В Собрании Правительствующий Сенат по экстракту, учиненному в Сенате, в котором показано: В 1745 году Декабря 3 дня, Астраханская Губернская Канцелярия представляла, что бывший тамо Римского закона поп Филикс, в 1737 году принял к себе самовольно Российских подданных Калмык двух человек, и яко бы по их желанию крестил в Римский закон, и в 739 году оный поп из Астрахани отъехал в Италию, а оные Калмыки оставлены в Астрахани у попа ж Иоаннеса, у которого и поныне жили; а понеже сколько тамо явилось Калмык у Астраханских Армян и Татар превращенных в их закон, о том 1744 года Ноября 5 дня в Коллегию Иностранных дел, с требованием указа, писано; точию указа еще не получено. А по указам же Коллегии Иностранных дел повелено, всех крещенных и желающих креститься Калмык посылать на поселение в Ставрополь. Чего ради по силе вышеозначенных указов, в оной Губернской Канцелярии определено: оных Калмык, которые в противность указа превращены в Римский закон, у вышепоказанного попа Иоаннеса отобрать, и для крещения в Греческое исповедание и житья отправить в Ставрополь, а попу Иоаннесу, в Губернской Канцелярии паки в подтверждение состоявшейся в 1735 году Февраля 22 дня указ, о непревращении в их закон из подданных Российских людей, какого б они звания ни были, с подпиской объявлен; что же с оными Римскими попами за таковые преступления чинить поведено будет, о том оная Астраханская Губернская Канцелярия от Правительствующего Сената требовала указа. И того ж Декабря 4 дня по определению Правительствующего Сената и по посланным в Коллегию Иностранных дел и в Астраханскую Губернскую Канцелярию указам, велено: 1) Из Коллегии Иностранных дел подать доношение, по вышеписанному Астраханской Губернской Канцелярии доношению, в той Коллегии какое решение учинено? 2) Из Астраханской Губернской Канцелярии прислать ведомость, сколько каких людей, и в какой именно закон превращено и кем имены. А в доношениях написано: из Коллегии Иностранных дел: в оную де Коллегию Тайный Советник и бывший в Астрахани Губернатор Татищев Ноября от 5, 1744 года доносил, что Наместник Ханства Калмыцкого Дундук Даши просит, дабы имеющих у Астраханских Татар, Калмык, в законе Магометанском, отобрав, отдать ему; а понеже де явилось в Астрахани у Российских подданных, Бухарских, Гилянских, Агрыжанских, Казанских Юртовских Татар покупных в служение, и в прежних годах, до вступления его Тайного Советника в Астраханскую Губернию, Калмык, мужеска пола 233 человека, которых, в противность указа, в свой закон превратили, и об оных превратившихся определил он справиться, у кого они были, и сколько таковых обасурманенных Калмык сыщется, отобрав, допросить, когда, кто и кем в тот закон превращен, и их превращенных выслать в Казань для определения, которые от них Татар отбираются и допросами следуется, и как окончено будет, в Коллегию ведомость отправить; а к Наместнику он писал, что оным Калмыкам, принявшим Магометанский закон, без указа отдачу учинить не может; того ради, что с ними, тако ж со учинившими противность, учинить, просил он Тайный Советник указа. И по тому доношению в оной Коллегии ожидалось от него Тайного Советника Татищева о помянутых Калмыках следствия и ведомости, у кого по именам те Калмыки находятся, и каким именно образом им достались, и в которых годах и кем обасурманены, и в Казань отправлены ль; которого всего он не присылал, и за тем точного решения учинить нельзя; а чтоб таковые Калмыки еще явились у Астраханских Армян, о том доношения в ту Коллегию из Астрахани не было. Из Астраханской Губернской Канцелярии ведомостью объявлено: что подданным де в 1744 году от Татарской Конторы и от Полицеймейстера ведомостям, показано, в Астрахани вышеобъявленных превращенных в Магометанский и крещеных в Армянский, Римский и Лютерский законы, Калмык, и прочих наций, живущих у нижеобъявленных чинов, мужеска и женска пола людей, а именно: в Магометанский закон из Калмыцкой породы, нижеписанных дворов у жителей