Чем грозит неуплата налогов
Причин неуплаты индивидуальным предпринимателем налогов может быть очень много. Среди них и простые ошибки, и незнание налогового учета, и невнимательное изучение Налогового кодекса, и простая рассеянность, когда бизнесмен за множеством других дел просто забывает о сроках уплаты того или иного налога. Кроме того, неуплата налога может быть сознательной. В любом случае факт того что, платежи в бюджет не были осуществлены своевременно, является нарушением и повлечет определенные последствия.
Общие положения о неуплате налогов
За неуплату налогов российским законодательством предусмотрено несколько видов ответственности: налоговая, административная и уголовная. Причем факт привлечения налогоплательщика к одному из видов ответственности не освобождает его от остальных видов ответственности (см. п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса "в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя".
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика (налогового агента), за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.
Неуплата налогов в сроки, установленные законодательством, грозит предпринимателю большими штрафами. Размеры штрафов, установленные за уклонение от уплаты налогов, регламентирует статья 122 НК РФ. Итак, неуплата налогов или неполная уплата в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налогов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). В случае если неуплата налогов произошла умышленно, то предпринимателю придется заплатить в бюджет штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Мнение
Андрей Брусницын, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса:
Следует отметить, что в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2001 г. N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений и не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. Однако это не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации.
На основании статьи 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Соответственно, индивидуальный предприниматель может быть привлечен к уголовной ответственности на основании статей 198 и 199 УК РФ.
Иными словами, индивидуальный предприниматель имеет следующие налоговые риски:
- взыскание недоимки по налогам;
- взыскание пени за несвоевременную уплату налогов;
- взыскание штрафных санкций (в соответствии с Налоговым кодексом);
- уголовная ответственность.
В отдельных случаях предусмотрена административная ответственность.
Что должно включать в себя требование об уплате налогов?
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Законом N 383-ФЗ*(1) п. 4 ст. 69 НК РФ дополнен нормой, в соответствии с которой, в случае если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предположить факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, с 1 января 2010 года требование об уплате налога, направляемое индивидуальному предпринимателю налоговым органом, должно содержать предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты налогоплательщиком сумм недоимки в полном объеме в установленный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Виды налоговых санкций представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Виды налоговых санкций
Статья НК РФ | Санкция | Ответственность |
1 | 2 | 3 |
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе | 5 000 рублей. Более 90 дней - 10 000 рублей | |
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе | 10 процентов от доходов, но не менее 20 000 рублей. Более 90 дней - 20 процентов доходов, но не менее 40 000 рублей | |
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке | 5 000 рублей | |
Непредставление налоговой декларации | Взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Более 180 дней - взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня | |
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения | 5 000 рублей. Более 1 налогового периода - не менее 15 000 рублей | |
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) | Штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Умышленно - штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) | |
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов | Штраф в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению | |
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест | Штраф в размере 10 тысяч рублей | |
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля | Непредставление в срок - 50 рублей за каждый непредставленный документ. Отказ в предоставлении - 5 000 рублей |
Виды санкций в соответствии с уголовным законодательством
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ (п. 1 Постановления N 64*(2)).
Под уклонением от уплаты налогов, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК РФ, понимаются умышленные деяния, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное непоступление данных налогов в бюджет (п. 3 Постановления N 64). При этом в соответствии с п. 8 Постановления N 64 уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты. Иными словами, лицо должно осознавать общественную опасность своих действий (бездействия), предвидеть возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желать их наступления. При решении вопроса о наличии у лица умысла судам необходимо учитывать обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении (к ним, например, относятся чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений уполномоченных органов государственной власти, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом).
Размер неуплаченных налогов - это основной квалифицирующий признак, который позволяет МВД России в целях возбуждения уголовных дел отделять налоговых правонарушителей от налоговых преступников. Напомним, что преступлением признается лишь уклонение от уплаты налогов (сборов), совершенное в крупном и особо крупном размерах (примечание к ст. 199 УК РФ).
Виды уголовных санкций представлены в Таблице 2.
