Сравнительные характеристики типов учреждений
В настоящее время в средствах массовой информации активно обсуждается Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В данной статье мы подготовили сравнительные таблицы разных типов учреждений, провели анализ налоговой нагрузки на бюджетные учреждения нового типа, автономные учреждения и казенные учреждения.
В конце статьи приведен Примерный перечень актов, необходимых для реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, которые подлежат принятию органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Таблица сравнительной характеристики разных типов учреждений в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ
Критерии сравнения | Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) | Автономное учреждение | Казенное учреждение |
Субсидиарная ответственность государства | Предлагается отменить | Нет | Есть |
Ответственность учреждения по своим обязательствам | Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества | Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником | В пределах доведенных ЛБО |
Распоряжение имуществом | Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества | Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником | Не вправе распоряжаться любым имуществом |
Право на совершение крупных сделок | С предварительного согласия учредителя | С предварительного согласия наблюдательного совета | Отсутствует |
Особо ценное движимое имущество | Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющий функции учредителя | Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющий функции учредителя | Не выделяется |
Органы управления | Руководитель (директор, ректор, главный врач и т.д.), также могут быть совещательные органы и органы самоуправления | Наблюдательный совет, руководитель, иные органы (ученый совет, художественный совет и т.д.) | Руководитель, также могут быть совещательные органы и органы самоуправления |
Создание учреждения | Новые федеральные БУ создаются по решению Правительства РФ. В подзаконном акте предлагается установить возможность создания БУ путем изменения типа автономных или казенных учреждений, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам | Новые федеральные АУ создаются по решению Правительства РФ. В подзаконном акте предлагается упростить создание АУ путем изменения типа БУ, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам | Новые федеральные КУ создаются по решению Правительства РФ. Массовый перевод части БУ в КУ в силу закона с 1 января 2011 года |
Реорганизация и ликвидация (банкротство запрещено) | Предлагается упростить процедуру, передав полномочия по федеральным БУ от Правительства РФ профильным министерствам | По решению учредителя в случаях и порядке, установленных Гражданским кодексом РФ | В отношении федеральных КУ - по решению профильного министерства |
Порядок использования имущества | Вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества | Вправе вносить имущество (закрепленное недвижимое имущество или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества, а также особо ценное движимое имущество) в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя | Не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц |
Финансовое обеспечение | В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели | В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетные инвестиции | На основе бюджетной сметы |
Порядок использования средств от приносящей доход деятельности | Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Самостоятельно распоряжаются доходами | Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Самостоятельно распоряжаются доходами | Может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы зачисляются в бюджет, используются в установленном законодательством порядке |
Документы о планах деятельности, государственное (муниципальное) задание | План ФХД (финансово-хозяйственной деятельности), государственное (муниципальное) задание | План ФХД (финансово-хозяйственной деятельности), государственное (муниципальное) задание | Смета, для отдельных учреждений - государственное (муниципальное) задание |
Открытие счетов | В органах Казначейства (финансовых органах), за исключением случаев, установленных НПА | Вправе открывать счета в банках и в соответствии с соглашением в Казначействе (финансовом органе) | В органах Казначейства (финансовых органах), за исключением случаев, установленных НПА |
Распространение действия Закона N 94-ФЗ | Распространяется в полном объеме | Не распространяется | Распространяется в полном объеме |
Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров | Заключает от своего имени (за исключением случаев, установленных НПА, когда БУ приравнивается к получателю бюджетных средств и заключает госконтракты) | Заключает от своего имени | Заключает от имени публично-правового образования |
Привлечение заемных средств | Могут (с ограничением на крупные сделки) | Могут | Не могут |
Учет | Государственный бухгалтерский учет | Государственный бухгалтерский учет | Государственный бухгалтерский учет |
Порядок ведения учета (планируется) | Единый стандарт | Единый стандарт | Единый стандарт |
Финансовый контроль и контроль учредителя | В основном - последующий (контроль выполнения госзадания). Предварительный (санкционирование по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям) | Последующий (контроль выполнения госзадания) | Предварительный по всем расходам (проверка Казначейством наличия денежного обязательства), текущий и последующий контроль |
Отчетность | Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества | Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества | Бюджетная отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества |
Ответственность по обязательствам | Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником этого имущества или приобретенного за счет выделенных таким собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения | Отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества. Как собственник имущества не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения | Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества |
Таблица сравнительного анализа налоговой нагрузки на бюджетные учреждения нового типа, автономные учреждения и казенные учреждения
Налог | Автономное учреждение | Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) | Казенное учреждение |
НДС от платных услуг | Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) | Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) | Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) |
НДС от аренды | Уплачивают | Уплачивают | Не уплачивают (платит арендатор - налоговый агент) |
Налог на прибыль | Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается) | Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается) | Не уплачивают (налогооблагаемая база отсутствует) |
Госпошлина за наименование "Россия" | Уплачивают (при регистрации учредительных документов) | Уплачивают (при регистрации учредительных документов) | Не уплачивают |
Упрощенная система налогообложения | Применяется | Не вправе применять | Не вправе применять |
Налог на имущество, земельный налог | Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) | Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) | Уплачивают (за счет доведенных им на эти цели ЛБО) |
Перечень нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ
Минфин России разработал Примерный перечень актов, необходимых для реализации Закона N 83-ФЗ, которые подлежат принятию органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В целях реализации положений указанного закона в муниципальных образованиях органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано довести соответствующую информацию до органов местного самоуправления входящих в их состав муниципальных образований.
