Потребно весьма ныне в Синоде сочинять, для лучшего благочиния и порядочного впредь правления Троицкого Сергиева монастыря, общую инструкцию для всех будущих там Архимандритов, на таком основании: 1) Что надлежит до обрядов церковных и благочиния в священнослужении, тому всему быть так, как в том Троицком Сергиевом монастыре издревле есть, и того ничего Архимандритам не отменять, но хранить весь древний оной святой обители благочиния церковного порядок, також в церквах иконостасов и прочего и церковной утвари без особливого Нашего указа отнюдь ничего не переделывать и не переменять каменья, жемчуга, запон и прочего из одной в другую утварь. 2) Понеже Мы всегда особливое тщание и старание имеем в том наипаче всего, чтоб святые церкви снабдены были учительными священниками, для лучшего подтверждения Христианского закона и благочестия, поучениями, проповедию слова Божия из Священного Писания, ибо простой подлый народ, не имея в сердцах страха Божия и надлежащего наставления к добрым делам, и тако от невежества и грубиянства преклоняются во всякое зло, а именно: падают в леность, пьянство, в татьбы, разбои, в смертные убийства и прочие Богомерзостные дела тем подобные, и чинят прочим людям разорения, и от того многие страждут, и телом и душами пропадают; еже все Мы имея в рассуждении, милосердуя о своих подданных и матерински сожалея и соболезнуя о таковой крайней человеческой погибели, отвращая сие зло, Всемилостивейше повелеваем, дабы Синод обще с обретающимися в Епархиях Архиереями имели крайнее попечение о поправлении учением духовного чина чрез учреждение Семинарий, понеже учение есть дело весьма в Государстве полезное и нужное, во-первых к просвещению разума человеческого, а наипаче к совершенному познанию и истинному почитанию Всемогущего Творца и Создателя всех Бога и ко утверждению православного исповедания Нашего Христианского Закона, к наставлению исполнения божественных заповедей и правильного Христианского жития и спасения, единым словом сказать: учение есть семя премудрости и благодати Божией, всеваемое Духом Святым в сердца человеческие, от него же все добродетели рождаются и процветают: чего ради необходимо потребно, чтоб в Государстве священнический чин Божественным учением просвещен был, ради проповеди слова Божия, к искоренению Богоненавистных страстей, нечестия, и всякого злодеяния, а при том нужда требует и для обращения и крещения неверных, обретающихся внутрь Государства Нашего, то есть Мордвы, Чуваш, Черемис и прочих тем подобных народов, которых легко можно привести учением святым в веру Христову, если б учительные священники были, и Архиереи б в Епархиях своих к тому тщание и прилежность, по своему званию, имели: того ради, для всех вышеупомянутых так важных потребностей, Всемилостивейше ныне определяем и повелеваем Нашему Синоду, в начале при том Троицком Сергиеве монастыре немедленно, выбрав пристойное место, завести Семинарию с добрым основанием для обучения Латинского, Греческого, и если возможно, и Еврейского языков, начав от Грамматики даже до Риторики, Философии и Богословии; и для того собрать искуснейших учителей из монахов и светских, сколько потребно, и наградя оных довольным жалованьем, определить, и набрать учеников в ту Семинарию до 200 человек, выбирая способнейших к наукам из священнических и прочих церковниковых и тутошних монастырских слуг и детей, которые уже обучены читать и писать в Русском языке, а именно от 10 до 15 лет, и как о добром их учении, так и о порядочном содержании крайнее попечение иметь, дабы оная Семинария праздна и бесплодна не была, но от времени до времени учением процветала, и в совершенный порядок приведена была, и довольной библиотекой удовольствована. 