Методы оценки надежности туроператоров - соискателей финансовых гарантий
В статье исследуется проблема достоверных оценок надежности туроператоров. Изложен авторский взгляд на решение обозначенной проблемы с позиции системного подхода к ранжированию туроператоров по уровням надежности. Предложены меры повышения надежности туроператоров и профилактики наступления страховых случаев и выплат.
В условиях действия механизма финансовых гарантий и бездействия механизма саморегуляции вопросы достоверных оценок надежности организаторов путешествий для многих страховых компаний приобретают статус первоочередных. По закону на страховщиков возложена роль гарантов и контролеров надлежащего оказания услуг представителями туристской отрасли. Именно страховщикам приходится отличать профессионалов от дилетантов.
Главными индикаторами качественного оказания услуг выступают претензии туристов (точнее - их отсутствие). Претензий - множество. Низкое качество размещения, перевозки, питания, несоответствие заявленных и предоставленных экскурсионных программ, ошибки при бронировании туров, оформлении документов, предоставлении информации и др. Каждая претензия - это страховой случай, а значит, риск страхового возмещения при его наступлении, поэтому размытость видов и источников возникновения претензий недопустимы.
Вместе с тем идентификация и стоимостная оценка претензий - это лишь первый шаг к решению проблем страховщиков-гарантов. Важно закрепить претензии за потенциальными виновниками и разработать меры профилактики поступления этих претензий в будущем. Конечно, при наступлении страховых событий каждый страховщик вправе произвести выплаты туристам и расстаться с нерадивым туроператором. Однако такое решение не обезопасит страховщика от ошибок в будущем. Так, например, непрофессиональный туроператор может вновь зарегистрироваться под новым именем. Или сумма выплаты может привести к банкротству самого страховщика. Поэтому вникать в суть проблем и создавать инструменты сканирования потенциальных партнеров все равно придется.
Автор закрепил претензии туристов (а значит, и страховые случаи) за субъектами туристской отрасли (туроператорами, поставщиками туристских услуг, турагентствами) и создал методики оценки их надежности. В настоящей статье излагаются подходы к оценке надежности туроператоров, разработанные автором по результатам масштабных и продолжительных по времени исследований прогрессивного зарубежного и российского опыта в рассматриваемой области.
На первый взгляд, методов и инструментов сканирования профессионализма и порядочности туроператоров немало. Вместе с тем поиск действительно достоверных оценок - непростая задача. Какими же оценками может воспользоваться страховщик, чтобы уберечь себя от неприятностей и краха?
Государственные оценки надежности туроператоров
С 2007 года в России действует система государственных оценок надежности туроператоров. По результатам проверки документов, подтверждающих (или отрицающих) дееспособность и финансовую состоятельность российских туроператоров, Ростуризм принимает решение о включении этих туроператоров в государственный реестр (или исключении из государственного реестра).
Размер финансовых гарантий определяет разрешаемый вид деятельности и степень надежности туроператоров:
- надежные туроператоры международного туризма имеют финансовое обеспечение в размере 10-100 млн. руб. (в зависимости от объемов реализации турпродуктов);
- надежные туроператоры внутреннего туризма имеют финансовое обеспечение в размере 500 тыс. руб.;
- ненадежные туроператоры не входят в реестр и не имеют финансового обеспечения.
Сегодня финансовыми гарантиями себя обеспечили более 4 000 туроператоров*(1), которые по государственным оценкам обладают уровнями надежности достаточными для ведения бизнеса (таблица 1).
Таблица 1
Структура туроператорского сектора РФ
Размер финансового обеспечения, руб. | Количество туроператоров | Уд. вес, % |
100 млн. | 39 | 0,96 |
60 млн. | 47 | 1,16 |
30 млн. | 1 537 | 38,03 |
10 млн. | 587 | 14,52 |
500 тыс. | 1 832 | 45,32 |
Итого | 4 042 | 100 |
Значение государственного реестра туроператоров трудно переоценить - это допуск на рынок, первоочередной ориентир для страховщиков. Опытный страховщик при заключении договора страхования обязательно уточнит, не является ли соискатель финансовых гарантий участником реестра штрафников*(2), кто был предыдущим гарантом и почему не сложились партнерские отношения с ним. Однако всегда существует риск вступления в отношения с непорядочным туроператором, зарегистрировавшимся под новым именем, иногда и в новом регионе. Кроме того, есть новички, отношения с которыми требуют особой осторожности. Иллюзия сверхприбылей в сегменте страхования туроператоров осталась в прошлом, число нарушителей, исключенных из реестра, растет, динамика сумм страховых возмещений настораживает. Очевидно, что страховщики испытывают потребность в более обстоятельных оценках с ранжированием туроператоров на лидеров и аутсайдеров и подробными комментариями достижений первых и неудач последних.
