Труд подростков и оценка качества аттестации их рабочих мест по условиям труда
Особенности применения труда подростков на производстве
В настоящее время в нашей стране, в том числе в Краснодарском крае большое внимание уделяется трудоустройству подростков и условиям их труда. С целью обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних при устройстве на работу разрабатываются и выполняются программы, разработанные в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Законом РФ N 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а так же на основе анализа ситуации на рынке труда.
Программой мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Краснодарском крае предусмотрено также проведение комплексных проверок организаций по вопросам соблюдения законодательства об охране труда, в том числе по применению труда подростков на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда. Как говорят результаты комплексной оценки состояния здоровья российской молодежи, количество здоровых подростков за последние 10 лет существенно снизилось. Так, например, число подростков, имеющих функциональные отклонения в состоянии здоровья, составляет 36%, страдающих хронической патологией разной степени тяжести - 55,4%. При этом значительно увеличилась доля лиц с хроническими болезнями (с 1,1% до 7,3%). Известно, что даже кратковременное пребывание подростков во вредных условиях оказывает неблагоприятное воздействие на их организм и должно быть категорически запрещено. В этой связи, как нам представляется, необходимо полностью запретить профессиональное обучение, прохождение производственной практики и всякую иную работу подростков во вредных для них условиях труда.
Целями государственной политики в отношении лиц в возрасте до 18 лет в сфере труда является обеспечение их права на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность их здоровью и может нанести ущерб их физическому, умственному и нравственному развитию. Работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, пользуются повышенной защитой трудовых прав, осуществляемой путем создания благоприятных условий для их труда. Одной из таких защитных мер является запрет на использование их труда при выполнении отдельных видов работ, определяемых в Трудовом кодексе РФ.
В соответствии со ст. 265 ТК запрещается применение труда лиц до 18 лет на работах с вредными и опасными условиями труда, в том числе на подземных работах, а так же на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Перечень тяжелых видов работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. N 163 (далее - Перечень). Согласно Перечню запрещены более 2 тыс. видов тяжелых, вредных и опасных работ независимо от формы собственности и организационно-правовой формы производства, включая деятельность работодателя - физического лица.
Перечень запрещает применение труда лиц моложе 18 лет на работах, связанных с подъемом и передвижение ими тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Нормы нагрузок определены постановлением Минтруда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей труда".
Сегодня эффективным способом определения условий труда рабочей молодежи является аттестации рабочих мест. Согласно порядку проведения АРМ по условиям труда аттестация в организации должна быть проведена на всех рабочих местах. При заполнении карты аттестации обязательно в строке 070 даются рекомендации по подбору работников, в том числе и лиц до 18 лет, которые могут работать на данном рабочем месте с учетом результатов аттестации рабочих мест. Следовательно, использование труда несовершеннолетних должно быть рассмотрено для каждого созданного работодателем рабочего места.
Сегодня требования к условиям труда, при которых возможно применять труд подростков, ужесточились и кроме перечисленных документов необходимо учитывать требования санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.6.2553-09 "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", которые вступили в силу с 1 января 2010 г.
Согласно п. 4.1 СанПиН 2.4.6.2553-09 рабочие места для подростков подбираются с таким расчетом, чтобы при наличии вредных или опасных факторов производственной среды и факторов трудового процесса, уровень их не превышал гигиенических нормативов, установленных санитарным законодательством и настоящими санитарными правилами. При этом отсутствие или наличие вредных или опасных факторов производственной среды и факторов трудового процесса можно выявить только при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. На основании вышеизложенного следует, что работодатель не может использовать труд несовершеннолетних, если у него не проведена АРМ. Иными словами, противопоказанными для молодежи до 18-летнего возраста являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм молодых работников в условиях создающих угрозу для их жизни и риски возникновения острых профессиональных заболеваний.
Следует заметить, что в данном документе гигиенические нормативы, установленные для подростков, отличаются от нормативов вредных производственных факторов для рабочей среды. Поэтому прежде чем дать рекомендации в карте аттестации по применению труда такой возрастной категории молодежи, необходимо оценить фактические условия труда на рабочем месте в соответствии с гигиеническими нормативами, приведенными в данном документе. Например: по химическому фактору противопоказанными для ее трудоустройства являются условия труда, при которых в воздухе рабочей зоны присутствуют химические вещества 1-2 класса опасности в концентрациях, превышающих предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха населенных мест, а не для воздуха рабочей зоны. Эквивалентный уровень шума на рабочих местах подростков не должен превышать 70 децибел, не зависимо от того, что для работников допустимый уровень - 80 децибел.