3) Не надлежит забвению предавать и о том, что сироты малолетние обоего пола, оставшие после родителей своих скитаются без всякого призрения, не имея ни пропитания ниже доброго наставления и учения, и так от малолетства излытався, будучи в сиротстве и нищете, дошед и до возраста уже не могут ни к какому ремеслу ниже к земледелию пристать и к трудам привыкнуть, ибо из младенчества обыкли в праздности и шалостях жить; а понеже никто таковых тунеядцев напрасно кормить не похочет, да и не надлежит, то оные не имея ремесла, чем бы себя прокормить, следственно от того принуждены плутать, красть, воровать и прочие мерзости делать, также и зазорные дети, рожденные от матерей своих, многие (от страха или стыда ради) умерщвляемы бывают, что все противу совести чинится, и так оные бедные младенцы от одного только немилосердия без призрения погибают: того ради имеет Синод, взяв сие в рассуждение, выбрать в близости при том Троицком Сергиеве монастыре удобное место, построить сиротский дом или определить из женских монастырей, для воспитания малолетних сирот и принятия зазорных приносных младенцев, поруча над ними смотрение кому за благо рассуждено будет, и определить им надлежащую пищу и платье, и велеть обучать грамоте читать и писать, выбрав достойных из священников, диаконов и прочих церковников, и потом мужеск пол в том монастыре или нарочно устроенном доме, додержав до десяти лет, велеть разбирать, и по остроте ума определять годных в Семинарию, а прочих по состоянию и по склонности их усмотря, отдавать учиться Арифметике и Геометрии, рисовать, иконописному и живописному, резному, столярному и прочим художествам, выбирая искуснейших мастеров. Потому ж и женска пола сирот обучать грамоте, и притом прясть, ткать, шить и прочему пристойному рукоделию, которым от младенчества и до возраста (равно яко и монахиням) быть из монастыря отнюдь неисходным, а когда из оных приспеют в возраст и пожелают в супружество, таковых выпускать, токмо за ведомых и добрых людей; по сему примеру о воспитании сирот, надлежит Синоду попечение иметь, абы и в других знатных местах по Епархиям учинено было. 4) Что касается в Троицком Сергиеве монастыре до правления монастырского и вотчин и прочего, в том, чтоб Архимандрит один ниже Келарь ни Казначеи особливой власти отнюдь не имели, как прежде бывало, и что всяк из обители брали, расхищали и раздавали, как бы свое собственное, и ради своих корыстей некоторые Архимандриты и Келари из взятков отпускали слуг на Приказы, которые, не боясь Бога, бессовестно разоряют монастырские вотчины, и сами только богатятся; а что до управления вотчин надлежит и до монастырских доходов, о том, никакого попечения от них нет, и то все наикрепчайше запретить, а быть правлению в том монастыре отчасти подобному тому, как в Киевопечерской Св. Лавре, то есть: определить соборных монахов, выбрав оных самому Синоду, как того Троицкого Сергиева монастыря, так и из других монастырей разумных людей, добродетельного жития и достойных управления до двенадцати персон (кроме Архимандрита) в том числе, чтоб Наместник, Келарь и Казначей были, которые имеют все оные соборные двенадцати монахов обще с Архимандритом для правления дел заседать, и всякие дела порядочно рассуждать и решить на письме, а не на словах, как права духовные и гражданские, також и указы Наши повелевают, и обще всем протоколы и приговоры, а не одному архимандриту подписывать, таким образом, как в Коллегиях и Канцеляриях, по силе Регламента, Члены обще с Президентом подписывают, и без суда не должен Архимандрит на теле наказывать никого, как монахов, так и светских, но по суду обще определенному с соборными монахами, как согласно о ком приговорено будет; и понеже вышепомянутые соборные монахи, яко члены правления в обители суть, для того в рассуждении монастырских и прочих дел свободные голоса иметь должны, також особливое почтение и довольную пищу отменную от прочих монахов; и Архимандрит сам собою не имеет власти соборных монахов переменять, ниже наказывать, но должен писать в Синод, и на убылые места представлять, выбирая общим избранием кандидатов на одно место двух или трех, предая на рассуждение Синода, кого из тех оный изберет и определит. 5) Что надлежит до исправного монашеского благочинного жития, послушания, братства и общества, о том имеет Синод, выписав из правил монашеских и узаконенного Духовного Регламента, еже к наставлению и воздержанию потребно, и то все внести в инструкцию. 6) Понеже не безызвестно есть, что в монастырях некоторые монахи не токмо простые, но и Иеромонахи, не памятуя своего монашеского самопроизвольного клятвенного пред Богом обещания, и что они отреклись мира и яже в нем, но паче мирских невоздержно живут, пьянствуют, не хранят чистоты и прочие делают бесчинства и поношение чину монашескому, таковых имеет Архимандрит крепко содержать, и от всего того невоздержного жития отвращать и увещевать, приводя всячески к благочинному монашескому житию, и истинному спасению; но когда ни увещание, ни прещение не поможет, таковой монах имеет судим быть общим соборным судом, и по суду достойным наказанием, по прочтении вины его, наказан при собрании всех, обретающихся в монастыре монахов (однако ж в особливом таком месте, дабы не всякой мирянин, а наипаче приезжий видеть мог, что монах телесно наказывается) буде же которые и после наказания не исправятся и к воздержанию надежды в них не будет, о таковых клятвопреступниках имеет Архимандрит, прописав вины их, и обще с соборными подписав доношение, представлять Синоду, а Синод по тому рассмотря, имеют оных расстригать и отсылать в Сенат молодых и годных для определения в службу в солдаты, а старых и негодных на рудокопные заводы в работу. 7) Должен Архимандрит обще с определенными соборными монахами наикрепчайше всевозможное старание и попечение иметь и о том, что касается до порядочной монастырской экономии, денежных сборов, посева, ужима и умолота хлеба и собрания в житницы, и доброго содержания лошадиных и прочих заводов, мельниц и рыбных ловель и прочего, и дабы исправные всему, что бывает в приходе и в расходе, порядочно ведены были приходные и расходные книги, данные за шнуром и монастырскою печатью, и притом крепкое смотрение иметь над управителями вотчин, строителями приписных монастырей, посельскими монахами, приказчиками и прочего звания, и что кому поручено, чтоб неотменно каждой подавали и присылали как о приходах, так и о расходах месячные рапорты в Монастырскую Канцелярию, и по тем данным им книгам по все годы, не запущая год за год, всяк сочтен был, и кем что утрачено или похищено будет, то все в монастырскую казну возвращено б было без всякого послабления и упущения, о чем наикрепчайше подтверждается. 8) Челобитчики и доносители, а наипаче на строителей приписных монастырей и посельских старцев, на управителей и на приказчиков из приписных монастырей и монастырских вотчин, крестьяне и прочего звания обидимые имеют всегда до Архимандрита и соборных монахов свободно и без всякого препятствия допущены быть, и всякие доношения и прошения о своих обидах на письме подавать, что все Архимандрит имеет обще с определенными соборными монахами рассмотреть, исследовать и решить по указам Нашим, и обидимое возвращать обидимым, а похищенное монастырское из вотчин и приписных монастырей паки в монастырскую казну, а оных хищников и разорителей штрафовать денежными штрафами, и сверх того на теле жестоко наказывать, дабы тем все оные своевольства, взятки и чинимые вотчинам монастырским разорения и похищения монастырской казны, хлеба и прочего пресечь, и привесть в доброе состояние, и надлежащий правления порядок. 9) Впрочем имеет Синод к лучшему изъяснению сочиняемую инструкцию снабдить довольными и явственными пунктами, что еще за благо рассуждено будет, и оную подать в Кабинет Наш для Всемилостивейшей Нашей апробации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Именной указ от 21 сентября 1738 г., данный Синоду "О сочинении инструкции для управления Троицкого Сергиева монастыря"
Извлечение из книги Законодательство императрицы Анны Иоанновны (составитель, автор предисловия и биографического очерка Томсинов В.А.). - "Зерцало", 2009 г.