О необходимости внесения изменений
в законодательство о драгоценных камнях
Рассмотрены вопросы, касающиеся поправок в Федеральный закон о драгоценных камнях, УК РФ. Предложено, в частности, внести изменения в список драгоценных камней.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изм.) к драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде*(1). В этой же норме указано, что перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом. Вместе с тем ни в законодательстве, ни в доктрине не раскрывается критерий, используемый законодателем для отнесения того или иного минерала к списку драгоценных камней. Следует отметить, что большинство авторов касались только анализа действующих или утративших силу нормативных актов, регулирующих положение данных ценностей. Практически нет исследований по вопросу об отнесении тех или иных минералов к списку природных драгоценных камней.
Отраженная в законодательстве правовая регламентация добычи, сортировки, переработки, учета, транспортировки, экспорта, импорта и иного использования драгоценных металлов и природных драгоценных камней имеет решающее значение для определения такого социально-экономического явления, как оборот этих ценностей, который существует в обществе. Один из критериев оборота драгоценных металлов и драгоценных камней - правовое определение указанных ценностей. С драгоценными металлами в данном аспекте исследования особых вопросов не возникает, чего не скажешь о драгоценных камнях.
Законодатель отнес природный жемчуг к драгоценным камням. Вместе с тем природный жемчуг не является минералом, это биологическое образование*(2). На территории Российской Федерации в настоящее время жемчуг в промышленных масштабах не добывается и в принципе его в таких объемах нет. В России природный жемчуг изредка встречается только в раковинах северных рек и в некоторых раковинах Тихоокеанского и Североморского регионов. Ранее, начиная с XVIII в., в России добывали речной жемчуг в реках Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Калининской, Ярославской, Кировской областей. Он встречался в реках Татарии, Свердловской и Куйбышевской областях, Восточной Сибири*(3). Русский жемчужный промысел с 70-х гг. прошлого столетия стал отмирать*(4). Предприятий по выращиванию культивируемого жемчуга в России нет. Производство жемчуга не относится к приоритетным направлениям российской промышленности. Наибольшая часть жемчуга в мире добывается не из речных раковин, а из раковин морских моллюсков (известно около 32 их видов).
Мировые производители и поставщики жемчуга - страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна: Китай, Филиппины, Вьетнам, островные страны Тихого океана (Микронезия, Меланезия) и т.д. Автором были изучены рынки жемчуга ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Было установлено, что жемчуг в этих стран имеется повсеместно и в огромных количествах, продается и может быть вывезен из этих стран. Причем стоимость жемчуга незначительная.
Природный жемчуг еще сохранился в прибрежных тропических водах Тихого океана, Красного моря, Персидского залива. Однако масштабы его добычи ничтожны (0,5-2%) по сравнению с масштабами производства жемчуга культивированного. В настоящее время на мировом рынке весьма распространен искусственно выращенный (культивированный) жемчуг. Он составляет более 90% всей современной торговли жемчугом. Культивируют как морской, так и речной жемчуг*(5). Визуально отличить культивированный жемчуг от природного практически невозможно. Согласно российскому законодательству культивированный жемчуг не считается драгоценным камнем. Вместе с тем в ювелирной промышленности почти повсеместно используется культивированный жемчуг. Кроме того, нормативными актами РФ добыча, сортировка, переработка или культивирование жемчуга не регламентируются. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости исключения природного жемчуга из списка драгоценных камней, так как на рынок он практически не поступает. Как показывает изучение судебной практики за последние 10 лет, в Российской Федерации не было уголовных дел, связанных с незаконным оборотом природного жемчуга (жемчуг встречался как предмет преступного посягательства только среди преступлений против собственности, в основном краж). В связи с этим необходимо частично декриминализировать ст. 191 УК РФ в отношении применения уголовной ответственности за незаконный оборот жемчуга. Для этого нужно внести изменения в ст. 1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и исключить природный жемчуг из списка драгоценных камней.
Определенного научного обоснования требует и отнесение российским законодателем к драгоценным камням рубинов и сапфиров. Рубины и сапфиры принадлежат к одному виду минералов - корунду.
Сегодня наиболее известными месторождениями рубинов являются месторождения Бирмы, Тайланда, Шри-Ланки, Танзании и Кении. В России небольшое месторождение рубинов есть в Уральском регионе, также их находят в Северной Карелии, но почти все они неювелирного качества.