Коммерческие оценки надежности туроператоров
Сегодня рейтинги популярности и достижений туроператоров выстраивают информационная служба "БАНКО", аналитический центр "ExQuest", каталог-справочник "Тонкости продаж", информационно-маркетинговое агентство "Форос Инфо Трэвл", журналы "Горячая линия. Туризм" и "Турбизнес", газета "Туринфо" и многие другие заинтересованные организации и лица. Критериями оценок выступают предпочтения сотрудничества, доли рынка, качество работы, финансовая устойчивость, потенциал развития, многопрофильность, число просмотров и бронирований туров и др. Уровни критериальных достижений могут быть признаны тождественными уровням надежности туроператоров: чем больше достижений, тем выше уровень надежности. Тогда рейтинги достижений становятся рейтингами надежности туроператоров (таблица 2).
Таблица 2
Рейтинги туроператоров, работающих на турецком направлении
Туроператоры - лидеры направления по данным | |||||
Рейтинг | БАНКО*(3) | ExQuest*(4) | "Тонкости продаж"*(5) | "Форос Инфо Трэвл"*(6) | "Туринфо"*(7) |
1 | "Тез Тур" | "Тез Тур" | "Тез Тур" | "Мостравел" | "Интурист" |
2 | "Корал Тревел" | "Мостравел" | "ВКО Тревел" | "Тез Тур" | "Тез Тур" |
3 | "Мостравел" | "Пегас Туристик" | "Капитал Тур" | "Пегас Туристик" | "Пегас Туристик" |
4 | "Санмар" | "ВКО Тревел" | "Диптур" | "Корал Тревел" | "Капитал Тур" |
5 | "Капитал Тур" | "Турэнерго-сервис" | "Мостравел" | "Капитал Тур" | "Нева" |
Анализируя рейтинги, представленные в таблице 2, выявить однозначных лидеров на направлении достаточно сложно. Это можно объяснить прежде всего низкой корреляцией критериев, показателей и инструментов оценки, используемых различными субъектами. Учитывая максимальное количество попаданий на высокие позиции в рассматриваемых рейтингах, обозначим наиболее вероятные позиции надежности туроператоров: первая позиция - "Тез Тур", вторая - "Мостравел", третья - "Пегас Туристик", четвертая - "Корал Тревел", пятая - "Капитал Тур".
Кроме рейтингов достижений достаточно популярны статусы (лидер туриндустрии, победитель конкурса "Туристические бренды" и др.), присуждаемые туроператорам по результатам многочисленных конкурсных отборов. Степени отличия по номинациям конкурсных отборов могут быть признаны тождественными уровням надежности туроператоров: чем выше степень отличия, тем выше уровень надежности. Тогда рейтинги номинантов конкурсов становятся рейтингами надежности туроператоров (таблица 3).
