Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях
Доклад на Всероссийской конференции "Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях" 28 апреля 2010 года
1. Состояние условий труда работающих
Основой любой модели экономики являются трудовые ресурсы. Поэтому при решении задач, связанных с созданием инновационной экономики в России, возникают серьезные вызовы, связанные с состоянием и сохранением человеческого капитала.
С 2007 г. началось ежегодное сокращение численности трудоспособного населения. Согласно прогнозам, до 2030 г. сокращение трудоспособного населения превысит 13 млн. человек, при этом 80% этой убыли придется на период до 2020 г., в среднем на 1 млн. человек ежегодно.
В этой связи в сфере управления охраной труда основной акцент необходимо сделать на устранение управляемых причин, связанных с повышением смертности и заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов.
"Рис. 1. "Количество погибших на производстве за 2005-2009 годы (по данным Роструда)"
В результате системной реализации комплекса мер, предусмотренного 1-м этапом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., в целом удалось сохранить тенденцию некоторого сокращения числа работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.
Вместе с тем уровень производственного травматизма со смертельным исходом довольно высок (5 чел. на 100 тыс. занятых) и существенно превышает данный показатель развитых стран.
При этом кажущаяся благоприятной ситуация с динамикой снижения производственного травматизма не отражает реального положения в области охраны труда, поскольку во многом обусловлена снижением численности занятых в ключевых отраслях экономики. Так, за последние годы по данным Росстата количество несчастных случаев на производстве сокращается, но при этом также сокращается численность занятых в отраслях экономики, наблюдаемая Росстатом.
При этом в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями свыше 72% случаев вызваны типичными управляемыми причинами организационного характера: нарушением требований безопасности, неудовлетворительной организацией производства работ, недостатком в обучении работников безопасности труда, нарушениями трудовой дисциплины и др.
Неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных производственных факторов на организм работающих являются основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии.
Последовательно возрастает число случаев профзаболеваний, зарегистрированных на предприятиях с частной формой собственности.
С учетом этого становится очевидным, что одним из факторов, сдерживающих развитие экономики, снижающих качество трудового потенциала и производительность труда, является значительная численность рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
2. Основные проблемы в сфере управления охраной труда
При этом коренному улучшению условий труда, снижению уровня производственного травматизма объективно препятствуют следующие основные проблемы:
1. Отсутствие законодательно установленных механизмов экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования, направленных на сокращение рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья условиями труда.
2. Отсутствие стройной системы нормативного правового регулирования в сфере охраны труда на основе единых понятных и прозрачных требований к обеспечению безопасности на производстве.
3. Недостаточная компетентность работодателей и работников, в том числе в части практических навыков безопасного производства работ.
4. Недостаточная эффективность системы медико-профилактического обслуживания работающих граждан, направленной на профилактику профессиональных заболеваний.
5. Низкая информированность работодателей и работников по вопросам охраны труда.
3. Основные направления решения проблем в сфере охраны труда
Основным направлением экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования является внедрение системы управления профессиональными рисками.
Суть концепции управления профессиональными рисками проста: кто создает риски, тот ими и управляет.
При этом государство формирует побудительные мотивы к тому, чтобы создающий профессиональные риски работодатель предпринимал все необходимые меры к снижению профессиональных рисков.
За последние 2 года в рамках реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда министерством разработан ряд законодательных и иных актов, направленных на формирование системы управления профессиональными рисками.
В первую очередь, это законопроект, предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации с целью введения в него понятия "профессиональный риск" и установления обязанностей субъектов трудовых отношений в части оценки, контроля и управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В настоящее время завершается его согласование и в июне он будет внесен в Правительство Российской Федерации.
В текущем году планируется также принять такие основополагающие подзаконные нормативные правовые акты в области оценки и управления профессиональными рисками, как:
- Положение о системе управления профессиональными рисками в Российской Федерации;
- Стандарт по оценке профессиональных рисков;
- Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков, включающий методики оценок и регламенты выполнения работ.
