Доношение. По силе присланного из Правительствующего Сената сего года Июля 19 дня указу, в котором объявлен Именной Ее Императорского Величества указ, за подписанием собственной Ее Императорского Величества руки, о сочинении в Академии Наук об экзаменах кадетов в их науках проекта и о подаче в Кабинет Ее Императорского Величества, который ныне сочинен и в рассмотрение Кабинету Ее Императорского Величества при сем покорно предлагается.
Всепокорнейшее предложение об учреждении при Шляхетном Кадетском Корпусе публичных экзаменов.
1. По Высокому указу Ее Императорского Величества надлежит в Кадетском Корпусе по всякий год иметь два публичные экзамена, а именно 15 Марта и 15 Сентября, и в оных не только всех кадетов вообще, но и всякого порознь во всех частях оных наук, которым они обучаются, свидетельствовать.
При сих экзаменах должны быть всегда один из Сенаторов, некоторые из Профессоров и Учителей Академии Наук, также из Адмиралтейской Академии и из Инженерного Корпуса, и иметь оные экзамены в их присутствии, но дабы можно было знать, в чем всякого кадета надлежит свидетельствовать и по тому рассуждать об их понятии, того ради требуется, во-первых, чтоб всяк из обретающихся при Кадетском Корпусе Учителей подал еще прежде экзамена письменное известие об обучающихся у него кадетах и о том, чему и каким порядком он их обучал.
Оные известия надлежит определенным к экзамену персонам прежде сообщить, от сего когда такие известия с самым экзаменом каждого кадета сличены будут, можно наилучше и надежнее рассуждать, чему кто из кадетов обучился и совершенно ли кто из них свою должность исполнял или нет.
2. Когда сие приуготовление к экзамену для большей способности тех персон, которые об экзамене каждого кадета свое мнение дать имеют, вышепомянутым образом учинится, то должно рассуждать, в каком порядке экзамен в рассуждении кадетов надлежит восприять; что до сего порядка касается, то кажется полезнее быть, чтоб оный учрежден был, больше смотря на разные обучения и науки, которые кадетам показываются, нежели на расположенные в Кадетском Корпусе классы, ибо как определенным для экзаменования персонам, так и тем, которых экзаменуют, будет то способнее, ежели экзаменование сперва в одной науке совершенно окончится, а потом экзамен учинен будет в другой науке, нежели когда бы экзамены расположены были по классам, и во всех бы оных вещах, которые в тех классах показываются, экзаменование без порядка учинено было; от сего предложенного порядка получается еще и сия польза, что тех, которые в какой-нибудь науке перед прочими имеют особливую способность, можно узнать и различить их по их достоинству.
3. В рассуждении различных оных вещей, в которых кадеты экзаменованы быть имеют, можно генеральный экзамен весьма способно разделить на пять партикулярных экзаменов, которые восприять надлежит следующим порядком, до первого экзамена надлежат те обучения, в которых после военных экзерциций обучившиеся в танцовании, фехтовании, конской езде и в рисовании экзаменованы быть имеют; второй экзамен может состоять в тех языках, которым кадеты обучаются, а именно: в Русском, Немецком, Французском и в Латинском, из которых до всякого надлежит также и стиль; третий экзамен содержит Историю и Географию, до которых наук надлежит Универсальная История, История Немецкого Государства, Политическая География и познание ландкарт; в четвертом экзамене можно свидетельствовать в Математических науках, которым кадеты обучились, как например в Арифметике, в Геометрии, в Механике, в Фортификации и в Артиллерии; пятый экзамен может напоследок учинен быть с теми кадетами, которые несколько обучились Философским наукам, а именно: Логике, Нравоучительной Философии и Физике, также и Юриспруденции.
4. Во всякой из сих наук, в которых кадетов обучают, находятся также особливые разделения, смотря по оным прогрессам, которые кадеты в оных уже учинили, понеже и при Кадетском Корпусе для показания всякой науки определено больше нежели по одному учителю: из оных обучает один тех, которые еще начинают учиться, а другие поступают далее и подают наставление тем кадетам, которые уже некоторое основание положили по сему разделению, то будет весьма полезно, когда каждый экзамен учинится особливо; причем порядок требует, чтоб сперва во всякой науке свидетельствовать тех, которые еще токмо начинают, а потом экзаменовать тех, которые той же науке уже несколько обучились, что все наилучшим образом может учреждено быть по тем таблицам, в которых предлагаемые в Кадетском Корпусе учения означены.
5. Понеже экзамены по большой части долженствуют учинены быть по вопросам, того ради надлежит и сие рассуждать, кто кадетов при экзаменовании должен спрашивать: сие может наиспособнее чрез самих их учителей учиниться, которые наилучше знают, сколько каждый кадет всякой науке обучился, и потому могут они надлежащие до того вопросы лучше других расположить; однако ж не неполезно и то, чтоб и от определенных к экзаменованию персон та материя иногда предложена была, о которой экзамен учинен быть имеет, потому, что таким образом можно тем лучше усмотреть, какую способность и рассуждение кадеты в науках имеют.
6. Но дабы такой экзамен учинен был согласно с высоким намерением Ее Императорского Величества и учрежден бы был таким образом, чтоб можно было способных к наукам кадетов от неспособных отделить и узнать, кто из них в своем деле прилежен, и кто не прилежен находится, то надобно при том содержать верный протокол, в котором при всяком экзамене должно записывать, с какою исправностию всякий кадет в каждой части науки, в которой он был экзаменован, ответствовал; от такого протокола можно будет не только легко познать, сколько кто из кадетов чему обучился, но когда протоколы разных экзаменов вместе снесутся, то оные ясно покажут, как кадеты в экзерцициях, в языках и в науках от времени до времени успевают и приходят в совершенство: чего ради можно будет таким образом тех кадетов, о которых есть добрая надежда, от других отличать и по сим протоколам учредить их произвождение.
7. После сих пунктов, которые надлежит вообще при том примечать каким образом и порядком экзамены, при Шляхетном Кадетском Корпусе, учреждены быть имеют, приступаем Мы теперь к самым экзаменам, как оные во всякой части науки учинены быть долженствуют; ежели при том угоден будет вышепомянутый порядок, то надлежит, последуя оному, иметь пять партикулярных экзаменов: 1-й из оных учинен будет об экзерцициях, 2-й о языках, 3-й об Истории и Географии, 4-й о Математических науках, а 5-й о Философии и Юриспруденции, в каждом из них восприято быть имеет с теми кадетами, которые меньше прочих обучились, а потом должно и тех свидетельствовать, которые уже большее основание положили; а каким образом каждый экзамен должно учредить, о том пространно объявляется в следующих пунктах:
8. Итак, во-первых, приходят экзерциции, а именно танцование, искусство ездить на лошадях, фехтование и рисование, которые хотя до Академии Наук и не надлежат, но рассуждение о том долженствует оставлено быть искусным в их экзерцициях людям; однако ж кажется сие быть необходимо потребно, чтоб каждый кадет в присутствии искусных в экзерцициях людей как в танцевании, фехтовании и в обучении, как ездить на лошадях, показал действительные пробы, чрез то их учители могут наилучше доказать, в какое совершенство они привели кадетов в оных экзерцициях; но что до рисования касается, то довольно, чтоб всяк показал свою работу, от чего можно познать и его в том искусство; и так сей экзамен, который в экзерцициях учинить надлежит, разделяется на 4-ре особливые экзамена; до 1-го из оных надлежит танцование, до 2-го фехтование, до 3-го искусство как ездить на лошадях, а до 4-го рисование, которые экзамены сим порядком могут и подлинно восприяты быть, но во всяком из оных находятся, как уже упомянуто, особливые разделения, смотря по различию оных успехов, которые от обученных в том кадетов учинены.
9. Экзамен языков разделяется также на четыре особливые экзамена, для четырех оных языков, которым в Кадетском Корпусе обучают, а именно: для языка Русского, Немецкого, Французского и Латинского.
При обучении всякого языка надлежит еще рассуждать три класса, по которым экзамен учрежден быть имеет, ибо сперва обучаются те, которые еще начинают читать и писать; для их экзаменования можно заставить что-нибудь печатное или письменное прочесть; а сколько они обучились писать, то можно наилучше усмотреть от собственных их писем.