Виды административных санкций
В некоторых случаях предусмотрена также административная ответственность, которая чаще всего распространяется на осуществление деятельности без регистрации или искажение индивидуальными предпринимателями данных по хозяйственным операциям. Можно сделать вывод, что сокрытие определенной информации косвенно влияет на неуплату налогов. Для индивидуальных предпринимателей нарушение законодательства в части, например, неприменения контрольно-кассовой техники или обмана потребителей грозит наложением в соответствии с решением суда административного штрафа. Также данные действия могут повлечь пересчет налоговыми органами сумм налогов и уплаты соответствующих штрафов.
Таблица 2
Виды санкций, предусмотренные НК РФ
Статья УК РФ | Санкция | Ответственность |
1 | 2 | 3 |
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах | Наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года | |
То же деяние в особо крупном размере*(3) | Наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет | |
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов | Наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового | |
То же деяние, совершенное а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере*(4) | Наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
Мнение
Андрей Брусницын, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса:
Дискуссионным на протяжении достаточно долгого времени является вопрос о необходимости соблюдения индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций.
Так, проблема широко обсуждалась в 2006 году в связи с письмом Банка России от 17.07.2006 г. N 08-17/2540. В нем была высказана позиция в адрес ФНС России о равенстве ИП и организаций в работе с наличностью. Таким образом, на ИП должен был распространяться Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 г. N 40. Указанное письмо было доведено ФНС России до территориальных налоговых органов для использования в работе (письмо 30.08.2006 г. N ММ-6-06/869@).
Однако в письме Банка России от 17.10.2006 г. N 36-3/1993 было указано, что первичное письмо "не является нормативным актом Банка России и не может применяться в качестве такового".
Представляется, что в перспективе указанный вопрос будет нормативно урегулирован. Учитывая, что согласно ст. 23 Гражданского кодекса к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, скорее всего, вопрос должен быть решен в пользу распространения на индивидуальных предпринимателей порядка ведения кассовых операций.
Виды административных санкций представлены в Таблице 3.
Взыскание таможенных пошлин
Налоговое законодательство содержит упоминание о таможенных пошлинах, но не содержит положений, предусматривающих возможность использования мер по их взысканию применительно к таможенным правоотношениям.
Согласно п. 3 ст. 348 Таможенного кодекса РФ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц может производиться только в судебном порядке.
При этом в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 11 ТК РФ индивидуальные предприниматели включены в понятие физических лиц.
Согласно письму ФТС России от 18.12.2006 г. N 01-06/44513 ст. 47 НК РФ, предусматривающая взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика, также не может применяться таможенными органами в отношении индивидуальных предпринимателей.
Таблица 3
Виды административных санкций
Статья КоАП | Санкция | Ответственность |
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации | Административный штраф в размере от 500 до 2 000 рублей | |
Без специального разрешения (лицензии) | Административный штраф на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой | |
Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники | Административный штраф на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей | |
Обман потребителей | Административный штраф на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей | |
Фиктивное банкротство | Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет | |
Преднамеренное банкротство | Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Арбитражные суды также указывали, что, поскольку законодательство не разграничивает понятия "физическое лицо"и "индивидуальный предприниматель", в отношении индивидуальных предпринимателей действующим законодательством установлен судебный порядок принудительного взыскания таможенных платежей (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2008 г. N А21-7735/2006).
Однако данные выводы были сделаны на основе старой редакции п. 3 ст. 348 ТК РФ. Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации"в данную норму внесены изменения, согласно которым принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (ст. 351), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 351.1), за счет иного имущества плательщика (ст. 353), а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.
Отсрочка по уплате налогов (изменение срока уплаты налога)
Примечание. См. также статью О. Егоркиной "Как изменить срок уплаты налога" на стр. 34 журнала N 1 2010.
Изменение срока уплаты налога - это перенос установленного времени его уплаты на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ). Здесь следует иметь в виду, что*(5):
- срок уплаты может быть изменен в отношении всей суммы налога либо его части с начислением процентов на неуплаченную задолженность;
- изменение срока уплаты осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;
- изменение срока уплаты предусмотрено как для фирм, уплачивающих налоги по общей системе налогообложения, так и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы, а также для физических лиц.
