Электронный аукцион: тем, кто экономит свое время
В отличие от всех других вариантов размещения заказа*(1), электронные торги позволяют обмениваться документами в электронном виде и существенно сокращать время на проведение соответствующих процедур. Неоднозначность норм законодательной базы осложняет участие в электронном аукционе. Но, несмотря на возникающие проблемы, это наиболее удобный вариант размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Преимущества электронных торгов
Стремительное развитие электронных аукционов в государственном секторе экономики обусловлено в первую очередь размерами нашего государства. Расстояния в сотни и тысячи километров, разделяющие заказчиков и потенциальных участников размещения заказа, зачастую не позволяют оперативно реагировать на возникающие нужды традиционными способами: документы, оформленные на бумаге, могут задержаться и прийти не вовремя. Электронный документооборот позволяет субъектам размещения заказа обмениваться информацией без задержек. При этом финансовые издержки, которые стороны несут при организации процедуры размещения заказа и последующем участии в ней, сокращаются.
Другой важный стимул развития электронных торгов - это отсутствие в публичном доступе информации, идентифицирующей участников аукциона до момента выявления победителя. Предполагается, что отсутствие такой информации позволяет снизить сразу несколько рисков, влияющих на исход аукциона:
- снижается коррупционная емкость, поскольку анонимность участников не позволяет заблаговременно договориться об откате при дальнейших нелегитимных контрактных отношениях;
- участники лишены возможности вступить в сговор по вопросу распределения несниженной цены*(2) государственного или муниципального контракта.
Кроме того, в рамках проведения самого аукционного торга сохраняется так называемая конкурсная интрига, поскольку в предложениях о снижении цены, представленных неизвестными участниками аукциона, заложен эффект неожиданности.
Таким образом, сама суть проведения аукциона в электронной форме предполагает повышение конкурентоспособности и прозрачность закупочной процедуры, что, в свою очередь, непосредственным образом влияет на эффективность и результативность как размещения заказа, так и расходования бюджетных средств.
Что такое электронный аукцион?
Понятие электронного аукциона в системе размещения государственных и муниципальных заказов впервые было сформулировано Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Затем порядок проведения электронного аукциона был изменен в соответствии с Законом N 93-ФЗ*(3).
Примечание. Согласно Закону N 93-ФЗ электронный аукцион - это открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет; электронная площадка - это сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.
Обратите внимание, что при проведении электронного аукциона, помимо заказчика и участников торгов, появляется еще один субъект - оператор электронной площадки. Он должен:
- выполнять организационную и техническую функцию при проведении самого торга;
- осуществлять проверку специальной правоспособности и дееспособности потенциальных участников размещения заказа на этапе аккредитации.
Другими словами, такой оператор выступает в роли буфера между заказчиком и участниками размещения заказа вплоть до заключения контракта с целью обеспечения конфиденциальности информации.
Операторы и площадки
Размещать заказ с помощью электронного аукциона допустимо только на тех электронных площадках, которые в официальном порядке признаны легитимными для взаимодействия с государственными и муниципальными заказчиками. При этом операторов электронных площадок выбирают не сами заказчики! Такой выбор уже осуществлен Минэкономразвития совместно с ФАС*(4). В результате отбора площадок, с которыми должен работать заказчик при организации электронного аукциона, лучшими операторами интернет-порталов стали:
- ОАО "Единая электронная площадка" (г. Москва, http://roseltorg.ru);
- ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" (г. Москва);
- ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (г. Казань, http://zakazrf.ru);
- ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" (г. Москва, http://sberbank-ast.ru);
- ООО "Индексное агентство РТС" (г. Москва).
Процедуры и сроки
Число процедур и сроки размещения заказов зависят от суммы заказа, размещаемого на электронной площадке.
Если сумма заказа составляет не более 3 млн. руб., то все размещение заказа можно провести минимум за 22 дня, что сопоставимо со сроком размещения заказов путем запроса котировок.
Если же сумма заказа - более 3 млн. руб., то на процедуру размещения уйдет как минимум 35 дней. Но и это гораздо быстрее, чем при проведении конкурсов и аукционов в обычном формате. Экономия по времени может составить от 10 до 45 дней!
Более подробно перечень процедур и их длительность представлены в таблице (стр. 66).
При организации аукционного торга содержательная часть извещения о проведении аукциона и документации об аукционе практически не отличается от содержательной части обычных аукционов. В извещение о проведении электронного аукциона включается только дополнительная информация по реквизитам электронной площадки, на которой будет проводиться торг.
