Бюджетирование, ориентированное на результат, в здравоохранении Великобритании
Бюджетирование, ориентированное на результат, в Великобритании основано на двух основных элементах: Соглашения о бюджетных услугах (Public Service Agreements, PSA) и Соглашения о качестве услуг (Service Delivery Agreements, SDA). Соглашения о бюджетных услугах декларируют общую цель или цели министерств или ведомств. Соглашения о качестве услуг содержат перечень мер и план достижения поставленных целей в действующих Соглашениях о бюджетных услугах (PSA).
Свою миссию Департамент здравоохранения Великобритании определил как "улучшение здоровья и самочувствия людей в Англии"*(1). Департаментом здравоохранения Великобритании в 2008 году принят документ под названием "Стратегическая структура Департамента здравоохранения" (Department of Health Strategic Framework). В данном документе сформулированы три стратегические цели (Departmental Strategic Objective - DSO) Департамента здравоохранения Великобритании:
- улучшение здоровья и благополучия для всех: помощь людям оставаться здоровыми, тем самым предоставление им возможности жить самостоятельно, и преодоление неравенства в доступе к медицинской помощи различных групп населения в сфере здравоохранения;
- более качественная забота обо всех членах общества: достижение наивысшего уровня в здравоохранении и социальной помощи, который предполагает безопасную и эффективную помощь, когда люди нуждаются в ней;
- лучшая ценность для всех: обеспечение доступных, эффективных и устойчивых услуг, содействие экономике в целом и государству.
По каждой стратегической цели определены от 2 до 3 конечных результатов (Outcome), степень достижения которых определяется ведомственными индикаторами стратегических целей, которых в общей сложности 44. Например, по стратегической цели улучшения здоровья и благополучия для всех - помощь людям оставаться здоровыми, тем самым предоставление им возможности жить самостоятельно, и борьба с неравенством в сфере здравоохранения для различных групп населения - определены следующие конечные результаты:
1) помощь в улучшении здоровья каждого гражданина, эмоционального состояния и продлении его продолжительности жизни;
2) помощь в улучшении качества жизни гражданина;
3) помощь самым уязвимым членам общества в достижении их стремлений, строя более справедливое общество.
При этом в качестве ведомственных индикаторов по конечному результату "помощь в улучшении здоровья каждого гражданина, эмоционального состояния и продлении его продолжительности жизни" по первому результату выступают такие показатели, как сокращение смертности от рака людей младше 75 лет (по крайней мере, на 20% к 2010 году), сокращение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний людей младше 75 лет (по крайней мере, 40% к 2010 году), доступ к психологическим методам лечения, подготовленность к эпидемии гриппа.
В данном документе также отражается взаимосвязь между PSA и DSO. В частности, указывается, что более широкий диапазон деятельности Департамента здравоохранения Великобритании определен его тремя DSOs. DSO включает индикаторы PSA, однако, например, PSA "Содействие в улучшении здоровья и благосостояния для всех граждан" включает в себя пять определенных индикаторов, в то время как в состав DSOs входит 18 показателей, то есть индикаторы PSA включают подмножество индикаторов DSOs. На схеме 1 представлена взаимосвязь между DSOs, национальной службой здравоохранения и работой местных органов власти.
/--------------------------------\
| (DH DSO INDICATORS) |
|Индикаторы стратегических целей |
/--------| Департамента здравоохранения |----\
| | (все Индикаторы PSA включены | |
| | в пределах DSOs) | |
| \--------------------------------/ |
| Индикаторы DSOs каскадируются на |
| уровень национальной службы |
| здравоохранения и местных органов власти |
/----------------------\ /--------------------------\
|Установка индикаторов | | Установка индикаторов |
|для национальной | |для местных органов власти|
|службы здравоохранения| | |
|(NHS) | | |
\----------------------/ \--------------------------/
Источник: Department of Health Strategic Framework*(2), стр. 10.
К сфере здравоохранения отнесено шесть PSA. Некоторые из показателей PSA носят межведомственный характер, и, соответственно, деятельность Департамента здравоохранения Великобритании в достижении индикаторов, определенных в них, не является ключевой. Из шести SPA только в двух SPA Департамент здравоохранения Великобритании играет ключевую роль. К ним относятся:
- Соглашение о бюджетной услуге 18 "Содействие в улучшении здоровья и благосостояния для всех граждан" (PSA Delivery Agreement 18: Promote better health and wellbeing for all);
- Соглашение о бюджетной услуге 19 "Гарантия лучшей заботы обо всех" (PSA Delivery Agreement 19: Ensure better care for all).
