
Тем же Законом было исключено такое основание для утраты индивидуальным предпринимателем права применять УСН на основе патента, как осуществление вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта РФ. Исключение данного основания связано с тем, что НК РФ не запрещает индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН на основе патента, заниматься другими видами предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках иных налоговых режимов.
Помимо перечисленных изменений был расширен перечень видов предпринимательской деятельности, осуществление которой позволяет применять УСН на основе патента, а также были уточнены сроки, за которые производится пересчет годовой стоимости патента в соответствии с продолжительностью того периода, на который этот патент был выдан.
Единый социальный налог
Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" единый социальный налог отменен.
Государственная пошлина
Были упорядочены перечни юридически значимых действий, при совершении которых взимается государственная пошлина, а также проиндексированы ставки государственной пошлины, установленные НК РФ, в среднем в два раза.
Транспортный налог
В целях повышения налоговой автономии органов государственной власти субъектов РФ, а также создания условий для повышения доходов региональных бюджетов, принят Федеральный закон от 28.11.2009 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", расширяющий с 1 января 2010 г. диапазон возможных ставок транспортного налога, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ.
Так, начиная с 2010 года средние ставки транспортного налога, установленные НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 10 раз (ранее указанные ставки могли быть изменены не более чем в пять раз).
Ю. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Аудит и налогообложение", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720