Микрофинансирование
Нужно развивать систему микрофинансирования.
Она в некоторых странах себя хорошо зарекомендовала,
и даже Нобелевские премии за это кто-то получил.
В.В. Путин
2 июля 2010 года Президент России Д. Медведев подписал Федеральный закон N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ)*(1). Данный документ устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности (МФД), порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций (МФО). Кроме того, он определяет размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности.
Рассмотрим положения Закона N 151-ФЗ подробнее: кроме новизны вопроса, значим и тот факт, что данный закон можно считать серьезным шагом со стороны государства, направленным на содействие формированию и развитию микрофинансирования (МФ) в России.
Как было и как стало
Первый шаг со стороны государства, направленный на развитие микрофинансирования в России, выразился в принятии Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации". Именно он регламентировал деятельность кредитных кооперативов (несмотря на то, что МФО в России, как и во всем мире, представлены многочисленными организационно-правовыми формами, основными коммерческими представителями МФ являются кредитные кооперативы).
К сведению. Вся отрасль микрофинансирования выросла из микрокредитования. В 1976 году профессор Мухаммед Юнус основал банк "Грамин" (англ. "Grameen Bank"), который занимался выдачей микрокредитов бедным бангладешцам. Этот год следует считать годом рождения микрофинансирования. Значительно позже появились другие финансовые услуги для бедных людей (микрострахование, микровклады и т.п.)*(2).
Ранее считалось, что МФ (англ. microfinance) - это финансовая отрасль, занимающаяся предоставлением базовых финансовых услуг бедным людям, которые не могут претендовать на обычные финансовые услуги. Ключевая часть МФ - микрокредитование (предоставление кредитов микропредпринимателям, которые слишком бедны, чтобы претендовать на традиционные банковские кредиты)*(3).
С появлением Закона N 151-ФЗ понятия несколько изменились, законодатели перенесли акценты, расширили смысл - и в результате под микрофинансовой деятельностью стали понимать деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовых организаций, а также иных юрлиц, имеющих право на осуществление МФД по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).
МФО - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее МФ и внесенное в государственный реестр МФО.
Микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей 1 млн. руб. (ст. 2 Закона N 151-ФЗ).
Ведение государственного реестра МФО
Любые действия со сведениями о юридическом лице, будь то внесение, или отказ во внесении в государственный реестр МФО, или исключение из него, осуществляются уполномоченным органом*(4), он же устанавливает порядок ведения реестра.
К сведению. Государственный реестр МФО ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствиях в их записях приоритет имеют записи на бумажных носителях (п. 3 ст. 4 Закона N 151-ФЗ).
За внесение сведений в государственный реестр МФО взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 6 ст. 4 Закона N 151-ФЗ).
Юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус МФО со дня внесения сведений о нем в государственный реестр МФО и утрачивает статус МФО со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
Разумеется, внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО осуществляется после его государственной регистрации в качестве юрлица.
Обратите внимание! Сведения, содержащиеся в государственном реестре МФО, являются открытыми и общедоступными. Юридическое лицо, включенное в государственный реестр МФО, обязано информировать уполномоченный орган об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение 30 дней со дня госрегистрации этих изменений в установленном порядке.
Для того чтобы сведения о юрлице были внесены в государственный реестр МФО*(5), в уполномоченный орган необходимо представить следующие документы и сведения:
- заявление о внесении сведений о юрлице в государственный реестр МФО, подписанное руководителем юрлица или уполномоченным им лицом (далее - заявитель), с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов заявителя;
- копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, учредительных документов, решения о создании юрлица и об утверждении его учредительных документов, решения об избрании (о назначении) органов управления с указанием их состава на день представления документов в уполномоченный орган;
- сведения об учредителях юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом; об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юрлица;
- выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего правовой статус учредителя - иностранного юридического лица (для юрлиц с иностранными учредителями)*(6) (ст. 5 Закона N 151-ФЗ).