Для того чтобы получить отсрочку или рассрочку, необходимо написать заявление в управление ФНС вашего города с указанием основания для ее предоставления. Оформить его следует на бланке, утвержденном приказом ФНС России от 21.11.2006 г. N САЭ-3-19/798@ (далее - Приказ). Копию заявления в течение пяти дней надо направить в инспекцию по месту жительства.
К заявлению следует приложить справку из инспекции по месту жительства о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам, а также справку о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения. Помимо этого следует составить обязательство соблюдать условия, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога (форма приведена в Приложении N 2 к Приказу) и подготовить документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки.
Решение о переносе сроков уплаты налога или об отказе чиновники должны принять в течение месяца (п. 6 ст. 64 НК РФ). Причины, по которым вам могут отказать в отсрочке, указаны в ст. 62 Налогового кодекса.
Если до этого вы были добросовестным налогоплательщиком, отсрочку вам, скорее всего, предоставят. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется работниками УФНС предпринимателю и в налоговую инспекцию по месту его учета в трехдневный срок со дня его принятия.
К сведению. Если нормативный срок уплаты налога наступил раньше дня решения об отсрочке, пени за этот период включаются в общую сумму задолженности.
Отсрочка (рассрочка) возможна по налогам, которые ИП уплачивает за себя. Когда бизнесмен выступает налоговым агентом, скажем, перечисляя в бюджет НДФЛ с зарплаты работников, речи об отсрочке быть не может (письмо Минфина России от 29.05.2009 г. N 03-02-07/1-280).
Снижение размеров штрафов
В отличие от организации, если предпринимателю налоговые органы вполне законно начислили большие налоговые штрафы которые он объективно не может заплатить, то следует проанализировать финансовое состояние как самого предпринимателя, так и его семьи. Закон позволяет налоговым органам и судам, при наличии подобных обстоятельств, уменьшить размер начисленных штрафов.
Возможно обращение в налоговые и судебные органы с ходатайством о снижении размера предъявленных штрафов в соответствии со ст. 112 и 114 НК РФ. При наличии смягчающих вину обстоятельств (а, как правило, у добросовестных налогоплательщиков они имеются) размер штрафа должен быть снижен не менее чем в два раза. На практике такие обращения поступают не так уж и часто, и то в основном в суды, а не в налоговые органы.
Банкротство индивидуального предпринимателя как процедура ликвидации задолженности ИП перед государством
В качестве меры, позволяющей реструктурировать задолженность индивидуального предпринимателя перед государством, является процедура банкротства. В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) "О несостоятельности (банкротстве)" "основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей". Арбитражные суды не вправе возбуждать дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, так как они не могут быть признаны несостоятельными (банкротами), поскольку согласно п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве предусмотренные им положения о банкротстве таких граждан вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Закона одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на его имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.
Поскольку предприниматель был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, то на основании абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве в результате открытия конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Дела о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) подведомственны арбитражному суду*(6).
Как отмечается в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", гражданину, являвшемуся ранее индивидуальным предпринимателем, могут быть также предъявлены требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не были заявлены кредиторами при осуществлении процедуры банкротства. Названные требования, предъявленные и учтенные при признании индивидуального предпринимателя банкротом, считаются погашенными, независимо от того, были ли они фактически удовлетворены.
После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, считается свободным от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью*(7).
Таким образом, задолженность по уплате налогов может быть погашена индивидуальным предпринимателем при осуществлении процедуры банкротства.
Пути минимизации рисков по неуплате налогов
1. Прежде всего не рискуйте в начале своего предпринимательского пути: не уклоняйтесь от постановки на налоговый учет и от регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при ведении своей деятельности.
2. При осуществлении реальной деятельности в первую очередь нужно побеспокоиться о том, чтобы учет и налогообложение вас как индивидуального предпринимателя были организованы по всем правилам. Индивидуальному предпринимателю следует утвердить правила документооборота и порядок контроля за хозяйственными операциями. Их (в случае наихудшего развития событий) и будут изучать следователи, чтобы определить степень вины.