Следует отметить, что у заказчика и оператора электронной площадки могут быть определены рабочие режимы деятельности с установлением дополнительного выходного дня в любой из дней недели. Напрямую из Закона N 94-ФЗ не вытекает, что учитываются только общие правила, действующие на всей территории РФ, и можно игнорировать правила внутреннего трудового распорядка оператора и заказчика. Следовательно, при обозначении даты и времени начала аукционного торга необходимо указывать и местное, и московское время, поскольку для потенциальных участников размещения заказа местное время от г. Владивостока до г. Калининграда существенно различается. То же требование необходимо учитывать при указании как момента окончания приема заявок (далее - ОПЗ), так и момента окончания рассмотрения заявок (далее - ОРЗ).
Обратите внимание! Назначение даты аукционного торга допустимо только в рабочий день.
Последовательность проведения процедуры электронного аукциона и сроки представлены в следующей таблице:
20 дней (если Цк меньше 3 млн. руб. - 7 дней) | Не более 7 дней со дня ОПЗ | Рабочий день после истечения 2 дней со дня ОРЗ | Не более 6 (4) дней со дня размещения протокола | Срок не менее 10 дней и не более 20 дней |
Размещение извещения и документации | Рассмотрение первых частей заявок | Проведение аукциона | Рассмотрение вторых частей заявок | Подписание контракта с победителем |
Разъяснения не позднее чем за 5 (3) дней до ОПЗ | Принятие решения о допуске к участию в аукционе | Время проведения аукциона устанавливается оператором ЭП | Принятие решения о (не) соответствии |
Существенным для государственных и муниципальных нужд является и порядок расчета "шага аукциона":
- его не устанавливает заказчик;
- "шаг аукциона" представляет собой не четко фиксированную единицу, а пороговые значения от 0,5 до 1% от начальной цены контракта;
- участник аукциона после завершения аукционного торга вправе подавать предложения о цене контракта без учета "шага аукциона", то есть снижение цены контракта может произойти на сумму, меньшую 0,5% начальной цены контракта.
Закон не регламентирует предельную продолжительность электронного аукциона. Он завершается программными средствами через 10 минут, отсчитанных с момента представления последнего предложения о наиболее низкой цене контракта. Однако нерасторопным участникам дается дополнительная фора, поскольку с момента завершения есть 10 минут на подачу понижающего предложения о цене контракта без учета "шага аукциона". Эти участники будут бороться за "второе место".
Аукцион идет - заказчик отдыхает...
Во время электронного аукциона заказчику совсем необязательно отслеживать саму процедуру торга, поскольку он ведется оператором электронной площадки с помощью технических средств. Заказчик может лишь наблюдать за постепенным снижением цены контракта.
Напомним, что заявка участников торгов состоит из двух частей. Первая часть описывает предлагаемую продукцию, а вторая - самого участника. Смысл этого разделения в том, что аукционная комиссия и заказчик до окончания аукционного торга не знают участников.
Заказчику важно знать максимальный период проведения аукциона, чтобы не упустить момент, когда аукционная комиссия начнет рассматривать вторые части заявок и подводить итоги аукциона. Максимальная длительность электронного аукциона - около 34 часов (33 часа 20 минут длятся торги, 30 минут требуется на формирование протокола). Это вытекает из ч. 6, 11, 12 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ.
На практике электронный аукцион длится, как правило, три-шесть часов, при этом цена снижается на 10-20% от первоначально установленной. Таким образом, аукционная комиссия может уже на следующий день после проведения торгов приступить к рассмотрению вторых частей заявок.
Внимание! В процессе аукционного торга не принимаются и не регистрируются предложения:
- о повышении цены контракта;
- о нулевом снижении цены контракта;
- о снижении цены контракта до условий безвозмездности сделки;
- о снижении цены с превышением максимальной границы "шага аукциона";
- о снижении цены участником, чье предложение на данном этапе аукциона является последним минимальным.
Как и в обычном аукционе, в случае двух одинаковых по цене предложений учитывается первенство подачи.
Протокол аукциона по его завершении автоматически формируется оператором площадки и размещается на ней в течение 30 минут после завершения процедуры. Аукцион признается несостоявшимся, если в течение 10 минут с момента его начала не подано ни одно предложение о понижении цены контракта, и этот срок жестко регламентирован.
Аккредитация участников размещения заказа
Для обеспечения доступа к участию в электронном аукционе оператор проводит аккредитацию участников размещения заказа. Для этого необходимо представить следующие документы:
а) заявление на аккредитацию;
б) заявление на открытие счета для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах;
в) копию выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
г) копии учредительных документов (документов, удостоверяющих личность физического лица), копии документов, подтверждающих полномочия на получение аккредитации и совершение сделок;
д) решение об одобрении сделок с указанием максимальной суммы одной сделки;
е) информацию об ИНН.
Также нужно указать адрес электронной почты.
Внимание! В соответствии с положениями ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ все связанные с получением аккредитации на электронной площадке документы и сведения направляются в форме электронных документов.
Аналогичное правило действует при любом обмене документами между участниками размещения заказа, операторами электронных площадок, заказчиками, специализированными организациями. То есть применение неоперативного бумажного документооборота в электронном аукционе исключается.
Однако представление ряда документов для аккредитации может оказаться проблематичным (в частности, речь идет о копиях учредительных документов, документов, подтверждающих полномочия, и о решении об одобрении сделки). Согласно ст. 52 ГК РФ полноценный учредительный документ - это его первоначальная редакция со всеми изменениями, внесенными с момента создания до момента подачи заявления об аккредитации. Таким образом, юрлицо, долго работающее на рынке, должно представить копии всех документов, даже с незначительными изменениями (например, с изменением юридического адреса). Опустив хотя бы одно изменение, которое, по мнению потенциального участника, не влияет на его правовой статус и возможность выступать в качестве стороны сделки, он рискует вылететь из числа участников по формальному признаку несоответствия (ч. 6 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).
Среди документов, подтверждающих право подписи заявления об аккредитации и совершения сделок от имени участника размещения заказа, указывается доверенность, заверенная печатью заинтересованного юридического лица. Неточность этой формулировки может ввести участника в заблуждение, поскольку не ясно, требуется представление подлинного экземпляра доверенности, скрепленной печатью юридического лица, или достаточно копии, заверенной такой печатью. Допускающееся толкование позволяет оператору принимать решение об отказе в аккредитации, основанное на абсолютно формальных признаках. Однако на практике операторы электронных площадок требуют подлинник доверенности, подписанной ЭЦП уполномоченного лица.
Решение же об одобрении сделки согласно, например, Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" требуется для сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и для сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, касающихся приобретения, отчуждения или возможности отчуждения открытым обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов открытого общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Из заданных законодателем условий следует вывод о том, что решение об одобрении возможно принять только по конкретной сделке, а не по неопределенному количеству сделок с неизвестными ценовыми показателями и неизвестными потенциальными контрагентами, как того требует порядок аккредитации участников размещения заказа.
Таким образом, Закон N 94-ФЗ устанавливает необходимость представления документа, который даже теоретически не может быть создан. Если участник размещения заказа на момент подачи заявления об аккредитации предоставит информацию о сумме сделки, которая может потребовать в будущем решения об одобрении, она будет действительна только по состоянию на дату ее предоставления, и в процессе хозяйственной деятельности в период аккредитации (три года) может существенно меняться в зависимости от результатов этой деятельности.
Важно помнить, что принимаемое оператором решение по своей сути не является бесконтрольным (на уровне административного контроля), оно подлежит обжалованию со стороны участника размещения заказа, чьи законные интересы и права могут быть нарушены.
Если, несмотря на коллизии законодательной базы, оператор электронной площадки примет положительное решение об аккредитации, то действительно оно будет в течение трех лет (безвозмездность решения об аккредитации со стороны оператора определена законом). Одновременно будет открыт счет для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, а в реестр аккредитованных на площадке участников будут внесены документы и сведения о них.
Участник размещения заказа должен получить уведомление о включении его в реестр в течение не более чем 5 рабочих дней с момента поступления документов к оператору электронной площадки. Сам реестр размещается оператором на электронной площадке. В открытом доступе будет храниться такая информация об аккредитованном участнике, как наименование (фамилия, имя, отчество), ИНН, дата аккредитации, дата прекращения аккредитации. Счет для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах открывается самим оператором на своих субсчетах (поскольку иначе оператор должен выполнять функции кредитной организации, что в соответствии с законодательством не предусматривается).
Внимание! При изменении информации в документах, представленных для аккредитации, участник размещения заказа обязан незамедлительно сообщить об этом оператору электронной площадки. Ответственность за своевременность предоставления указанной информации также несет сам участник.
Однако не предусмотрено ни одной меры ответственности, которую может нести участник размещения заказа за нарушение сроков информирования. К тому же термин "незамедлительность" является категорией оценочной. В гражданском законодательстве под незамедлительностью понимается обязанность совершения определенного действия в первую очередь перед осуществлением других действий, связанных с принятым решением. Но можно сказать, что обосновывать незамедлительность участнику не придется, поскольку никаких негативных последствий для него не предусмотрено, даже если он сообщит об изменениях спустя три года с момента их появления.
Следует отметить и технические недоработки норм закона, регламентирующих представление сведений об изменившейся в отношении участника информации. Так, ч. 10 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ гласит, что в случае замены или прекращения действия электронной цифровой подписи (ЭЦП) нужно направить оператору соответствующие документы. Однако при осуществлении аккредитации вообще ни слова не говорится о том, что участник должен предоставить информацию о наличии ЭЦП. Поскольку оператор площадки вправе отказать в аккредитации только при нарушении требований прямо предусмотренных законом документов и сведений, отсутствие ЭЦП не является таким основанием. Вместе с тем в тупик может зайти и сам оператор при попытке взаимодействия с участником, поскольку общение может происходить только путем обмена документами, подписанными электронной цифровой подписью.
Также неполноценно регламентированным является правило о невозможности подать заявку на участие в электронном аукционе, если до окончания срока действия аккредитации остается три месяца, поскольку не установлены порядок продления аккредитации или возможность участника заблаговременно предпринять меры, чтобы стать потенциальным участником размещения заказа.
Обязательность проведения электронного аукциона
Выбор аукциона в электронной форме как способ размещения заказа первоначально был правом заказчика. Действующие сегодня правовые нормы предписывают в ряде случаев обязательное проведение электронного аукциона. В этой части правила дифференцированы в зависимости от статуса заказчика, например для "федералов" предусмотрены более жесткие нормы.
Так, федеральные заказчики с 1 января 2010 года до 30 июня 2010 года обязаны объявлять электронные аукционы по продукции, включенной во временный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1996-р.
С 1 июля 2010 года федеральные заказчики обязаны объявлять электронные аукционы по видам товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.
Органам, уполномоченным на размещение заказа, областным и муниципальным заказчикам предоставлено время на детальное изучение новых правил электронного торга, поскольку им позволено до 1 июля 2010 года проводить аукцион в электронной форме в порядке, установленном ранее действовавшей редакцией ст. 41 Закона N 94-ФЗ. Обязательность электронного торга по перечню Правительства РФ для указанных структур определена с 1 января 2011 года.
Приглашение к участию в размещении заказа | Подача заявок | Выявление победителя | Заключение контракта | Общая продолжительность размещения заказа | ||||
план | мероприятия | план | мероприятия | план | мероприятия | план | мероприятия | |
Не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок (начальная цена контракта > 3 млн. руб.) | Размещение извещения о проведении открытого аукциона на официальном сайте для размещения информации о заказе (ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ) | 20 дней/7 дней (со следующего дня после размещения извещения и до окончания срока приема заявок) | Прием заявок на участие в аукционе оператором электронной площадки (ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ) | Не более 7 дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе | Рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе (ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ) | Не более 4 дней со дня подписания протокола аукциона | Передача победителю аукциона проекта контракта (ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ) | Минимум 35 дней (начальная цена контракта > 3 млн. руб.) |
Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок (начальная цена контракта > = 3 млн. руб.) | 2 дня (при поступлении запроса не позднее чем за 5/3 дня до окончания срока приема заявок) | Представление разъяснений положений документации об аукционе на основании запроса заинтересованного лица (ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ) | 1 рабочий день, следующий после истечения 2 дней со дня окончания срока рассмотрения первых частей заявок | Проведение аукциона (ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ) | Не более 6 дней со дня представления проекта контракта Не более 3 дней с момента получения проекта контракта | Подписание контракта победителем Подписание контракта заказчиком | Минимум 22 дня (начальная цена контракта < = 3 млн. руб.) | |
Не позднее чем за 5 дней до окончания срока приема заявок | Изменение документации об аукционе (ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ) | 6/4 дня со дня размещения протокола аукциона | Рассмотрение вторых частей заявок (ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ) | |||||
Не позднее чем за 10/5 дней до окончания срока приема заявок | Отказ от проведения аукциона (ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ) |
Т.П. Ерофеева,
ст. преподаватель кафедры государственного
и муниципального управления Академии Пастухова
А.Ю. Шихов,
ведущий эксперт Департамента государственного
и экономического консалтинга ЗАО "МЦФЭР-консалтинг"
"Руководитель бюджетной организации", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью А.Ю. Шихова "Процедуры размещения заказов: оптимальные сроки" (N 5, 2010).
*(2) При проведении "визуального" аукциона участники узнают друг о друге после процедуры рассмотрения заявок, когда на сайте появляется протокол с указанием наименований и адресов участников размещения заказа, претендующих на заключение контракта. Договариваются о минимальном снижении цены на 0,5% с одним из участников. Сумма несниженной цены распределяется между участниками. Заказчиком в этом случае не реализуется бюджетный принцип результативного и эффективного использования бюджетных средств.
*(3) Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(4) Техническое задание на функционирование электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме от 20.11.2009; протокол от 19.01.2010 N 95 о результатах отбора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"