Таблица 3
Рейтинги туроператоров - номинантов конкурсных отборов
Номинации | Рейтинги туроператоров по знакам отличия | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Международная премия "Лидеры туриндустрии"*(8) | ||||
Лучший туроператор года по внутреннему и въездному туризму | Не присуждалась | Не присуждалась | "Лукоморье", "Май-тур" | Не присуждалась |
За успехи в развитии туризма | Не присуждалась | "Волга-Флот-Тур" | "Эс-Джи Тур", "Мегаполюс НН" | Центр международного туризма, "Соль и сон" |
За динамичное развитие компании | S7 Tour | Не присуждалась | Не присуждалась | "Валида" |
Лучшая региональная турфирма | Не присуждалась | Не присуждалась | Не присуждалась | Не присуждалась |
Качество обслуживания - туроператор | Не присуждалась | "Мир экскурсий" | Не присуждалась | Не присуждалась |
Премия "Туристические бренды"*(9) | ||||
Самые известные и востребованные туристские бренды среди потребителей услуг | "Тез Тур" | "АВС ИСТ Лайн" | "Ланта-тур вояж" | Не присуждалась |
Самые авторитетные туристские бренды - выбор профессионалов турбизнеса | "Тез Тур" | "ПАК" Групп | UTE Megapolus group | Не присуждалась |
За креативные решения в подходе к формированию концепции брендинга | "Тез Тур" | "ПАК Групп" | DSBW | Не присуждалась |
За высокое качество презентаций марки в профессиональной туристской прессе | "Тез Тур" | UTE Megapolus group | DSBW | Не присуждалась |
Самая динамично развивающаяся марка | Не присуждалась | Не присуждалась | Не присуждалась | "Капитал тур" |
Национальная туристская премия им. Ю. Сенкевича*(10) | ||||
Лучший туроператор в области выездного туризма | Не присуждалась | "Вояж-Люкс" | "Санрайз тур групп" | Центр международного туризма |
Лучший региональный туроператор в области въездного и внутреннего туризма | "Томсктурист" | "Каскад Трэвел" | "Круиз" | Не присуждалась |
Лучший туроператор в области въездного и внутреннего туризма (Москва, Санкт-Петербург) | "ВодоходЪ" | "Восточный экспресс" | "Дельфин" | Не присуждалась |
Рейтинги номинантов вызывают доверие и представляют несомненный интерес для многих пользователей, в том числе для страховщиков. Вместе с тем сопоставление позиций номинантов рассматриваемых конкурсных отборов пересечений не дает прежде всего по причине несопоставимости составов туроператоров, надежность которых подвергается оценке.
Сравнение рейтингов номинантов конкурсов "Лидеры туриндустрии" и Национальной туристской премии им. Ю. Сенкевича с представленными ранее рейтингами достижений туроператоров (см. таблицу 2) также пересечений не дает. В первом случае несопоставимость рейтингов объясняется несопоставимостью исследуемых сегментов: награды конкурса "Лидеры туриндустрии" присваиваются туроператорам - организаторам путешествий по России, а в базисном рейтинге представлены туроператоры, специализирующиеся на выездном туризме. Во втором случае отсутствие совпадений, скорее всего, является следствием несопоставимости составов туроператоров, надежность которых подвергается оценке. Рейтинг достижений и рейтинг номинантов "Туристические бренды" идентичны, но лишь по первой позиции: лидером обоих рейтингов является "Тез Тур", что позволяет говорить о высоком уровне конкурентоспособности и надежности этого туроператора. В любом случае сравнение рейтингов достижений с рейтингами номинантов еще более расширяет диапазон лидеров и усложняет задачу выявления самых надежных туроператоров.
Потребительские оценки надежности туроператоров
Многочисленные потребительские оценки также могут представлять некоторый интерес для страховщиков. Критериями оценок популярности и надежности туроператоров, как правило, выступают показатели посещаемости и цитируемости (наличие в сети гиперссылок на тот или иной сервер) их сайтов. Главным недостатком этих оценок является высокий процент накрутки посещаемости посредством имитации заходов потребителей, рассылки трояна, установки программ принудительного посещения сайтов при последующих заходах в Интернет, привлечения интернет-бродил и других приемов. Тем не менее попадание туроператоров в десятку наиболее посещаемых web-представительств достаточно престижно и высоко оценивается потребителями и партнерами по бизнесу. Наиболее популярные рейтинги туроператоров (на примере турецкого сегмента), построенные по результатам посещаемости/цитируемости их сайтов, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Рейтинги турецких туроператоров по результатам посещаемости сайтов
Рейтинг | Рейтинги туроператоров по данным информационных ресурсов | ||
www.tours.ru*(11) | www.travel.ru*(12) | www.turstats.ru*(13) | |
1 | "Нева" | Travel one | "Воентур-М" |
2 | "Ривьера" | "Тез Тур" | "Ривьера" |
3 | "Пегас Туристик" | "Туравиа" | "Пак Групп" |
4 | "Туравиа" | "Дельфин" | "Нева" |
5 | "Содис" | "Пегас туристик" | Eline Tour |
Сопоставление первых пяти позиций рейтингов, представленных различными информационными ресурсами, однозначных совпадений не дает. Интернет-провайдеры в качестве лидеров называют различные компании (исключение составляют разовые пересечения по туроператорам "Тез Тур", "Нева" и "Пегас Туристик", да и то по разным позициям), поэтому сделать выбор в пользу большей достоверности того или иного рейтинга не представляется возможным.