N п/п | Статьи федеральных законов, устанавливающие основания для разработки НПА | Наименование нормативного правового акта | Ответственный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) |
1 | Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (пп. "б" п. 1; п. 2 ст. 13; п. 4 ст. 14; п. 2.1 ст. 16; п. 2 ст. 17.1; п. 5 ст. 18 и ст. 19.1); Федеральный закон от 18.10.2006 N 174-ФЗ (ст. 5); Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (п. 15 ст. 31) | Установление порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений субъектов РФ (муниципальных учреждений), а также утверждения уставов государственных учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений) и внесения в них изменений | Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального образования) |
2 | Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (п. 4 ст. 9.2) | Установление порядка определения платы за оказание бюджетным учреждением субъектов РФ (муниципальным учреждением) услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, для граждан и юридических лиц | Орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя |
3 | Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (пункты 5, 6 ст. 9.2) | Определение порядка осуществления бюджетными учреждениями полномочий органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и определение порядка финансового обеспечения их осуществления | Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального образования) |
4 | Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (п. 7 ст. 9.2) | Утверждение условий и порядка формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания бюджетными учреждениями субъектов РФ (муниципальными бюджетными учреждениями) | Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального образования) |
5 | Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (п. 11 ст. 9.2); Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (п. 3 ст. 3) | Установление порядка определения видов особо ценного движимого имущества в отношении бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) | Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального образования) |
6 | Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (п. 12 ст. 9.2) | Определение перечня особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения субъектов РФ (муниципального бюджетного учреждения) | Орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя |
7 | Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (п. 3.3 ст. 32) | Определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений субъектов РФ (муниципальных учреждений) | Орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя |
8 | Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (п. 3.3 ст. 32) | Определение порядка составления и утверждения Отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества | Орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя |
9 | Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (п. 5.1 ст. 32) | Установление порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и казенных учреждений) | Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального образования) |
10 | Бюджетный кодекс РФ (п. 5 ст. 79) | Установление порядка предоставления бюджетных инвестиций автономным и бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным автономным и бюджетным учреждениям) | Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального образования) |
11 | Бюджетный кодекс РФ (п. 1 ст. 221) | Установление порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных казенных учреждений) | Орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя |
12 | Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ч.3.3-3.4 ст. 2) | Установление порядка открытия и ведения лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) и проведения кассовых выплат за счет средств автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) | Финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) |
13 | Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (пункты 3 и 6 ст. 30) | Установление порядка открытия и ведения лицевых счетов бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) и порядка проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) | Финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) |
14 | Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ч. 10 п. 20 ст. 30) | Установление порядка учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих взыскание на средства бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений), и иных документов, связанных с их исполнением | Финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) |
15 | Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (п. 16 ст. 30) | Установление порядка санкционирования расходов бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. вторым ч. 1 ст. 78.1 и п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации | Финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) |
16 | Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (пункты 18, 19 ст. 30) | Определение порядка взыскания в бюджет субъекта РФ (местный бюджет) не использованных в текущем финансовом году остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям субъекта РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) | Финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) |
17 | Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (п. 23 ст. 30) | Установление порядка перечисления в бюджет субъекта РФ (местный бюджет) остатков средств с соответствующих счетов, на которых отражаются операции со средствами бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных учреждений), а также их возврата на указанные счета | Финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) |
18 | Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (п. 27 ст. 30) | Установление предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения, превышение которых влечет расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ с руководителем бюджетного учреждения | Орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя |
19 | Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (п. 16 ст. 33) | Установление формы финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных учреждений) в переходный период; установление даты, начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта РФ (местный бюджет) доходов, полученных казенными учреждениями субъекта РФ (муниципальными казенными учреждениями) от платных услуг; установление порядка и направления использования бюджетными учреждениями субъектов РФ, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями субъектов РФ (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление указанным учреждениям; установление порядка и направления использования бюджетными учреждениями субъектов РФ, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями субъектов РФ (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями) доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доходы деятельности | Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ и представительные органы местного самоуправления |
Е.А. Назарова,
экономист
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 5, июль-август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859