Гилянского двора мужеска пола 33, женска 20, Бухарского двора мужеска 47, женска 85, Агрыжанского двора мужеска 9, женска 14, Казанской слободы у жителей мужеска 18, женска 28, у Мурз, табунных голов и у их улучных Татар мужеска 114, женска 266, и того из Калмыцкой природы мужеска 221, женска 413, которые в оный Магометанский закон приведены хозяевами их самовольно; у Астраханских слободских Армян, крещеных в Армянский закон из разных наций, мужеска 42, женска 72, которые в оный закон крещены находящимися в Астрахани Армянскими попами, с позволения хозяев их; да состоящих в своих законах Магометанском и Калмыцком, мужеска и женска 12 душ; Армян же и прочих наций приведенных в Римский закон, мужеска 39, женска 64, которые в оный закон крещены обретающимися в Астрахани патерами, по своему желанию, а служители по воле хозяев их; да служителей же в своих законах Татарской и Калмыцкой наций мужеска и женска пола 5 душ; в Лютерском законе крещеных из разных наций у разных чинов людей, мужеска 2, женска 4, которые в оный закон крещены бывшими в Астрахани Лютерского закона пасторами, с воли господ их. Всего по оной ведомости показано превращенных в Магометанский закон и крещеных в Армянский, Римский и Лютерский законы, мужеска 304, женска 550, и того 854 души, да находящихся в своих Магометанском и Калмыцком законах мужеска и женска пола 17 человек. Да присланным же в Сенат Оренбургская Губернская Канцелярия доношением представляет: в оной де Канцелярии в Октябре месяце 1746 года, явясь, жившая в Яицком казачьем городке Калмычка Аисла Норошкеева, а по крещении в Христианскую веру Греческого исповедания Пелагия Петрова, доношениями показала, как де в 738 году Калмыцкий владелец Бай прикочевал к Яицкому городку, в то де время брат ее родный Калмык Лак, взяв ее с собой вдовою, выдал в замужество за живущего в оном Яицком городке Татарина Эаделя, кой ныне находится в Илецком городке в казаках; а он де Эадель, по согласию с тамошними Татарами и с женками Татарскими, не только неволею, но и обманом ввели ее в Магометанский закон; чего ради бывшие при том приведении люди, отставной из казаков Ибрай Заитов, да служащий в казаках Сюлейман Байметев, называемые ими Муллы Дабикей Тамбердин, и женка Саталгана Ишеева, и бывший муж ее Эадель и прочие подлежащие к следствию, забраны в Оренбург, и ими следовалось; но из того следствия оказалось, что она за оного Татарина замуж выдана и в Татарский закон приведена, хотя б и по ее воле, но в том же Яицком городке у Татар из идолопоклонников, в их Магометанский закон приведенных, как мужеска, так и женска пола, имеется ж довольно; и что де оное, Калмык в их закон приведение, також и с Калмыцкими Татар женитьба противно, того де во всем том Яицком городке и не знают, и по указам запрещения не ведают, почему де то у них еще в древнем обыкновении состоит, и войско де Яицкое, яко в одном городке живущие, про то не безызвестны. Чего де ради по посланному в 746 году Декабря 26 числа из оной Губернской Канцелярии к войску Яицкому указу, для надлежащего рассмотрения, велено оных имеющихся в Яицком городке, как обрезанных в Магометанский закон Калмык, так и Калмычек и Калмычат в том законе обретающихся, сколько их ни есть, переписать всех, с показанием против каждого имени, кто, когда и кем обрезан, или как-нибудь в тот закон приведен, и волею ли или неволею, и кто ж при том именно, кроме Ахунов и Мулл, в действии был, и где, и при ком те люди, также и оные приведенные поныне находятся, и тот закон действительно ли они содержат, и нет ли из них кого уже крещеных, или иным каким образом от того отвратившихся, и ту перепись прислать в Оренбургскую Губернскую Канцелярию; но они тем войском, до получения еще того, по преждепосланному из оной же Губернской Канцелярии указу переписываны, коим и ведомость именная от них войска Яицкого при доношении в Оренбург прислана, и при том они доносили, что понеже у них обыкновенно в Магометанский закон