Основные направления решения проблем в сфере охраны труда |
Реформирование системы управления охраной труда на основе внедрения системы управления профессиональными рисками |
/-------------------------------------------------------------------------------------\
| Суть внедрения системы управления профессиональными рисками заключается в переходе: |
\-------------------------------------------------------------------------------------/
/---------------------------------------\ /----------------------------------\
|от системы реагирования на происшествия| | к системе оценки и управления |
| и материальной компенсации | | профессиональными рисками и |
| неблагоприятных последствий |--------| устранению причин опасных |
| | | происшествий |
\---------------------------------------/ \----------------------------------/
/---------------------------------------\ /----------------------------------\
| от системы формальных наказаний за | | к системе экономических стимулов |
| несоответствие требованиям | | обеспечения безопасных условий |
| действующего законодательства |--------| труда и внедрения безопасных |
| | | технологий |
\---------------------------------------/ \----------------------------------/
/---------------------------------------\ /----------------------------------\
| от статусного списочного подхода | | к установлению компенсаций |
| к предоставлению компенсаций |--------| исходя из реальных условий |
| работникам | | труда на рабочих местах |
\---------------------------------------/ \----------------------------------/
/---------------------------------------\ /----------------------------------\
| от системы страхования, основанной | |к системе страхования, основанной|
| на формальных страховых тарифах, | | на индивидуальных тарифах, |
|рассчитанных по усредненным показателям|--------| рассчитанных по фактическим |
| по виду экономической деятельности | | показателям профессионального |
| | | риска в организации |
\---------------------------------------/ \----------------------------------/
4. Совершенствование процедур оценки условий труда на рабочих местах на основе аттестации рабочих мест
Вместе с тем очевидно, что эффективное управление профессиональными рисками невозможно без преобразования института оценки условий труда на рабочих местах.
В Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Именно аттестация должна:
- оценивать и описывать состояние рабочего места;
- выявлять факторы производственной среды, оказывающие вредное воздействие на человека, а также интенсивность и степень этого воздействия;
- позволять качественно и количественно оценить уровень риска;
- определять направления защиты работника от неблагоприятного воздействия вредных факторов.
Очевидно, что мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, основанные на аттестации рабочих мест по условиям труда, требуют существенных финансовых затрат.
В этой связи на первое место выходит достоверность проведения указанных оценок и, соответственно, компетентность и независимость организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
4.1. Аккредитация аттестующих организаций
Вместе с тем в настоящее время существует проблема, связанная с формированием института оценки условий труда на рабочих местах.
До сентября 2008 г. аттестация рабочих мест осуществлялась работодателем самостоятельно, т.е. он сам формулировал задачи, обеспечивал финансирование и делал заключение о состоянии рабочего места. При таком подходе неизбежно возникал конфликт интересов и ставилась под сомнение достоверность оценки условий труда.
Поэтому министерством был предпринят ряд мер нормативного характера, направленных на формирование независимого института оценки условий труда, в объективности и компетентности которого не сомневались бы ни работники, ни работодатель.
Основное направление - создание института неаффилированных аттестующих организаций.
Одним из механизмов, обеспечивающих подтверждение компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда, является аккредитация аттестующих организаций.
В этой связи принят приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".
В соответствии с Правилами аккредитация организации, оказывающей услуги в области охраны труда, осуществляется в уведомительном порядке.
Минздравсоцразвития России осуществляет аккредитацию путем внесения сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней со дня регистрации заявления.
При этом сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.
Установлен исчерпывающий перечень требований, которым должна безусловно соответствовать аттестующая организация.
Это:
наличие измерительного оборудования и приборов;
наличие квалифицированного персонала;
наличие руководства по качеству работ, содержащего признанные методики измерений и др.
