Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 01.07.2010 N 136-ФЗ
В число организаций, обязательный аудит которых проводится только аудиторскими фирмами, добавлены организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственные корпорации, государственные компании (изменена ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).
Для некоторых государственных корпораций такое правило предусматривалось и ранее*(1), однако упоминание об этом в Федеральном законе N 307-ФЗ отсутствовало (см. п. 3 Информационного сообщения Минфина России "Для пользователей аудиторских услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Аудит отчетности таких предприятий осуществляется по особым правилам: проводятся торги в форме открытого конкурса на заключение договора (ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ).
В пункте 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 307-ФЗ уточнено, что федеральными стандартами аудиторской деятельности, наравне с аудиторскими организациями, СРО аудиторов и их работниками, должны руководствоваться все аудиторы, а не только индивидуальные. Под последними подразумеваются аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Для того чтобы обеспечить независимость аудиторских организаций и аудиторов, предусмотрен ряд случаев, когда аудит не может осуществляться (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 307-ФЗ). Этот список дополнен такой ситуацией. Если аудиторская фирма заключила со страховой организацией договор страхования своей ответственности, то проводить аудит такой организации ей запрещено. Дело в том, что теперь при проведении аудита аудиторская компания, индивидуальный аудитор вправе страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 307-ФЗ дополнена п. 4.1). Однако данное ограничение в части проведения аудита почему-то не распространяется на индивидуальных аудиторов. Очевидно, этот недосмотр будет исправлен в ближайшее время.
Кроме того, СРО аудиторов получили дополнительные права для установления правил независимости своих членов. Ранее такие правила должно было устанавливать государство (в ст. 8 Федерального закона N 307-ФЗ введена ч. 2.1, изменен также п. 2 ч. 2 ст. 15 данного закона). Копии указанных правил и копию решения об их принятии заинтересованная некоммерческая организация в числе прочих документов должна представить в уполномоченный федеральный орган для внесения в реестр СРО аудиторов (ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 307-ФЗ дополнена п. 11).
В целях контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов могут проводиться их проверки уполномоченным федеральным органом (теперь уточнено, что это должен быть уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору, которым является Росфиннадзор, находящийся в ведении Минфина) и СРО аудиторов в отношении своих членов. Определено, что СРО может разработать специальный перечень оснований для проведения внеплановых проверок. Ранее такое право СРО не предоставлялось - необходимо было руководствоваться требованиями законодательства (ч. 10 ст. 10 Федерального закона N 307-ФЗ).
К сведению. Согласно п. 4-6 ст. 9 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" основанием для проведения СРО внеплановой проверки может являться направленная ей жалоба на нарушение ее членом требований стандартов и правил саморегулируемой организации. СРО может предусмотреть и иные основания для проведения внеплановой проверки. В любом случае исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.
Напомним, что в ст. 11 Федерального закона N 307-ФЗ прописан порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора, однако он вступает в силу с 01.01.2011. Тем не менее в данную статью уже внесены изменения. Так, теперь квалификационный аттестат не будет выдан, если со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о результатах квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного календарного года (добавлен п. 3 в ч. 6 ст. 11 Федерального закона N 307-ФЗ). При этом регламентирован порядок выдачи СРО аттестата аудитору, а также указано, что, если аудитор не является членом ни одной СРО, аннулировать его аттестат своим решением может СРО аудиторов, ранее выдавшая ему аттестат.
Любопытным представляется то, что в число обязанностей аудируемых лиц, а также лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг, включено исполнение требований федеральных стандартов аудиторской деятельности. Неясно, какие претензии будут предъявляться к нарушителям этой обязанности и как вообще это будет отслеживаться. К тому же напомним, что, как можно понять, например, из п. 3к Правила (стандарта) N 7 "Контроль качества выполнения заданий по аудиту"*(2), федеральные стандарты аудиторской деятельности регулируют деятельность СРО аудиторов, аудиторских организаций и аудиторов, но не каких-либо еще хозяйствующих субъектов. То же самое следует и из ст. 7 Федерального закона N 307-ФЗ.
Для индивидуального аудитора установлено дополнительное правило, которое он обязан соблюдать, чтобы его приняли в СРО аудиторов. Индивидуальный аудитор должен разработать для себя и исполнять правила осуществления внутреннего контроля качества своей работы. Один экземпляр таких правил он в числе прочих документов подает при вступлении в члены СРО аудиторов в качестве индивидуального аудитора (ч. 3 ст. 18 Федерального закона N 307-ФЗ дополнена п. 5, ч. 6 этой же статьи дополнена п. 4.1).
Как следует из п. 3 и 4 ч. 6 ст. 20 Федерального закона N 307-ФЗ, если аудиторская организация допустила нарушение требований данного закона, федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору может вынести решение о приостановлении членства аудиторской организации в СРО или даже об исключении из нее. Для этого он направляет в соответствующую СРО предписание, обязательное для исполнения.
Теперь уточнено, что СРО, получившая такое предписание, в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем его исполнения, обязана проинформировать об этом уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору в письменной форме (в ст. 20 Федерального закона N 307-ФЗ включена ч. 7).
Для аудиторов - физических лиц наиболее интересно будет следующее уточнение. В пункте 1 ч. 4 ст. 23 Федерального закона N 307-ФЗ в первоначальной редакции было сказано, что со дня вступления в силу ч. 1-8 ст. 11 данного закона, то есть с 01.01.2011, аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до этого дня (согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"), вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ. Под этим исключением имеется в виду обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов*(3), а также консолидированной отчетности. Такой аудит проводится только аудиторскими организациями.
Теперь п. 1 ч. 4 ст. 23 Федерального закона N 307-ФЗ изменен и в эту же статью добавлена ч. 4.1. Из новой редакции закона следует, что указанное ограничение, касающееся ч. 3 ст. 5 данного закона, действует не с 01.01.2011, а с 01.01.2012.
Федеральный закон от 01.07.2010 N 136-ФЗ опубликован в "Российской газете" 06.07.2010. С этой даты он и вступил в силу, за исключением п. 7 ст. 1, который начнет действовать с 01.01.2011.
Е.С. Казаков,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 15, август 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральные законы от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ.
*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.
*(3) А теперь и организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"