Оплата труда работников образовательных учреждений
В этой статье рассмотрим, из каких частей состоит заработная плата работников учреждений образования, как определяются размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера. В каждом учреждении будет действовать система оплаты труда со своими подходами к оценке труда работников, структуре штатного расписания, установлению окладов.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Системы оплаты труда, размеры ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений, трудовыми договорами (ст. 135 ТК РФ).
Руководителем образовательного учреждения в пределах имеющихся средств на оплату труда работников самостоятельно определяются размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами.
Таким образом, заработная плата работников образовательных учреждений состоит из окладов (должностных окладов), тарифных ставок, компенсационных и стимулирующих выплат.
Основная часть заработной платы
Основной частью заработной платы работников учреждений образования является оклад (ставка, должностной оклад), размер которого устанавливается руководителем учреждения по соответствующим профессионально-квалификационным группам с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (п. 12 Положения N 1600*(1)).
Напомним, что Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н. Например, должности работников учебно-вспомогательного персонала подразделены на два уровня: к первому относятся должности вожатого, помощника воспитателя, секретаря учебной части, ко второму - должности дежурного по режиму, младшего воспитателя, диспетчера образовательного учреждения, старшего дежурного по режиму.
Профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников состоит из четырех квалификационных уровней.
Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений имеет три квалификационных уровня.
Для учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 217н утверждены иные профессиональные квалификационные группы должностей работников. Они также подразделяются на уровни. Например, профессиональные квалификационные группы должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала разбиты на три квалификационных уровня, а должностей профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений разделены на шесть квалификационных уровней.
Кроме того, приказами Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 утверждены Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (N 247н), Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих (N 248н).
Работникам, для которых установлена продолжительность рабочего времени, оплата труда осуществляется на основе должностных окладов, а педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов за ставку, - на основе ставок заработной платы.
В соответствии с п. 1 приложения к Постановлению Правительства РФ N 191*(2) оклад выплачивается педагогическим работникам при отработке следующей определенной для них продолжительности рабочего времени.
Продолжительность рабочего времени | Категории работников |
36 часов в неделю | работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов |
старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей | |
педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений | |
руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования | |
преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования | |
инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля | |
30 часов в неделю | старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) |
Ставка заработной платы выплачивается при выработке установленной нормы часов преподавательской работы следующим работникам учреждений образования (п. 2 приложения к Постановлению Правительства РФ N 191.
Норма часов преподавательской работы | Категории работников |
18 часов в неделю | учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских |
преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей | |
преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений | |
преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения | |
педагогам дополнительного образования | |
тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля | |
учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений | |
20 часов в неделю | учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений |
24 часа в неделю | преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения |
720 часов в год | преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования |
При выработке установленной нормы часов педагогической работы выплачивается ставка заработной платы следующим работникам учреждений образования.
Норма часов педагогической работы | Категории работников |
20 часов в неделю | учителям-дефектологам и учителям-логопедам |
24 часа в неделю | музыкальным руководителям и концертмейстерам |
25 часов в неделю | воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья |
30 часов в неделю | инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах |
36 часов в неделю | воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования |
Следует обратить внимание на основное отличие оплаты труда на основе ставок от оплаты труда исходя из оклада.
При выполнении с согласия работника педагогической работы сверх установленной нормы или меньше установленной нормы, оплата его труда производится пропорционально количеству часов педагогической работы и установленной ему ставке заработной платы.
Если педагогическому работнику установлен оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную и оплату производить по правилам оплаты сверхурочной работы.
Руководитель образовательного учреждения на основе расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников, самостоятельно определяет размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам) по ПКГ для соответствующих квалификационных уровней.
В Рекомендациях N 425н*(3) сказано, что размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам по соответствующим профессиональным квалификационным группам следует рассчитывать на основе дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание, соответствующих уставным целям учреждений и содержащихся в определенных разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Повышающий коэффициент к минимальному окладу (ставке) по соответствующим профессиональным квалификационным группам может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.
При установлении окладов (ставок, должностных окладов) могут использоваться минимальные оклады (базовые), утвержденные главными распорядителями.
Например, Постановлением Правительства Нижегородской области N 468*(4) утверждены базовые оклады в зависимости от профессиональной квалификационной группы с учетом повышающих коэффициентов.
Профессиональная квалификационная группа | Повышающий коэффициент по должности | Минимальный оклад, руб. |
Должности работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня | - | 2 704 |
Должности работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня | ||
1 квалификационный уровень | 1,0 | 2 900 |
2 квалификационный уровень | 1,05 | 3 050 |
Должности педагогических работников | ||
1 квалификационный уровень | 1,0 | 3 360 |
2 квалификационный уровень | 1,10 | 3 700 |
3 квалификационный уровень | 1,16 | 3 900 |
4 квалификационный уровень | 1,22 | 4 100 |
Должности руководителей структурных подразделений | ||
1 квалификационный уровень | 1,0 | 4 500 |
2 квалификационный уровень | 1,04 | 4 700 |
3 квалификационный уровень | 1,09 | 4 900 |
Должности работников высшего и дополнительного профессионального образования | ||
Работники административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала | ||
1 квалификационный уровень | 1,0 | 5 600 |
2 квалификационный уровень | 1,05 | 5 900 |
3 квалификационный уровень | 1,13 | 6 300 |
Профессорско-преподавательский состав и руководители структурных подразделений | ||
1 квалификационный уровень | 1,0 | 7 000 |
2 квалификационный уровень | 1,14 | 8 000 |
3 квалификационный уровень | 1,29 | 9 000 |
4 квалификационный уровень | 1,43 | 10 000 |
5 квалификационный уровень | 1,57 | 11 000 |
6 квалификационный уровень | 1,71 | 12 000 |
и т.д. |
Минимальные оклады (ставки) работников учреждений образования Нижегородской области по профессиональным квалификационным группам устанавливаются в размере не ниже соответствующих минимальных окладов, утвержденных Правительством Нижегородской области.
Приказом Минобразования Омской области от 10.11.2008 N 30 для педагогических работников бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования установлены, в частности, следующие рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), ставок.
Квалификационный уровень | Рекомендуемый размер должностного оклада (оклада), ставки педагогического работника, руб. |
2 квалификационный уровень | 3 800 |
3 квалификационный уровень | 3 900 |
4 квалификационный уровень | 4 000 |
Для работников учебно-вспомогательного персонала 1 квалификационного уровня установлен оклад (должностной оклад) в размере 3 100 руб.
Администрация Тульской области в Постановлении от 11.06.2008 N 334 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Тульской области" пошла по еще более простому пути: ею утверждена базовая единица для определения окладов в размере 2 300 руб. Формирование окладов (должностных окладов) производится на основе базовой единицы, базовых и повышающих коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от уровня образования и специфики работы.
Как видим, размеры окладов в субъектах РФ различаются.
Компенсационные выплаты
Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в абсолютных размерах, если иное не утверждено федеральными законами или указами Президента РФ. Они не образуют новый оклад и не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.
Перечень выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822. В соответствии с этим документом к компенсационным выплатам относятся:
а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), установленные целым рядом государственных нормативных актов;
б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ) (районные коэффициенты, северная надбавка);
в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149-151 ТК РФ), при выполнении работ различной квалификации (ст. 150 ТК РФ), совмещении профессий (должностей) (ст. 151 ТК РФ), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в ночное время (ст. 151 ТК РФ) и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ):
- надбавки за квалификационную категорию по отдельным должностям работников;
- надбавки за ученую степень. Согласно п. 5 ст. 30 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в следующих размерах: 40% - за должность доцента; 60% - за должность профессора; 3 000 руб. - за ученую степень кандидата наук; 7 000 руб. - за ученую степень доктора наук;
- надбавки за классность водителям автотранспортных средств;
- доплаты за совмещение профессий (должностей), а также расширение зон обслуживания;
- доплаты за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни;
- надбавки за ненормируемый рабочий день;
- надбавки за руководство бригадой;
- доплаты за знание и применение в работе иностранных языков;
г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"):
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе;
- процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников структурных подразделений организации по защите государственной тайны.