3. Внимательно просматривайте первичные документы. Они должны приниматься вами к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления документа;
3) при оформлении документа от имени индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
4. Составьте график уплаты налогов, организуйте их своевременную уплату и подачу налоговых деклараций.
Внимательно относитесь к различным видам осуществляемых хозяйственных операций (приказ Федеральной налоговой службы от 14.10.2008 г. N ММ-3-2/467@):
- с использованием фирм-"однодневок";
- при реализации недвижимого имущества;
- при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- с использованием труда инвалидов.
6. При применении налоговых льгот будьте внимательны в части обоснованности их применения и существования рисков признания судом необоснованной налоговой выгоды. Понятие необоснованной налоговой выгоды введено постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53. Оно подразумевает уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Поэтому перепроверяйте возможность применения тех или иных льгот.
7. В случае выставления налоговыми органами штрафов и пеней внимательно изучите, за какие нарушения они были начислены. Бывает так, что индивидуальный предприниматель осуществляет уплату всех налогов и сборов, своевременно подает декларацию, но в базах налоговых органов по расчетам с налогоплательщиками данные суммы не отражаются. В этой связи рекомендуется своевременно производить сверку с налоговой инспекцией сумм уплаченных налогов.
Также встречаются случаи неправомерного начисления штрафов и пени, например, по НДС для индивидуальных предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения. Суды по данному вопросу, как правило, принимают сторону налогоплательщиков. Причем основным доводом в поддержку неправомерности привлечения лица, применяющего УСН, к ответственности за неуплату НДС является применение ответственности за неуплату налога только в отношении налогоплательщиков или налоговых агентов по соответствующему налогу, к каковым указанные выше лица не относятся (постановления ФАС Уральского округа от 19.09.2006 г. N Ф09-8329/06-С2, от 12.10.2005 г. N Ф09-4536/05-С2; ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2002 г. по делу N А05-12547/01-692/18).
Поэтому прежде всего необходимо уточнить все основания выставления штрафов и пени, а также подготовить свои возражения, которые могут быть предъявлены в инспекцию или суд.
8. Если вы не согласны с выводами налоговой инспекции о неуплате, то возможно обратиться в вышестоящий налоговый орган. Если это не помогло, можно обращаться в арбитражный суд. Ведь пока идут тяжбы и прения, решение в силу не вступает, а следовательно, нет оснований и для уголовного преследования. Нужно помнить, что решение по результатам проверки вступает в силу только через десять дней после того, как оно фактически было вручено организации. Даже направленное заказным письмом решение, которое так и не дошло до налогоплательщика, вступившим в силу не считается. Правда, нельзя исключать и вариант, при котором суд в дальнейшем признает уклонение от получения решения умышленным, а само решение - вступившим в силу. Вместе с тем оказавшимся под угрозой уголовного преследования индивидуальным предпринимателям, но при этом не согласным с претензиями налоговиков, рекомендуется сначала все-таки внести деньги в бюджет, а затем уже обжаловать решение в суде разных инстанций.
9. Не оттягивайте с уплатой штрафов и пени, если они начислены правомерно.
10. В случае невозможности уплаты налогов, штрафов и пени целесообразно предпринять меры по предоставлению отсрочки в уплате долга и реструктуризации уплаты пени и штрафов.
Проведите сверку с налоговой инспекцией при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую и наоборот. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения регулируется статьей 346.13 НК РФ. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктами 4, 4.1 вышеупомянутой статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода. В случае несоблюдении вами вышеупомянутого порядка существуют риски в части начисления штрафов и пени. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Е. Шестакова,
руководитель группы налогообложения УФПС
г. Москвы - Филиала ФГУП "Почта России",
кандидат юридических наук
"Арсенал предпринимателя", N 6, июнь 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". - Прим. ред.
*(2) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления". - Прим. ред.
*(3) Крупным размером в статье 198 признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.
*(4) Крупным размером в статье 199, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
*(5) Пункты 1, 2 и 6 ст. 61 НК РФ.
*(6) Правовой статус гражданина в частном праве: Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2009. 302 с.
*(7) Правовой статус гражданина в частном праве: Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2009. 302 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Арсенал предпринимателя"
ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ N ФС77-36567 от 08.06.2009 г.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru