Особо ценное движимое имущество: порядок учета и финансирование расходов
Содержание имущества автономного учреждения, безусловно, связано с содержанием самого учреждения. Финансированию за счет обеспечения учредителя подлежит движимое, в частности особо ценное, и недвижимое имущество, если оно закреплено за автономным учреждением учредителем или приобретено учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности. Данное определение содержится в постановлении Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения" (далее - Постановление N 337).
В зависимости от вида движимого имущества и в соответствии с требованиями к содержанию каждого из видов особо ценного движимого имущества могут разрабатываться нормативы на его содержание, устанавливаемые учредителем.
При определении федеральными органами исполнительной власти нормативных затрат на содержание имущества рекомендуется учитывать нормативные затраты автономного учреждения, связанные с содержанием соответствующей категории особо ценного движимого имущества, согласно Методическим рекомендациям по расчету нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 17.04.2009 N 134 (далее - Методические рекомендации N 134).
В состав нормативов затрат на содержание соответствующего особо ценного движимого имущества рекомендуется включать следующие нормативы затрат на:
- техническое обслуживание;
- текущий и капитальный ремонт;
- на приобретение расходных материалов (в зависимости от объема оказания услуги).
Расчет нормативных затрат на содержание каждой категории движимого имущества осуществляется исходя из объемов указанного имущества, а также нормативных требований, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН) и строительными нормами и правилами (СНиП) по соответствующим направлениям.
Правила расчета федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества осуществляется в порядке, определенном Методическими рекомендациями N 134.
Нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества согласно п. 17 Методических рекомендаций N 134 рассчитываются для отдельных видов данного имущества, затраты на содержание которого предусмотрены установленными требованиями к его содержанию.
Порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, устанавливается соответствующим постановлением органа государственной власти субъекта или муниципалитета с учетом требований Постановления N 337 в части определения видов особо ценного движимого имущества.
В соответствии с Постановлением N 337 при определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений подлежит включению в его состав:
- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб.;
- иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 500 тыс. руб., без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет затруднено;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.
При этом к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.
Так, совместным приказом Минобрнауки России от 04.03.2009 N 72 и Росимущества от 04.03.2009 N 58 "О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений" определены следующие виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений:
1) движимое имущество независимо от его балансовой стоимости:
- необходимое для реализации предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности основных образовательных программ и дополнительных профессиональных образовательных программ на основе соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований (в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования, на основе образовательных стандартов и требований), дополнительных образовательных программ и программ профессиональной подготовки;
- необходимое для обеспечения содержания, охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе для организации питания, медицинского обслуживания;
2) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб.:
- предназначенное для реализации предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности образовательных программ;
- предназначенное для осуществления иных, помимо образовательной, видов деятельности, предусмотренных типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
- предназначенное для административно-хозяйственного обеспечения деятельности, предусмотренной типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
3) движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Необходимо отметить, что к особо ценному движимому имуществу федерального автономного образовательного учреждения не относится имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного образовательного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным образовательным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.
Согласно п. 18 Методических рекомендаций N 134 нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества федерального автономного учреждения не должны превышать средних расходов на содержание аналогичного движимого имущества данного федерального автономного учреждения, сложившихся за последние три отчетных финансовых года, скорректированные на индекс-дефлятор. При этом вышеуказанное превышение нормативных затрат на содержание движимого имущества предусматривается в случае изменений структуры оказываемых государственных услуг (работ) в очередном финансовом году и плановом периоде.
Нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества на основании п. 19 Методических рекомендаций N 134 рассчитываются без учета соответствующего имущества, сданного в аренду с согласия учредителя на момент исчисления субсидии на содержание имущества. Следовательно, рассчитанные по нормативам расходы на содержание вида особо ценного движимого имущества подлежат уменьшению на ожидаемые суммы поступлений от арендной платы за предоставление соответствующего имущества в аренду с согласия учредителя.
Список литературы
1. Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки: приказ Минэкономразвития России от 17.04.2009 N 134.
2. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
3. О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения: постановление Правительства РФ от 31.05.2007 N 337.
4. О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений: приказ Минобрнауки России от 04.03.2009 N 72, приказ Росимущества от 04.03.2009 N 58.
В.В. Семенихин,
руководитель "Экспертбюро Семенихина"
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).