С некоторой долей условности критериями профессионализма и надежности могут выступать положительные отзывы туристов по итогам поездок, организуемых различными туроператорами. Главным недостатком здесь является возможность подделки положительных/отрицательных отзывов. Тем не менее, несмотря на субъективность, а иногда противоречивость отзывов, туристы, впервые отправляющиеся в путешествие, гораздо больше доверяют туристам, имеющим опыт на направлении, чем турфирмам. Наиболее популярные рейтинги туроператоров (на примере турецкого сегмента), построенные на основе отзывов туристов, представлены в таблице 5.
Таблица 5
Рейтинги турецких туроператоров по отзывам туристов
Рейтинги туроператоров по данным информационных ресурсов | |||
Рейтинг | Путешествия@Mail.ru.*(14) | Отдохнули.ру*(15) | ОТЗЫВ.RU*(16) |
1 | Isida | "Полар Тур" | "Гранд Тур Вояж" |
2 | "Тур-Транс-Вояж" | Pac Group | "Совет по туризму СПб" |
3 | "Империал" | "Ванд Интернэшнл тур" | "Старый город" |
4 | "Русский экстрим" | "Калипсо-тур" | "Глоуб-Тур" |
5 | "Сигма Тур" | A-Class | "МегаДиало" |
Сопоставление первых пяти позиций рейтингов, представленных различными информационными ресурсами, совпадений не дает. Сравнение интернет-рейтингов с рейтингами достижений и номинантов в очередной раз подтверждает лидерство компании "Тез Тур" на турецком направлении. Неоднократное попадание в рейтинги компаний "Пак Групп", "Пегас Туристик" и "Нева" позволяет предположить наличие высоких уровней надежности этих туроператоров. На этом пересечения интернет-рейтингов с рейтингами, представленными ранее, заканчиваются. Это говорит либо о существенных различиях в предпочтениях туристов, либо о "ложном" лидерстве некоторых туроператоров, представленных в рейтингах. В любом случае интернет-рейтинги еще более усложняют задачу выявления самых надежных туроператоров.
Прочие оценки надежности туроператоров
Кроме рассмотренных оценок несомненный интерес представляют некоторые рекомендации, принципы и критерии оценки надежности туроператоров, опубликованные в специализированных печатных изданиях.
По мнению экспертов, главным критерием надежности туроператоров должен быть уровень их капитализации. Именно уровни капитализации, а не обороты, продажи и другие признаки позволяют определить возможности туроператоров при погашении задолженностей и исполнении обязательств. Рейтинги капитализации туроператоров, составленные на основе оценки стоимости собственной недвижимости и анализа данных по арендованным площадям, позволят участникам рынка вычислить наиболее надежного туроператора-партнера. С этим утверждением трудно не согласиться.
По рекомендациям других экспертов, при оценке туроператора надо учитывать четыре критерия - это известность, адекватная стоимость продукта, финансовая устойчивость и многопрофильность. Взаимосвязь названных критериев и надежности туроператоров не вызывает сомнения. В то же время возникает много вопросов, связанных с уточнением размерности и степени влияния величины этих критериев на уровень надежности конкретного туроператора.
Известность - величина очень относительная и субъективная, плохо поддающаяся измерению.
Адекватная стоимость турпродукта - также величина относительная. Часто за существенными скидками или комиссионными стоят некачественно организованные туры, отсутствие гарантированных блоков в гостиницах и др. Это действительно так. Но как отличить реальную стоимость тура от завышенной или демпинговой, какую скидку или норму прибыли считать допустимой, какую комиссию признать оптимальной?
Финансовая устойчивость хозяйствующих субъектов, в том числе туроператоров, - критерий, предлагаемый многими учеными и практиками в качестве базисного и часто используемый при оценке их конкурентоспособности, платежеспособности, надежности. Безусловно, более надежным будет туроператор:
- который обходится собственными средствами, а не работает на оборотных или заемных средствах;
- размеры займов которого сопоставимы с реальным капиталом.
Однако содержание финансовой отчетности туроператора, как правило, является коммерческой тайной, потому остальным участникам рынка недоступно. Следовательно, использовать этот критерий при оценке надежности туроператоров проблематично.
Многопрофильность дает дополнительные гарантии надежности: если на одном направлении случится кризис, в операторском портфеле найдутся другие туры, которые позволят из него выйти. Однако существует прямо противоположное мнение, что исключительно узкоспециализированная компания может оказать действительно качественные услуги. Кроме того, что именно понимать под многопрофильностью и какое количество направлений в портфеле туроператора считать оптимальным?