приводят тогда, когда надлежало Муллам их в мечети венчать, а до свадебного де времени никого не приводят, сверх же того другие из Калмыцких женок, вдовы и своею волею, надевши по Татарскому обычаю платки, ходят, последуя их басурманскому обычаю, точию де оные в самом деле в их Магометанский закон не приводятся, к тому же де у объявленных Татар находятся из Калмыцкой же нации купленные их дворовые, мужеска и женска пола, и еще по их обычаю в Магометанский закон не приведены и не обрезываны; для чего де, сколько таких находящихся там Татар, у коих Калмыцкие женки и их дети, и кем, которые в их Магометанский закон приведены, також не приведены, и живут своевольно, и сверх того, что купленных у них Калмыцких же мужеска и женска пола ребят, тому при том доношении прислана именная ведомость; и при том же сообщили поданное им от объявленных Татар доношение, с прописанием оного, коим образом они объявили о тех, полученных себе в жены, что о том в войске Яицком запретительных Ее Императорского Величества указов, до вышеозначенного посланного из Оренбурга указа, не имелось, а впредь де оным Татарам, по силе оного Ее Императорского Величества указа, Калмыцких женок брать в жены и других покупать, запрещено; о имеющихся же ныне у них, как вольных, так и купленных, кои де еще по их обычаю в Магометанский закон не переведены, то войско требует указа.
А по оной ведомости, тех Калмыцкой нации, находящихся в Магометанском законе, значится женок за Татарами тридцать, из которых три, в закон их еще не приведенные, а прочие, кроме двух, приведены вышеписанным Ибраем Муллою, две же из них венчаны другими, одна Кара, Муллою, кой как в той же ведомости показано, отдан на поруки, другая Жамагуль, Муллою, кой де, назад тому 20 лет умер, у них детей мужеска и женска пола 40, вдов, бывших за Татарами четыре, из которых две в закон не приведены, однако ж по Татарскому обыкновению надев платки, сами по своей воле так ходят, да двое из Калмык приведенные в тот закон показанным же Ибраем Муллою, из коих у Идана хотя в отметке и написано, что он жену себе взял Татарскую, токмо оной, кроме одной дочери пятилетней, в той ведомости не означено, да у Гардушки жена и сын и у сына жена Калмыцкой же нации, у оного ж сына его, малолетних два сына; да у тех же служилых Татар, купленных баб и девок Калмыцких двенадцать, да Калмык один, которые де по их обычаю в Магометанский закон не приведенные, живут вольно, счисляются дворовыми; вышеписанные ж тамошние Татары в том поданном войску Яицкому доношении написали, что наперед сего, как отцы их, так и деды, с поселения Яицкого Городка находились, и при поселении еще брали за себя за малолетством женского пола из Калмыцкой нации жен добровольно, а других и покупая в законные жены, а они де женки в Магометанский закон приходили, також и замуж шли, своевольно; и тако де с оными женками уже несколько и детей расплодилось, и у некоторых де есть купленные Калмыцкие же мужеска и женска пола ребята, которые також по своей воле состоят в том же Магометанском законе; а что де по переписи учинится, о том они не известны. А понеже де наперед сего до получения оного Ее Императорского Величества указа о невзятии тех из Калмыцкой нации женок за Татар в замужество и о неприводе их своевольно в Магометанский закон, запретительных Ее Императорского Величества указов не имелось, и запрещения им в том от прежних бывших и нынешнего при войске Яицком Атаманов, не было; что ж касается о невзятии из Калмыцкой нации в жены женского пола и о неприводе их, в том, не только другим каким образом, но и со своевольными исполнять обязуются, так как указ повелевает; и тако из оного, тако же и из показания Ибрая Муллы, с переписью войска Яицкого, есть не без разности; ибо в той переписи мужеска пола приведенных в тот их закон токмо двое, а по оным значится более, и о купленных ими сами написали, что они в их же законе состоят; к тому ж Ибрай Мулла о обрезанных из мужеска пола показал на