Формирование независимого института оценки условий труда |
Аккредитация организации, оказывающей услуги в области охраны труда, осуществляется в уведомительном порядке |
/--------------------------\
|Заявление о соответствии|
|категориям аккредитации +|
| пакет документов |
/-------------------\ \--------------------------/ /-----------\
|Минздравсоцразвития|-----------------------------------------| Заявитель |
| России |-----------------------------------------------------/
\-------------------/ | /-------------\
| | /--------------------------\ | |Организует в |
| | | | Уведомление о включении | | |установленном|
| | \----------\ | в реестр | | | порядке |
| | | \--------------------------/ | | проведение |
| | \------------------------------------\ | | проверок |
| | /--------------\ | | \-------------/
| | | Ведет реестр | | |
| \------| организации | | |
| \--------------/ | |
|
/------------------------\ /---------\
|Осуществляет прием, учет| | Роструд |
|и рассмотрение заявлений| \---------/
| об аккредитации |
\------------------------/
Контроль за деятельностью аккредитованной организации, оказывающей услуги в области охраны труда, включая соблюдение аккредитованной организацией критериев аккредитации, государственных нормативных требований охраны труда в сфере деятельности в соответствии с областью аккредитации, осуществляется Рострудом на основе проверки сведений, предоставленных аттестующей организацией и указанных в реестре.
С учетом введения системы обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, обращаем внимание органов по труду субъектов Российской Федерации - обязательная аккредитация осуществляется только министерством на федеральном уровне. Все региональные системы, которые предусматривают ведение различных регистров, реестров в целях допуска (или не допуска) организаций на рынок услуг субъекта, должны быть свернуты.
4.2. Стандарты аттестации рабочих мест
Аттестация должна осуществляться в различных видах экономической деятельности, где существует большое количество неоднородных рабочих мест (стационарных, нестационарных и др.).
Необходимо создать систему стандартов аттестации рабочего места по условиям труда, учитывающих отраслевую специфику, а также специфику проведения отдельных видов работ.
Эти стандарты крайне необходимы для того, чтобы результаты аттестации рабочих мест по условиям труда были стандартизированными и, таким образом, признаваемыми всеми участниками трудовых отношений: работодателем - работником - государством. Именно эти стандарты могли бы позволить осуществлять эффективный контроль со стороны государства за качеством проводимой работы.
В этой связи стоит также задача пересмотра требований, в первую очередь, санитарно-эпидемиологических, в целях повышения эффективности оценки совокупного влияния различных вредных производственных факторов на человека.
Таким образом, в короткий период предстоит сформировать целостную систему стандартов безопасности труда, устанавливающих единые требования к выявлению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда в рамках проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.3. Совершенствование механизма государственной экспертизы условий труда
В связи с модернизацией в новых условиях системы аттестации рабочих мест требует также совершенствования механизм государственной экспертизы условий труда.
Ежегодно структурными подразделениями субъектов Российской Федерации, занимающимися вопросами государственной экспертизы условий труда, проводится свыше 30 тысяч различных экспертных оценок.
При этом оценка производится, как правило, только по документам без проверок достоверности проведенных измерений производственных факторов.
В то же время в соответствии со статьей 216.1 Кодекса лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право проводить соответствующие измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий.
Однако в настоящее время в Российской Федерации фактически отсутствуют независимые лаборатории государственной экспертизы условий труда.
С этой целью министерством было закуплено современное оборудование на сумму 65,3 млн. руб. для оснащения четырех лабораторий государственной экспертизы условий труда.
Укомплектованная оборудованием сеть лабораторий государственной экспертизы условий труда позволит оценивать результаты работы по аттестации рабочих мест с использованием современных средств измерения, проводить независимую экспертную оценку факторов трудового процесса и производственной среды в организациях различных видов деятельности и форм собственности на всей территории Российской Федерации.
***
Таким образом, реализация указанных направлений позволит сформировать единый стандартизованный механизм оценки условий труда на рабочих местах.
5. Экономические механизмы улучшения условий труда работников
Сложившееся положение в области охраны труда обусловлено отсутствием экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда работников, а также архаичностью существующей со времен СССР системы управления охраной труда на всех уровнях, созданной в 70-80-х годах прошлого столетия и неспособной в полной мере обеспечить эффективную профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости ввиду ее несоответствия изменившимся экономическим условиям.
