О некоторых правовых вопросах деятельности работодателей по обеспечению работников денежными пособиями в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами
Рассмотрены основные вопросы деятельности работодателей по обеспечению работников денежными пособиями в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти: федеральными законами от 29 декабря 2006 г. N 255 "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и от 19 мая 1995 г. N 81 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Реализация прав работников на пособия имеет место в рамках процедурных и материальных правоотношений.
В ст. 39 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на социальное обеспечение в случае болезни, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Эти конституционные положения применительно к работникам и работодателям развиты в ряде федеральных законов. Так, согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а по ст. 22 работодатель обязан осуществлять социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами. Однако в приведенных случаях речь идет не об обеспечении работников по обязательному социальному страхованию, а об обязательном социальном страховании, которое в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"*(1) (далее - Закон об основах страхования) представляет собой страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Что касается прав работников на обеспечение денежными пособиями по обязательному социальному страхованию и корреспондирующих им обязанностей работодателей, то они закреплены в других нормах.
Статья 183 ТК РФ устанавливает, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Согласно ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Статья 256 ТК РФ обязывает работодателя предоставлять женщине отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
В обобщенном виде права работников на различные виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и соответствующие обязанности работодателей определены в ряде статей Закона об основах страхования. Статья 10 закрепляет право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении. В ст. 12 данного Федерального закона указывается, что страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Что касается обеспечения по обязательному социальному страхованию, то согласно ст. 3 Закона об основах страхования под ним понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат и иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию закреплены в ст. 8 этого Федерального закона. К ним, в частности, относятся следующие денежные пособия: 1) пособие по временной нетрудоспособности; 2) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; 3) пособие по беременности и родам; 4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 6) единовременное пособие при рождении ребенка; 7) социальное пособие на погребение.
Реализация прав работников на перечисленные виды социального обеспечения имеет место в рамках процедурных, а затем и материальных правоотношений. Процедуры обращения за пособиями, выплачиваемыми работодателем из средств обязательного социального страхования, в настоящее время установлены лишь в общих чертах. Так, согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255 "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"*(2) (далее - ФЗ N 255) назначение и выплата указанных пособий осуществляются работодателем.
В случае если работник работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. Если же работник утратил трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом Фонда социального страхования РФ. Эти органы осуществляют назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам, если на момент обращения работников за пособиями деятельность их работодателей прекращена.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работник предоставляет работодателю листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией. ФЗ N 255 не регламентирует порядок назначения работодателями указанных пособий. Работодатели устанавливают его самостоятельно, руководствуясь при этом ФЗ N 255, а также соответствующими подзаконными актами. Кроме того, ориентирами здесь служат положения о структурных подразделениях*(3) и должностные инструкции*(4). Из положений о структурных подразделениях организаций можно сделать вывод, что вопросами назначения и выплаты пособий по социальному страхованию занимается бюро пенсионного обеспечения и социального страхования отдела социального развития. Одна из задач отдела - организация гарантий материально-бытового обеспечения и социальной защиты работников. Среди задач отдела кадров в положении об этом отделе отсутствуют задачи, связанные с обеспечением работников пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Однако в разд. 4 положения "Взаимоотношения (служебные связи)" указано, что отдел кадров взаимодействует с главной бухгалтерией по вопросам предоставления ей листков временной нетрудоспособности к оплате. Однако в положении о главной бухгалтерии ничего не сказано о назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Отдельные нормы о порядке назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам содержатся в подзаконных актах федерального уровня. Так, в Положении об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г.*(5), содержатся правила исчисления заработка, из которого определяются размеры пособий, а также размеров пособий, основания для снижения размера пособий по временной нетрудоспособности. Все эти юридически значимые действия осуществляют соответствующие службы работодателя, в первую очередь бухгалтерские.
Непосредственно работодателю адресованы и Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г.*(6) Подсчет страхового стажа также производится службами работодателя, в основном кадровыми (управления персоналом). К сожалению, о правах и обязанностях работодателя не упоминается в таком важном акте, как Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г.*(7) О действиях работодателя по исчислению заработной платы и определению размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам можно судить и по содержанию оборотной стороны листка нетрудоспособности, форма бланка которого утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 16 марта 2007 г. "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности"*(8).