Сапфиры добываются в Индии, Австралии, Шри-Ланке, Тайланде, Камбодже, Бирме, Вьетнаме, Кении, Танзании, Зимбабве, Малави, США. В России серо-синие сапфиры встречаются в Ильменских горах, темно-синие - в Хибинах, а также в Приморском крае. Но камни этих месторождений из-за отсутствия у них достаточной прозрачности, как правило, неювелирного качества*(6).
Исходя из результатов изучения специальной геологической и геммологической литературы, проведенных исследований и интервьюирования геммологов можно сделать однозначный вывод: в России практически нет промышленных месторождений не только рубинов и сапфиров, но и в принципе ювелирных корундов, к которым они относятся*(7). Добываемые в стране корунды в основном имеют промышленное назначение. В частности, они используются в виде абразивного материала. В ювелирной же промышленности чаще используются синтетические корунды либо ограненные и сертифицированные рубины и сапфиры, завезенные из-за границы.
Согласно научной справочной минералогической литературе сапфиром является "синяя разновидность корунда - драгоценного камня высшей категории". Название его происходит от греческого "сапфейрос" - "синий камень". Следовательно, Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", определив сапфир в числе драгоценных камней, имеет в виду именно синюю разновидность корунда. Вместе с тем автором был изучен рынок сапфиров и рубинов (ювелирных корундов) в странах Азиатско-Тихоокенского региона (Бирма, Вьетнам, Камбоджа, Тайланд). В ходе исследования было установлено, что определенное количество рубинов и сапфиров в сыром и необработанном виде завозятся в Российскую Федерацию нелегально, контрабандным путем, а также что в этих странах имеются сапфиры и иных цветов: голубые, черные, зеленые, желтые, бесцветные, "звездчатые". В настоящее время к сапфирам по ювелирной классификации относят все некрасные (желтые, оранжевые, зеленые, черные и иные) ювелирные корунды, но тогда в названии камня указывается его цвет, например: желтый сапфир, черный сапфир, лейкосапфир (бесцветный)*(9). Рубином называется прозрачный корунд красного цвета*(10).
Если предметом преступного посягательства по ст. 191 УК РФ будет природный желтый или зеленый сапфир (корунд несинего цвета), то согласно правовому определению сапфира будет отсутствовать состав преступления. Данная позиция в законодательстве позволяет использовать в незаконном обороте драгоценные камни - природные ювелирные корунды некрасного и несинего цветов. По моему мнению, в данном случае законодателю необходимо ввести термин "природный ювелирный корунд" и заменить им в Федеральном законе "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" обозначение драгоценных камней "рубин" и "сапфир".
Ряд минералов (природных камней) имеет высокое ювелирное и иное промышленное значение. В частности, к таким природным минеральным камням относятся: аквамарины, топазы, аметисты, цитрины, цирконы, турмалины, хризолиты, демантоиды и некоторые другие. Все эти минералы по-своему уникальны и высоко ценятся на ювелирном рынке. Законодателю следует пересмотреть отношение к перечню драгоценных камней, расширив его. Это позволит в дальнейшем уберечь месторождения указанных минералов от хищнического и незаконного истребления, а также будет способствовать ограничению их незаконного оборота.
О.С. Кучин,
кандидат юридических наук, доцент юридического института
Дальневосточного государственного университета (Владивосток)
"Российский юридический журнал", N 6, ноябрь-декабрь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". М., 2007. С. 8.
*(2) Кучин О.С. Краткий криминалистический справочник по драгоценным металлам и природным драгоценным камням. Владивосток, 2008. С. 54-55; Жуков А.М. Драгоценные камни. Более 100 названий. М., 2005. С. 249-251; Гураль С. Драгоценные камни. М., 2008. С. 106-108.
*(3) Жуков А.М. Указ. соч. С. 252.
*(4) Там же.
*(5) Гураль С. Указ. соч. С. 109.
*(6) Там же.
*(7) Штрюбель Г., Цимер З. Минералогический словарь / под ред. Д.А. Минеева, Т.Б. Здорик. М., 1987; Бурцев А.К., Гуськова Т.В. Драгоценные камни. М., 1992; Смит Г. Драгоценные камни / под ред. В.П. Петрова. М., 1980; Жуков А.М. Указ. соч.; Ферсман А. Очерки по истории камня. Т. 1. М., 1954; Т. 2. М., 1961; Гураль С. Указ. соч.
*(8) Штрюбель Г., Цимер З. Указ. соч. С. 361.
*(9) Там же.
*(10) Там же. С. 350.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О необходимости внесения изменений в законодательство о драгоценных камнях
Автор
О.С. Кучин - кандидат юридических наук, доцент юридического института Дальневосточного государственного университета (Владивосток)
"Российский юридический журнал", 2009, N 6