Несовершенство порядка установления страховых тарифов и системы скидок и надбавок к ним, не зависящих от условий труда; незначительные штрафы за нарушение требований охраны труда; неадаптированность системы предупредительных мер к особенностям малого и среднего бизнеса; несовершенство системы предоставления компенсаций (в том числе досрочного выхода на пенсию) за работу во вредных условиях труда; устаревшая нормативно-правовая база по вопросам условий и охраны труда (большинство правил и инструкций по охране труда не пересматривалось более 5 лет); недостатки в обучении и проверке знаний требований охраны труда - все это требует принятия комплекса мер, направленных на реформирование существующей системы управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья работников.
5.1. Система предоставления компенсаций
Для того чтобы выполнить положения Трудового кодекса и проводить аттестацию 1 раз в 5 лет, необходимо ежегодно аттестовывать порядка 6 млн. рабочих мест.
На сегодняшний день, по данным Роструда, эта цифра значительно меньше. Ежегодно аттестовываются порядка 350 тыс. рабочих мест.
Таким образом, у работодателя в старой системе отношений нет заинтересованности в проведении аттестации рабочего места.
Поэтому очень важно увязать аттестацию рабочего места с экономическими интересами работодателя, чтобы ему было выгодно заниматься аттестацией рабочего места, чтобы он не воспринимал затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда как обычное обременение, которое создает ему государство в виде требований, сформулированных Трудовым кодексом.
Реформа системы установления компенсаций в зависимости от фактических условий труда |
Постановление Правительства от 20.11.2008 г. N 870 "Об установлении сокращений продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работая с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" |
/---------------------------------------------------------------------------------\
| 1. Устанавливает минимальные размеры компенсаций указанным категориям работников|
\---------------------------------------------------------------------------------/
/----------------------------------------------------------------------------\
|Сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю |
\----------------------------------------------------------------------------/
/----------------------------------------------------------------------------\
|Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 дней |
\----------------------------------------------------------------------------/
/----------------------------------------------------------------------------\
|Повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной|
|для различных видов работ с нормальными условиями труда |
\----------------------------------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------------------------------------\
| 2. Поручает Минздравсоцразвития установить минимальные размеры указанных |
| компенсаций в зависимости от класса условий труда, определенного по |
| результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, а также условия |
| предоставления данных компенсаций |
\---------------------------------------------------------------------------------/
Для того чтобы создать этот экономический стимул, необходимо увязать возможности управления расходами на предприятии, управления себестоимостью, связанной с затратами на произведенную продукцию именно по направлению охраны труда, с экономией по фонду оплаты труда.
Необходимо, чтобы работодатель видел, что проведение аттестации рабочего места, выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, может приводить к тому, что работники формально, по спискам относящиеся к категориям, требующим дополнительных расходов, могут выводиться из этих категорий.
Таким образом, задача заключается в том, чтобы создать нормативно-правовой механизм, позволяющий перейти от списков к конкретной оценке состояния рабочего места, и, в зависимости от этого состояния, строить соответствующую систему компенсаций.
В постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" была сформулирована эта идея, заключающаяся в том, что работодатель, проводя аттестацию рабочего места, оценивает, к какому классу риска относится то или иное рабочее место, и, в зависимости от класса риска, уже на основе установленных государством минимумов, складываются расходы по гарантиям.
Справочно: Сегодня получают какие-либо компенсации свыше 5,2 млн. человек, или 41,5% от общего числа занятых в экономике страны, а численность работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, по данным Росстата, составляет 27,5%, что свидетельствует о несовершенстве действующей системы предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
В настоящее время в Российской Федерации действует статусный (списочный) подход предоставления компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенного размера оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при котором указанные компенсации предоставляются только тем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, чьи должности (профессии) поименованы в соответствующих разделах различных Списков или Перечней вредных производств.
При этом работники, чьи профессии не включены в данные Списки или Перечни, лишены права на получение указанных компенсаций, в то время как работникам, поименованным в Списках или Перечнях, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест не относятся к вредным или опасным, компенсации продолжают предоставляться.