Рассмотрим наиболее важное из них - Соглашение о бюджетной услуге 18 "Содействие в улучшении здоровья и благосостояния для всех граждан". Данный документ состоит из четырех разделов: "Видение", "Измерение", "Стратегия", "Приложение". В разделе "Видение" представлены ключевые проблемы, на которые обращает внимание Департамент здравоохранения Великобритании. В частности, к таким ключевым проблемам отнесены следующие: продолжительность жизни мужчин в самом высоком социальном классе в среднем на восемь лет дольше, чем в самых низших слоях населения; 24% смертельных случаев, произошедших в 2006 году, относятся к людям младше 70 лет; 4 000 человек совершают самоубийства каждый год, и самоубийство - вторая причина смерти мужчин до 35, курение - основная преодолимая причина преждевременных смертей и плохого здоровья в Англии сегодня, смертность от курения составляет приблизительно 86 500 человек в год (одна пятая всех смертельных случаев) и т.д.
При этом определено, что PSA Delivery Agreement 18 стремится отвечать на эти вызовы путем увеличения продолжительности жизни в Англии (занимаясь болезнями, вызывающими наибольшую смертность, поощрением здорового образа жизни, а также уменьшением различий в состоянии здоровья среди различных социальных групп), борьбы с курением, поддержки людей в их стремлении к независимости и благосостоянию, улучшения доступа к психологическим методам лечения людей с депрессией и (или) беспокойством.
На основании определенных в PSA Delivery Agreement 18 путей решения ключевых проблем в разделе "Измерение" определены пять основных индикаторов: смертность во всех возрастных группах; различие между показателями смертности во всех возрастных группах и показателем смертности по стране в целом; пропорция людей, поддерживающих независимую жизнь (в данном случае имеются в виду люди, которые не нуждаются в заботе и поддержке); распространенность курения; доступ к психологическим методам лечения.
В разделе "Стратегии" представлены мероприятия, направленные на достижение показателей по определенным индикаторам. В частности, по индикатору распространенности курения определены шесть направлений эффективного контроля за табаком (всесторонние запреты на рекламу табака, защита людей от табачного дыма и т.д.). В приложении представлены более подробные комментарии к индикаторам, определенным в SPA. По каждому из определенных индикаторов определен показатель (национальная цель). В частности, по индикатору распространенности курения национальной целью является уменьшение взрослого курящего населения до 21% или к 2010 году сокращение распространенности среди обычных групп до 26%. В приложении также отмечено, что показатель индикатора определяется на основании данных статистики и существует 95%-ная уверенность в статистической погрешности в размере +/- 0,7%-ной точки. Следовательно, уверенность в достижении цели будет, если показатель будет зарегистрирован ниже уровня 20,3% и, наоборот, если будет зарегистрирован уровень выше 21,7%.
Примерами межведомственных SPA, в которых участвует Департамент здравоохранения Великобритании, являются:
- Соглашение о бюджетной услуге 12 "Улучшение здоровья детей и молодых людей", по которому Департаменту здравоохранения определены следующие индикаторы: распространенность кормления грудью в 6-8 недель, уровень тучности детей, эмоциональное здоровье и благосостояние, опыт родителей в оказании услуг нетрудоспособным детям.
- Соглашение о бюджетной услуге 13 "Улучшение здоровья и благосостояния детей и молодых людей", по которому для Департамента здравоохранения определен такой индикатор, как чрезвычайные госпитализации, вызванные неумышленными и преднамеренными ранами детей и молодых людей.
Соглашение о качестве услуг (SDA) Департамента здравоохранения Великобритании состоит из трех разделов, главным из которых является постановка ключевых результатов (Delivering Key Results). Данный раздел представляет собой таблицу, в которой изложены цели, определенные в PSA, а напротив каждой цели определены мероприятия, которые необходимы для достижения цели.
Например, основными мерами по раковым заболеваниям определены сокращение риска заболевания раком, обнаружение заболевания на ранней стадии, улучшение медицинского ухода. По каждой из вышеперечисленных мер определены конкретные мероприятия. Например, по такой мере, как улучшение заботы, определены следующие мероприятия:
- новые инвестиции в штат и оборудование (финансирование приобретения 250 сканеров, дополнительная подготовка 20 000 медсестер и 1 000 специалистов по раковым заболеваниям и т.д.);
- равноправный доступ к качеству заботы (направление средств в течение трех лет для обеспечения возможности доступа всем больным к 13 новым видам обезболивающих средств).
Каждый год Департамент здравоохранения Великобритании формирует ежегодный осенний доклад о работе (Autumn Performance Report 2009). В данном документе представлена информация по всем PSA и индикаторам, относящимся к деятельности департамента. В частности, указывается, какой прогресс достигнут по тому или иному индикатору. В 2008 году по такому PSA, как 18 "Продвижение лучшего здоровья и благосостояния для всех", из 5 индикаторов существенный прогресс был достигнут по 2, из 8 индикаторов, определенных в PSA 19 "Гарантия лучшей заботы обо всех", существенный прогресс достигнут по 6. Аналогичная информация представлена и по стратегическим целям.
С.Г. Хабаев,
к.э.н., доцент, докторант кафедры
"Финансы, денежное обращение и кредит"
Государственного университета управления
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 5, июль-август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) http://www.dh.gov.uk/en/Aboutus/HowDHworks/index.htm.
*(2) http://www.dh.gov.uk/en/Advancedsearch/SearchResults/index.htm?&searchTer ms=Department.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859