Обратите внимание! Ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением юрлиц, включенных в государственный реестр МФО, не может использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая организация".
Могут, кстати, и отказать...
Во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО может быть отказано в случае:
- несоответствия документов требованиям;
- представления неполного комплекта документов либо документов, содержащих недостоверную информацию;
- исключения сведений о данном юридическом лице из государственного реестра МФО на основании решения уполномоченного органа в случае неоднократного нарушения МФО Закона N 151-ФЗ в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений в государственный реестр МФО.
Следует отметить: решение об отказе во внесении сведений о юрлице в государственный реестр МФО должно содержать мотивированное обоснование этого отказа с указанием всех его причин. Решение об отказе сообщается заявителю в письменной форме также не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом документов, перечисленных выше (ст. 6 Закона N 151-ФЗ).
Напомним, отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО, а также непринятие уполномоченным органом в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в судебном порядке. Кроме того, отказ во внесении сведений о юрлице в государственный реестр МФО не является препятствием для повторной подачи заявления.
Могут и исключить...
Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра МФО осуществляется уполномоченным органом в следующих случаях.
Во-первых, если такова воля самой МФО, то есть при подаче соответствующего заявления.
Во-вторых, если соответствующее решения вынес уполномоченный орган. Это происходит при неоднократном в течение календарного года нарушении МФО Закона N 151-ФЗ.
Договоры микрозайма сохраняют силу, если исключение сведений о юрлице из государственного реестра МФО происходит по основаниям, изложенным выше.
Третья причина - ликвидация МФО как юридического лица.
Соответственно, юридическое лицо считается исключенным из государственного реестра МФО со дня представления в уполномоченный орган заявления об исключении сведений, либо со дня принятия уполномоченным органом решения об исключении сведений, либо со дня ликвидации МФО как юридического лица.
Обратите внимание: исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра МФО по иным основаниям не допускается.
Основная деятельность МФО - предоставление микрозаймов
Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются в общедоступных правилах их предоставления*(7).
Данные правила не могут содержать условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма, за исключением основных условий. В обязательном порядке они должны содержать следующие сведения:
- порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и ее рассмотрения;
- порядок заключения договора микрозайма и предоставления заемщику графика платежей;
- иные условия, установленные внутренними документами МФО и не являющиеся условиями договора микрозайма.
Примечание. Микрозаймы предоставляются МФО в валюте РФ в соответствии с законодательством РФ. Выдавать займы в иностранной валюте МФО не вправе.
К сведению. Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением ей права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля (п. 4 ст. 8 Закона N 151-ФЗ).
У всех есть права и обязанности
Итак, МФО вправе осуществлять наряду с МФД иную деятельность с учетом ограничений, установленных Законом N 151-ФЗ, другими федеральными законами и учредительными документами, в том числе выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами. Кроме того, МФО вправе привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований.
Обязанностей тоже немало - как правило, они связаны с осуществлением деятельности. Единственное, на что хотелось бы обратить ваше внимание: все работники МФО обязаны соблюдать тайну об операциях заемщиков, а также об иных сведениях, устанавливаемых МФО, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 9 Закона N 151-ФЗ).
У лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма, тоже имеются права и обязанности; они довольно стандартные, поэтому акцентировать на них внимание не будем. Что касается прав и обязанностей заемщика, то здесь есть существенный момент: заемщик вправе распоряжаться денежными средствами, полученными по договору микрозайма, только в порядке и на условиях, которые установлены договором (п. 1 ст. 11 Закона N 151-ФЗ).
Ограничения деятельности МФО
МФО не вправе:
- привлекать денежные средства физических лиц. Исключения: физлица - учредители (члены, участники, акционеры) МФО и физлица, предоставляющие денежные средства МФО на основании договора займа в сумме 1 500 тыс. руб. или более по одному договору займа с одним займодавцем;
- выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;
- без предварительного решения высшего органа управления МФО об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности МФО имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества МФО на 10 и более процентов балансовой стоимости активов МФО, определенной по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности МФО за последний отчетный период. Сделка МФО, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску МФО или не менее трети состава ее учредителей (членов, участников, акционеров);
- в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;
- применять к заемщику - физическому лицу, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно (полностью или частично) возвратившему МФО сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении МФО не менее чем за 10 календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;
- осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- выдавать заемщику микрозаем свыше 1 млн. руб. (ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
Страхование рисков МФО и формирование целевых фондов
МФО вправе страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых организациях, за исключением страховых организаций, в которых МФО является учредителем (участником, акционером). Выбор общества взаимного страхования и (или) страховой организации осуществляется решением органа управления МФО.
МФО может создавать целевые фонды, порядок формирования и использования которых определяется внутренними нормативными документами.
Контроль деятельности МФО
Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность микрофинансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Примечание. Государственное регулирование деятельности МФО осуществляется уполномоченным органом.
Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:
- ведет государственный реестр МФО и саморегулируемых организаций МФО;
- получает от МФО необходимую информацию об их деятельности, а также финансовую отчетность в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными законами, осуществляет контроль выполнения МФО требований, установленных Законом N 151-ФЗ;
- взаимодействует с саморегулируемыми организациями МФО;
- запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности МФО у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юрлиц, у иных органов государственного контроля и надзора;
- запрашивает и получает информацию о МФО из ЕГРЮЛ;
- обеспечивает соответствие сведений о МФО в государственном реестре МФО сведениям об указанной организации в ЕГРЮЛ, в том числе сведениям о ликвидации организации;
- проводит в установленном законодательством РФ порядке проверку соответствия деятельности МФО требованиям Закона N 151-ФЗ и иных федеральных законов;
- устанавливает и контролирует соблюдение МФО, привлекающими денежные средства физических и юридических лиц в виде займов, экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности;
- требует от органов управления МФО устранения выявленных нарушений;
- дает МФО обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Обратите внимание! МФО обязаны ежеквартально представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе их руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом.
* * *
Закон N 151-ФЗ стал важным шагом по пути формирования благоприятных условий для развития МФ в России. По мнению Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), этот закон позволит расширить кредитование предпринимателей, включая начинающих, и населения, лишенного доступа к банковским услугам, а также увеличит возможности для государственной поддержки МФ.
Отрадно, что в данном законе основные положения прописаны четко и ясно. Возможно, с началом практического применения (напомним, что Закон N 151-ФЗ вступает в силу с 04.01.2011) и возникнут вопросы, но надеемся, что все они будут решены в рабочем порядке.
Сегодня на рынке фактически действует около 500 МФО различных организационно-правовых форм. По оценке НАУМИР, принятие Закона N 151-ФЗ позволит привлечь в сектор МФ дополнительно до 50 млрд. руб. в течение 2-3 лет.
Единственный вопрос, который созрел уже на данный момент: каким критериям должна отвечать МФО, чтобы получить кредит на цели МФ малых предприятий? На наш взгляд, Закон N 151-ФЗ ответа на него не содержит.
Н.В. Шилимина,
редактор журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 15, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии со ст. 17 Закона N 151-ФЗ документ вступает в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 07.07.2010).
*(2) В России в июле 2002 года был создан Российский микрофинансовый центр (РМЦ) - как ответ на сформировавшуюся потребность сектора в появлении организации, которая представляла бы интересы всего микрофинансового сообщества.
*(3) Свободная энциклопедия "Википедия" (http://ru.wikipedia.org/wiki/Microfinance).
*(4) Уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю и надзору в сфере кредитной кооперации, выработке государственной политики, контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности, определяемый Правительством РФ.
*(5) Сведения о юридическом лице вносятся в государственный реестр МФО в течение 14 рабочих дней со дня представления документов, после чего выдается соответствующее свидетельство.
*(6) Документы иностранных юридических лиц должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном порядке.
*(7) Правила предоставления микрозаймов утверждаются органом управления микрофинансовой организацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"