Противопоказаниями для работы несовершеннолетних на производстве являются параметры световой среды не соответствующие нормативам, принятым для работ выполнения класса точности, установленных для рабочих мест. Так, если коэффициент пульсации будет превышать нормативное значение, а освещенности будет недостаточно для выполнения определенного вида работ, то несовершеннолетний работник не должен трудиться на этом рабочем месте. Ему нельзя также трудиться на рабочем месте, где отсутствует естественное освещение.
В данном документе приводятся допустимые величины показателей тяжести трудового процесса для подростков разного возраста и пола. Напряженность труда подростков должна исключать также повышенные нервно-психические нагрузки.
В соответствии с законодательством РФ, основными принципами организации рабочего места для лиц, не достигших 18-летнего возраста, являются: соответствие характера труда возрастным и функциональным возможностям, отсутствие неблагоприятного влияния условий труда на рост, развитие и состояние здоровья, исключение повышенной опасности травматизма для себя и окружающих, учет повышенной чувствительности организма подростков к действию факторов производственной среды.
Данный документ обязателен для применения при организации рабочего места подростка и предоставлении рекомендаций по применению труда подростков на рабочем месте при проведении его аттестации по условиям труда.
Оценка качества аттестации рабочих мест по условиям труда
От того как будет проведена АРМ по условиям труда во многом будет зависеть и качество труда рабочей молодежи, ее физическое здоровье. Учитывая, что в ближайшее время компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда будут предоставляться только по результатам АРМ и их размер будет зависеть от класса условий труда, можно утверждать, что работодатель будет заинтересован в создании безопасных условий труда на своем производстве. Правда возможно также, что некоторые работодатели посчитают, что если они заплатили деньги за АРМ по условиям труда, то и на ее результаты можно будет повлиять путем давления на аттестующие организации. Поддаваться таким уговорам ни в коем случае не следует. Если раньше результаты аттестации были сами по себе, а компенсации предоставлялись только по спискам, то в ближайшем будущем результаты аттестации будут являться единственным основанием предоставления компенсаций по законодательству, а недостоверные сведения в картах будут выявляться в ходе оценки качества аттестации рабочих мест.
Следует иметь в виду, что заключение государственной экспертизы содержит не только оценку качества аттестации рабочих мест, но и оценку правильности предоставления компенсаций работникам. В ст. 219 ТК РФ сказано, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. Согласно п. 13 Приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н, сегодня, чтобы отменить выдачу молока работодателю недостаточно иметь протоколы замеров и карты аттестации, подтверждающие допустимые условия труда на рабочих местах, ему дополнительно необходимо получить заключение госэкспертизы.
АРМ по условиям труда с учетом возможности использования труда подростков должна проводится с целью определения фактических условий труда и ознакомления работников с условиями труда на рабочих местах, а так же для разработки, а затем реализации конкретных мероприятий по охране труда, направленных на устранение выявленных несоответствий по отношению к трудовому законодательству. На современном этапе развития охраны труда АРМ становится основой для контроля состояния условий труда на рабочих местах, оценки и управления профессиональным риском, проведения сертификации организации работ по охране труда.
Напомним, что аттестация включает в себя:
- оценку травмобезопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников СИЗ;
- гигиеническую оценку условий труда (при которой оцениваются химические, биологические, физические факторы, а так же оценивается напряженность и тяжесть трудового процесса).
Одним словом АРМ предусматривает проведение комплексной оценки всех факторов (опасностей), которые могут привести к профессиональному заболеванию или несчастному случаю на производстве. По результатам аттестации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подтверждают или отменяют права на получение компенсации (выдача молока, повышенная оплата труда, предоставление сокращенного рабочего времени, дополнительного отпуска).
Ранее большое затруднение у работодателя всегда нередко вызывало составление перечня качества рабочих мест. Одним из часто встречаемых нарушений при оценке качества АРМ является отсутствие такого Перечня или неправильное его составление. Ныне в соответствии с новым порядком в состав аттестационной комиссии входят представители Аттестующей организации. При проведении аттестации в организации они должны помочь членам комиссии составить такой Перечень. В перечне должны быть указаны все вредные производственные факторы, присутствующие на рабочих местах, в особенности те из них, которые могут быть вредными для трудящейся молодежи.
В перечне предполагаемые аналогичные рабочие места должны быть обозначены буквой "а", а нестационарные рабочие места - буквой "н".
В протоколах оценки тяжести и напряженности трудового процесса обязательно необходимо приводить краткое описание выполняемых работ в соответствии с Методиками оценок. В протоколах оценки травмобезопасности рабочих мест приводить сведения об используемом оборудовании с указанием инвентарных номеров, инструментах и приспособлениях.