Также не надо забывать о банальных фирмах-"однодневках", которые открываются под пиковые даты: высока вероятность того, что у них нет контрактов с отелями, авиакомпаниями и консолидаторами рейсов.
Кроме того, туроператоров достаточно часто делят по уровню конкурентоспособности и надежности на три категории: иностранные корпорации, крупные московские и региональные туроператоры.
Надежность иностранных туроператоров традиционно считается самой высокой и ассоциируется с большими капиталами и современными технологиями.
Надежность крупных столичных туроператоров также считается достаточно высокой и обычно объясняется наличием финансовых ресурсов, агрессивными рекламными и имиджевыми кампаниями, наличием представительств в странах пребывания, которые в случае необходимости решают проблемы туристов на месте и другими факторами.
Региональные туроператоры, как правило, обладают меньшей конкурентоспособностью и надежностью, им сложно бороться с лидерами отрасли. Их финансовая прочность обеспечивается существенными (по региональным меркам) объемами продаж и поддержкой зарубежных материнских структур. Для достижения устойчивости и надежности они организуют собственные чартеры из регионов (так как сегодня большинство туристов предпочитает прямые рейсы), заключают прямые договора с иностранными туроператорами на приеме, гостиницами, авиакомпаниями, но большинство региональных туроператоров существуют за счет покупки и перепродажи перевозки и наземного обслуживания у москвичей.
Сегодня на российском рынке туристских услуг наиболее часто используется именно эта классификация, хотя она представляется самой субъективной из представленных ранее.
Ранжирование туроператоров по уровням надежности
Анализ оценок надежности туроператоров позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, наличие множества оценок подтверждает актуальность проблемы и большой спрос со стороны участников рынка в информации подобного рода. В то же время все оценки кроме государственных выглядят субъективно, потому что компании, организующие оценку, недостаточно авторитетны, присутствует человеческий фактор.
Во-вторых, рассмотренные оценки конечно обладают некоторой информативностью, но базируются на ненаучных методах исследования (анкетирование, опрос и др.), отличающихся большой степенью погрешности, тогда как методы системного и математического моделирования практически не используются.
В-третьих, сопоставление результатов оценок надежности туроператоров, полученных при помощи различных методов, позволяет установить огромный диапазон компаний, претендующих на позиции лидеров, и делает невозможным выбор наиболее надежных туроператоров.
Таким образом, необходимость разработки методики оценки надежности туроператоров, базирующейся на единых, признанных рынком принципах, критериях и методах сбора, систематизации и обработки фактологической базы, представляется очевидной. Именно такая методика позволит страховщикам получить достоверные оценки надежности соискателей финансовых гарантий и минимизировать коммерческие риски.
Основополагающей категорией предлагаемой методики является понятие надежности. Под надежностью туроператора понимается его способность в той или иной степени обеспечить защиту личности и имущества гражданин во время путешествий за счет разработки и реализации системы мер профилактики претензий со стороны туристов. Таким образом, индикатором надежности выступает претензия туриста - оформленный и предъявленный туроператору документ, отражающий факт наступления страхового события и означающий приведение в действие механизма финансовых гарантий.
Отождествление надежности туроператора с претензиями туристов позволяет предложить в качестве базисного оценочного показателя критерий надежности (). Экономический смысл критерия заключается в определении удельного веса проблемных турпродуктов в совокупном объеме туристских продаж. Таким образом, для расчета
необходимо знать размерность двух показателей: количество турпродуков, реализованных туроператором в установленном периоде, и число претензий со стороны туристов к этому туроператору в этом же периоде.
Идентифицируем типовые претензии туристов к туроператорам. Туристы, отправляясь в путешествие, подвергаются рискам двух видов: объективным, которые профессиональные туроператоры могут предотвратить с большой долей вероятности и субъективным (туроператоры не могут на них воздействовать, но могут под них подстроиться).
Объективные риски - это прежде всего проблемы несоответствия уровней качества заявленных и предоставленных туристских услуг и продуктов: задержки чартерных рейсов, неработающие кондиционеры в автобусах дальнего следования, невыполнение условий трансфера, отказы в размещении в гостиницах установленных категорий и др. Иногда инциденты случаются по вине принимающей стороны, но чаще - из-за ненадлежащего выполнения российскими туроператорами своих обязательств, непрофессионального менеджмента и неграмотных решений персонала. Следовательно, объективные риски лежат в плоскости профессионализма туроператоров и при наличии соответствующих знаний и опыта могут быть сведены к минимуму или исключены.