других, а не на себя. А потом оное войско Яицкое в рапорте от 1 числа Генваря 1747 года, на вышеозначенный от 26 числа Декабря 1746 года указ присланный, ссылаясь на означенную преждеприсланную в Оренбургскую Губернскую Канцелярию перепись, приполнили к тому, что при той переписи явилась одна семья из Калмыков, в Магометанский закон приведенная служилым Татарином Карою Муллою, о которых де и в той ведомости, под именем Калмыцкой женки, объявлено, и что с тем Муллою чинить, требовано резолюции; из показанных же в той ведомости Калмык и Калмычек и из покупных оными Татарами Калмычат, окрестившихся не имеется, да и креститься де из них никто не желает. А по справке в Сенате: В Уложенье в 22 главе в 24 статье напечатано: Буде кого басурман какими-нибудь мерами, насильством или обманом Русского человека к своей басурманской вере принудит и по своей басурманской вере обрежет, а сыщется про то до пряма, и того басурмана по сыску казнить, сжечь огнем без всякого милосердия; а кого он Русского человека обасурманит, и того Русского человека отослать к Патриарху, или к иной Власти, и велеть ему учинить указ по правилам Святых Апостолов и Святых Отец. В Губернаторском и Воеводском Наказе 1728 года в 19 пункте напечатано: Понеже в Российской Империи многие подданные обретаются иноверцы, а именно: Мордва, Чуваши, Черемисы, Остяки, Вотяки, Лопари, и иные им подобные, из которых народов, не безызвестно есть, что Магометане превращают в свою веру и обрезывают, чего Губернатору или Воеводе накрепко смотреть и отнюдь до того не допущать; а ежели явятся такие Магометане или другие иноверцы, которые тайно или явно кого из Российских народов в свою веру превратят и обрежут, таких брать и разыскивать, и по розыску чинить указ по вышеписанной Уложенной 22 главы 24 статье, а именно, казнить смертью, сжечь без всякого милосердия. Да в указе 1735 года Февраля 22 дня напечатано же: Хотя многими указами свободное отправление службы Божией других Христианского закона исповеданий, а именно, Лютеранского, Реформатского и Римского, В Российском Государстве позволено, дабы толь многие, как в службе, так и для купечества, в Российском Государстве обретающиеся иноземцы, по своим исповеданиям потребные Духовные наставления иметь и службу Божию отправлять могли, как и оные, такое свободное отправление своего исповедания до сего времени без всякого препятствия имели и пользовались и впредь иметь позволяется; однако же чтоб тех исповеданий Духовные особы жили во всякой кротости, и особливо не дерзали из подданных, какого б звания они ни были, в свою веру призывать, толь меньше же еще превращать, как то во многих других Государствах, в предосуждение настоящего того Государства закону, весьма не позволяется. Но понеже некоторые из оных тому противно поступают, и из подданных, всякими своими внушениями, в свой закон приводить стараются; того ради, чтоб никто из вышеписанных законов Духовные особы отнюдь не дерзали, каким бы образом и под каким претекстом то ни было, из подданных, какого б народа и звания оные ни были, в свой закон превращать, под опасением, что в противном случае с ними поступлено будет по Государственным Уставам и указам. А по Всемилостивейшему Ее Императорского Величества указу, состоявшемуся за собственноручным Ее Императорского Величества подписанием 1744 года Июля 15, поведено, по 1-му пункту: кто из Духовных, военных, статских и других чинов поныне явились в неисправлении должностей своих и в непорядочных поступках, учиненных в противность Ее Императорского Величества указов, и в других винах (кроме богохульников, и важнейших по первым двум пунктам, и воров и разбойников и смертоубийц), за которые по приговорам, сентенциям и конфирмациям осуждены на смерть, или в каторжную работу, или куда в ссылку, или кому какое наказание учинить и чинов лишить присуждено: оным всем такие учиненные ими вины Всемилостивейше простить, и от наказания и ссылки и штрафов освободить; а которые дела еще не исследованы, а они в те вины впали до того Ее Императорского Величества Всемилостивейшего указа, о тех доследовав, учинить с ними против вышеписанного же. По 3-му, которые колодники ныне содержатся в Москве, в Санкт-Петербурге и в городах и осуждены за воровство, разбой, татьбы и за смертные убийства к смертной казни: тех Всемилостивейше от той смертной казни и наказания освободить, а вместо того послать их в Сибирь в вечную работу; а прочих колодников, о которых дела уже исследованы, а других и решены, и за разные вины осуждены или подлежат в ссылку и к наказанию, а ноздрей у них не вынуто и других знаков не положено: тех всех, кроме богохульников, и по первым двум пунктам, без наказания свободить, а у которых ноздри вынуты и другие знаки положены, тех послать в Оренбург на поселение; а о которых колодниках дела еще не исследованы и розысками не окончены; оные окончав, учинить против того ж, как написано выше сего. Приказали: вышеозначенных, объявленных по ведомостям из Астраханской и Оренбургской Губернских Канцелярий превращенных в Магометанский и прочие законы Калмыцкой нации, как мужеска, так и женска пола людей, живущих собою, и у разных же наций живущих, хотя б кои у них и купленные были, собрав всех, для поселения отправить в Ставрополь, и поселить их близ крещеных Калмык; а чтоб и они ко Святому крещению обращаться могли, в том велеть их тамо находящимся Командирам и Священникам и Калмыкам, кои Калмыки уже в вере Христианской Греческого исповедания, весьма твердыми и знающими тот Христианский закон, состоят, наиприлежнейше ласкою скланивать, и кто к принятию Святого крещения склонным явится, таковых тотчас крестить, и поступать с ними, как о таковых новокрещенных в Ставрополе прежними указами поведено. Что ж принадлежит до предписанных в Магометанский и прочие законы превратителях, и кто в том им позволение чинил: то и оных всех собрав в означенные Астраханскую и Оренбургскую Губернские Канцелярии, объявить им, что хотя они за вышеписанное превращение и позволение, по силе означенных, Уложенья 22 главы 24 пункта, и Губернаторского и Воеводского Наказа 19 пункта, и Именного 1735 года Февраля 22 дня указа, подлежали наижесточайшему истязанию; но понеже то ими учинено прежде вышеобъявленного состоявшегося Ее Императорского Величества Июля 15, 1744 года Всемилостивейшего об отпущении вин указа: того ради и им ныне та их вина, по силе оного указа, из Высочайшей Ее Императорского Величества милости отпускается, с таким при том подтверждением, чтоб они впредь таковых превращений, как Калмыкам, так и никому, ни под каким видом чинить не дерзали, под опасением, не упустительного за то с ними по силе предписанных, Уложения и указов, истязания. И о том в иностранную Коллегию, в Астраханскую и Оренбургскую Губернии послать указы, а в Святейший Синод ведение. А дабы от ныне впредь из находящихся в России разных законов, как Духовные особы, так и никто, отнюдь не дерзали из подданных Ее Императорского Величества, какого б народа и звания оные ни были, в свой закон превращать: в подтверждение, на основании прежних о том указов, для публикования во всем Государстве, сочиня публичному указу формуляр, предложить к апробации Правительствующему Сенату, в котором написать же, чтоб все находящиеся в России Римского, Лютеранского, Реформатского и прочих законов иноземцы, всякого чина люди, кои имеют из подданных Ее Императорского Величества Магометанского закона, и идолопоклонников, кои в их законы приведены, кто именно и когда в те законы допущены, объявили.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сенатский указ от 23 марта 1750 г. "О запрещении всем разных исповеданий иноверцам, в России находящимся, превращать в свой закон Русских подданных, какого бы народа и звания оные ни были"
Извлечение из книги Законодательство императрицы Елизаветы Петровны (составитель и автор вступительных статей В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2009 г.