Таким образом, существующий подход носит явно дискриминационный характер, что прямо противоречит статье 37 Конституции Российской Федерации и статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
С целью объективного установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, компенсации предлагается устанавливать персонально для каждого работника, занятого на тяжелых работах (рабочих местах), работах (рабочих местах) с вредными и (или) опасными и особыми условиями труда, в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам аттестации его рабочего места по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном Минздравсоцразвития России.
5.2. Предупредительные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профзаболеваемости, финансируемые за счет средств ФСС РФ
Расширение Перечня предупредительных мер, финансируемых за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
/-----------------------------------------------\
| в 2010 году дополнен мероприятиями: |
\-----------------------------------------------/
/------------------------------------------------------------------------\
| - обучение по охране труда работников |
| |
| - приобретение работодателями, осуществляющими пассажирские и грузовые |
| перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей |
| (тахографов) |
| |
| - приобретение работодателями, работники которых заняты на подземных |
| работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для |
| проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров, приборов |
| для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров) |
\------------------------------------------------------------------------/
Ежегодно министерством совместно с Фондом социального страхования утверждается перечень предупредительных мер, финансируемых за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В указанный перечень традиционно входят мероприятия по обеспечению работников СИЗ, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, санаторно-курортному лечению и др.
В 2010 г. в целях оказания поддержки хозяйствующим субъектам, в первую очередь из числа предприятий малого бизнеса, перечень дополнен мероприятиями по обучению по охране труда работников, по приобретению работодателями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов); а также мероприятиями по приобретению работодателями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров), что особенно актуально в свете мер по повышению безопасности дорожного движения.
Данные мероприятия носят выраженный профилактический характер и направлены, в первую очередь, на сокращение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными условиями труда, и дают возможность распространить указанное профилактическое мероприятие не только на крупные предприятия, но и на хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса, что особенно важно в настоящее время.
Основной задачей в плане реализации указанных мер является максимальный охват предприятий малого и среднего бизнеса, а также максимальное использование денежных средств, выделенных на эти цели Фондом.
5.3. Усиление ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда
В целях усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда ведется работа над проектом федерального закона, вносящего изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда.
С принятием указанного законопроекта будут внесены дополнения в Кодекс об административных правонарушениях отдельной главой 51, в которой будут установлены административные штрафы за нарушения работодателем требований охраны труда, размеры которых предлагается существенно увеличить.
6. Совершенствование процедур в сфере охраны труда применительно к организациям малого и среднего бизнеса
Не секрет, что организация охраны труда на малых предприятиях отличается достаточно низким уровнем.
На большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры и др.
При этом коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в малом бизнесе практически в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране.
Причинами этого являются в том числе слабая адаптированность процедур в области охраны труда в специфике деятельности предприятий малого бизнеса, недостаточная информированность работодателей малого бизнеса, а также невозможность воспользоваться преференциями, предоставляемыми системой страхования, ввиду сложности и громоздкости процедур.
Эффективное решение указанных проблем и, как следствие, улучшение условий и охраны труда в организациях малого и среднего бизнеса должно осуществляться системно по следующим основным направлениям:
повышение экономической заинтересованности работодателей, в том числе путем адаптации существующих процедур финансирования предупредительных мер, получения скидок к страховым тарифам к особенностям малого и среднего бизнеса;
повышение качества обучения руководителей и работников в области охраны труда;
совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе в части оптимизации процедуры проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
снижение финансовой нагрузки на хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса путем перехода от дорогостоящей сертификации к добровольно выбираемой форме подтверждения соответствия.
Так, одной из мер, направленной на обеспечение безопасных условий труда, в первую очередь на предприятиях малого и среднего бизнеса, является предоставление указанным хозяйствующим субъектам (как страхователям в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) права осуществлять социально значимые выплаты (к числу которых относится и финансирование мероприятий по охране труда) с последующим уменьшением на сумму произведенных затрат суммы страховых взносов, подлежащих внесению в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Данная преференция хозяйствующим субъектам - страхователям, включая страхователей из числа хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, имеет явно выраженный стимулирующий характер и направлена в первую очередь на улучшение состояния дел с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью работников.