Сегодня это требование очень актуально, так как карты аттестации, заполняемые в соответствии с новым Порядком, не содержат сведений об используемом сырье, материалах, оборудовании, выполняемых операциях. По такой карте, особенно, если название профессии указано неправильно, очень сложно определить какие работы выполняет работник, на каком оборудовании и какие производственные факторы присутствуют на его рабочем месте.
При оценке качества аттестации, часто выявляется, что в протоколах оценки травмобезопасности рабочих мест оценка проводится не по всем требованиям, приведенным в нормативно-правовых актах к оборудованию, приспособлениям, инструментам, средствам обучения и инструктажа.
Очень часто не оценивается или вообще отсутствует требование к обучению руководителей и специалистов по охране труда, наличие 1 группы допуска при работе с электрооборудованием персонала.
Согласно Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденному постановлением Минтруда от 13 января 2003 г. N 1/29 "руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее по мере необходимости, но не реже одного раза в три года".
Пунктом 1.4.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных постановлением Минэнерго от 13.01.2003 г. N 6 определено "неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа 1 по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу 1 группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа 1 с оформлением в журнале установленной формы, удостоверение не выдается".
Нет необходимости включать в протоколы по травмобезопасности эргономические требования, требования по пожарной безопасности и другие. Требования, которые оцениваются в протоколе травмобезопасности, перечислены в разд. 4 "Оценка травмобезопасности рабочих мест" Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и в методических указаниях от 30.07.1999 N МУ ОТ РМ 02-99 "Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда".
При оценке химического фактора встречается такое нарушение как отсутствие эффекта суммации веществ однонаправленного действия. Например, у водителей автомобилей одновременно присутствуют в воздухе рабочей зоны вещества однонаправленного действия такие как - оксиды азота и оксид углерода, у маляров на стройках, использующих краски с различными растворителями, присутствуют толуол, ксилол и т.п. Если для химического вещества указаны два норматива, то воздух рабочей зоны оценивают как по среднесменным, так и по максимально-разовым концентрация.
Цена ошибок
Очень часто при оценке определяется несоответствие между оценкой условий труда в протоколах и в картах аттестации, что является банальной опиской, но из-за таких ошибок работники могут лишиться компенсаций или наоборот. Так, например, нередко встречается, что в картах аттестации повышенная оплата труда рекомендуется не только за тяжелую работу, работу во вредных условиях труда, но и за ненормированный рабочий день, за работу в ночную смену, за работу в сельской местности и т.д. Порядком проведения АРМ четко определено, что в строке 040 приводятся гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.
Часто встречается, что в протоколе аттестации оценки обеспеченности работников СИЗ, заменяется оценками выдачи иных видов одежды, не являющейся, по существу, спецодеждой. Строка 050 заполняется по "медицинским осмотрам", которые проводятся с целью допуска к работе с вредными и опасными производственными факторами. В этой строке не требуется указывать сведения об осмотрах, проводимых в общих целях охраны здоровья работников, в том числе предупреждения, возникновения и распространения заболеваний.
В картах аттестации очень часто не верно указывается необходимость выдачи молока работникам по результатам аттестации, причем нередко в случаях наличия химических веществ в воздухе рабочей зоны, концентрации которых ниже предельно допустимых.
Наименования профессий и должностей в картах аттестации должны быть приведены в соответствие с Общероссийским классификатором (ОК 016-94) и Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих.
Согласно действующему порядку проведения АРМ аттестационная комиссия должна подготовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам, либо наличие ограничений по труду (например, запрет на привлечение к вредным работам несовершеннолетних или женщин).
Поэтому наименования должностей (профессий) в картах с классами условий труда 3 и выше должны соответствовать наименованиям, содержащимся в квалификационных справочниках.
При выявлении расхождения между указанными наименованиями комиссия должна сообщить руководителю о необходимости внести изменения в трудовую книжку работника. Если такие изменения не будут внесены, то у работника при достижении пенсионного возраста возникнут проблемы с досрочным назначением трудовой пенсии по старости за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Сегодня на первый план выступает не сам факт проведения аттестации рабочих мест, а качество исследований и оценок, проведенных при аттестации, что весьма важно для сохранения трудового потенциала не только рабочей молодежи, но и многочисленного контингента высококвалифицированных специалистов старших возрастных групп.
Г.Ж. Склеменов,
начальник отдела государственной экспертизы условий
труда департамента социальной защиты населения Краснодарского края
"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15716 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru