Мед и деготь налоговой реформы
Объемный пакет предложенных правительством поправок в налоговое законодательство, принятый в третьем чтении на последнем перед каникулами заседании Госдумы, вот-вот станет законом. Он вступит в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования, при этом для многих его положений установлены отдельные сроки введения в действие. Какие же изменения несет он налогоплательщикам?
Списание долгов
Если говорить о первой части НК РФ, то налогоплательщиков, безусловно, порадуют поправки, внесенные в ст. 59 НК РФ. Понятие "безнадежность взыскания" недоимок по налогам, пеням и штрафам вместо аморфного определения о причинах экономического, социального или юридического характера теперь выражается через четыре конкретные ситуации. Три из них всем известны - они были ранее названы в Постановлении Правительства РФ от 12.02.2001 N 100: ликвидация организации, банкротство предпринимателя и смерть физического лица. Теперь они будут фигурировать в Кодексе.
Четвертая ситуация - та, "о которой так долго говорили большевики" - это признание невозможности взыскания в судебном порядке в связи с истечением установленных сроков, в течение которых налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании. Судебное решение нужно потому, что теоретически пропущенный срок может быть восстановлен судом.
Таким образом, с вступлением поправок в силу наконец-то перестанут считаться должниками налогоплательщики, с которых ФНС в силу своей нерасторопности налоги взыскать не успела. Ранее в их лицевых карточках числились долги, и налогоплательщикам приходилось в судебном порядке добиваться исключения соответствующих записей с целью получения справки о своей "налоговой благонадежности".
Кроме того, в перечень оснований для списания налоговых долгов добавлен и пятый пункт - иные случаи, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах. В числе этих случаев, в частности, допускается установление оснований безнадежности взыскания законами регионов и нормативными актами местного уровня.
Просите и дастся вам
Прогрессивными, вероятно, следует считать и изменения, внесенные в главу 9 НК РФ, регулирующую порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и инвестиционного налогового кредита. Хотя добиться разрешения изменить установленные сроки уплаты налогов налогоплательщику по-прежнему будет непросто (времени же у него это займет немало), а самое главное - эти поправки, задуманные как помощь терпящим кризис налогоплательщикам, безнадежно запоздали. Кто смог, выжил и без них.
Нормы главы 9, расширенные, уточненные и конкретизированные, теперь распространяются также на пени и на штрафы. При этом обязательств налоговых агентов глава не касается в принципе. Основания, при которых может быть предоставлена отсрочка, остались теми же, установлено лишь, что она предоставляется лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты возникнет в течение срока отсрочки. Если же налогоплательщик ранее уже нарушал условия предоставленной отсрочки, то возможность переноса срока уплаты налогов для него уже будет утрачена.
Определены предельные размеры предоставляемой отсрочки: организации она может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества (имущество, на которое не может быть обращено взыскание, не берется в расчет).
Разрешено применять сразу две формы: отсрочка (рассрочка) + инвестиционный налоговый кредит. Сумма последнего в некоторых случаях увеличивается. Так, в настоящее время организации, осуществляющие НИОКР или техническое перевооружение производства, а также инвестирующие в объекты и (или) технологии наивысшего класса энергетической эффективности (например, многоквартирные дома), могут просить о кредите на сумму, равную 30% стоимости оборудования, приобретенного для соответствующих целей. Теперь эта сумма увеличивается до 100% стоимости такого оборудования.
Увеличение штрафов
Маленькую ложку меда изрядно подпортила солидная бочка дегтя: санкции за налоговые правонарушения увеличиваются в два, а то и в десять раз. При этом из многих составов исключается такое "отягчающее обстоятельство", как срок нарушения. Так, любое нарушение срока постановки на учет будет всегда караться штрафом в 10 тыс. руб. (сегодня от 5 тыс. до 10 тыс.), а ведение деятельности без постановки на учет - штрафом в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 тыс. руб. (сегодня - от 20 тыс. до 40 тыс.). Непредставление налоговой декларации повлечет взыскание 5% в месяц с подлежащей уплате суммы налога, но не более 30% и не менее 1000 руб. (сегодня - 100 руб.). Вопрос о том, нужно ли платить штраф при просрочке подачи "нулевой" декларации, новая редакция нормы опять оставляет открытым. Это значит, что налогоплательщикам снова придется судиться по данному вопросу.
Вводятся и новые составы правонарушений - за несоблюдение электронного способа представления налоговой декларации, когда это обязательно, придется заплатить 200 руб. штрафа. А за незаконный отказ в доступе на территорию налогоплательщика, где проводится налоговая проверка, соответствующие должностные лица будут оштрафованы на 10 тыс. рублей (такая норма введена в Кодекс об административных правонарушениях).
Максимальная планка штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения увеличивается с 15 тыс. до 40 тыс. руб., а за несоблюдение порядка пользования арестованным или заложенным имуществом - с 10 тыс. до 30 тыс. руб. Каждый не представленный в ФНС по их запросу документ обойдется налогоплательщику в 200 руб. (а не в 50, как ранее). В числе повышенных вдвое и санкции, установленные для банков, за неисполнение решения о приостановлении операций и за непредставление справок (выписок) в налоговый орган.
Всеобщая электронизация
В числе плюсов законопроекта нельзя не назвать стремление к уменьшению количества бумажных документов в отношениях между всеми лицами, участвующими в налоговом кругообороте: налогоплательщиками, банками, ФНС и представляющими ей сведения организациями. Декларации, налоговые уведомления, всевозможные сообщения - все это можно, а иногда и нужно будет направлять в электронном виде. Формы и порядок передачи таких документов должен установить Минфин. Дело, безусловно, хорошее - меньше очередей, меньше личного общения, меньше коррупционных возможностей... Вот только бы техника не подвела - кто в этом случае окажется крайним, легко догадаться.
Налогоплательщики даже смогут выставлять друг другу электронные счета-фактуры - по взаимному согласию и при наличии у сторон сделки совместимых технических средств для приема и обработки таких счетов-фактур.
Et cetera
Многочисленные правки в Кодекс включают в том числе и изменения глав второй части, посвященных конкретным налогам. Так, ужесточаются требования к налоговым агентам по НДФЛ. Теперь они, как и налоговые органы, обязаны сообщать гражданам о каждом известном факте излишнего удержания налога в течение 10 дней. При задержке возврата будут начисляться санкции по ставке ЦБ за каждый день просрочки.
В главе о налогообложении прибыли существенно откорректирована расходная часть, в частности изменено понятие амортизируемого имущества - его первоначальная стоимость должна составлять более 40 тыс. рублей (сегодня - 20 тыс.).
Внесены изменения в нормы о материальных расходах, расходах по долговым обязательствам, на освоение природных ресурсов, на обслуживающие производства и хозяйства. Правила переноса убытков на будущее не будут касаться убытков, полученных в период применения нулевой налоговой ставки, а не платить ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль смогут организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышают в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал (сегодня - 3 млн.).
Зафиксирован срок, ранее которого физических лиц не могут обязывать платить поимущественные налоги (транспортный, земельный и на имущество) - 1 ноября года, следующего за отчетным. Это тоже плюс - по действующему московскому законодательству предельным сроком уплаты транспортного налога является 1 июля, а к этому времени налоговики не всегда успевают разослать свои уведомления.
М. Мошкович,
"эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 29, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru