Можно ли учесть затраты на покупку еды и питья для переговоров в целях обложения налогом на прибыль?
Многие компании стремятся улучшить для клиентов условия ожидания в очереди на прием к тому или иному сотруднику, так как это важно для продолжения дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. С этой целью, в частности, закупаются чай, кофе, конфеты и другие продукты, которые впоследствии будут бесплатно предложены представителям клиентов. В такой ситуации у налогоплательщиков возникает вопрос: можно ли учесть данные расходы в целях налога на прибыль?
Финансовое ведомство разъяснило (письмо Минфина России от 12 мая 2010 г. N 03-03-06/1/327), что затраты на приобретение чая, кофе, конфет и печенья, предназначенных для контрагентов, ожидающих документы, нельзя учесть в расходах по налогу на прибыль. Обоснована данная точка зрения следующим образом. По мнению Министерства, затраты на покупку продуктов питания для представителей других организаций учитываются согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе представительских расходов, к которым в соответствии с пунктом статьи 264 НК РФ относятся расходы на официальный прием представителей других компаний, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества (в том числе буфетное обслуживание). Поскольку чай, кофе, конфеты и печенье, выложенные на столе в приемной офиса, потребляются клиентами налогоплательщика не во время переговоров или официального приема указанных лиц, то затраты на приобретение продуктов питания нельзя отнести к представительским расходам.
Однако по данному вопросу возможна и иная точка зрения. Налогоплательщик может учесть затраты на покупку продуктов питания для клиентов, ожидающих документы, в расходах по налогу на прибыль. Действительно, данные расходы не являются представительскими. Но, по нашему мнению, их можно учесть в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и реализацией, при условии, что они документально подтверждены, обоснованны и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик может учесть расходы на покупку продуктов питания для клиентов, ожидающих документы, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но в таком случае не исключены споры с налоговыми органами.
И.В. Русин,
эксперт журнала
1 июня 2010 г.
"Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия"
Специализированный журнал, отражающий всю специфику учета, налогообложения и права хозяйственных операций на АТП как грузовых, так и пассажирских направлений. В каждом номере - изменения в законодательстве, управленческий, кадровый и IT-консалтинг, международные перевозки. Консультации дают известные аудиторы, специалисты Минфина и ФНС России.
Адрес редакции: 125212, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 34, стр. 4.