Нормативными актами исполнительных органов субъектов РФ утверждаются размеры компенсационных выплат в качестве рекомендуемых, которые используются учреждениями образования этих субъектов при разработке положений об оплате труда.
Например, Постановлением Правительства Нижегородской области N 468 утверждены, в частности, следующие размеры компенсационных выплат.
Перечень оснований | Размер выплат от минимального оклада по должности (%) |
За работу в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, а также за границами населенных пунктов (для учреждений круглогодичного действия) | 25 |
За работу в учреждениях, не имеющих бытовых коммуникаций (водопровода, центрального отопления, канализации и др.) | 10 |
За работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с задержкой психического развития); в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении | 15-20 |
За работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением: | |
- медицинским работникам; | 30 |
- педагогическим и другим работникам | 15-20 |
За работу в общеобразовательных школах-интернатах, за интернатный цикл обучения на базе училища олимпийского резерва | 15 |
За работу в ночное время, за каждый час работы в ночное время (в период с 22.00 до 06.00) | не менее 20 |
За привлечение работника к работе в установленный ему графиком выходной или нерабочий праздничный день: | |
- работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам; | не менее двойной часовой или дневной ставки |
- работникам, получающим месячный оклад | не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной норма рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы |
За классное руководство (руководство группой): | |
- учителям 1-4 классов; | 15 |
- учителям 5-11 классов | 20 |
Преподавателям учреждений начального и среднего профессионально образования | 20 |
и т.д. |
Стимулирующие выплаты
Такие выплаты направлены на стимулирование работника к качественному выполнению работы и являются поощрением за результаты труда. На стимулирующие выплаты учреждениями направляется не менее 30% от средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818. Указанный перечень включает следующие виды выплат:
- за интенсивность и высокие результаты работы. Эти выплаты предполагают поощрение работника за участие в течение рассматриваемого периода в выполнении важных работ, мероприятий (подготовка к российским, окружным, областным мероприятиям; разработка образовательных проектов, программ); за особый режим работы (реализация программ профилактического и оздоровительного характера с детьми, требующими повышенного внимания, и т.д.); за организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения среди населения;
- за качество выполняемых работ. Выплаты за качество предполагают поощрение работника за успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей; за инициативу, творчество и применение в работе современных форм, методов и содержания организации труда; за качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Такие выплаты стимулируют работников к продолжительной работе в учреждении;
- премиальные по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Перечисленные выше виды выплат стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Поэтому внутренние нормативные документы подлежат согласованию с вышестоящим органом.
Для образовательных учреждений, находящихся в ведении Рособразования, примерные показатели стимулирования работников образовательных учреждений утверждены следующими приказами Рособразования от 28.11.2008:
- N 1761 "Об утверждении примерных показателей стимулирования работников федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования, подведомственных Федеральному агентству по образованию, за количество и качество труда";
- N 1763 "Об утверждении примерных показателей стимулирования работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, за количество, интенсивность и качество труда";
- N 1769 "Об утверждении примерных показателей стимулирования работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, за количество, интенсивность и качество труда";
- N 1771 "Об утверждении примерных показателей стимулирования работников государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, государственных образовательных учреждений, федеральных государственных учреждений, государственного учреждения культуры, подведомственных Рособразованию, за количество и качество труда";
- N 1775 "Об утверждении примерных показателей стимулирования работников государственных образовательных учреждений специальных профессиональных училищ, подведомственных Федеральному агентству по образованию, за количество и качество труда".
Обратите внимание! Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" Рособразование упразднено, его функции переданы Минобрнауки.
Конкретные показатели стимулирования работников за количество, интенсивность и качество труда разрабатываются и утверждаются каждым образовательным учреждением самостоятельно. Размеры стимулирующих выплат рекомендуется устанавливать в процентном отношении к окладам (ставкам) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ или в абсолютных размерах.
Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.
И. Зернова,
редактор журнала
"Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минобрнауки РФ от 17.11.2008 N 1600 "Примерное положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности "Образование".
*(2) Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
*(3) Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителя средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 425н.
*(4) Постановление Правительства РФ от 15.10.2008 N 468 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является Министерство образования Нижегородской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"