После сих следуют те, которые обучались Грамматике и вокабулам и уже могут нечто с того языка, которому они учатся, на свой природный язык перевесть или с природного языка на оный; сих можно сперва экзаменовать в Грамматике по вопросам, а потом нечто задать, которое они должны тотчас перевести с одного языка на другой и возвратно; кроме сего можно рассмотреть и оные экзерциции, которые прежде они делали. 3-й Класс содержит тех, которые в каком-нибудь языке уже так далеко прошли, что они могут на оном нечто сами сочинять и стиль несколько разумеют: сих наиспособнее экзаменовать по их сочинениям, когда то, что они сами сочиняли или переводили, рассмотрено будет, от чего можно рассуждать об их успехе.
10. Третий имеет учинен быть в Истории и Географии, причем надлежит сперва свидетельствовать из Универсальной Истории, потом и из Истории Немецкого Государства, а напоследок из Географии; во всех сих науках инако свидетельствовать не можно, как только по вопросам, которые учителя могут расположить и предложить кадетам по оным лекциям, которые они с ними имели; однако ж при том могут и от определенных к экзаменованию персон предложены быть кадетам некоторые вопросы при экзаменовании в Географии; кроме вопросов, надлежит предложить еще и ландкарты, и кадетов по оным свидетельствовать, дабы можно было видеть, какое познание они о том уже имеют.
11. Первая часть Математических наук состоит в Арифметике, в которой экзамен, уведавши наперед сколько каждый кадет оной обучился, может наилучше учинен быть примерами, которые каждому кадету предложены, а потом освидетельствованы быть долженствуют, причем надлежит рассмотреть и их книги, по которым они Арифметике обучались.
Геометрия состоит из двух частей, а именно: из Теоретической и Практической; что до Теоретической части касается, то надлежит в оной экзаменовать заданием Геометрических предложений, которые должны кадеты доказывать; в Практической Геометрии надобно свидетельствовать также чрез задание некоторых предложений, которые состоят, или в начерчении фигур, или в исчислении и измерении оных; к сему надлежат такожде Стереометрия и Тригонометрия, в которых вышеписанным же образом должно свидетельствовать. Механика состоит в познании машин и как оными сила умножается. Освидетельствование в сей науке может наиспособнее учинено быть чрез спрашивание имен, которыми называются машины, и чтоб при том кадеты пользу оных машин показали.
В Фортификации надлежит сперва знать название частей, потом сочинение чертежей и исчисление содержания каждой части до укрепления надлежащего строения и иметь еще историческое познание о разных образах укрепления; при том надлежит как основание, так и пользы объявить, которые различными до укрепления надлежащими строениями получить стараются. В сем могут кадеты отчасти по вопросам, а отчасти рассмотрением сочиненных от них рисунков экзаменованы быть; напоследок, что касается до Артиллерии, то состоит ее начало в названии пушек и огнестрельных машин, потом надлежит рассуждать их различие и способ стреляния, которого основание зависит от науки движения; чего ради экзамен в том может также наилучшим образом учинен быть по вопросам.
12. В пятом партикулярном экзамене надлежит напоследок тех кадетов свидетельствовать, которые обучались прочим частям Философии, как например Логике, Нравоучительной Философии и Физике, также и Юриспруденции.
Во всех сих науках экзамен инако учинен быть не может, как только по вопросам, которые долженствуют от их учителей учреждены быть, последуя тому порядку и Авторам, которые от них при учении употреблены были, ибо все оные науки от Авторов, как известно, предлагаются весьма различным образом; того ради и экзамены долженствуют учинены быть по употребленному в том от оных Авторов порядку, что наиспособнее от самих учителей учинено быть может.
Резолюция. Чинить по сему предложению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция Кабинет-Министров от 10 сентября 1737 г. на доношение Академии Наук "О правилах для публичных испытаний в науках воспитанников Кадетского Корпуса"
Извлечение из книги Законодательство императрицы Анны Иоанновны (составитель, автор предисловия и биографического очерка Томсинов В.А.). - "Зерцало", 2009 г.