Изложенное позволяет утверждать, что назначение и выплата пособий в организациях-страхователях осуществляются на основе сложившихся в них обыкновений*(9). При этом возникает вопрос о последовательности и содержании действий работников соответствующих подразделений организации по назначению и выплате пособий. Н.Л. Смирнова выделяет следующие этапы действий работодателя по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности: определение права на данный вид пособия; определение продолжительности выплаты пособия; вынесение решения о назначении или отказе в назначении; выплата пособия*(10). Представляется, однако, что эта классификация не учитывает выработанные в российской юридической науке стадии правоприменительной деятельности. Поэтому более точной является классификация стадий назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, предложенная Е.Ю. Говорухиной. Эти стадии: обращение за пособием; прием больничного листка и других документов; оценка сведений, содержащихся в представленных документах; выбор и анализ норм права, подлежащих применению; принятие решения по данному делу и его документальное оформление*(11). К этому, на наш взгляд, следует добавить, что названные стадии опосредуют лишь отношения процедурного характера. Более того, внутри них можно найти еще ряд стадий. Так, в исчислении пособий различаются: определение фактического заработка для исчисления пособия; определение среднего дневного заработка работника; определение дневного пособия; определение размера дневного пособия, исчисленного из максимального размера пособий, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год; определение общей суммы пособия*(12). Что касается материальных правоотношений по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, то необходимо различать следующие их виды: 1) по выплате пособий; 2) контролю за выплатой пособий; 3) прекращению выплаты пособий; 4) удержанию из пособий*(13).
Отсутствие принятых на федеральном уровне положений о порядке назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам ставят работодателей в затруднительное положение и являются причиной различного рода ошибок в данной сфере.
Можно сделать вывод о том, что в настоящее время порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работодателями на федеральном уровне урегулирован неудовлетворительно. Поэтому, на наш взгляд, существует настоятельная потребность в разработке и утверждении Минздравсоцразвития России рекомендации по организации работы работодателей по назначению и выплате застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Несколько лучше регламентированы вопросы реализации по месту работы прав работников на пособия за счет средств социального страхования в Положении о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г.*(14) (далее - Положение от 30 декабря 2006 г.). В данном акте установлен порядок назначения и выплаты, в частности, пособий по беременности и родам работающим женщинам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении ребенка, а также ежемесячных пособий по уходу за ребенком. Таким образом, Положение от 30 декабря 2006 г. регулирует порядок назначения и выплаты пособий по беременности и родам, право на которые предусмотрено как ФЗ N 255, так и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"*(15) (далее - ФЗ N 81). Напрашивается вывод о том, что не было никакой необходимости включать в ФЗ N 255 положения о пособиях по беременности и родам, поскольку они уже содержались в ФЗ N 81. Так, дублируются статьи, касающиеся периода выплаты пособия по беременности и родам (ст. 10, 11 ФЗ N 255 и ст. 7, 8 ФЗ N 81). Кроме того, многие нормы указанных федеральных законов повторяются в Положении от 30 декабря 2006 г. (п. 6, 7, 8 и др.).
Указанное Положение содержит правовые нормы о реализации работниками прав на другие, кроме пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия по обязательному социальному страхованию. Единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (п. 23). В п. 24 Положения указывается, какие документы необходимо представить работодателю для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка. Каких-либо рекомендаций для работодателей о порядке назначения и выплаты пособий при рождении ребенка Положение от 30 декабря 2006 г. не включает.
Более подробно регулируется порядок назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком (пп. 41, 42, 47, 49, 50, 51, 52 и др.). Однако рекомендации для работодателей о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в Положении от 30 декабря 2006 г. также отсутствуют. Исходя из этого представляется необходимым дополнить это Положение нормами рекомендательного характера об организации назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию по месту работы застрахованных лиц. Одновременно следовало бы исключить из Положения от 30 декабря 2006 г. нормы материального характера о праве граждан на отдельные виды пособий, так как они дублируют ФЗ N 81 и ФЗ N 255. Речь идет о пп. 5, 6, 8, 21, 22, 35, 36-40, 51, 54 и др.
Д.А. Козицын,
соискатель УрГЮА (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
*(2) Там же. 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 18.
*(3) Труханович Л.В. Пакет положений о структурных подразделениях организаций: практ. пособие. М., 2007.
*(4) Сборник должностных инструкций. М., 2006.
*(5) СЗ РФ. 2007. N 25. Ст. 3042.
*(6) Бюл. трудового и социального законодательства РФ. 2007. N 4.
*(7) Там же. 2007. N 12.
*(8) Бюл. нормативных актов. 2007. N 19.
*(9) Гарипов Р.С. Пособие по временной нетрудоспособности: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1997. С. 28.
*(10) Смирнова Н.Л. Пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С. 157.
*(11) Говорухина Е.Ю. Применение норм права социального обеспечения: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 72-73.
*(12) Комментарий к законодательству о пособиях по временной нетрудоспособности / под ред. М.Ю. Зурабова. М., 2007. С. 76-77.
*(13) Там же. С. 112.
*(14) СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. II. Ст. 313.
*(15) Там же. 1995. N 21. Ст. 1929.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых правовых вопросах деятельности работодателей по обеспечению работников денежными пособиями в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами
Автор
Д.А. Козицын - соискатель УрГЮА (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", 2009, N 5