Субъективные риски - проблемы иного рода. Они многогранны и, как правило, представляют реальную угрозу жизни и здоровью туристов. С некоторой долей условности можно говорить о двух группах субъективных рисков:
а) риски природного, техногенного и социального характера;
б) риски, связанные с низкой правовой культурой, незнанием туристом своих прав, обязанностей и основ личной безопасности.
Первая группа рисков означает, что туристам в путешествиях могут угрожать:
а) болезни, преступления и правонарушения, направленные против них;
б) аварии, катастрофы, стихийные бедствия (землетрясения, извержения вулканов, ураганы) и другие чрезвычайные ситуации;
в) осложнение внутриполитической ситуации в стране временного пребывания (военные конфликты, акты терроризма, бандитизма, мародерства, вандализма).
Вторая группа рисков означает, что туристы в путешествиях подвержены различного рода соблазнам. Они ищут острых ощущений в экстремальных развлечениях, не соблюдают элементарных правил поведения, нарушают традиции и законы стран временного пребывания и зачастую бывают за это наказаны: где-то штрафами, депортацией, а иногда и лишением свободы. На первый взгляд, субъективные риски не имеют отношения к туроператорам и касаются исключительно туристов. Однако согласно российскому законодательству турфирмы обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов.
Анализ чрезвычайных происшествий, случившихся за рубежом с российским гражданами, показывает, что в большинстве случаев они не были проинформированы об особенностях предстоящих поездок в достаточном объеме. Одни туристы не получили рекомендации о регистрации в посольствах РФ, другие не были ознакомлены с санитарно-гигиеническими нормами стран временного пребывания, третьи не проинформированы об особенностях поведения за рубежом. Здесь, безусловно, есть вина туристов, которые должны понимать, что соблюдение мер предосторожности в первую очередь отвечает их интересам, но и вина туроператоров также присутствует.
С учетом изложенного формула расчета критерия надежности туроператора () примет вид:
, где:
,
,
- неполное или искаженное информирование соответственно о:
а) рисках природного, техногенного и социального характера;
б) туристских формальностях страны;
в) специфике и качестве турпродуктов и услуг, количество претензий туристов;
- количество турпродуктов, реализованных в установленном периоде.
Подстановка фактических значений ,
,
,
в формулу позволит рассчитать
, установить уровни надежности туроператоров и решить проблему выдачи или отказа в финансовых гарантиях.
Меры повышения надежности туроператоров
Согласно закону туроператоры несут ответственность за свои действия, контроль их профессионализма должны гарантировать саморегулируемые организации (СРО). Однако механизм саморегуляции в туризме внедряется крайне медленно, единых стандартов профессионализма нет, поэтому именно страховщики вынуждены идентифицировать инциденты, анализировать страховые случаи и принимать меры профилактики их наступления в будущем.
Мерами усиления входного контроля страховых случаев могут стать:
- составление расшифровок к заявлениям на страхование гражданской ответственности по видам страховых случаев неполного или искаженного информирования (см. формулу) в разрезе по направлениям и годам;
- заполнение регистров статистики страховых случаев неполного или искаженного информирования туристов о заболеваемости, эпидемиях и стихийных бедствиях, авариях и катастрофах, преступлениях, правонарушениях, чрезвычайных ситуациях, депортации из-за нарушений паспортно-визовых режимов (несоблюдение ограничений перемещения, сроков путешествий и др.), таможенных формальностей (недостоверное заполнение деклараций, несоблюдение запретов на ввоз/вывоз товаров, режимов таможенного контроля), валютных формальностей (несоблюдение ограничений ввоза/вывоза национальной/иностранной валюты, правил декларирования и др.), медико-санитарных правил (несоблюдение требований вакцинации, профилактики заболеваний и др.), полицейских формальностей (нарушение законов и обычаев, привлечения к ответственности за совершение правонарушений), других фактах и событиях, отражающих вероятность наступления страховых событий;
- проверки включения сведений о рисках и их профилактике в информационные листки к турам, утверждение информационных листов обеими сторонами (туроператорами и страховщиками).
Для оптимизации текущего контроля страховых случаев могут быть разработаны типовые форм первичных документов (претензий туристов, документов, подтверждающих факты). Усилить итоговый контроль страховых случаев можно при помощи уточненных форм отчетов туроператоров по претензиям.
Составление и обновление оперативной документации должно базироваться на информационно-фактологической базе, включающей:
- межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма России и других стран, законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие международный туризм государств;
- законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правила и методические рекомендации Ростуризма, МИД, Минздрава, ФССН и другие нормативно-правовые акты и решения, регулирующие туризм на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- статистические материалы Всемирной туристкой организации, Всемирного совета по туризму и путешествиям, Всемирного экономического форума, Госкомстата, Ростуризма, ФСБ, информационных служб туристского сектора РФ, министерств, консульств и национальных туристских организаций государств и другие аналитические материалы, отражающие тенденции и проблемы развития международного туризма;
- отчетные данные туроператоров, первичную информацию, полученную при помощи систем взаимного информирования страховщиков, экспертные оценки специалистов туристкой отрасли, публикуемые в периодической печати, результаты собственных исследований.
Конечно, сбор и анализ информационной базы очень трудоемкий процесс. Вместе с тем, лишь располагая максимально полной, достоверной и актуальной информацией, можно исключить противоречия, неточности и свести к минимуму страховые риски.
М.Н. Забаева
к. э. н., доцент кафедры экономики,
финансов и статистики ННГАСУ
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Ростуризм // Единый федеральный реестр туроператоров: [Электронный ресурс] / Официальный сайт Ростуризма. Электрон. дан. М., 2010. Режим доступа: <http://www>. RussianTourism.ru, свободный.
*(2) Ростуризм // Список туроператоров, сведения о которых исключены из Единого федерального реестра туроператоров: [Электронный ресурс] / Официальный сайт Ростуризма. Электрон. дан. М., 2010. Режим доступа: <http://www.RussianTourism.ru>, свободный.
*(3) Горячая линия. Туризм // Рейтинг турфирм: [Электронный ресурс] / Профессиональный турсервер. Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: http://www.tourdom.ru, свободный.
*(4) ExQuest // Рейтинг турфирм: [Электронный ресурс] / Аналитический центр справочника-каталога "Тонкости продаж". Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: http://www.tonkosti.ru, свободный.
*(5) Тонкости продаж // Рейтинги турфирм: [Электронный ресурс] / Аналитический центр справочника-каталога "Тонкости продаж". Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: http://www.tonkosti.ru, свободный.
*(6) Форос Инфо Трэвл // Рейтинги турфирм: [Электронный ресурс] / Профессиональный турсервер. Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: http://www.foros.ru, свободный.
*(7) Туринфо // Крупнейшие туристические компании России: [Электронный ресурс] / Профессиональный турсервер. Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: http://www.tourinfo.ru, свободный.
*(8) Конкурс // Лидеры туриндустрии: [Электронный ресурс] / Профессиональный турсервер. Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: <http://www.ltaib.ru>, свободный.
*(9) Конкурс // Туристические бренды: [Электронный ресурс] / Профессиональный турсервер. Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: http://www.tourdom.ru, свободный.
*(10) Ростуризм // Конкурс им. Ю. Сенкевича: [Электронный ресурс] / Официальный сайт Ростуризма. Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: http://www.RussianTourism.ru, свободный.
*(11) Tours.ru // Топ-100: [Электронный ресурс] / Сервер "100 ДОРОГ". Электрон. дан. М., ООО "Туры.ру", 2009. Режим доступа: http://www.tours.ru, свободный.
*(12) Ttravel.ru // Топ-100: [Электронный ресурс] / Сервер для путешествий. Электрон. дан. М., ООО "Трэвел.ру", 2009. Режим доступа: http://www.travel.ru, свободный.
*(13) Turstats.ru // Топ 10 турфирм: [Электронный ресурс] / Туристический сервер. Электрон. трон. дан. М., Rambler`s, 2009. Режим доступа: http://www.turstats.ru, свободный.
*(14) Путешествия@Mail.ru // Рейтинг турфирм: [Электронный ресурс] / Туристический сервер. Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: http://www.tours.ru, свободный.
*(15) Отдохнули.ру // Рейтинг турфирм: [Электронный ресурс] / Туристический сервер. Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: http://www.otdohnyli.ru, свободный.
*(16) ОТЗЫВ.RU // Рейтинг турфирм: [Электронный ресурс] / Туристический сервер. Электрон. дан. М., 2009. Режим доступа: http://www.otzyv.ru, свободный.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"