По какому основанию может наступить административная ответственность для организации, распространяющей рекламную информацию о производимых и реализуемых ею товарах на одной опоре со знаком дорожного движения, со стрелкой, указывающей маршрут проезда?
На основании части 1 ст. 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.3 КоАП РФ и частью 2 ст. 14.33 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 до 20 рублей; на юридических лиц - от 100 до 500 рублей.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - Закон N 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 40 до 500 тысяч рублей.
Согласно п. 3 части 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
В силу ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) целями Закона N 165-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как указано в части 1 ст. 3 Закона N 135-ФЗ, данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Исходя из п. 9 ст. 4 Закона N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 20.03.2008 г. N А36-2266/2007 указал, что, разместив рекламную информацию на одной опоре со знаками дорожного движения, организация получила преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые работают на данном рынке. Суд отказал в удовлетворении требования организации о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа о наложении штрафа, предусмотренного частью 1 ст. 14.33 КоАП РФ.
Учитывая данную позицию суда, а также то, что в части 1 ст. 14.33 КоАП РФ указано на исключение случаев, предусмотренных ст. 14.3 КоАП РФ, можно сделать вывод, что административная ответственность для организации, распространяющей рекламную информацию о производимых и реализуемых ею товарах, на одной опоре со знаком дорожного движения, со стрелкой, указывающей маршрут проезда, может наступать именно по части 1 ст. 14.33 КоАП РФ, а не ст. 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 380-ФЗ), если имеются доказательства того, что организация получила преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые работают на данном рынке.
Законом N 380-ФЗ в положения КоАП РФ внесены изменения. В частности, ст. 14.3 КоАП РФ изложена в новой редакции, а глава 14 КоАП РФ дополнена новой ст. 14.38.
Согласно части 1 ст. 14.38 КоАП РФ (в редакции Закона N 380-ФЗ) размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 10 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3 Закона N 380-ФЗ данный Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 30.12.2009 г.).
Следует отметить, что Законом N 380-ФЗ изменения в часть 1 ст. 14.33 КоАП РФ не внесены, не добавлено указание на то, что ответственность по данному основанию не наступает, если действия содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.38 КоАП РФ.
При этом в части 1 ст. 14.38 КоАП РФ (в редакции Закона N 380-ФЗ) прямо указано, что административная ответственность наступает за размещение рекламы на опоре знака дорожного движения.
Таким образом, административная ответственность для организации, распространяющей рекламную информацию о производимых и реализуемых ею товарах, на одной опоре со знаком дорожного движения, со стрелкой, указывающей маршрут проезда. может наступить:
до 31.03.2010 г. - по части 1 ст. 14.33 КоАП РФ, если имеются доказательства того, что организация получила преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые работают на данном рынке;
после 31.03.2010 г. - по части 1 ст. 14.38 КоАП РФ, а также по части 1 ст. 14.33 КоАП РФ, если имеются доказательства того, что организация получила преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые работают на данном рынке (то есть организация может быть привлечена по двум разным основаниям).
Специалисты центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения (ЦМБН)
1 августа 2010 г.
"Аудит и налогообложение", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720