Однако для большинства предприятий малого и среднего бизнеса эта сумма в течение одного календарного года может составлять незначительную величину, размер которой не позволит указанным страхователям осуществить финансирование предупредительных мер с достижением существенного результата.
При этом возможность данной категории работодателей проводить накопление сумм страховых взносов и получать разрешение на финансирование предупредительных мер один раз в несколько лет отсутствует.
Кроме того, в целях оказания информационно-консультационной помощи руководителям и работникам организаций малого бизнеса предполагается создать открытую информационную систему по охране труда для организаций малого и среднего бизнеса.
Основными задачами системы будет являться консультирование руководителей и работников организаций малого и среднего бизнеса по вопросам охраны труда, своевременного обеспечения работников действующими нормативными правовыми актами по охране труда для малых предприятий.
В настоящее время в рамках работы Координационного совета Минздравсоцразвития России по развитию малого и среднего предпринимательства совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России" проводится работа по определению перечня процедур в области охраны труда, требующих адаптации (в том числе путем внесения изменений в нормативные правовые акты) к специфике деятельности малых предприятий.
7. Повышение компетентности персонала в сфере охраны труда
В свете совершенствования механизмов управления охраной труда на первый план также выходит повышение компетентности работников в области охраны труда, освоение ими практических навыков безопасного производства работ.
Как показывает практика, основными причинами нарушений в сфере охраны труда в числе прочих являются низкий уровень знаний требований охраны труда со стороны руководителей и должностных лиц организаций, а также недостаточные практические навыки безопасного выполнения работ у работников. В частности, свыше 10% несчастных случаев на производстве происходит по причинам очевидных недостатков в подготовке работников в области охраны труда.
При этом существующая система подготовки персонала в области охраны труда ориентирована преимущественно на теоретическую подготовку всех категорий работников и не учитывает необходимость овладения практическими приемами безопасного выполнения работ.
Действующий в настоящее время Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, прежде всего, морально устарел, не удовлетворяет по своей структуре, изложению отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации и вступает с ним в противоречие.
В основе всей системы обучения вопросам охраны труда должна лежать дифференциация видов обучения (по срокам, глубине, направленности обучения) для различных групп (отдельных категорий) работников на основе государственных требований к образованию, образовательным цензам и квалификациям с учетом потребностей производства.
В этой связи в настоящее время министерство работает над новым проектом Порядка обучения по охране труда работников организаций.
Подготовка персонала по охране труда должна носить непрерывный характер, все этапы должны быть взаимоувязаны в единый процесс.
В новом подходе к обучению по охране труда, сохраняя общую типовую базу и программу, должны быть четко разграничены категории по продолжительности обучения, объему предоставляемого материала для того, чтобы этот дифференцированный подход позволил охватить все категории работающих.
Для исправления сложившейся ситуации предлагается создание и оснащение сети федеральных обучающих центров в целях комплексной подготовки персонала по охране труда с использованием современных технологий.
В рамках реализации данного мероприятия предлагается на базе федеральных государственных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, и их филиалов создать федеральные обучающие центры для комплексной подготовки персонала по охране труда.
8. Формирование системы информационного обеспечения и мониторинга условий и охраны труда
Важной составляющей модернизации системы управления охраной труда в Российской Федерации является также обеспечение широкого доступа работников и работодателей к информационным ресурсам в области охраны труда.
Начиная с 2010 г. в Российской Федерации проводится общероссийский мониторинг условий и охраны труда, основной целью которого является сбор информации о состоянии условий и охраны труда для принятия взвешенных управленческих решений в данной сфере.
Кроме того, в настоящее время министерством разрабатывается единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда, которая после ее ввода в эксплуатацию в 2010 г. позволит повысить эффективность информирования и консультирования в интерактивном режиме работников и работодателей по вопросам охраны труда.
