По благополучном восшествии Нашем на Всероссийский Родительский Наш Императорский Престол, усмотрели Мы, что порядок в делах правления Государственного внутренних отменен во всем от того, как было при Отце Нашем, Государе блаженныя и вечнодостойныя памяти Императоре Петре Великом и при Матери Нашей, государыне Императрице Екатерине Алексеевне, первый год Ее владения было, ибо в другой год Ее владения, происком некоторых, прежний порядок правления, уставленный от Нашего Государя, Родителя, нарушен вновь изобретенным Верховным Тайным Советом, который продолжался и до кончины Петра Второго. И хотя первый год владения Ее Величества Государыни Императрицы Анны Иоанновны, прежний Отца Нашего, Государя Петра Великого, порядок Государственного внутреннего правления был возобновлен, но в другой год Ее ж владения паки оставлен сочинением Кабинета в равной силе, как был Верховный Тайный Совет и токмо имя переменено, от чего произошло много упущение дел Государственных внутренних всякого звания; а правосудие уже и весьма в слабость пришло, как о том и Сенат Наш поданным Нам своим докладом 3 дня сего месяца объявил. И для того повелеваем, к отвращению бывших до сего времени непорядков в правлении Государства внутренних всякого звания дел следующее: Правительствующий Наш Сенат да будет иметь прежде-бывшую свою силу и власть в правлении внутренних всякого звания Государственных дел, на основании учиненном от Нашего Государя Отца, блаженной памяти, Петра Великого, указами Его, обретающимися и ныне в Сенате, а именно: 12 Генваря, 5 Февраля, 4, 6, 11, 27 Апреля, 18 Майя, 6 Июня 1722 и 1723 Ноября 5, 6 чисел, 1724 Генваря 20, 22, 31 чисел, в которых обретаются и настольные в Сенате и во всех Судных местах указы, и прочими Его Величества указами, которые здесь и не означены; и повелеваем все Его Величества указы и Регламенты наикрепчайше содержать, и по них неотменно поступать во всем и во всех Правительствах Государства Нашего, яко Коллегиях, Духовной, и в прочих во всех в Канцеляриях, Конторах, Губерниях, Провинциях и в прочих местах, какого б оные звания где ни были; ибо во оных Его Величества указах и прежние указы и Уложение Деда Нашего, Государя Царя Алексея Михайловича упомянуты, кроме тех, которые учинены о делах, кои уже были в течении тогда и окончались; не отрешаем же и по кончине Его Величества состоявшихся указов, яко при Ее Величестве Государыне, Матери Нашей, и по Ней от владеющих Всероссийским престолом прежде Нас, изъемля те, которые с состоянием сего настоящего времени несходны и пользе Государственной противны, и оным сделать особливый реестр и Нам объявить, с изъяснением, для чего имеют быть отставлены.
Сенаторам быть нижеписанным:
Генералу-Фельдмаршалу Князю Ивану Трубецкому, Великому Канцлеру Князю Алексею Черкасскому, Генералу и Обер-Гофмейстеру Графу Семену Салтыкову, Генералу Григорью Чернышеву, Генералу Андрею Ушакову, Адмиралу Графу Николаю Головину, Обер-Шталмейстеру Князю Александру Куракину. Тайным Действительным Советникам: Алексею Бестужеву-Рюмину, Александру Нарышкину. Генералам-Лейтенантам: Князю Михаилу Голицыну, Князю Григорью Урусову, Ивану Бахметеву. Тайному Советнику Василью Новосильцеву. Статскому Действительному Советнику Князю Алексею Голицыну: из которых в Конторе Сенатской всегда одному быть должно.
Генералу-Прокурору, Действительному Тайному Советнику Князю Никите Трубецкому и Обер-Прокурору, Действительному Камергеру Ивану Брылкину, быть в своих должностях, уставленных от Его ж Величества Государя, Отца Нашего, Императора Петра Великого; а в Коллегии, Канцелярии, Конторы, как в Резиденциях Наших, так и в Губерниях, где прежде были, повелеваем учредить Прокуроров с их прежнею должностию, а кого куда в Прокуроры определить, оным реестр и их самих, кои здесь есть, представить Нам.
Для управления иностранных Государства Нашего дел, соизволяем быть Канцлеру Князю Алексею Черкасскому и Действительному Тайному Советнику Алексею Бестужеву-Рюмину, которого Мы Всемилостивейше жалуем Вице-Канцлером; а Тайному Советнику фон Бреверну быть в прежней должности при тех же иностранных делах; а когда случится какое важное дело, и в таком случае соизволяем по иностранным делам в конференциях с ними присутствовать Адмиралу Графу Головину и Обер-Шталмейстеру Князю Куракину, и с общего согласия мнение свое им доносить Нам на апробацию Нашу.
Сессии иметь, как Сенату, так и Министрам Иностранных дел в Нашем Императорском доме в особливых апартаментах, где Мы по временам пристойным и потребе дел Сами присутствовать будем.
Кабинет, бывший до сего времени, отставить, а вместо того соизволяем иметь при Дворе Нашем Кабинет в такой силе, как был при Государе, Отце Нашем, блаженной памяти Императоре Петре Великом, в котором определили быть Нашему Действительному Статскому Советнику Ивану Черкасову.
Сей Наш указ повелеваем объявить во всенародное известие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Именной указ от 12 декабря 1741 г. "О восстановлении власти Сената в правлении внутренних Государственных дел; о сочинении реестра указам прежних царствований, которые пользе Государственной противны; об уничтожении прежнего Кабинета, и об установлении нового при Дворе Ее Императорского Величества; об учреждении по-прежнему в Губерниях прокуроров, и об определении для управления иностранными делами Канцлера"
Извлечение из книги Законодательство императрицы Елизаветы Петровны (составитель и автор вступительных статей В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2009 г.