9. Формирование и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы "Профессиональные риски"
Принятие обоснованных решений в сфере управления профессиональными рисками требует системного информационного обеспечения на основе централизованной обработки информации о состоянии условий и охраны труда, выявленных рабочих местах с вредными для работников условиями труда, уровнях профессиональных рисков в разрезе предприятий, отраслей экономики, субъектов Российской Федерации.
Формирование единой федеральной базы данных позволит также обеспечить обоснованное установление страховых тарифов в системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от реальных условий труда и уровней профессионального риска на предприятиях.
Ввод в эксплуатацию АС "Профессиональные риски" в краткосрочной перспективе позволит создать единое информационное пространство в сфере управления профессиональными рисками и системы страхования профессиональных рисков, позволяющее контролировать достоверность информации и качество проводимых работ, принимать обоснованные управленческие решения.
10. Общественный контроль и экспертиза
Общественный контроль и экспертиза разрабатываемых элементов системы оценки и управления профессиональными рисками осуществляется путем участия заинтересованных сторон и коллегиальных органов в разработке и планировании мероприятий, направленных на модернизацию системы охраны труда и социального страхования, экспертизе проектов нормативных правовых актов и тестировании готовых решений.
"Рис. 2. "Информационно-аналитическое обеспечение создания системы управления профессиональными рисками и общероссийского мониторинга АС "Профессиональные риски"
При этом важную роль должны сыграть созданные при Минздравсоцразвития России Координационный совет по разработке и реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда, Координационный совет по малому и среднему бизнесу, а также саморегулируемые организации.
***
Учитывая комплексный характер проблем в сфере охраны труда, их решение должно осуществляться на основе системного программного подхода к улучшению условий и охраны труда.
В этих целях в рамках 2-го этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. предусмотрена разработка и реализация в 2011-2015 гг. общероссийской программы "Здоровье на производстве".
Программа "Здоровье на производстве" будет предусматривать реализацию скоординированных действий по следующим основным направлениям:
совершенствование системы охраны труда работников на производстве;
создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.
Реализация в полном объеме мероприятий программы "Здоровье на производстве" позволит обеспечить ежегодное снижение численности работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, получивших профессиональное заболевание, а также занятых на рабочих местах с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
Общественный контроль и экспертиза |
/--------------------------------------------------------\
| Минздравсоцразвития России |
\--------------------------------------------------------/
|
|
/----------------------------\ /-----------------------------\ /--------------------\
| Координационный совет по | | Координационный совет по | | Саморегулируемые |
| разработке и реализации | | малому и среднему бизнесу | | организации |
| программы действий по | | | | |
| улучшению условий и | | | | |
| охраны труда | | | | |
\----------------------------/ \-----------------------------/ \--------------------/
Общественный контроль и экспертиза разрабатываемых элементов системы оценки и управления профессиональными рисками осуществляется путем участия заинтересованных сторон и коллегиальных органов в разработке и планировании мероприятий, направленных на модернизацию системы охраны труда и социального страхования, экспертизе проектов нормативных правовых актов и тестировании готовых решений |
Программа "Здоровье на производстве" |
Программа "Здоровье на производстве" будет предусматривать реализацию скоординированных действий по следующим основным направлениям: |
| |
| | /-----------------------------------------------------------------------------\
| | |Совершенствование системы охраны труда работников на производстве |
| | \-----------------------------------------------------------------------------/
| | /-----------------------------------------------------------------------------\
| | |Создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников |
| | \-----------------------------------------------------------------------------/
\------| /-----------------------------------------------------------------------------\
| |Реализация в полном объеме мероприятий программы "Здоровье на производстве" |
| |позволит обеспечить ежегодное снижение численности работников, погибших и |
| |пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, получивших |
| |профессиональное заболевание, а также занятых на рабочих местах с вредными |
| |или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда |
| \-----------------------------------------------------------------------------/
В заключение необходимо отметить, что только консолидированные усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сторон социального партнерства позволят в полной мере реализовать комплекс мер по улучшению условий и охраны труда работников, защитить их жизнь и здоровье на производстве.
А.Л. Сафонов,
заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ
"Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве", N 7, июль, 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77 - 15715 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru